Цели и задачи исследования
Целью нашего исследования является анализ культа святых и его основных изменений в контексте социально-политического и культурного развития Франкского государства. Задачи исследования: . рассмотреть особенности христианизации Галлии, становления на её территории культа святых и развития монашества (на примере святого Мартина Турского). . выявить и проанализировать основные аспекты меровингского культа святых в контексте общего развития Франкского государства. . рассмотреть церковные преобразования Карла Великого и выявить их влияние на развитие культа святых в каролингском государстве . Проследить развитие культа святого Мартина Турского во Франкском государстве Меровингов и Каролингов . На основе анализа рассмотренного материала сделать выводы об эволюции культа святых в контексте социально-политического и культурного развития Франкского государства. Хронологические и территориальные рамки исследования Хронологические рамки нашего исследования включают весьма обширный период истории раннесредневековой Франции, что связано с целью нашего исследования и определяются первой половиной IV - последней четвертью X в. Территориальные рамки данного исследования в первую очередь обусловлены его целью и определяются теми границами, в которых непосредственно происходило социально-политическое, экономическое и культурное становление и развитие Франкского государства. Таким образом, территориальные рамки нашего исследования определяются границами Галлии в статусе Римской провинции в IV - второй половине V вв. и территориями Австразии, Нейстрии, Бургундии и Аквитании в меровингский и каролингский периоды Франкского государства.
Методология Спектр рассматриваемых в нашем исследовании вопросов достаточно широк и разнообразен, что предполагает использование комплексного методологического подхода. В первую очередь историк должен руководствоваться общенаучным принципом объективности, принципом историзма, а также необходимым при исследовании культурно-исторического феномена принципом диалектической теории познания, признающей глубокую взаимосвязь различных предметов и явлений. То обстоятельство, что изучаемое нами явлении рассматривается в процессе его эволюции в широких хронологических рамках предусматривает обязательное использование и такого общеисторического метода как историко-генетический, позволяющего последовательно раскрывать свойства, функции и изменения изучаемой реальной истории объекта. При выявлении особенностей изучаемого явления в процессе его эволюции необходимым также представляется использование историко-сравнительного метода исторического исследования дающего возможность соотносить специфику изучаемого явления в различные периоды его существования. Многомерность изучаемого в нашей работе явления предполагает обращение и к историко-типологическому методу исследования. При этом, учитывая, что изучаемый объект не может быть исследовано на эмпирическом уровне, то в рамках данного подхода был использован дедуктивно-индуктивный подход, предполагающий классификацию на основе прежде всего сущностно-содержательного анализа. Отчасти в нашем исследовании было необходимо использование структурно-функционального анализа. Поскольку изучаемый нами объект - культ святых - развивался в сложном и противоречивом сочетании культур и этнических особенностей в франкском обществе, а также в рамках восприятия его различными социальными группами, то большую значимость для нашей работы имеют принципы изучения социокультурной реальности разработанные А. Я. Гуревичем в его исследованиях средневековой народной культуры. Им было сделано важное замечание о том, что изучаемые культурные явления имеют свою «подпочву», о необходимости при изучении культурно-исторических явлений учитывать присущее эпохе специфическом видении мира, понимании времени, пространства, души, отношения мира земного и потустороннего.
Изучение культа святых предполагает также опору на определённую концепцию истоков святого как необходимой составляющего религиозного сознания. Этот вопрос находился в центре внимания многих феноменологов религии. Часть из них констатирует объект своего исследования в качестве неличностной сверхприродной силы (которая, принимая различные названия, остаётся синонимом святого (Зёдерблом, Г. Ван дер Леу и др.). У них угадывается следующая схема генезиса понятия «святого». Речь идёт о последовательном отделении из системы табу противоположных пар: в начале это «запретное - незапретное», затем «чистое - нечистое» и наконец «святое - профанное. Святое здесь предшествует понятию Бога. Вторая группа феноменологов религии, к которой, принадлежит Отто, определяет понятие «святое как первоначально чисто религиозное, относящееся к божественной сфере и тем самым неприкосновенно и обособленное. Таким образом понятие «святое» становится в этом случае sui generis. К последней феноменологической традиции ориентирующей религиоведение на понятие «вера в Бога» в качестве первофеномена религии относится Виденгрен. Нам видится наиболее приемлемой первая из вышеуказанных точек зрения и именно последствия такой эволюции понятия святого прослеживается при изучении отношения к святым и понимание культа святых у новообращённых франкских королей и гало - римлян.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|