Преступное поведение: проблема 5 глава
Спенсеровская теория эволюции гласит, что жизнь представляет собой гигантский ритмический процесс. В ходе этого процесса происходит эволюция от единообразного и аморфного к разнообразному и специализированному. В человеческом обществе бесформенная ассоциация индивидуумов превращается в общество, в котором специализация функций и видов деятельности приводит к более высокому уровню единства. Сведение воедино двух понятий — «социальный» и «инстинкт» было ярким проявлением принципа возведения биологии (инстинкт) на уровень социального феномена и низведения этого последнего на уровень биологии. Так произошло отождествление прирожденных биологических характеристик организма человека с категориями этики (добро и зло, эгоизм и альтруизм и т.д.). Социологизация биологии (приписывание естественным, биологическим законам и явлениям социальных и этических характеристик), а вместе с тем и биологизация социологии (приписывание социально-историческим законам и явлениям, а также категориям этического плана биологиче-
ских характеристик) объективно, как оказалось, открывали дорогу к бесчеловечности во имя науки. Спенсер полагал, что люди приспособляются к социальным условиям при помощи механизма наследственности. Приспосабливаясь к этим условиям, они обогащаются новым опытом, который ими усваивается и передается следующему поколению уже в виде социального инстинкта по наследству. Таким образом, последующие поколения уже рождаются более приспособленными к социальной среде. Такие же понятия, как «справедливость», «мораль», «право», «долг», становятся инстинктивными понятиями, выработанными предшествующими поколениями на основе опыта борьбы за выживание, ибо именно эти понятия позволяли им находить наиболее полезные линии деятельности. Так, принцип утилитаризма был утвержден Спенсером на биологическом фундаменте, а этика низведена до роли придатка к законам биологической эволюции.
Поскольку условия существования людей в разные времена различны, то различны и их этические и правовые принципы. Человеческое общество, полагал Спенсер, развивается от примитивных обществ, основанных на строгой военной иерархии, к индустриальному обществу, в котором индивидуум живет и работает более свободно. Он все более зависит от собственной инициативы, чем от внешней дисциплины, и место войны в таком обществе занимает мир. Все это результат того, что от поколения к поколению люди приобретают все более глубокое чувство социального долга, так как опыт предшествующих поколений трансформируется в социальный инстинкт у последующих. Спенсер умер в 1903 г., незадолго до тех социальных потрясений и катастроф, накануне той эпохи войн и революций, которая положила конец мифу о мирной и прогрессивной эволюции капитализма. Наиболее полное отражение спенсеровских теорий в криминологии мы находим в работе Артура Хэлла, профессора социологии Колумбийского университета, «Преступность в ее соотношении с социальным прогрессом»[109]. Свою задачу Хэлл видел в том, чтобы применить к теории уголовного права данные антропологии, физиологии и психологии. Поскольку, как он полагал, деградация личности преступника является единственным фактом в криминологии, то, следовательно, должны быть выявлены и доказаны эволюционные функции и полезность для общества преступления и наказания. Он начинает с воспроизведения положения Спенсера о том, что великой задачей природы в ходе биологической эволюции было возвышение индивидуума за счет уменьшения его возможностей для продолжения рода (плодовитости), что привело к постоянному росту ценности индивидуального существа. Сохранению биологического рода (расы) служат две силы. Одна из них — укрепляющая индивидуума, другая — поддерживающая и воспроизводящая данный род или вид индивидуума. Эти силы находятся в обратном
отношении одна к другой. Если одна сила угасает, то развивается другая, и наоборот, т.е. развитие более крупных, сильных, более сложных форм жизни всегда сопровождается одним и тем же явлением — снижением уровня рождаемости. Это связано с тем, что, чем менее развит живой организм, тем более зависит он от физического окружения, от среды, тем менее его способность сопротивляться внешним угрожающим силам и бóльшая способность к воспроизведению, что необходимо для выживания рода или вида. Сила эволюционного развития действует на всю группу организмов в целом. Игнорируя качественный скачок, знаменовавший выделение из биологической среды Homo sapiens, Хэлл говорит далее о том, что социальная жизнь, рассматриваемая им как простое продолжение биологической эволюции, обладает тем преимуществом в борьбе за выживание, что ведет к взаимопомощи в борьбе с врагами, стимулирует умственное развитие, становится первым, важнейшим требованием в вечной борьбе за существование. Одновременно социальная жизнь служит средством достижения более высокой, неэгоистичной жизни. Дальнейшая биосоциальная эволюция, связанная с пробуждением умственной деятельности, наследуемыми социальными инстинктами, ведет к появлению сил, стимулирующих эволюцию группы изнутри. Полезные эволюционные отклонения ведут к появлению лидера, вредные — преступника. Социальное давление изнутри группы в сочетании с давлением среды извне служит возвышению индивидуума. «Одной из наиболее важных форм внутреннего давления является то, что люди называют уголовным преследованием и наказанием»[110]. Центральный тезис Хэлла в его объяснении причин возникновения, роли и функций уголовного права, сущности преступления и задач наказания связан с ответом на вопрос о том, кто есть Homo Criminologicus, т.е. кто же они такие, эти лица, отклоняющиеся в плохую сторону от среднего типа. Обычно, отвечает Хэлл, это социальные бездельники (laggards), которые не идут в ногу со средним уровнем развития по направлению к социальному идеалу. «Бунтующий социальный бездельник — вот подлинный преступник; другие бездельники принадлежат к классу бедняков»[111], — заявляет Хэлл.
В ходе дальнейшей эволюции, по мере продвижения общества к более высоким ступеням эволюции, все большее и большее число актов становится социально опасным, опознается в качестве таковых и пополняет собой перечень преступлений. Преступления же суть действия, наказываемые обществом во имя общего благополучия, во имя возвышения индивидуума в направлении идеального социального типа.
Отсюда — важный для Хэлла вывод о том, что, следовательно, возникновение (производство) преступности и преступников — охранительный процесс природы, ибо если бы природа не оказывала все нарастающее давление, не вводила все более суровую социальную селекцию, источник которой находится внутри социальной группы, то физические силы, действующие извне, разрушили бы индивидуумов, не позволяя им усвоить подлинное направление прогрессирующего развития. По мнению Хэлла, для роста цивилизации необходим рост преступности, необходимы все более интенсивный искусственный отбор, социальная селекция, проводимая естественными лидерами — наиболее социально ценными представителями человеческого рода. Они относятся, писал Хэлл, к «лидерам человеческой расы, великим арийским цивилизациям». Это — «сильные люди» (strong man). Они стали таковыми в ходе социального отбора, благодаря социальной дисциплине. Кто же конкретно должен, по Хэллу, взять на себя бремя улучшения человечества при помощи уголовной кары? «Поскольку народ, говорящий на английском языке, продолжает становиться все более сильным, более объединенным, все более господствующим на земле, мы можем верить, что... он правильно решает вопрос о том, что объявить преступным, и это он послужит в течение грядущих лет в качестве великого учителя христианства и цивилизации»[112]. Однако идея социальной селекции и отбора господствующих сверхчеловеков воплотилась не в Англии. В то время, когда Хэлл писал эти строки, уроженцу Австрии Адольфу Шикльгруберу, известному затем под именем Адольфа Гитлера, уже исполнилось 13 лет.
Странная судьба постигла эволюционную социологию Спенсера в ее приложении к криминологии. В предисловии социолога Гиддингса к разбираемой книге Хэлла констатируется, что теории преступности и личности преступника подверглись фундаментальному усовершенствованию под воздействием идей Дарвина. Только необразованные люди видят в преступлении лишь разновидность злобности, и только юристы понимают под преступлением лишь противозаконный и наказуемый акт. Научное (социологическое) же понимание общества и человека, полагал Гиддингс, говорит о связи злоумышленных, наказуемых актов с антропологическими и психологическими факторами, с историческими и социальными условиями. Оказывается, что для научно мыслящего исследователя преступник есть атавистическое отклонение, лицо, не обладающее чувством морали, угрожающее существо, которое следует сдерживать, как дикое животное, а сентиментальная благотворительность может только привести к росту преступности. Деяния, ранее признававшиеся только аморальными, становятся (для Гиддингса правомерно) преступными, ибо уголовное преследование — это наиболее могущественное средство, благодаря которому общество избавляется от социально непригодных и дает
простор для развития в борьбе за существование более дальновидным, сострадательным и т.д. Увенчаться этот отбор должен всеобщим благоденствием отборных особей. Сколь долго, писал Хэлл, продолжается социальный прогресс, рост от низшего уровня к братской любви и взаимности, сколь долго на земле существуют бунтующие социальные бездельники, столь долго будет существовать и даже, возможно, возрастать преступность. В идеале — полное повиновение социальным приказам. Общество должно стать столь могущественным, что одного лишь ужаса перед его неудовольствием будет достаточно, чтобы предотвратить злоумышленный акт. И затем цель христианства — братство людей — воплотится на земле. Как отмечает английский социолог права Фридманн, «развитие этих идей привело бы Спенсера к органической теории закона и общества, в котором индивидуум полностью растворен, — результат, к которому различными путями пришли Платон, Герке, Дюги и современный фашизм»[113]. Следует учесть, что Хэлл начинает с правильной, казалось бы, посылки о том, что преступление — явление социальное, продукт социальной жизни. Хотя благополучие индивидуума можно считать великой жизненной целью, полагает он, сохранение и процветание социальной группы должны иметь приоритет перед сохранением и процветанием отдельного лица, ибо членство в социальной группе, жизнь в обществе — главное средство развития и достижения благополучия.
Затем он добавляет, и это добавление весьма многозначительно, что случайное уничтожение индивидуума или даже многих лиц может быть необходимо для благополучия социальной группы. Такие потери общество может понести либо от войны (извне), либо изнутри, вследствие уголовного наказания. В обоих случаях, уверяет Хэлл, общество не только имеет право, но и обязано принести в жертву индивидуума во имя общего благополучия. Смертная казнь за серьезные преступления, по Хэллу, совершенно необходима, законодатель должен быть непреклонен, как доктор, преданный своему долгу, в городе, пораженном чумой. Сама природа, по Хэллу, заставляет нации прибегать к селекции. Это приводит к силе, цивилизованности, счастью, лидерству. Противоположное развитие означает слабость, гниение и национальную смерть, ибо природа неумолимо выбирает среди наций наилучшие по принципу выживания наиболее приспособленных. Качество нации зависит от типа людей, которых нация превозносит или презирает. Первые — лидеры, вторые — преступники. Хэлл сравнивал задачу законодателя в области уголовного права с задачей врача, истребляющего чуму. История показала, что возможен вариант «врача», истребляющего людей посредством распространения коричневой чумы. История показала, что возможен вариант, когда преступники, убийцы занимают место в руководстве страной, государством и, провозглашая идею расового превосходства,
начинают истребление неполноценных, с их точки зрения, рас, воплощая в реальность свой собственный вариант социальной селекции. Итак, выживает сильнейший. Что же делать с остальными? Если, по Спенсеру, социальный инстинкт передается по наследству, то передается по наследству и его отсутствие, т.е. невосприимчивость к социальной дисциплине. Проект американского закона о стерилизации (хирургической операции, приводящей к лишению способности продолжения рода) рекомендовал поэтому в 30-х годах применять стерилизацию к социально неприспособленным лицам, включая слабоумных и душевнобольных; к социально опасным лицам, включая несовершеннолетних правонарушителей и эмоционально неустойчивых лиц, алкоголиков, больных, в том числе туберкулезом; к слепым, глухим и иным лицам с серьезными физическими дефектами; к лицам, зависящим от общественной помощи, сиротам, хроническим беднякам, бездомным, бродягам и пауперам[114]. Развитие генетики, возможность в не столь отдаленном будущем расшифровки генетического кода, законное само по себе стремление подвести научную базу под изучение преступности вновь и вновь вызывают к жизни попытки увязать противоправное поведение с биолого-анатомическими, врожденными чертами личности. Между тем преступность — не биологическая, а социальная категория. Ее изменчивость с изменением социальных условий является бесспорным фактом. Бесспорна также стабильность биологически наследуемых признаков. Но если из двух сопоставляемых явлений одно беспрерывно меняется, а другое — нет, то трудно усмотреть основание для того, чтобы приписать им причинно-следственную связь. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, безусловно, предопределяют многое в его поведении. Вызывает решительные возражения попытка подразделить эти врожденные свойства на криминогенные, предопределяющие антисоциальное поведение, и положительные, ведущие человека по пути добродетели, более ценные и менее ценные. Одной из разновидностей такого оценочного подхода к врожденным особенностям генетической программы является теория повышенной криминогенности лиц с набором хромосом типа XYY. Известно, что в результате деления клеток все хромосомы, включая те из них, от набора которых зависит пол человека, распределяются таким образом, что в каждой новой клетке образуется полный набор хромосом. Сочетание хромосом типа Х и Y определяет пол человека (XX — женщина, XY — мужчина). В определенном проценте случаев это нормальное распределение может нарушаться. Одним из результатов такого нарушения (наличия лишней хромосомы
иного типа, чем Х и Y) ведет к рождению умственно неполноценного индивида (синдром Дауна). Возможно, далее, нарушение нормального распределения хромосом за счет наличия в новой клетке лишней, второй хромосомы Y (XYY). В обычных условиях наличие одной хромосомы Y предопределяет мужской пол человека. Отсюда возникло предположение, что у лиц с хромосомной формулой XYY имеются некие дополнительные характеристики «сверх-мужчины» (повышенная агрессивность, сексуальность и т.д.), иными словами, возникла версия о том, что люди такого типа — прирожденные преступники. В 1966 г. в английском журнале «Природа» был опубликован доклад криминолога П. Джекобс, где говорилось о том, что 3,5% «умственно отсталых пациентов-мужчин с опасными, насильственными или преступными наклонностями», содержавшихся в одной из шведских тюрем, обладали лишней Y-хромосомой. На этом основании П. Джекобс сделала вывод о том, что «у некоторых лиц побуждение к насилию может быть врожденным — может быть отнесено к тому, что обозначается как Y-хромосома»[115]. В опровержение этого вывода американский генетик Т. Поуледж привел данные, согласно которым: а) уровень мужского гормона (тестостерона), как показали исследования, у лиц с набором хромосом XYY не отличается от этого уровня у лиц с набором хромосом XY, повышенная сексуальность таких лиц не подтверждена; б) чисто физическая характеристика — повышенный рост — характерна не для всех лиц с набором хромосом типа XYY (иных физических отклонений нет); в) психологические различия (коэффициент интеллекта), выявленные у лиц с набором хромосом типа XYY, хотя и ниже среднего по населению в целом, совпадают с показателями, характеризующими и иных лиц, содержащихся в закрытых учреждениях (все лица с набором хромосом XYY исследовались либо в тюрьмах, либо в больницах); г) сочетание хромосом XYY встречается в среднем у одного из 1000 новорожденных, и этот процент весьма постоянен, он никак не корреспондирует со значительным ростом или снижением уровня насильственной, агрессивной преступности; д) главное же заключается в том, что в отличие от иных нарушений набора хромосом, однозначно ведущих к появлению болезни Дауна, наличие лишней хромосомы Y вовсе не ведет к явным и специфическим отличиям в психологии и поведении таких лиц; формы их поведения (в том числе и случаи совершения ими насильственных преступлений) ничем, по существу, не отличаются от подобных же поведенческих актов людей с нормальным набором хромосом, образующих основную массу насильственных преступников[116].
Поистине трагично то обстоятельство, что величайшее учение Ч. Дарвина о происхождении видов, знаменовавшее революционный подъем в биологической науке, оказалось связанным на псевдонаучной основе с бесчеловечными положениями социал-дарвинизма и дало новый стимул к возрождению мифа о прирожденных преступниках. Не кто иной, как сын Ч. Дарвина — Леонард Дарвин — президент евгенического общества, в 1926 г. заявил, что «должен быть составлен список всех лиц, которые получают помощь из общественных фондов постоянно в течение определенного периода... Список должен содержать запись о числе детей в каждой семье; и те родители из этого списка, которые имеют двух или более детей, должны быть предупреждены, что больше детей у них появиться не должно, и о последствиях несоблюдения этого предостережения. Этими последствиями должно быть немедленное лишение всякой общественной помощи... В случае, если это предупреждение также будет не соблюдаться и появится еще один ребенок, и в случае, если будет обнаружено, что семья ведет нецивилизованный образ жизни, все ее члены должны быть разделены путем заключения в подходящие учреждения... Однако все супружеские пары должны быть освобождены из заключения, либо если будет казаться возможным, что они в состоянии вести достойный образ жизни без общественной помощи, либо если мужчина согласится быть стерилизованным...»[117]. В 1955 г. священник Д. Флетчер в книге «Мораль и медицина» писал: «Невозможно представить себе, каким образом могут быть удовлетворены принципы социальной справедливости... если общество не может защитить себя и вынуждено разрешать продолжающееся размножение слабоумных детей либо детей, пораженных наследственными заболеваниями. Стерилизация в таких делах вопрос не только потребительской справедливости (или персонального контроля), но и регулирующей справедливости (или государственного контроля)...»[118]. В настоящее время в ряде штатов США законодательством разрешено производство стерилизации умственно недоразвитых. В штате Калифорния, по данным П. Таппена, эта операция применялась в значительных размерах. По его мнению, «эта мера способна породить серьезные злоупотребления. Мы не обладаем ясными критериями для отбора лиц, подлежащих стерилизации, даже с точки зрения общего качественного улучшения состава населения и еще в меньшей степени в целях снижения преступности»[119]. Еще более жестокий характер носит кастрация — операция, серьезно уродующая человека. В качестве исправительной меры кастрация не предусмотрена в законодательстве США, но, по данным того же автора, эта операция незаконно применялась в штатах Канзас и Калифорния. В одном из округов штата Калифорния ряд судей применяют пробацию вместо пожизненного заключения в случае,
если подсудимый добровольно согласится на такую операцию. В 1952 г., согласно докладу подкомитета по половым преступлениям, в округе Сан-Диего было кастрировано 60 осужденных. Клиника Лангли-Портера в Калифорнии вела исследовательскую работу об эффективности этой операции на базе фондов, выделенных согласно законодательным актам штата[120]. В 1950 г. П. Таппен, обследовав практику применения кастрации в ряде западноевропейских стран, пришел к выводу о том, что «кастрация является непоправимой операцией, способной стать предметом серьезных злоупотреблений, как это достаточно доказал опыт нацизма. Учитывая, что в Соединенных Штатах по отношению к половым преступлениям среди публики легко возникает истерия, имеется реальная угроза того, что техника кастрации, если она будет одобрена, могла бы быть с большей легкостью применена ненадлежащим образом... Кастрация может иметь своим результатом серьезные психологические и физические изменения личности, что усложнит проблемы, стоящие перед человеком, и повысить его опасность для общества»[121]. Принудительное лишение возможности продолжения рода — стерилизация и кастрация, не имеющие какого-либо реального значения с точки зрения борьбы с преступностью, носит совершенно отчетливый социально-политический, антигуманистический смысл. Применение таких мер — древний и явный признак разделения людей на господ и рабов, на людей и недочеловеков. Так поступали со своими рабами римские рабовладельцы, американские плантаторы и палачи Гитлера. Homo Criminologicus в его биологизированном обличье оказался орудием и оправданием политического террора расистского толка. Означает ли все изложенное выше, что путь научного (позитивного) исследования закрыт применительно к изучению преступности и личности преступника? Нет, конечно. Речь идет лишь о том, что эти категории, социальные по своему существу, должны быть подвергнуты анализу также с помощью принципов и положений социологического порядка. Важно учесть при этом, что познавательные проблемы криминологии в ряде случаев служат проявлением и некоторых общих закономерностей процесса научного познания. Особое значение в этом отношении имеют проблемы взаимного влияния естественных и общественных теорий. Выше мы показали механизм переноса биологических категорий в сферу социальной жизни и социально-практические последствия этого. Познавательный соблазн подобного переноса связан с отношением к биологии как к строго объективному, основанному на эмпирических данных знанию. Однако более внимательное рассмотрение проблем самой биологической теории показывает зависимость ряда важных ее положений от социально-политических факторов.
В книге «Наука и социология знания» известный английский социолог М. Малкей показывает, например, что если сама идея эволюции живой природы опиралась на массовое накопление новой информации о растениях, животных и ископаемых остатках, то для объяснения механизма этой эволюции Дарвин привлек современную ему и очень влиятельную в тот период теорию перенаселения Мальтуса. Как отмечает М. Малкей, «многие члены общества XIX в. были втянуты в жестокую борьбу за существование. Мальтус стремился доказать, что так было всегда и так будет», однако «Мальтус был убедителен лишь до тех пор, пока предполагалось, что такие характерные черты английской жизни XIX в., как явное неравенство, безжалостная конкуренция, отсутствие социального законодательства и т.п., являются необходимыми атрибутами общества». Как отмечает этот автор, «учитывая, что аргументация Мальтуса имела своим источником споры об обществе, вряд ли удивительно, что она нисколько не приблизила Дарвина к выяснению, например, механизмов передачи наследственности и того, как конкретные структуры справляются с проблемой воздействия окружающей среды»[122]. Редукционизм (сведение социального к биологическому, физическому и т.д.) — вещь далеко не безобидная в случае, когда имеются в виду социальные процессы, когда рассматривают закон, право в качестве средств социальной инженерии, когда на основе биологизированной концепции общества предпринимаются конкретные меры в отношении конкретных лиц, групп, слоев, классов. Здесь вновь вступает в действие уже знакомый нам механизм двойной проекции. Суть этого приема на этот раз заключается в перенесении на бесспорно наследуемые, биологически предопределенные (врожденные) способы поведения, общие у человека и животных, понятий, терминов и определений, почерпнутых из чисто человеческой, социальной практики, морали, обыденного сознания. Так, понятия «агрессивность», «эгоизм», «альтруизм», «совесть», «взаимопомощь», во-первых, по чисто внешней аналогии применяются к поведению животных, а затем, поскольку система прирожденных стереотипов поведения у животных явно превалирует, эти по своему происхождению чисто человеческие категории (т.е. категории, отражающие лишь социальную практику человека) также объявляются наследуемыми, врожденными и в таком качестве вновь применяются к человеку, но уже не как продукт социального опыта, а как часть наследственно предопределенных, генетических программ поведения. Суть антропологического детерминизма в криминологии — поиски причин преступности в генетически предопределенных, наследуемых структурах поведения, общих и для человека, и для всех живых организмов. Не может не апеллировать к духу рационально-научного подхода, характерного для периода промышленной и научно-технической революции, видимый антиклерикализм подобного рода позитивного
(хотя и биологизированного) истолкования категорий права, закона и правосудия. Тем опаснее, однако, по своим последствиям научность мнимая, заменяющая лишь терминологию религиозно-абсолютистского подхода к исследуемым проблемам на терминологию биосоциального плана. В условиях классово-антагонистического общества такая замена может прикрывать антидемократические тенденции. На смену притязаниям на абсолютную истину божественного откровения может прийти притязание на абсолютную истину во имя научного прогресса. В таком случае на смену охоте на ведьм и сжиганию еретиков может прийти социальная селекция и элиминация социально неполноценных, на смену колесованию и четвертованию преступников — их кастрация и стерилизация. Именно поэтому важно не допустить, чтобы авторитет науки, в частности генетики, не послужил — в соответствующих социальных условиях — для прикрытия произвола так же, как в прошлом таким прикрытием служил авторитет церкви и абсолютистского государства. Социодарвинизм в уголовном праве — база теории опасного состояния личности. Если человек рождается преступником, как утверждает эта теория, и эти признаки прирожденной склонности к преступлению можно выявить, описать, установить, то какой смысл дожидаться, пока он совершит преступление? Не целесообразнее ли (не гуманнее ли по отношению к обществу) обезвредить его заранее? Каков смысл далее доказывать, виноват ли он в том, что совершил? Ведь достаточно доказать, что он опасен. Кто же, однако, докажет это? Конечно, тот (или те), кто держит в руках орудие власти. Кто прежде всего опасен, с их точки зрения? Естественно, тот, кто этой власти угрожает. Так, логика социоантропологического детерминизма прямо ведет к обоснованию классовой расправы с политическими противниками реакционных, эксплуататорских режимов. Концепция свободной воли в уголовном праве — это юридическая абстракция, и уголовная юстиция, основывающаяся на ней, ограничена этой абстрактной категорией. Однако ограниченная справедливость уголовной юстиции предпочтительнее неограниченного произвола полицейского государства. Дела и поступки человека подвластны суду и оценке. Наказывают за преступление самого человека, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку его личность выразилась в конкретном акте внешнего поведения. Требовать от юстиции большего — значит приписывать ей способность не только оценивать и взвешивать опасность личности на сегодня, но и предсказывать то, какой она станет в будущем. Поэтому попытка обосновать принудительное регулирование поведения человека предположительными опасными свойствами его личности лишает личность главной гарантии законности при применении уголовного правосудия.
Требование социальной селекции, т.е. очищения общества от чуждых элементов, основано на лженаучном тезисе о наличии у преступников черт и свойств, качественно отличающих их от остального общества. Между тем большинство из них — продукт социальных условий, и в этом смысле неотъемлемая часть того же самого общества, от которого их хотели бы отделить и обезвредить. Реакционные режимы под предлогом защиты общества от подрывных и опасных элементов подвергают преследованию его лучших представителей, тех людей, в личности которых воплощается прогрессивное направление общественного развития, чья деятельность служит идеалам подлинного (а не абстрактного и метафизического) гуманизма, подлинной социальной справедливости.
Психиатрическая модель Если развитие биологии привело к тому, что Homo Criminologicus принял обличье прирожденного преступника, то развитие психиатрии вызвало представление о преступнике как о душевнобольном. Решающее влияние на формирование этой концепции оказало учение австрийского психиатра З. Фрейда. Сутью психоаналитического учения З. Фрейда являлся тезис о том, что главным движущим элементом в поведении человека является не разум, не сознание, а динамические силы, скрытые в подсознании, которые предопределяют поступки людей. Бессознательное, иррациональное начало доминирует в людях, движет их поступками, находясь в вечном конфликте с сознанием, с разумом[123].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|