Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внуци дажбожьи. Рюриковичи – как ответ на новые вызовы истории




Внуци дажбожьи

Так что же это был за народ такой, который уже тогда, тысячи лет назад создавал свою цивилизацию, отличную и от греко-римской европейской, и от азиатской, что восточной, что западной? Любой народ складывается на единой идеологии, едином философско-религиозном осмыслении своего бытия. У наших предков было довольно чёткое представление о том, откуда они взялись и откуда взялись их обычаи, сложившиеся в обычное право. Во-первых, они считали себя потомками богов. Кем были эти боги, откуда они сами-то взялись, наши предки знали куда лучше нас сегодняшних. Мы сегодня можем только предполагать, что все эти Свароги, Лады, Макоши, Белбоги, Чернобоги, Дажбоги, Велесы, а также Зевсы, Посейдоны, Яхве, Йеговы… были либо пришельцами с других планет, либо выжившими представителями прежних высокоразвитых цивилизаций Земли, либо наиболее выдающимися предками разных народов, которые своими достижениями запомнились своим потомкам настолько, что со временем стали сперва легендой, а потом и богами. Но то, что они БЫЛИ в реальности, сомнений быть не может. Вполне вероятно, что они устроили большую резню друг с другом, с использованием оружия массового поражения, до которого наша сегодняшняя цивилизация только-только начала добираться в своём технологическом развитии. Боги эти были разными по своим, как бы мы сейчас сказали, морально-нравственным качествам. Например, библейский бог, который использовал племя Израилево для подавления людской базы других богов, был явным садюгой и тоталитарной личностью. Одно его требование уничтожать хананеев всех, от старца до младенца обоих полов, чего стоит. А десять главных заповедей, которыми он снабдил это племя? Из них первые четыре – это подчинение ему и только ему, а если какой-то индивидум из родов Израиля толерантно отнесётся к другому богу, то жесточайшее наказание. А Один викингов? Трудно найти более кровавого и агрессивного бога, разве что Лютого, того самого главного бога племени лютичей, разгромленного и ассимилированного германцами на Эльбе (Лабе).

В этом смысле славянам, особенно восточным, можно сказать, повезло. Большинство их богов были весьма нормальными личностями – они не призывали непременно уничтожать врагов, даже не призывали врагов ИСКАТЬ. Правила и обычаи, данные этими богами, устанавливали уважение к труду, к сохранению и приумножению рода, что невозможно без любви к ближнему своему и к тому самому труду, добывающему хлеб насущный для себя и своих ближних. С другой стороны, это требовало при необходимости и защиты своего рода от внешних угроз. И вот тут мы подходим к отношению наших предков к своей смерти. Умерший человек покидал этот свет, ЯВЬ, чтобы уйти к своим предкам в НАВЬ. Там, в Нави, они продолжали трудиться на полях Сварога с той лишь разницей, что на этих полях не было никаких катаклизмов, ни засухи, ни морозов, и труд там был в радость. Но особый, почётный статус в Нави получали те, кто погиб в сражении, защищая свой род. Они попадали в войско Сварога, которое стояло за справедливость и помогало в тяжёлую годину своим потомкам в Яве. Все эти тонкости взаимодействия Яви и Нави, правила жизни там и там определяла ПРАВЬ.

Итак, смерть для наших предков была всего лишь переходом человека из Яви в Навь, а смерть в бою «за други своя» была ещё и весьма почётна, более того – СВЯТА, а значит прощала погибшему и прежние грехи («Мёртвые сраму не имут», - напоминает Святослав своим воинам перед битвой). Таков был философски-религиозный фундамент, на котором строилось воспитание наших предков из поколения в поколение. Это объясняет и многие упоминания в исторических источниках того, как в критические моменты, когда сопротивление противнику было уже бесполезно, наши предки сбрасывали доспехи и одежду, и шли в свой последний бой умирать с мечом в руке, но не покрывали себя позором сдачи. Вот оттуда: «Русские не сдаются».

Была ещё одна особенность менталитета наших предков, которая вытекала из их трудолюбия и храбрости, они не знали рабства, более того – презирали само это понятие. Несомненно, за какие-то проступки, нарушение Прави (правила, правды) конкретные члены родовой общины лишались части своих гражданских прав, которые возвращались им после возмещения ущерба пострадавшим от их проступка, так же, как и пленные, не сумевшие предоставить победителям выкуп за свою свободу. Но даже арабский купец, прекрасно разбиравшийся в укоренившемся на Востоке, как и в греко-римской традиции, институте рабства, не заметил этого института у наших предков, удивляясь тому, что они «даже пленных в рабов не обращают, а отпускают за выкуп или оставляют у себя в качестве СОРОДИЧЕЙ».

Рюриковичи – как ответ на новые вызовы истории

Вот такой народ несколько тысячелетий жил и развивался от Венеции на юге до Балтики на севере, от Эльбы и Альп на западе до Восточной Сибири на востоке. Несмотря на единство языка, близкую, по сути, религию, этот народ не был един организационно. Родовые общины объединялись в племена, те в союзы племён, но все эти объединения были, как правило, ситуативные. Свободных безлюдных пространств на этой части Евразии, где только 9 тысяч лет назад с Западной Европы стали сходить километровые ледники, а Средне-Русская возвышенность, Западная Сибирь и большая часть Средней Азии стали освобождаться от залившего их огромного моря, было много. Тем не менее, растущее население Земли, которое для пропитания в тех технологических условиях нуждалось в обширных территориях, постоянно сталкивалось между отдельными племенами, а возникающие рабовладельческие государства всё больше нуждались в притоке рабов. В этих условиях во втором тысячелетии нашей эры эффективность в противостоянии внешним угрозам прежней племенной организацией оказалась недостаточной. Этим объясняется поражение западнославянских племён, которые либо пали под натиском германцев, либо, как поляки или чехи воспринимали новую идеологию латинской христианской церкви вместе с римским правом частной собственности на всё – от земли до людей. Так, становясь вровень с западной организацией постоянного профессионального феодального войска, они сумели затормозить захват и онемечивание своих народов.

Другим путём пошли восточные славяне. Пока поляне и вятичи откупались данью от выросшего мощного государства на юге – Хазарского каганата, новгородцы решились на призвание остатков непокорившихся воинов-варягов из балтославян, бежавших на восток к своим соплеменникам, ибо это были опытные воины. В данном случае, зная о беде, настигнувшей полабских славян, новгородцы осознали, что лучше кормить свою профессиональную армию, чем покоряться чужой.

Как же появились эти профессиональные воины у славян? А всё достаточно просто. Развитие общества, повышение производительности труда, позволяющее наращивание прибавочного продукта, идёт рука об руку с разделением труда. Это разделение возникло у славян давно. Были свои хлебопашцы, скотоводы, шорники, гончары, кузнецы, купцы, которые осуществляли обмен товарами между разными производителями (доставку к потребителю, так сказать). Появлялись время от времени и свои профессиональные воины. Только вот содержать этих профессиональных воинов в отсутствии врага мирным в общем-то людям было как-то не с руки. От разбойников да лихих налётчиков, дескать, и сами отобьёмся. Эта позиция так похожа на крики наших сегодняшних либералов: «Зачем нам такие расходы на армию!? Давайте лучше пенсионерам пенсии повысим! ». Тем не менее, именно отсутствие такой армии и вынудило полян и вятичей стать данниками хазар, имеющих такую мощную силу, а западных славян попасть под власть германцев. Рюрик, получив от новгородцев нужные средства, и стал формировать такую армию (дружину).

После смерти Рюрика, используя эту профессиональную дружину, уже Олег объединил Русь вдоль пути «из варяг в греки», устранив ставленников хазар в Киеве, забрав себе ту дань, которую прежде платили поляне хазарам. Теперь, объединив под единым началом новгородцев, смолян (кривичей), древлян и полян, Олег уже собирал дань достаточную, чтобы укрепить и увеличить свою армию и разбить отряды хазар, попытавшихся вернуть под свою власть Киев. У хазар в это время были свои тёрки с Византией, поэтому они и проглотили эту наглость Олега, тем более, что тот поставил «на уши» саму великую Византию.

Не правда ли, очень похоже на разборки обычных рэкетиров наших 90-х?

Потом Олега сменил сын Рюрика Игорь… Вот тут мы подходим к коренному различию русского и прочих феодализмов. Основой феодализма, что европейского, что и азиатского, являлось порабощение захваченного народа захватчиками. Хорошо вооружённые профессиональные армии, а то и просто отдельные отряды, захватывали территорию с определённым населением и либо гнали захваченных людей к себе в рабство, либо объявляли их с их землями своей собственностью. Первыми в Европе, как известно, сажать рабов на землю, превращая их в крепостных производителей стали римляне. А поскольку влияние римской культуры, римского права частной собственности на землю и людей, так или иначе, распространялось вместе с их завоеваниями на всю западную Европу (славян они не осилили), то эта система (завоевал – подчинил, присвоил) с середины первого тысячелетия нашей эры там и распространилась.

Другое дело Русь. В своём исследовании «Боярская дума древней Руси» Ключевский отметил одну важную особенность русского феодализма – русский князь или его, назначенный на какую-либо территорию, боярин не являлись собственниками ни земли, ни людей на этих территориях. В лучшем случае у него был в собственности свой терем, если только ему, в качестве «служебного жилья» не предоставляла этот терем община. Русский феодал был де-юре наёмным управленцем на определённой территории, где проживали свободные люди, пригласившие его их защищать и осуществлять суд по их обычаям. Тем не менее, попытки встать над народом, подчинить себе полностью города и сельские общины по примеру своих западных «коллег» среди русских феодалов не прекращались никогда. Самая известная из провальных, это расправа древлян над князем Игорем Рюриковичем, посмевшим собрать с них дань больше договорённого прежде. Такие восстания против беспредела феодалов вспыхивали на Руси постоянно, а потому у князей и бояр были весьма большие трудности в подчинении этого свободолюбивого и вольного народа сверх сложившихся традиций и правил. Более того, часть самой боярской и размножившейся княжеской элиты стояла за сохранение этой традиции СЛУЖЕНИЯ народу. На их помощь и опирались восстававшие общинники и горожане, благо уже в 12-м веке борьба князей за уделы стала весьма привычным делом, и в этой «предвыборной» борьбе все они опирались не только на мощь своих дружин, но и на поддержку местного «электората». Нет сомнения в том, что всемерной поддержкой населения пользовались те князья, которые были привержены старинным обычаям, правам и свободам сельских и городских общин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...