Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика источниковой базы




Поскольку, целью исследования являлось рассмотреть эволюцию культа святых именно в контексте социально-политических и культурных процессов, происходящих во Франкском государстве, в выборе источников целенаправленно был сделан акцент на те из них, в которых история церкви, религиозная жизнь общества, освещаются вкупе с его социально-политической, экономической и культурной историей. Также выделенные нами в развития культа святых во Франкском государстве два основных периода - меровингский и каролингский - предполагает разделение источников по аналогичному принципу. Целями и задачами исследования определяется использование нами разнообразных по характеру источников, которые можно разделить по нескольким основным группам:

Хроники и анналы

Основным источником этого типа для меровингского периода является «История Франков» Григория Турского (539 - 594), написанная этим епископом во второй половине VI в. Она представляет собой не только важнейший источник по изучению социально-политической истории Франкского государства с его основания до конца VI, но также, не менее подробно освещает историю галльской церкви, религиозные процессы, происходившие в обществе в тот период. «История Франков» насыщена множеством историй о жизни и чудесах галльских святых и позволяет проследить роль и функции культа святых в рамках социально-политических и экономических процессов, происходивших в государстве Меровингов.

«Книга Истории Франков», написанная неизвестным автором около 727 г., охватывающая весь период истории Меровингского государства и переходное время - возвышение династии Пипинидов - является менее содержательным, особенно что касается церковной истории, источником, нежели «История» Григория Турского, однако снабжает ценными сведениями о правлении последнего значительного представителя Меровингской династии Дагоберта I и его деятельности по поддержанию культа святого Дионисия.

Так называемая «Хроника Фредегара», являющаяся обширной летописной компиляцией, относящейся к VII в. является почти единственным связным и подробным источником для первой половины VII в., а также дополняет «Историю Франков» Григория Турского для второй половины VI в.

Так называемая «Хроника Продолжателей Фредегара» является источником по важным источником по переходному периоду между ослаблением меровингской династии и возвышению Пипинидов до коронования Карла и его брата Карломана в 768 г.

Из хроник каролингского периода в работе были использованы: «История в четырёх книгах» Нитхарда, «История» Рихера Реймского, а также «Продолжение хроники Регино из Прюма» Адальберта.

Первая «История» написана внуком Карла Великого Нитхардом и охватывает первую половину IX в. Автор повествует не только о сложной и противоречивой политической жизни франкского королевства в 20 - 40-х гг. IX в., борьбе сыновей Карла Великого за отцовское наследство, но и о строительстве новых церквей и монастырей святых, позволяет проследить изменения. произошедшие в Каролингском государстве вследствие проведенных Карлом Великим реформ. Следующая «История» была написана монахом монастыря св. Ремигия в Реймсе - Рихером, во второй половине X в. и является незаменимым источником по истории западного королевства франков в этот период. История Рихера представляет важные сведения об одном из самых главных культов святых Франкского государства - святого Ремигия Реймского, сообщает о многочисленных переносах мощей святых, экономическом развитии монастырей. Будучи составленной, в среде высшей церковной иерархии и, посвящённая в частности архиепископу Реймскому Герберту Орильякскому, она даёт яркое представление о положении высшего духовенства церкви, особенностях религиозной практике в период угасания каролингской династии.

Также по истории данного периода в работе использовались различные анналы. Этот вид источника характерен именно для каролингского периода Франкского государства. Анналы, в отличие от хроник не подразумевают подробное освещение событий, но, являясь, погодовыми заметками отмечают самые значимые из них. И это тем более важно для нашего исследования, если учесть, что часто в анналах отмечались различные события, связанные с почитанием святых. В нашей работе использовались анналы, охватывающие в их совокупности весь период истории каролингского государства; «Ксантенские анналы», «Ведастинсике анналы», «Анналы Флодорада», «Бертинские анналы», «Лобские анналы», «Тилианские анналы», «Петавианские анналы», «Анналы святого Аманда». Из них особо стоит отметить «Бертинские анналы», являющиеся достаточно подробными для этого типа источников. Составленные людьми близкими к королевскому двору Людовика Благочестивого, они сообщают важные сведения не только о взаимоотношениях его с церковью, но также о приоритетах в поддержании культов различных святых в Каролингском государстве.

Агиография

Агиографические сочинения также являются незаменимыми источниками по теме нашего исследования. Уже на протяжении нескольких веков ведутся споры о правомерности использования агиографических данных в историческом исследовании. Жития святых, писавшиеся в первую очередь с нравоучительными целями, читавшиеся клириками пастве для её наставления и привлечения в церковь вместе с тем являются замечательным отражением, в первую очередь, взаимоотношений церкви и светской власти в государстве, дают ценные сведения о религиозной практике своего времени, отношении современников к культу святых и отельным его аспектам. Самым главным агиографическим источником для меровингского периода являются сочинения Григория Турского. Этот настоящий «собиратель чудес» и историй о святых оставил после себя внушительное количество агиографических сочинений, содержащих драгоценные сведения о составе, типизации, специфике почитания святых и многих других элементах культа святых в меровингском государстве. В настоящей работе использовался его важнейший сборник агиографических сочинений «Житие Отцов», а также отрывки из четырёх книг «О чудесах святого Мартина».

Агиография Каролингского периода, являлась уже во многом тенденциозной, обрела уже достаточно чёткую и сухую структуру и некоторую шаблонность. Особенно это проявляется в «Житии святого Ведаста, епископа Арры», написанном Алкуином, одним из самых близких Карлу Великому людей.

Законодательные источники в нашей работе представлены в первую очередь различными привилегиями и грамотами, выдававшимися меровингскими и каролингскими королями монастырям и церквам святых. Они являются важнейшими источниками по изучению экономического аспекта культа святых и феодализации церкви. До нас дошло большое количество подобных постановлений, из которых наибольший интерес представляют дарственные и иммунитетные грамоты Дагоберта I.

Также в нашей работе использовались, представляющие большую историческую ценность при изучении истории Каролингского государства и деятельности императоров Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого, - жизнеописания - Эйнхарда «Жизнь Карла Великого» и «Жизнь императора Людовика» некого Анонима. Огромную важность при исследовании отношения к культу святых в Каролингском государстве представляет «Апология» епископа Клавдия Туринского (умер в 827 г.), и послание епископа Амулия Лионского середины IX в.

Большой интерес представляет «Литургия» святого Протадия, относящаяся ко второй половине IX в. и являющаяся важным источником относительно изменения состава, типизации святых в Каролингском государстве. Она во многом отражает влияние на культ святых установившихся тесных отношений римской и галльской церкви в каролингский период.

Для исследования особенностей становления культа святых в Галлии, распространения в ней монашества, рассматривающихся нами на примере изучения культа святого Мартина Турского были использованы сочинения Сульпиция Севера, галло-римского аристократа, обратившегося в христианство. Его сочинения представляют важнейший источник своего времени и содержат богатую информацию об истории распространения христианства в Галлии, началах галльского монашества, связях его с восточной монашеской традицией. «Диалоги» и послания Сульпиция позволяют понять многие культурологические и духовные истоки христианского культа святых и специфику его восприятия культурой поздней античности. Также для характеристики сложного и переходного во всех отношениях IV века и прежде всего духовной обстановки этого времени незаменимы оказались некоторые сочинения видного представителя отцов церкви Блаженного Иеронима.

Таким образом, рассмотренные нами источники позволяют достичь цели нашего исследования посредством решения поставленных нами задач.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...