Преступное поведение: проблема 2 глава
Таким образом: а) художественная, утилитарно-практическая и научная деятельность могут не отличаться одна от другой по объекту отражения; б) художественное отражение реализуется в конкретно-наглядном образе, утилитарно-практическое — в конкретном, индивидуализированном акте действия, научное — в форме абстрактных теорий, концепций и определений;
в) художественная деятельность имеет целью возбудить эмоциональное сопереживание; утилитарно-практическая — решить индивидуально-определенную задачу воздействия на объект практической деятельности; научная — вскрыть закономерность. Как отмечает И.И. Лейман, «можно найти целый ряд форм деятельности человека, которые направлены на познание действительности, но не на раскрытие ее законов (художественное творчество, деятельность врача, инженера, следователя и т.п.). Познавательная деятельность, творчество присущи, бесспорно, этим специальностям, но нельзя сказать, что их цель — логическое познание законов»[18]. Два существенных момента усложняют нарисованную картину: а) возможное совпадение объектов отражения; б) взаимовлияние и взаимопереплетение этих форм познания действительности. Научные истины неизбежно включаются в ценностную систему общества, становятся существенной частью культуры, раскрывают картину мира и тем самым умножают диапазон художественного творчества. Эти истины взаимодействуют с этическими категориями общественного сознания, неизмеримо расширяют теоретическую базу конкретно-практических действий, переводя их на научную основу, и т.д. Это, однако, таит в себе и существенную угрозу, а именно возможность недифференцированного подхода к избранию методов познания, их подмены и неадекватного применения.
В области криминологии это может привести к подмене научного метода художественно-этическим, морализующим подходом, к попытке отождествлять конкретно-практическое изучение личности преступника с ее научным изучением либо потребовать от абстрактно-теоретических положений криминологии представить исчерпывающие рецепты, пригодные для конкретно-практической деятельности, имеющей дело с индивидуальными объектами, и т.д. Орудием познания, методом приращения научных знаний служит формулировка теоретических абстракций. Их особенность двояка. С одной стороны, в той мере, в которой научная абстракция отражает аспект объективной реальности, она адекватна этой части реальности. С другой стороны, это отражение всегда неполно, частично и, будучи неизменно продуктом теоретического, творческого мышления, ограниченно, так как воплощает в себе как уровень достигнутого на данный момент знания, так и индивидуальный уровень исследователя. Если, с одной стороны, условием научности абстрактных категорий является их адекватность определенным аспектам объективной реальности, их подтверждаемость, верифицируемость, то, с другой стороны, условием, позволяющим оценить абстрактную категорию в качестве научной, является возможность ее опровержения в свете новых данных, изменяемость, способность к развитию, обогащению или замене в ходе поступательного развития науки. Это позволяет отличить научные категории от категорий
ценностно-ориентационного характера, играющих важнейшую роль в организации социальной жизни, однако изменяющихся в связи со сменой общественных формаций, идеологий, систем ценностей, типов культуры и т.д., и прежде всего от категорий морально-ценностного характера, с которыми постоянно имеют дело криминологи. Мораль — это особый, как подчеркивает О.Г. Дробницкий, ни к чему не сводимый способ социальной ориентации человека «в отличие от ориентации научно-познавательной, общемировоззренческой, правовой, социально-практической и житейско-пруденциальной»[19]. Никто, конечно, не вправе запретить криминологу рассуждать о категориях морали, важно, однако, чтобы эти рассуждения осознавались в качестве именно таковых. Область морали, этики, область искусства, эстетики, конечно, тесно соприкасаются с наукой, в особенности в сфере наук о человеке (психология, социология, криминология). Здесь же и наиболее реальны их смещение и подмена. Между тем «этика и эстетика не являются науками. Наука как описание объективных фактов, обоснование существующих между ними взаимосвязей и обобщение всей совокупности накопленного таким образом материала возможна лишь тогда, когда речь идет о ряде повторяющихся однородных фактов или об одном факте в ряду явлений, когда, следовательно, налицо материя, в которую надлежит внести порядок»[20].
В каком же соотношении находятся между собой познавательные и ценностно-ориентационные элементы единого психологического процесса познания человеком действительности? Как протекает данный процесс? Верно ли предположить, что вначале человек познает объективные свойства и связи вещей и явлений, а затем в зависимости от беспристрастно полученной информации вырабатывает свою субъективную, пристрастную оценку, т.е. определяет, в каком отношении он сам находится к познаваемому объекту? Экспериментальная психология говорит, однако, о другом. Оказывается, что вначале человек прежде всего оценивает объект, т.е. вырабатывает оценочную, часто эмоционально окрашенную позицию по отношению к объекту, а только затем переходит к аналитическому познанию объективных свойств и связей познаваемого объекта. Подводя итоги серии специальных экспериментов по выявлению субъективной картины мира, создаваемой человеком в процессе познания, Е.Ю. Артемьева убедительно показывает, как пристрастно отношение субъекта к входящему с ним в контакт предметному миру, как активно он (субъект) структурирует этот мир, создавая для себя его проекцию. Важно при этом, что «вещи всегда наделяются свойствами, характеризующими их взаимоотношение с субъектом». В экспериментах этого психолога даже явно нейтральные геометрические фигуры «оказываются наделенными жестко сцепленными комплексами свойств, ведущими из которых
являются эмоционально-оценочные свойства». В результате «у субъекта складывается картина мира, картина свойств вещей в их отношении к нему и друг к другу»[21]. Отношение субъекта к вещи выражается в эмоциональных категориях, соотношение объектов между собой — в познавательных категориях. Сколь же велика роль эмоционально-оценочных категорий в процессе познания преступности и личности преступника! Понятно, какое значение для оценки истинности криминологического знания имеет выявление и различение научно-познавательных и эмоционально-оценочных категорий. Дело в том, что, по словам того же психолога, восприятие объекта проходит по крайней мере две принципиально различные по механизмам стадии: «первовидение», когда объект оценивается нерасчленимо-целостно, и «второвидение», когда объект отдается на поаспектное анализирование[22]. Можно утверждать, что в процессе познания могут сосуществовать как оценочные категории (результат «первовидения»), так и продукты анализирующей, познающей деятельности субъектов (итог «второвидения»). Здесь прежде всего встает вопрос: не является ли такое криминологическое понятие, как «личность преступника», всего лишь продуктом «первовидения», т.е. ценностно-ориентационной, эмоционально окрашенной категорией, говорящей не о сути познаваемого объекта, а всего лишь о нашем субъективном к нему отношении? И не следует ли предпринять усилие для перехода от «перво-» к «второвидению», т.е. от эмоционально предопределенной оценки к рационально-аналитическому, содержательному рассмотрению понятия «личность преступника»? Ответ на этот вопрос предполагает историко-эпистемологический анализ данного понятия.
Homo Criminologicus
Известно, насколько широк круг наук о человеке. Это психология, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, медицина, биология, педагогика, этнография, политэкономия, история, право, социология и иные дисциплины «человековедческого» цикла.
Типичным теоретическим приемом, используемом в конкретных науках этого цикла, является рассмотрение человека в одном определенном аспекте, т.е. построение собственной теоретической модели человека, специфической для данной науки. Этим конкретным моделям присущи две противоречивые черты. Во-первых, они с большей глубиной и конкретностью показывают избираемую для анализа сторону человека, чем общее, но и менее содержательное его описание. С другой стороны, специфичность избираемого аспекта ведет к неизбежному игнорированию иных, не менее важных сторон
человека. Отсюда возникают две опасности. Первая — когда отдельный аспект человека выдается за его единственную (или главную, доминирующую) характеристику, что в конечном итоге искажает истину, затрудняет объективное познание. Вторая опасность связана с перенесением — часто не полностью осознаваемым — категорий, выработанных в рамках одной научной дисциплины, в сферу иных дисциплин, с иными исходными позициями и задачами, что ведет к опасному искажению объективной истины. Так, свое представление о человеке существует, например, в цикле экономических наук. Здесь человек — субъект производственных отношений, участник экономического оборота (трудящийся либо собственник, торговец либо покупатель, производитель либо потребитель и т.д.). Если использовать краткое латинское обозначение данного аспекта человека, то это Homo Economicus — «человек экономический». Подобно этому психология опирается на теоретическую модель Homo Psychologicus — «человек психологический», социология — на модель Homo Sociologicus — «человек социологический»[23]. Криминология, изучая личность преступника, опирается на различные варианты теоретической модели Homo Criminologicus — «человека криминологического». Модель эта не самостоятельна. Она производна от двух кардинальных представлений. Первое — о том, каков человек, что он собой представляет, какова человеческая природа, т.е. чем характеризуется в основном, в принципе человек. Эти представления менялись и меняются от эпохи к эпохе (они социально и исторически относительны и производны), от одной науки к другой (они гносеологически относительны и производны). Нет единой, законченной, абсолютной модели человека, есть различные варианты этой модели, отражающие разные аспекты его существа. Второе кардинальное представление — совокупность концепций о том, что для человека правильно, нормально (естественно, присуще человеку), что служит основой для определения должного, т.е. того, что соответствует норме человеческого поведения. Представления о должном, нормальном могут быть и бывают в действительности самыми различными. Нет единого определения сферы должного, есть различные варианты этой сферы, они также социально и исторически относительны и производны.
При всем многообразии определений личности преступника самым общим, хотя и наименее содержательным является указание на факт нарушения субъектом норм уголовного закона. В свою очередь, при всем многообразии уголовно-правовых запретов (определений преступлений) преступление есть всегда нарушение того, что определено как должное, как соответствующее норме. Существенным элементом построения любого варианта модели личности преступника является, следовательно, определение той нормы, нарушение которой составляет основу понятия преступления
(здесь под «нормой» понимается не конкретная уголовно-правовая норма, а те требования, нарушение которых объявляется в законе преступлением). Это существенный элемент модели личности преступника. Если определена норма, т.е. то, что правильно, то может быть сформулирована и суть отклонения от нормы, дана его характеристика. Норма, однако, тесно связана с тем или иным конкретным вариантом представления о сути человека. Норма в указанном смысле то, что представляется правильным, естественным, нормальным в человеке. Если есть представление о человеке, если есть представление о норме, присущей человеку, можно сформулировать и суть отклонения от нормы и объяснить его. Понятие о сути человека определяет норму, понятие нормы позволяет дать определение отклонения, а все вместе позволяет указать на причину отклонения, определив ее в качестве некой силы, нарушающей естественные характеристики человека (по сути своей нормального) и ведущей к отклонению его от нормы. Теперь уже налицо весь набор элементов, позволяющих сконструировать модель Homo Criminologicus — личности преступника: 1) исходная модель человека; 2) определение присущей человеку нормы; 3) определение отклонения от этой нормы; 4) определение причин отклонения. Это, в свою очередь, позволяет определить: 5) метод приведения преступника в норму; 6) конечную цель применения указанного метода. В свете этих шести элементов можно проанализировать ряд исторически сменявших друг друга (но отчасти сосуществующих и поныне) моделей личности преступника. Характерно, что со сменой исходной модели человека меняются и все последующие перечисленные элементы, производные от этой модели. В период господства религиозного мировоззрения признанная модель человека как носителя первородного греха, способного, однако, спастись, вела к определению нормы как воплощению религиозных заповедей, а отклонения (преступления) — как нарушению этих заповедей (ересь, грех). Причина отклонения — влияние извне, искушение дьявола. Модель преступника — грешник, подпавший под его влияние. Метод приведения в норму — искупление греха через кару, наказание. Конечная цель — отречение от ереси, раскаяние и спасение души. Исторически следующему за тем представлению о человеке как носителе свободной воли, существе, стремящемся к удовольствиям и избегающем страданий, соответствовало определение нормы, вытекающее из концепции общественного договора. Отклонения же в поведении, преступления — нарушения общественного договора, посягательства на права других. Причина отклонения — решение человека достичь желаемого за счет причинения вреда другим лицам. Преступник поэтому — человек, нарушающий чужие права ради собственных целей. Метод приведения в норму — причинение преступнику страдания, пропорционального содеянному. Цель — уси-
ление в сознании виновного мотивов в пользу уважения чужих прав. Религиозная модель преступника-грешника сменяется рациональной моделью преступника-гедониста. Представление о человеке не только как о свободном, но и о разумном существе предопределило понимание нормы как поведения разумного, целесообразного, зависящего от наличия у субъекта необходимой суммы знаний о естественном, разумном порядке вещей. Поэтому и отклонение в поведении, преступление понималось в этом случае как нарушение этого разумного, естественного порядка вещей, как проявление недостатка знаний, результат необразованности, невежества. Причина таких дефектов сознания — в несовершенстве обучения и образования. Поэтому преступник — это, по существу, невежественный, необразованный, «несознательный» человек. Метод приведения его в норму — обучение, снабжение знаниями, а конечная цель — создание образованной, просвещенной личности. Сюда же примыкает и понимание человека как нравственного существа, руководствующегося категориями добра и зла. Отсюда — норма — то, что соответствует требованиям общественной морали, а отклонение, преступление — это причинение зла, аморальный акт. Причина преступления — дефекты морали, несовершенство воспитания, дурной пример и т.д. Преступник — это аморальное существо, лицо с безнравственными взглядами и представлениями. Метод приведения в норму — воспитание и исправление, понимаемые как изменение взглядов и убеждений, привитие морали и нравственности. Цель — создание нравственной, высокоморальной личности, ориентированной на добро. Развитие таких наук, как антропология, биология, психология и психиатрия, привело к выдвижению модели человека как эволюционно развившегося биологического существа, а также как существа, обладающего психикой. Под нормальным поведением стали понимать поведение физически и психически нормального (здорового) человека, а отклонения в поведении — связывать с физическими или психическими недостатками (дефектами), причина которых — либо прирожденные аномалии (анатомические, физиологические или генетические дефекты, психические дефекты или заболевания), либо приобретенные заболевания или дефекты. Физический или психический урод — такова соответствующая этим элементам модель личности преступника. Метод приведения в норму — соматическое либо психическое лечение (либо обезвреживание). Конечная цель — достижение физического и психического здоровья. Приведенные модели личности преступника исходят либо из постулата свободной воли (уголовно-правовая, просветительская и нравственная), либо из субъективной детерминированности преступления (биоантропологическая, психиатрическая), но они так или иначе исходят из своего представления о субъективной мотивации преступного поведения. С другой стороны, из всех элементов модели личности преступника один элемент — определение нормы — является наиболее су-
щественным, воплощая в себе и постулируемую суть человека, и присущую ему норму поведения, выводя отсюда и понятие отклонения от нормы, и концепцию причин такого отклонения, а также методы и цели реагирования на отклонения преступного характера. Как возникает, изменяется и к чему ведет представление о нормах человеческого поведения? Не выяснив, что есть норма, невозможно ответить и на вопрос, каков характер отклонений от ее требований, а следовательно, и вскрыть гносеологическую природу «человека криминологического».
Теологическая модель
На протяжении веков понятие преступления и преступника менялось в связи со сменой социальных и политических структур, мировоззрения и идеологии. Так, религиозная модель личности преступника явилась неотъемлемой частью господствующего представления о мире, и в том числе о боге и дьяволе, как воплощении добра и зла, взаимно противоположном и абсолютно непримиримом. Еще на заре христианства одна из религиозных сект — секта манихеев — вслед за своим проповедником Манесом проповедовала антагонизм в борьбе абсолютных, вне данного мира зарождающихся начал: света и тьмы, добра и зла, «отождествив добро с духом, а зло с материей», поэтому «душа могла выполнить свое назначение только при условии подавления и умерщвления плоти». В мире же борются два начала — «Бог и Сатана, из которых первый был творцом мира невидимого, духовного и вечного, а второй — мира вещественного и тленного»[24]. Эта теория обладала большой притягательной силой потому, что явной для всех и наглядной, чисто физической противоположности света и мрака она придала нравственное значение. Религия манихеев «была очень заманчива тем, что просто и ясно отвечала на вопрос о происхождении зла в мире», удовлетворяла извечному и могучему стремлению людей проникнуть в тайны грозных и неумолимых сил, действующих в природе и обществе, давая надежду на избавление от зла, на противоборство злу. «Манихейство — это религиозное учение, в котором вселенная рассматривалась с дуалистических позиций, как царство света и царство тьмы. Человеческий мир представлялся полем борьбы между добром и злом, между правдой и ложью»[25]. Секта манихеев была объявлена еретической (они учили, что Христос был не искупитель, а только учитель человечества), однако принцип вечного антагонистического противопоставления полярных противоположностей — добра (светлого, божественного, духовного,
возвышенного) и зла (темного, дьявольского, телесного, низменного) — и до сих пор неизменный элемент религиозно-христианского мировоззрения. До сих пор также «отстаивается традиционный церковный тезис о существовании дьявола и его земной агентуры — ведьм и колдунов»[26]. В течение многих веков церковь представляла собой ведущую силу европейского общества. Однако «непроницаемый мрак невежества Х века... начал рассеиваться в XI веке перед первыми лучами умственного возрождения... Роковое слово было произнесено, и все усилия глоссаторов, магистров логики, докторов богословия и целой толпы теологов-схоластиков и толкователей канонического права, несмотря на всю их диалектическую ловкость, не могли вернуть человеческому разуму его былую непоколебимую веру в божественность учения воинствующей церкви»[27]. Заколебались устои религиозного мировоззрения. Зарождение среднего класса, зачатки научного знания подталкивали к отысканию новых ответов на вопросы о мире и обществе, о человеке и человечестве. Назревал конфликт между верой и аргументами разума, познающего мир. Монолитность веры была поставлена под угрозу. Ответом на эту угрозу явился террор инквизиции. В обществе, где господствует религиозное мировоззрение, норма и отклонение, святые и грешники, добропорядочные люди и преступники — все эти понятия не могли быть определены вне рамок этого мировоззрения, т.е. вне теологических категорий. Неизбежно основным видом преступления в таком обществе являлась ересь, а самым опасным преступником — еретик. В большинстве случаев еретические секты кроме манихеев сохраняли основные положения христианского учения, и их кардинальный грех сводился к одному — они отрицали священство, католическую церковь, они подрывали святая святых — церковную иерархию, а потому «самым опасным мятежником являлся пылкий теоретик, высказывавший сомнение относительно догматической правильности мнений лица высшего, чем он, в церковной иерархии...»[28]. Догматизм и яростная нетерпимость были настолько заметны уже у ранних христиан, что дали повод императору Юлиану заявить, что «он никогда не видел диких зверей, которые были бы столь кровожадны, как большинство христиан в отношении своих единоверцев»[29]. Первое применение смертной казни за принадлежность к ереси произошло в 385 г. Последняя жертва погибла на костре в Испании в 1826 г., т.е. пятнадцать столетий пылал очищающий веру огонь. Характерно, что казненный по обвинению в ереси в 385 г. священник Пресциллиан был оклеветан как еретик своими врагами и что «казнь его тем более гнусна, что она ни на чем не была основана». Правда, и сам Пресциллиан проявлял крайнее ожесточение, которым были полны все богословские споры того
времени. Защищая себя, он обвинял своего врага в магии и колдовстве и заявлял, что его следовало бы предать смерти[30]. «Ересь есть грех, — проповедовал Фома Аквинский, — за который виновный не только должен быть отлучен от церкви, но и изъят из мира смертью...»[31] Вера в чудеса, колдовство и магию существовали задолго до того, как в XV в. по всей Европе развернулась неистовая охота за ведьмами. Эта вера вырастала из могущественной потребности людей объяснить причины стихийных бедствий, болезней, личных несчастий и самой смерти. Вера в злые силы была хотя и примитивным, но удобным способом объяснения загадок бытия. Неизвестность страшила больше любой известной, пусть даже ужасной, опасности. И если есть злые демоны, готовые насылать на людей болезни, опустошения, такие, например, как страшную эпидемию чумы, поразившую средневековую Европу, то есть и защитники — ангелы-хранители, к которым можно обращаться, просить о заступничестве. Мир, таким образом, получал объяснение, давал надежду на спасение, диктовал правила поведения, распадаясь на полюсы добра и зла. «Не было таких мерзостей и преступлений, которые не приписывались бы инквизицией колдунам и ведьмам. Тут были и естественные бедствия — засуха, наводнения, град, падеж скота, бури и столь частые в средние века эпидемии чумы и других болезней, и несчастные случаи, пожары, нераскрытые кражи, „порча“, бесплодие, преждевременные роды и пр. и пр.»[32] Так Homo Criminologicus принял на себя роль громоотвода и козла отпущения. Начавшийся распад теократического общества, грозные предвестники социальных потрясений привели к тому, что древние суеверия были использованы для борьбы с надвигающимися переменами. Еретики и ведьмы были объявлены самыми опасными врагами веры и людей, а их защитником от грозящего вреда стала всемогущая инквизиция, так как, «преследуя ведьм и колдунов, инквизиторы становились в положение защитников населения от козней сатаны и его присных», а процессы ведьм и колдунов «составили один из важных разделов теории и практики инквизиции»[33]. Именно в этот период сложилась та специфическая разновидность уголовного преследования, основные черты которого надолго пережили средние века. Понятие «охота на ведьм» не теряет, как известно, своего нарицательного значения и по сей день. Основными чертами подобного рода социальной практики являются следующие: 1) в ее основу кладется постулат зловещей угрозы, неминуемо грозящей обществу; 2) источник такой угрозы наделяется чрезвычайным могуществом;
3) сама угроза мистифицируется, она по определению не подлежит рациональному анализу и обоснованию; 4) социальная ситуация поляризуется: на одном полюсе — силы абсолютного зла, на другом — совершенного добра; 5) те, кто сомневается или пытается стоять в стороне, причисляются к пособникам зла; 6) быть заподозренным в ереси или колдовстве значило практически быть осужденным, т.е. рациональная защита с самого начала исключалась самим мистифицированным характером обвинения; 7) преследование за ересь окутывается тайной, так как «если бы судопроизводство было публично, то гнусность системы была бы, без сомнения, ослаблена; но инквизиция облекла дело глубокой тайной даже после произнесения приговора; она была готова поразить умы толпы позднее, развертывая перед ней ужасные торжества аутодафе»[34]. Этим чертам охоты на ведьм соответствовала структура как карательного органа (инквизиция была создана и функционировала помимо и вне обычной системы светских судов), так и самого процесса уголовного преследования (инквизиторский процесс). Его специфика была связана с тем фактом, что инквизитор считал себя более чем судьей; он охранял высшую ценность — веру, и он боролся за спасение души человека (даже путем гибели его бренного тела). Такая святая и великая цель оправдывала любые, самые зверские средства, пригодные для ее достижения. Главное, к чему стремился инквизитор, — выявить самые сокровенные мысли и мнения обвиняемого, «убедиться в том, что религиозные убеждения верных были тверды и непоколебимы. Внешние поступки и слова не имели никакого значения; обвиняемый мог аккуратно ходить к обедне, мог щедро жертвовать на церкви, исповедоваться и причащаться и тем не менее быть еретиком в глубине своего сердца»[35]. Признание в ереси, вырванное у такого человека, еще больше поражало верующих, укрепляя убеждение в коварстве и всепроникающем влиянии сил зла. Вырвать же «истину» из сердца упорного еретика могли лишь пытки. Поэтому обвиняемого, отрицавшего свою вину, пытали до тех пор, пока он либо не признавался, либо не погибал от них, что считалось верным признаком особой закоренелости в ереси. Но и признание не освобождало от мучений, так как признавшегося вновь пытали, чтобы он выдал всех своих сообщников. Нераскаявшихся грешников просто сжигали, тех, кто раскаивался, в виде послабления сначала душили. Затем хватали всех, чьи имена еретик или ведьма называли под пытками, и все повторялось сначала. «Фанатическая ревность, произвольная жестокость и ненавистная алчность много соревновали в создании системы, ужасы которой нельзя передать словами», системы, которая неизбежно пришла
«к практическому выводу, что лучше принести в жертву сто невинных, чем упустить одного виновного»[36]. В 1278 г., как свидетельствует Ли, один «опытный» инквизитор ввел правило, согласно которому в областях, зараженных ересью, следовало устраивать поголовную проверку всех жителей, от каждого из них требовать отречения от ереси и подвергать подробному допросу о нем самом и о других. Если в ходе такого допроса появлялось малейшее сомнение в искренности и откровенности допрашиваемого, он позднее подлежал «ужасным наказаниям, которые полагались для впавших снова в ересь»[37]. Доносы питали новые обвинения, тайна исповеди не имела значения, если возникало подозрение в ереси. Борьба с преступностью подобного рода требовала создать не только соответствующую теорию, но и методику выявления преступников. «Молот ведьм» — трактат, опубликованный в 1486 г. инквизиторами Шпренгером и Крамером, явился первым пособием такого рода. В нем утверждалось, что человек может заключить договор с дьяволом, продать ему душу с тем, чтобы, став ведьмой или колдуном, причинять всевозможный вред окружающим[38]. Характерно, что издание этого руководства по охоте за ведьмами быстро привело к резкому возрастанию числа ведьм и росту аппарата инквизиции. Рост карательного аппарата, в свою очередь, требовал новых и новых жертв, новых процессов. Церковные власти, чьей обязанностью была борьба с ведьмами и еретиками, скрытно требовали такого роста с тем, чтобы оправдать свою деятельность, утвердить свою силу, влияние и авторитет, так как с падением силы религиозной идеи растет опора на насилие во имя религии. «В течение столетий церковь боролась за сохранение доминирующей роли в обществе. В течение столетий ведьма играла отведенную ей роль социального козла отпущения»[39]. Для успеха этой деятельности необходимо было выработать рекомендации, которые позволили бы распознавать еретиков и ведьм, т.е. потребовалось создать адекватную модель личности преступника. Авторы «Молота ведьм» прежде всего постулировали безусловную необходимость признания реального существования подобного рода особых существ, т.е. наличия среди всех обычных, добропорядочных людей тех, кто качественно отличен от них. Поэтому само сомнение в существовании дьявола и тех, кто продал ему душу, рассматривалось как кардинальная ересь, подлежащая суровому наказанию. Сомнение в существовании ведьм есть сомнение в самой католической вере. Так был сформулирован принцип, согласно которому отрицать реальность особых побочных свойств преступника как индивида — значит одновременно отрицать и реальность особых добродетельных свойств порядочных людей, т.е. самому становить-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|