Преступное поведение: проблема 1 глава
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Яковлев, Александр Максимович Теория криминологии и социальная практика / А.М. Яковлев; Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. — М.: Наука, 1985. — 247 с.
В работе исследуется эволюция криминологических теорий в тесной связи с порождающими их социальными условиями и той социальной практикой, которая формируется на основе этих теорий, показаны существенные закономерности развития криминологического знания, дан анализ понятий и категорий этой науки. В книге разбирается понятие «личность преступника». Метафизической концепции противопоставляется детерминистическая теория преступного поведения.
От автора
Эта книга — о развитии криминологических идей в связи с историей развития общества, сменой систем мировоззрений, эволюцией философских представлений о мире, обществе и человеке. Прочной марксистской традицией советской криминологии является критическое осмысление совокупности исторически развивающихся знаний о преступности, преступном поведении и личности преступника. Эта традиция выражает постоянный процесс проникновения в суть этих явлений, вырастает из стремления раскрыть закономерности преступности с тем, чтобы эффективно воздействовать на это социальное зло. Подобно тому как марксизм совершенствуется в ходе научного анализа социальной действительности, в ходе творческой переработки и преодоления ограниченности домарксового мышления, в ходе развития собственно марксистской теории, также и советская криминология, изучая преступность, нуждается в постоянной оценке и переоценке основных идей и представлений криминологического характера. Без этого немыслимо развитие научной криминологической теории, адекватно отражающей и со все большей глубиной вскрывающей реальные характеристики преступности, с тем, чтобы поставить криминологическое знание на службу социалистическому обществу.
Чем реально занята криминология? Что она изучает, каким образом и для чего? Что познано криминологией объективно, что — лишь поверхностно либо истолковано ошибочно? Где криминология видит правду, а где гонится за миражом? Каковы используемые в криминологии категории, понятия, концепции? Откуда происходят они и к чему ведут? Какого рода социальную практику призваны они обслуживать, с какой целью и с какими последствиями? Рассмотрение этих и подобных им вопросов существенно важно для теории криминологии. Попытка ответить на подобные вопросы мыслима лишь с учетом неразрывного единства конкретно-исторического и логико-гносеологического подхода к анализу криминологических идей и представлений. Логика истории и логика идей, борьба классов и борьба взглядов, принципов, идеологий — таков реальный социальный контекст развития всякого научного знания, и в том числе криминологической теории. Социальная практика, из которой вырастает криминологическая теория и которой, в свою очередь, она служит, — критерий познания истинности такой теории, показатель ее подлинного смысла и значения, ее действительной социальной роли, реально выполнявши общественной функции. Понятие преступления столь же древне и столь же исторически обусловлено, как и раскол общества на классы, появление го-
сударства и права. Оно непосредственно связано с процессом формирования идеологий, понятий о добре и зле, представлений о правде и неправде, о справедливости и произволе. Изучение процесса возникновения, опровержения и дальнейшего формирования криминологических идей позволяет криминологии не только познать самое себя, но и показать свое место в никогда не прекращающемся стремлении человечества осознать свое предназначение, увидеть конкретные пути построения более справедливого и человечного общества — общества без классовых антагонизмов и угнетения, общества без преступности и преступников.
Разумеется, исследование всех указанных проблем в полном объеме не может быть осуществлено в одной работе, которая преследует главным образом цель привлечь внимание к указанным аспектам развития криминологической теории.
Глава I ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА: ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ МОДЕЛИ
Согласно законам Афин Сократ был преступник, и его осуждение имело бесспорное основание. Однако вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Э. Дюркгейм. Норма и патология
Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдой в злодействе и несправедливости. Из речи Сократа после приговора. Платон. Апология Сократа
Уголовное право и криминология О личности преступника
Ведущей тенденцией развития советской криминологии является ее формирование в качестве самостоятельной научной дисциплины. Необходимым этапом на этом пути должно стать дальнейшее уяснение методов криминологического исследования, его исходных теоретических предпосылок. Уголовное право и криминология тесно связаны между собой. Нигде, кроме как в уголовном законе, не содержится определение того, что есть преступление, кого уголовный закон считает преступником. Следовательно, исходным моментом криминологического исследования служит в первую очередь именно такое деяние (и деятель), признаки которого определены в уголовном законе. И уголовное право, и криминология решают общую задачу борьбы с преступностью. Однако методы этих наук весьма различны. Уяснение различий в методах весьма существенно для определения того, что же представляет собой криминологическое исследование преступности и преступника, каковы специфические методы криминологической науки[1]. Когда конкретный факт совершенного преступления требует оценки с позиции уголовного права, эта оценка с неизбежностью исходит из общих, абстрактных категорий. Эти общие категории непременны и обязательны для такой оценки, ибо они зафиксирова-
ны в уголовном законе. Метод социальной деятельности в этом случае — умозаключение относительно конкретных фактов, оценка этих фактов, исходящая, прежде всего из содержания этих общих, определенных законом категорий. Когда подобного рода конкретные факты изучаются криминологией, исследователь, прежде всего, озабочен их научным обобщением, т.е. установлением того, что объединяет эти факты, что позволяет увидеть за их разнообразием, за их разрозненным проявлением нечто общее, закономерно проявляющееся в ряду данных фактов. Метод исследования в этом случае — эксперимент, опыт, выявление объективных характеристик данных фактов и выведение на их основе общих положений типа теорий, гипотез и т.д. Между общими категориями, используемыми криминологией и уголовным правом, также существуют различия. Общие категории уголовного права — это формулировки закона, это обобщенная характеристика ряда конкретных общественно опасных актов (либо их некоторых общих сторон). Анализ конкретных фактов с позиций уголовного права подчинен одной цели — выявить соответствие этих фактов общим положениям. Если такого соответствия нет (например, в совершенном деянии отсутствуют признаки каких-либо элементов состава преступления — причинная связь, вина и т.д.), данный факт устраняется из поля зрения уголовного права. Здесь «критерием истины» служит формула закона. Общие категории криминологии — это научные постулаты, теории и гипотезы. Они также представляют собой в конечном итоге обобщенную характеристику конкретных фактов. В процессе криминологического исследования также происходит сопоставление выявленных фактов с общим теоретическим положением. Но результат такого сопоставления в криминологии по сравнению с уголовным правом существенно иной. Если в ходе криминологического исследования выявляются факты, не соответствующие общим теоретическим положениям, то отбрасываются не факты, а не получившие своего подтверждения общие, абстрактные категории этой науки — ее принципы, теории и гипотезы (в этом случае они пересматриваются, формулируются заново).
Более того, именно способность подвергнуться проверке в свете конкретных фактов, способность к изменению, к постоянному обновлению и пересмотру — непременный признак криминологической теории. Общие положения криминологии — это экспериментально проверяемые категории. Здесь критерием истины служит эксперимент. Общие положения уголовного права (такие, например, как принцип ответственности за вину, соответствие размеров наказания тяжести преступления и т.д.) — краеугольный камень законности и справедливости в осуществлении социалистического правосудия. Все дело заключается в том, что общие положения уголовного права не являются результатом предварительного экспериментального изучения конкретных фактов, а представляют собой выражение, проекцию определенных принципиальных философских, идео-
логических, политических, моральных, этических и иных принципов и категорий. Общие положения уголовного права — это ценностно-ориентационные категории. Мы не наказываем лицо, невиновно причинившее вред, не потому, что принцип виновной ответственности выведен экспериментально (принцип эффективности), а потому, что идея объективного вменения, наказания без вины глубоко чужда современным этическим, идеологическим, моральным ценностям (принцип справедливости). Эти философские идеи, лежащие в основе принципов социальной справедливости, отражают важный аспект социалистического гуманистического мировоззрения. Общие категории уголовного права охватывают область долженствования, говорят о том, что следует, что должно быть. Общие положения криминологии охватывают область сущего, говорят о том, что есть, что реально существует. И абстрактные категории уголовного права (ценностно-ориентационные), и абстрактные категории криминологии, экспериментально проверяемые, — продукт социальной практики и в конечном итоге, так или иначе, проверяются в ходе этой практики, изменяясь и перестраиваясь с изменением общественного бытия. Характерно также различие между уголовным правом и криминологией по признаку их ориентированности во времени, т.е. по их отношению к прошлому и будущему. Уголовное право, главная задача которого — реагирование на совершенное преступление и обеспечение справедливого наказания за него, ориентировано в силу этого преимущественно на прошедшее. Выводы уголовно-правового характера прямо и непосредственно связаны с уже совершенным преступлением, уголовное наказание — реакция на совершенное преступление, инструмент укрепления правопорядка, охраны, защиты и утверждения базисной системы идеологических, моральных, политических, правовых и этических ценностей данного общества.
Криминология призвана решать ту же задачу, но иным путем. Для криминологии совершенные преступления — исходный материал для рекомендаций, направленных в будущее, предусматривающих реальное изменение реальных ситуаций, обстоятельств и условий, способных в будущем порождать преступность. Криминология — инструмент познания и изменения социальной действительности, тех ее элементов, которые обусловливают существование преступности. Уголовное право в первую очередь озабочено укреплением гарантий социальной справедливости, оно исследует факты правонарушений именно для того, чтобы, реагируя на них, еще раз утвердить незыблемость определенных правовых (в конечном счете — социальных) ценностей, принципов и норм. Анализ фактов в свете общих категорий уголовного права, их оценка с этих позиций служат обоснованию применения справедливых и обоснованных санкций — таковы цели уголовного закона. Справедливость — первое требование к уголовному праву. В уголовном праве отражен ценностный подход к действительности.
Первоочередной задачей криминологии является объективное описание фактов правонарушений, их объяснение, предсказание тенденций их развития и регулирование социальной действительности в желаемом для общества направлении. Описание, объяснение, предсказание и контроль — таковы цели криминологического исследования. Эффективность — первое требование к криминологии. В криминологии воплощается научно-познавательный подход к действительности. Учет различий, существующих между специфическими видами человеческой деятельности, имеет серьезное методологическое значение. М.С. Каган выделяет четыре вида человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную (или общение). Ценностно-ориентационная деятельность, как и познание, имеет духовный характер, однако, устанавливая в отличие от познавательной деятельности отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, она «дает не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях»[2]. Различие между научно-познавательным и ценностным подходами выражается в том, что научное суждение устанавливает и констатирует факты, а ценностный подход позволяет выразить положительное или отрицательное отношение к этим фактам, дать им оценку, отнести их к той или иной категории в свете господствующей социальной системы ценностей. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Но они соотносятся не с истиной, а с представлениями об идеале, желаемом, нормативном»[3]. При всей тесной связи между этими подходами различие между ними также существенно. В сфере научно-познавательного подхода речь идет об истине или заблуждении, в сфере оценочной деятельности — о добре и зле, о хорошем (желаемом, одобряемом) или о плохом (нежелаемом, порицаемом и т.д.). Научно-познавательная деятельность говорит о том, что реально существует («факты, как они есть»), оценочная деятельность говорит, кроме того, о том, что должно существовать («факты, какими они должны быть»). Наука оперирует дескриптивными (познавательными) суждениями, ценностно-ориентационная деятельность — прескриптивными (нормативными) суждениями. «Если бытие объекта познается человеком как истина, то его ценность переживается и осознается как благо, как добро, как красота, как величие»[4], — пишет М.С. Каган. (Или как их антиподы: вред, зло, уродство, низость, аморальность и преступность.) Установление фактов (независимо от нашего к ним отношения) и оценка фактов (в связи и по поводу нашего к ним отношения) —
таковы две стороны познания действительности. Ясно, что любая социальная организация (общество, государство, класс, социальная группа) нуждается и в том и в другом. «Моральные нормы, ценности, оценки, императивы не представляют собой научного знания (другое дело, что возможно знание о них). Поэтому к ним не приложимо понятие истинности в строгом смысле слова. Моральные взгляды сравниваются друг с другом не с точки зрения их научной истинности, а с точки зрения их значимости, ценности. Значимость и ценность той или иной морали устанавливаются этикой на основе постижения сущего — именно смысла, направленности процесса развития общества и личности»[5]. Адекватное познание объективной реальности и оценка элементов этой реальности в свете потребностей и интересов познающих субъектов (личность, социальная группа, класс и общество в целом) — основа существования как отдельного индивида, так и любых социальных структур, любых форм человеческого общежития. В социальной практике в разных сочетаниях воплощаются как научно познанные закономерности объективной реальности, так и их ценностная градация, воплощаемая в том числе и в сфере морали и права, ибо «ценность предмета или идеи определяется их объективными свойствами, поэтому правильная оценка их невозможна без научного познания»[6]. Однако связь между собой этих видов социальной деятельности не означает их тождества. Центральной функцией научной деятельности является познание закономерностей. Центральной функцией оценочной деятельности — ценностная градация фактов действительности. Оба вида деятельности участвуют в познании действительности, но с разной целью. Как отмечает И.И. Лейман, «направленность науки на познание законов позволяет отличить ее от всех других видов общественной деятельности, ибо раскрытие законов есть специфическая задача науки, а не искусства, права, морали и т.д.»[7] В области криминологии мы сталкиваемся с ситуацией, когда феномены действительности, определенные прескриптивными суждениями (преступление, преступник и т.д.) и выражающие собой нормативные категории, должны служить объектом научного исследования, т.е. быть выражены в дескриптивных суждениях (объективные характеристики преступности и закономерности в ее тенденциях, социальные причины преступности и т.д.), выражающих собой познавательные категории. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что именно криминология имеет своим объектом действия, постоянно оцениваемые не просто с точки зрения их объективных характеристик, но и с точки зрения категорий нравственности. Между тем «специфика нравственного сознания заключается в том, что оно, в отличие от научно-теоретического мышления, оперирует нормативно-ценностными
категориями, представляет собой особую модальность мышления»[8]. Именно с этим связан важный для криминологии методологический вопрос: до какой степени и при каких условиях нормативные категории, выработанные в уголовном праве (понятие преступления и преступника), могут служить объектом научного анализа, как если бы они были разновидностью категорий познавательного характера? Между познанием (установлением) фактов и их оценкой (соотнесением с господствующей или иной системой ценностей) возможны различные типы взаимодействия. Так, наиболее очевидной является ситуация, когда более глубокое, обширное познание реальных фактов, их объективных характеристик непосредственно влияет на их оценку, адекватно изменяющуюся параллельно с углублением научного познания, ибо «истинное, научное знание всегда отражает реальные механизмы социальной жизни, закономерности исторического процесса»[9]. Возможна, однако, и задержка эволюции оценочной деятельности по сравнению с познавательной деятельностью, ее отставание. Возможно и относительно самостоятельное развитие системы ценностей, пересмотр на этой основе тех же самых, ранее уже известных фактов действительности, их переоценка, переосмысление. Именно этим объясняется «коренное различие между наукой — этой высшей формой познавательной деятельности и этической, религиозной, политической, эстетической (и правовой. — А. Я.) ориентациями человека — формами деятельности его ценностного сознания»[10]. Конечно, правильная оценка действительности возможна лишь на основе объективной истины, однако, «правильна оценка или неправильна, опирается она на знание объективной истины или нет, она остается оценкой, т.е. неким специфическим, негносеологическим продуктом духовной деятельности», причем оценочные суждения «являются таковыми независимо от того, основаны они на знании или на предрассудке, на науке или на суеверии, на жизненном опыте или на его отсутствии»[11]. Речь, следовательно, должна идти не о сведении и отождествлении познавательной и оценочной деятельности или их противопоставлении, а об их исторически и социально обусловленном взаимодействии. Характер же такого взаимодействия может простираться от полного отрыва оценок от научно-познавательной деятельности (например, ценностные ориентации, связанные с религиозным мировоззрением) и до возникновения социальных ценностей, научно познанные объективные закономерности общественного развития, ибо, как писал В.И. Ленин, «всякой научной идеологии (в отли-
чие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа»[12]. Отождествление, сведение одного вида деятельности к другому (как и продуктов, результатов этой деятельности) часто имеет место, и притом не только в сфере обыденного, повседневного сознания. Конкретно это выражается в отождествлении науки и идеологии, в недостаточном различении понятий и идей. Для теории уголовного права и криминологии указанные положения имеют особое значение. Дело в том, что в теоретически обобщенной форме оценочные суждения могут выступать в виде абстрактных нравственных и политических норм, заповедей, кодексов, причем специфические, политические и правовые ценности возникают в случае, когда объектами ценностно-ориентационной деятельности служат общественные явления и процессы. Используемые для выражения таких ценностей понятия и категории (в нашем случае — понятия и категории уголовного права и морали) — категории оценочные, облаченные в форму прескриптивных суждений, и их соотношение с понятиями и категориями научно-познавательного характера, носящими форму дескриптивных суждений, — самостоятельная и достаточно важная эпистемологическая[13] проблема теории криминологии. Эта проблема тем более важна потому, что нельзя исключить ситуацию, когда оценочные понятия воспринимаются как объективно познанные научные категории. Эта проблема особо важна в сфере изучения проблем преступности — в криминологии, т.е. в науке, занимающейся той сферой социальной реальности, само выделение и обозначение которой (область негативно оцениваемых, порицаемых, противоправных деяний) носит отчетливо выраженный оценочный характер. Смешение нормативных и познавательных категорий, приписывание первым качества вторых ведут к натурализации этой сферы социальной реальности, к приписыванию деяниям, объявленным в законе преступными, особых «объективно преступных» качеств, а лицам, совершающим такие деяния, — особых специфических преступных свойств независимо от их оценки в качестве таковых обществом и государством.
Познание и оценка
Принципиальная особенность научного изучения любых объектов — установление исходных фактических данных, их анализ c целью выведения общих закономерностей, позволяющих вскрыть сущность изучаемых объектов, предметов, явлений (их происхождение, механизм функционирования и т.д.). Результатом научного анализа в идеальном случае служит открытие новых закономерностей, выведение общих положений, по-новому объясняющих определенный класс изучаемых объектов.
Указанная общая последовательность (от фактов — к обобщенным положениям) вовсе не означает, что сами по себе отбор объектов исследования, их наблюдение и анализ возможны при полном отсутствии предваряющих этот анализ общих исходных положений, формулируемых еще до начала исследования в виде гипотез, подлежащих проверке с последующим подтверждением либо опровержением собранными фактическими данными. В тех случаях, когда исследователь приступает к сбору фактов, не сформулировав заранее определенных гипотез и предложений, подлежащих проверке, создается впечатление, что этот принцип нарушается, что возможен сбор фактов в виде «объективной фотографии». «Можно ли сфотографировать факт? Очевидно, что, какая бы четкая ни была фотография, она не может снабдить нас фактами до тех пор, пока сами мы не начнем отбирать на ней какие-то элементы и выражать их в языковой форме»[14]. Дело, однако, заключается в том, что в структуру любого языка уже заранее, до любого наблюдения или исследования оказываются встроенными более или менее фиксированные, стандартизованные системы значений. Эти значения сами собой подразумеваются, они суть продукты культуры данного типа. В своей работе «Примитивные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейм показал, что даже идеи пространства и времени, идеи силы, противоречия различны у различных по своей культуре групп, что основные правила и логические категории в определенной степени показывают свою зависимость от исторически производных социокультурных факторов[15]. Сколь же велика должна быть такая зависимость, когда речь идет о наблюдении и описании социальных фактов, тем более таких социально значимых, эмоционально нагруженных фактов, как преступность и личность преступника! Следовательно, любой целенаправленный сбор фактов с неизбежностью подчиняется определенным исходным представлениям, бытующим в той области социальной действительности, которая служит объектом исследования и в которую оказывается включенным и сам исследователь (в нашем случае — в сферу представлений о преступлении, преступности, личности преступника). А поскольку «все термины получают свои значения за счет их включенности в концептуально-пропозициональную структуру», то оказывается, что «никакое утверждение о факте не является теоретически нейтральным»[16]. Различие между исследованием, основанным на ясно сформулированных исходных предположениях, и исследованием, где заранее, до сбора фактов, такого формулирования не производилось, заключается вовсе не в том, что в первом случае исходные предположения, гипотезы есть, а во втором случае они отсутствуют. На са-
мом деле какие-то исходные предположения с неизбежностью предваряют любой систематизированный сбор фактов либо наблюдение за ними. Разница заключается в том, что в первом случае эти исходные предположения заранее сознательно формулируются, приобретают черты научных гипотез, а во втором случае они не осознаются, а существуют в виде привычных представлений, стихийно воспроизводящихся в сфере повседневного, обыденного сознания. В их числе, однако, возможно существование и донаучных представлений, а подчас и предрассудков. Между тем редко какая еще область представлений так изобилует предрассудками, как сфера преступности. Криминолог, изучающий явление преступности, точно так же включен в сферу обыденного сознания, так же не свободен от распространенных, стихийно бытующих взглядов и представлений о сути преступления и преступности, о личности преступника, как и все люди. Однако, только осознав эти стихийные представления, сознательно сформулировав и оценив их, исследователь-криминолог окажется в состоянии подняться над уровнем повседневных представлений о подобных явлениях, приступить к формулированию научных гипотез и их фактической проверке. Но не только из сферы повседневного, обыденного сознания могут быть перенесены в криминологию исходные представления о преступности и преступниках. Криминология изучает закономерности, определившие совершение человеком преступления, однако человека в его иных проявлениях изучают и другие науки — психология, педагогика, социология, психиатрия, медицина и пр. Для каждой из этих наук характерны свои исходные представления о человеке. В связи с этим возможно стихийное восприятие и перенесение в область криминологии и этих, неспецифических для нее исходных представлений. Осознание таких представлений также позволит более четко сформулировать принципы криминологического изучения преступности и личности преступника. Здесь мы сталкиваемся с чрезвычайно существенной методологической проблемой: каковы специфические черты научного познания преступности? Ответ на этот вопрос вновь требует выделения и рассмотрения различных видов и форм познания действительности. С этой целью необходимо классифицировать духовную деятельность, отражающую, познающую действительность, в том числе и в таких ее проявлениях, как преступность: а) по объекту отражения (что отражается); б) по форме отражения (как отражается); в) по цели отражения (что достигается в результате). Так, художественное творчество является важной формой познания деятельности человека[17]. Здесь проблема преступности воплощена в форме художественных образов, по глубине и силе проник-
новения часто превосходящей и опережающей научное познание действительности, стимулирующей и вдохновляющей криминологические исследования. Однако особенностью художественного познания является нераздельная слитность в полученном результате (художественном образе) и особенностей познаваемого объекта, и личности познающего субъекта (автора художественного произведения). Со сменой познающего субъекта во многом существенно меняется картина отображаемой художником действительности. Художественные образы наглядны и конкретны, их сила — в эмоциональном воздействии. Познание действительности осуществляется также в ходе утилитарно-практической целенаправленной деятельности людей, непосредственно сталкивающихся с преступлением (преступником), — следователя, судьи и т.д. Такое познание — часть конкретного воздействия на объект (познание и воздействие выступают как единый процесс), само воздействие во многом может носить интуитивный, неосознаваемый характер, и успех его зависит от практического адекватного постижения именно данных индивидуальных и неповторимых свойств и качеств объекта. Здесь также со сменой действующего субъекта часто меняется и характер действия. Достижение успеха в подобных случаях свидетельствует, конечно, что и здесь адекватно познается и отражается объективная действительность, однако с прекращением действия исчезает и воплощаемая в таком действии практически познанная закономерность. И в художественном, и в утилитарно-практическом познании главное — выявление особенного и индивидуального в объекте познания. Отыскание же единства в многообразии, повторяемости, установление регулярности в спонтанном, своеобразном, отыскание порядка в хаосе, вскрытие необходимости в море случайностей, т.е. логическое познание закономерностей действительности, раскрытие ее законов, — цель, присущая именно науке. Научный результат верифицируем, его можно проверить, так как со сменой познающего его субъекта он не меняется. Стремление к объективной истине — прерогатива науки. Здесь типичное, повторяющееся, устойчивое, пусть даже по-разному и слабо выраженные в отдельном, приобретают свой подлинный вес, получают смысл и значение, ибо позволяют увидеть «связь вещей», оценить значение их общих признаков, описать закономерность, раскрыть объективные взаимодействия, предсказать тенденции и, быть может, сформулировать практически полезные выводы. Основной продукт научной деятельности — абстрактные, наиболее общие конструкции, которые и составляют теоретическую основу криминологической науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|