ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРОБЛЕМА 3 глава
ся врагом этих людей, пособником или во всяком случае укрывателем, покровителем, защитником преступников. Порицание грешников немыслимо без восхваления святых. Вера в дьявола неотделима от веры в бога. Кто отрицает первого, тот отвергает и второго. В этом же трактате дается описание личности преступника — еретика или ведьмы. Кардинальным свойством еретика было объявлено «наличие неверия у лица, которое было крещено». Такое неверие означает ересь. Кроме особого состояния сознания, другие эксперты по подобным делам того времени приходили к выводу, что «еретики выделялись бледным цветом лица», в соответствии с чем, как описывает Генри-Чарльз Ли, «духовные судьи, воображая, что всякий бледный должен быть еретиком, отправили на тот свет огромное число добрых, но бледных католиков»[40]. Перечисляя признаки ведьм, авторы трактата отнесли к ним прежде всего принадлежность лица к женскому полу, а среди женщин особо выделяли повитух, помощниц при родах. Мужчины не становятся ведьмами, потому что Христос был мужчиной. Женщине же «по натуре» присущи низменные, неутолимые страсти, порицаемые христианством. «Короче говоря, «Молот» представляет собой, кроме прочего, разновидность религиозно-научной теории превосходства мужчин, оправдывая — даже требуя — преследования женщин как представителей низшего, греховного и опасного класса индивидов»[41]. Наконец, здесь же отмечались и анатомические признаки преступницы-ведьмы: родимые пятна любого рода — явное доказательство того, что такой человек продался дьяволу и тот отметил его своим знаком. Такая отметина может быть и невидимой, и ее обнаружить можно только потому, что в этом месте в случае укола из тела жертвы не течет кровь и она не чувствует боли. Это дало почву для появления новой профессии — укалывателей ведьм, экспертов в своем деле. Так, некая Мишель, обвиненная в том, что околдовала двух девочек, «была осмотрена врачом, чтобы отыскать метки дьявола, и длинные иглы были воткнуты в ее тело, но кровь текла из каждого прокола и Мишель кричала от боли. Не найдя отметок дьявола, судья приказал пытать женщину: сломленная пыткой, она призналась во всем, что от нее требовали. После признания врач вернулся, чтобы отыскать метку дьявола, и на этот раз обнаружил маленькое яркое пятно на ее бедре... она была по приговору задушена и сожжена»[42]. Homo Criminologicus получил свою стигму — явный знак его преступной сущности. Это была первая, но далеко не последняя разновидность стигм преступного человека. Анализ религиозной модели личности преступника весьма поучителен. Он позволяет сформулировать следующие выводы: 1. В основу конструкции модели личности кладется постулат противоположности и несовместимости полярных понятий абсолютного добра и абсолютного зла, т.е. этических катего-
рий оценочно-ориентационного характера, причем «соотношение добра и зла выступает под оболочкой конфликта бога и дьявола, духа и материи, души и тела». Источники этого противостояния находятся за пределами реального, данного бытия. Решение вопроса о происхождении категорий добра и зла состояло в том, что «в мире изначально и совершенно независимо друг от друга сосуществуют доброе и злое начала, вступившие между собою в борьбу»[43] (манихейский миф). 2. В ходе этой борьбы злое начало активно воздействует на личность, совращая ее, трансформируя нормального человека в преступника (постулат «совращения во зло»). Существующая, господствующая политическая структура выступает в воли гаранта и защитника высшего добра, противостоящего злу. Ее задача — преследовать преступников с тем, чтобы либо исправить их, либо уничтожить во имя победы добра над злом (в упомянутом декрете папы Иннокентия VIII предписывалось не чинить никаких помех инквизиторам «при исполнении ими их обязанностей, и да позволено им будет исправлять, задерживать и наказывать лиц, совершающих указанные преступления»)[44]. 3. Вселенная создана по иерархическому принципу: от высшего, внеземного совершенства и благости — вниз, к естественному, несовершенному, порочному миру. «Христианство считает естественный мир дурным и безнравственным»[45]. Понятие преступного связывается с крайними проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее добро, а поскольку церковь — земное воплощение бога, то она и есть первый защитник общества от сил зла, а ее служители — существа особого, высшего рода. Как писал один средневековый писатель, «самый плохой человек, если он принадлежит к духовенству, лучше самого благочестивого из мирян»[46]. Преступник же — непосредственное воплощение (персонификация) зла, т.е. низкого, дурного, безнравственного (плотского, естественного, земного, а следовательно, греховного, подпадающего под влияние дьявола). Идея качественного, существенного отличия преступника от остальных людей, персонификация зла, меняя свое обличье, остается одной из самых устойчивых социально-психологических категорий. 4. Анализ религиозной модели личности преступника выявляет важный гносеологический феномен: земная структура (иерархия феодального общества и государства) проецируется на иерархию небесную, создает ее по земному образу и подобию, при этом «земные силы принимают форму неземных»[47], а затем, но уже с ореолом святости и непогрешимости эта структура переносится назад на землю, тем самым узаконивая и освящая авторитет земной власти
авторитетом власти небесной. Частью этой картины, как мы видели, является и религиозная модель личности преступника. С подобным феноменом (его можно назвать «феномен двойной проекции») мы еще не раз встретимся при анализе многих других моделей личности преступника. Не менее важен и другой аспект этого феномена. «Во времена инквизиции и в другие периоды, когда подозреваемые в религиозных ересях преследовались и подвергались гонениям, некоторые из обвиняемых сами признавались в том, что они были колдунами. Они начинали искренне верить в свою виновность и соглашались со смертным приговором, выносимым судом»[48]. Сформулированная в обществе, в сфере господствующего мировоззрения и идеологии категория выступает здесь как внутренняя сущность преступника, «очевидная» и для него самого, и для других. В результате социальное (социокультурное) происхождение этой конструкции субъективизируется, она теперь выступает как реальная характеристика личности. Если в господствующем общественном сознании возникает и утверждается стереотип преступника — ведьмы или колдуна, то тот, кто объективно включен в систему этих воззрений и разделяет их, начинает вести себя так, как если бы он и в самом деле был ведьмой или колдуном. Если социокультурная концепция воспринимается субъектом как реальная, то она сначала обретает реальность в его поведении, а затем начинает рассматриваться общественным сознанием именно как таковая. Социокультурный стереотип проецируется на личность, воплощается в ее поведении, а затем отражается в общественном сознании как характеристика, присущая этой личности. «Люди, которые верили в колдовство, создавали ведьм, приписывая эту роль другим, а иногда даже и себе. Этим способом они буквально производили на свет ведьм, чье существование как социальных объектов затем доказывало реальность существования колдовства»[49]. Таков еще один важный аспект гносеологического феномена двойной проекции, 5. И наконец, отметим также очевидное различие между явно декларируемой целью, преследуемой при формулировании модели личности преступника, и скрытыми, латентными, но также реальными социальными функциями этой модели. Так, если ее явной функцией было спасение душ грешников и всех членов общества от грехопадения, утверждение высших религиозно-моральных добродетелей, то к числу латентных функций можно отнести по меньшей мере две. Первая — защита и укрепление средневековой социальной, политической иерархии и религиозной идеологии, оправдывавшей ее существование. Вторая — предоставление на растерзание обществу козла отпущения — преступника, на которого взваливалась ответственность за все несчастья, беды и просчеты как природного, так и социально-политического характера, тем самым канализируя в предопределенном направлении общественные возмущения.
Антагонизм добра и зла (манихейский миф)[50], возвышенность духа и низменность материи, тела, совращение во зло, персонификация зла, двойная проекция, функция козла отпущения — все эти эпистемологические феномены криминологии в дальнейшем, в ходе социальной практики антагонистического общества, меняя свое социокультурное обличье, в том или ином аспекте проявляются и во многих последующих изменениях, которые претерпевает концепция преступного человека.
Рационалистическая модель
В 1839 г. французская Академия морали и политических наук в Париже предложила в качестве задачи для исследования «раскрыть путем прямого наблюдения, каковы те элементы в Париже или в ином крупном городе, из которых состоит часть населения, образующая опасный класс вследствие своих грехов, невежества и бедности». Г.А. Фрейгер — сотрудник полицейской префектуры Парижа в своем труде «Опасные классы и население больших городов» составил «моральную топографию», т.е. образ жизни, взгляды и привычки тех, кто, по его мнению, образует опасный класс французского общества. Фрейгер пришел к выводу, что бедняки представляют собой ту же опасность для общества, что и действительные преступники, от которых, по убеждению Фрейгера, их мало что отличает. К их числу он отнес почти восьмую часть рабочего класса Парижа. С большой убежденностью Фрейгер приписал моральным дефектам личности те жалкие условия, в которых находились эти люди. В это же время в Великобритании вышла книга Г. Мэйхью «Рабочие и бедняки Лондона» с подробным описанием тех, кто работал и поддерживал себя, в отличие от тех, кто, по мнению, Мэйхью, не мог и не хотел работать, с изложением биографии преступников, воспроизведением социальной и моральной атмосферы, в которой они вырастали и проводили свою жизнь. Ясно осознавая важность условий жизни в этой среде, он тем не менее, как и Фрейгер, указывал, что «главным фактором был отказ преступника работать, отказ, обусловленный внутренним моральным дефектом». Приводя эти слова Фрейгера, Л. Радзинович отмечает: «Это служило интересам и утешало совесть тех наверху, кто считал опасные классы независимой категорией, отделенной от господствующих социальных условий»[51].
Так Homo Criminologicus — человек преступный обретает новое обличье — представителя особой расы, морально ущербной и злобной, живущей за счет нарушения «фундаментальных законов упорядоченного общества», в котором каждый должен содержать себя честным и прилежным трудом. Те, кто не делают этого, — «бродяги, варвары, дикари»[52], движимые злой волей и склонные к преступлению. Возникновению нового представления о личности преступника предшествовал один из грандиозных социальных переворотов — смена феодального строя буржуазным, замена религиозного мировоззрения философией гуманизма и просвещения. Философами-просветителями XVIII в. (Монтескье, Вольтер, Беккариа и др.) впервые была сделана попытка противопоставить средневековому, теологическому объяснению мира объяснение, основанное на рациональном, научном, во многом стихийно-материалистическом понимании природы и общества. С этих же позиций они стремились определить понятие преступления, преступности и ее причин. Английский философ-материалист и просветитель А. Коллинз писал, что «рассказы о власти дьявола основывались на лживости одних и доверчивости других» и что «казни ведьм были на самом деле убийствами», что свободомыслящие люди заслужат славу «и в том случае, если они вырвут из рук священников власть, благодаря которой последние губят столь много жизней и репутаций невинных людей и возможность пользования которой дала им всеобщая вера в огромную власть дьявола и в существование ведьм, в том случае, если они изгонят самого дьявола»[53]. Свободомыслие изгоняет дьявола, освобождает разум от суеверий. Освобождение разума выступало как неизбежная предпосылка освобождения человека, а стремление распространить свет знания и разума — как высшая цель и предназначение философии. В политическом плане это была борьба за права личности против влияния церкви и феодального государства, за демократию против абсолютизма, за раскрепощение самого человека от пут феодальной зависимости. Вопреки религиозным догмам, вопреки теологическому пониманию «причинности» человеческого поведения философами-просветителями было сформулировано понятие преступления как акта свободной воли человека, который не есть игрушка в руках «высших сил», но сознательно действующий и свободный в своих поступках индивидуум. Нельзя не отдать должное гуманистическим воззрениям философов-просветителей. «Сколь величественно и прекрасно зрелище, когда видим мы, как человек в некотором роде выходит из небытия при помощи собственных своих усилий; как рассеивает он светом своего разума мрак, коим окутала его природа, как поднимается он над самим собою, как возносится он в своих помыслах до
небесных пределов; как проходит он гигантскими шагами, подобно солнцу, по обширным пространствам Вселенной и — что важнее еще и труднее, — как он углубляется в самого себя, чтобы в себе самом изучить человека и познать его природу, его обязанности и его судьбу», — писал Ж.-Ж. Руссо[54]. Весь пафос трудов передовых мыслителей того времени был направлен против абсолютистской тирании, на раскрепощение духа и тела от власти церкви. Перед силой разума человека, согласно их взглядам, должны были отступить все несчастья. Достаточно только устранить тиранию и несправедливость, и настанет долгожданное царство разума, свободная воля разумного человека поведет его к вершинам общечеловеческого счастья и гармонии. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него... Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам; мир до сих пор руководился одними предрассудками, и все прошлое достойно лишь сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека»[55]. Нельзя не восхищаться такой верой в предназначение человека, и не вина гуманистов-просветителей, что на практике их мечты свелись к торжеству буржуазных добродетелей, к замене одного социального неравенства другим. Более чем два столетия тому назад ими были высказаны идеалы, осуществление которых может взять на себя лишь действительно свободное общество. В этот период радикально меняется представление об обществе, о природе человека. Если для религиозного мировоззрения все природное, земное бренно, суетно и преходяще, жизнь человека на земле — лишь страдание с надеждой на вечное блаженство за гробом, то теперь именно природа во всем ее величии и красоте воспевается и превозносится, а человек ставится в центр мироздания. Его потребности, желания и интересы не есть нечто греховное, что следует презирать и подавлять — они законны, правомерны, они естественны, и все должно быть подчинено подлинной, естественной природе человека. «Забота о собственном физическом здоровье, об удовлетворении природных склонностей и материальных запросов безоговорочно признается неотъемлемым правом каждого человека и предпосылкой общесоциального блага»[56].
В центр системы общества помещается человек, наделенный от природы неотъемлемыми правами, который «по природе обладает властью... охранять свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей...»[57]. Право собственности выступает здесь как данная от природы характеристика человека, забота о своем благополучии — законный центральный мотив его действий. «Любовь к самому себе — это чувство естественное, побуждающее каждое животное заботиться о самосохранении, а у человека это чувство направляется разумом и умеряется сострадательностью, порождая гуманность и добродетель»[58]. Но человек не только эгоист, так как ему присуще и «сострадание — это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивиде действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода... оно-то и занимает в естественном состоянии место законов, нравственности и добродетели»[59]. Эгоизм и альтруизм, писал Руссо, сосуществуют в людях как данные им от природы, а разумный эгоизм — высший этический идеал, ибо каждый заботится о себе и, уважая взаимно права друг друга, процветают все. Концепция собственности как неотъемлемого, естественного права человека предопределяет и понимание природы общества. «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться собственностью»[60] — в этом, по словам Локка, суть общественного договора, результатом которого явилась передача части индивидуальных прав правительству, избираемому большинством народа, в целях охраны прав личности, и прежде всего права личной собственности. Это право основное, оно существует изначально, до любого общественного договора и независимо от него. Оно вытекает из природы человека, оно естественно и неотчуждаемо. По этим параметрам выстраивается и шкала этических ценностей, наполняются новым содержанием понятия добра и зла, добродетели и порока, которые отныне не потусторонние, внеземные категории — они вытекают из самой природы. При этом зло, порок, преступление — нарушения естественного, нормального, разумного порядка вещей. Природе человека столь же естественно присуща и свободная воля. «Подобно тому как эпоха рабовладения и эпоха феодализма порождали представления о „естественном“ характере рабства или феодальной иерархии, — отмечает Н.В. Мотрошилова, — так и расширившиеся возможности личности, завоевание формальной свободы вызвали идею о „естественности“ всеобщего равенства людей, их предопределенности к свободному, самостоятельному действию»[61].
Собственность, ее свободное приобретение и обладание ею становятся объективно олицетворением позитивного действия и поведения; посягательство на собственность столь же естественным, «натуральным» преступлением. Истоки преступления, как и исток добродетели, — в самом человеке. «Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать»[62]. Выражая прогрессивные для своего времени взгляды, итальянский просветитель и гуманист Чезаре Беккариа попытался в своих трудах вывести сферу отправления уголовного правосудия из религиозно-феодальных догм[63]. Он попытался ограничить сферу господства феодально-полицейского государства, церковной юстиции над людьми, утверждая, что им подвластны, им подсудны лишь дела людей, но не их души. Дела же эти подсудны только в случае, когда они реально вредны обществу и закон ясно и прямо говорит об этом. Закон же этот должен быть обязателен и для граждан и для правителей. Представления о преступности и личности преступника, характерные для просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, обладали рядом достоинств. Эти концепции прямо противостояли феодально-средневековому произволу, выражали прогрессивные для своего времени буржуазно-демократические устремления. В то же время они характеризовались чрезвычайно уязвимой для научной критики абстрактностью и идеалистическим, метафизическим характером разрабатывавшихся ими категорий. Категория абстрактной личности с присущими ей естественными правами, неотъемлемыми по самой своей природе, не менее абстрактная категория естественного закона, безусловно помогали в отстаивании прав личности человека вообще (на практике — прав личности представителей класса развивающейся буржуазии). Формальное требование равенства правосудия независимо от сословных привилегий также служило этой цели. Имелась, однако, и оборотная сторона утверждения абсолютной, абстрактной свободы и независимости личности. Это приводило к почти полному отрицанию зависимости поведения от каких-либо объективных, социальных, социально-психологических или иных причин и условий. Это означало отрицание значения каких-либо различий в свойствах личности, отказ от допущения различных степеней ответственности. Не признавая за феодальным государством и церковью права руководить моралью лица, требуя не вторгаться в его свободный дух, эта позиция одновременно исходила из того, что функцией наказания как раз и должно стать это вторжение в моральную позицию личности, вторжение, которое создавало бы в сознании лица противовес противоправным устремлениям, прививало бы ему новую систему социальных ценностей, высшей из которых становилось обладание собственностью.
Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, Беккариа вместе с тем утверждал, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твердые правила поведения. Не усваивая этих правил, люди совершают преступления. Чтобы понудить их усвоить эти правила, и необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление, — это независимый от каких-либо объективных факторов, строго рассуждающий индивидуум, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие такого расчета. Она исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равное наказание за равные преступления и что на одинаковое наказание они реагируют совершенно одинаково. Так была сформулирована основа полностью возмездной системы уголовной юстиции с пропорциональным воздаянием за применение заранее определенного зла. Идеалистический рационализм — такова обобщенная характеристика криминологических воззрений Беккариа, как и многих других ярких представителей просветительно-гуманистического направления. Понимание преступления как акта свободной воли вело к формулированию таких краеугольных принципов уголовного права, как ответственность лишь за вину в совершении конкретного деяния, как право каждого считаться невиновным и не подлежащим ответственности до тех пор, пока его вину не докажет обвинитель и не установит суд, и т.д., т.е. все те принципы, на которых зиждется законность в отправлении уголовного правосудия. И то же самое понимание преступления как акта чистой воли закрывало путь к познанию объективных закономерностей, детерминирующих человеческое поведение, заставляло возлагать все надежды на перестройку сознания людей, на их убеждение, а то и устрашение. Как и во многих других случаях в истории развития человеческой мысли, положения, обладавшие относительной истинностью и ценностью, будучи возведенными в абсолют, не только теряли свою истинность, но и становились тормозом на пути научного и социального прогресса. В своем стремлении освободить человека от пут политической тирании философы-просветители поставили его волю, его разум не только над современными формами государственного и общественного устройства, но и над объективными законами развития природы и общества. Индетерминизм, или идеалистически абсолютная свобода воли, — таков был логический результат. На место одной абстракции — абсолютной власти бога и средневекового государства — ставилась, таким образом, другая абстракция, неизмеримо более привлекательная и человечная, но все же именно абстракция — абстракция свободной воли. Нельзя при этом не отметить отдельных прозрений более глубокого характера, которые встречаются у Беккариа. Так, он говорил, например, что кража является обычно преступлением нищеты и от-
чаяния, преступлением той несчастной части человечества, которой право собственности оставило возможность одного лишь голодного существования. Однако в целом, в основном «человек в такого рода учениях как бы отторгается от общей закономерности природы, но прежде всего обособляется от общества... Выяснение особенностей отделенного таким образом индивида и есть учение о „человеческой природе“... В результате именно на „человеческую природу“ возлагают вину за все злоключения общества и людей: природа человека становится злой природой»[64]. В идее, в постулатах человек занял место бога так же, как законы мирового разума заняли место божественного промысла в объяснении природы. Однако на деле человек того периода «слишком часто бывал не богом, а зверем, не разумным существом, но животным, совершенно ослепленным своими проснувшимися и в невиданных ранее масштабах стимулируемыми корыстными желаниями»[65]. Но общество постулируется свободным, а люди равными. Поэтому тот, кто преуспел — капиталист, собственник, занял место воплощенной добродетели. «Богатство постепенно становится — в противовес аскетическому идеалу средневековья — вполне „позитивной“ и человеческой ценностью»[66]. Бедняк, неимущий занимают свое место лентяя, склонного к безделью и воровству, морально ущербного субъекта, нарушающего условия общественного договора. «Всякий преступник, посягающий на законы общественного состояния, становится по причине своих преступлений мятежником и предателем отечества»[67]. Здесь мы вновь подходим к выявлению важного познавательного (эпистемологического) принципа построения теоретической модели личности преступника: чем больше совершенства приписывается господствующим социальным условиям, тем порочней выглядит личность преступника, свободного выбрать добро, но избирающего зло. Постулат свободной воли выводил поведение человека за пределы воздействия каких-либо объективных, существующих вовне и не зависящих от его сознания сил. При идеалистическом истолковании проблемы свободы воли причина поступков человека скрыта в нем самом, а точнее, такой причины нет вообще, ибо воля абсолютно свободна, мотивы к действию возникают произвольно, по усмотрению самого индивида, и преступление поэтому естественно — это акт свободной злой воли преступника. Важно при этом, что в тех конкретно-исторических условиях «идея о человеке как активном и разумном существе, продвигавшемся в жизни исключительно благодаря своим способностям и своему разуму, в особенности должна была питаться наблюдениями за деятельностью капиталистов», так как «капиталист представал как жи-
вой носитель духовного, разумно-волевого начала в производстве»[68]. Тот же, кто не преуспел, неспособен, не понимает, что есть истинная нравственность; такой человек — живое олицетворение неразумного, порочного. Свобода, полагал А. Коллинз, означает способность человека поступать так, как он того желает или предполагает. Человек — разумное и чувствующее существо, его поведение детерминировано единственно его разумом и чувствами. При этом не может быть никаких мотивов, кроме удовольствия и страдания, которые заставляли бы человека совершить какое-либо действие или воздерживаться от него. «Мораль или добродетель состоит в таких действиях, которые по собственной природе и вообще являются приятными; а безнравственность или порок состоит в таких действиях, которые по своей собственной природе и вообще являются неприятными», при этом высоконравственным должен быть тот человек, который строго детерминирован правильно понятыми удовольствием и страданием, а следовательно, лишь вознаграждения и страдания направят желания людей к тому, чтобы соблюдать, а не нарушать законы[69]. Если сознание человека никак не детерминировано социальной реальностью, если оно не связано с ней, значит общество и не ответственно за преступность, представляющую собой в этом случае совокупный результат злой воли преступников. Чем более безупречным представляется общество, тем более порицаемым и порочным выглядит преступник. В этом случае все социальные беды, несчастья и просчеты, конфликты и противоречия общества можно объяснить моральными пороками, злой волей определенной категории людей. Козел отпущения меняет свое обличье, но его функция воспроизводится вновь. «Если, например, убийцы или какие-нибудь порочные члены общества изолируются от общества лишь как нарушители общественного порядка, недостойные жить среди людей, то ясно, что они в таком случае настолько далеки от того, чтобы считаться свободными агентами, что их устраняют от общества так же, как отсекают зараженную червоточиной ветвь дерева или убивают на улицах бешеных собак. И наказание по отношению к ним справедливо, поскольку оно освобождает общество от злонамеренных членов»[70]. Если воля абсолютно свободна, лишь удовольствие или страдание руководят людьми, если все равны, общество устроено справедливо и при этом одни обогащаются, а другие идут на дно, образуя преступный класс, то лишь суровое наказание нужно такому обществу — и ничего более (и чем суровее, тем лучше). «Точно так же у нас вешают ворон и грачей, чтобы отогнать птиц от зерна, как вешают убийц, закованных в цепи, чтобы удержать других от преступлений»[71].
К началу XVI в. в Европе произошло важное социальное и экономическое событие — началось обезземеливание крестьян. «Разграбление церковных имуществ, мошенническое отчуждение государственных земель, расхищение общинной собственности, осуществляемое по-узурпаторски и с беспощадным терроризмом, превращение феодальной собственности и собственности кланов в современную частную собственность — таковы разнообразные идиллические методы первоначального накопления, — писал К. Маркс. — Таким путем удалось завоевать поле для капиталистического земледелия, отдать землю во власть капитала и создать для городской промышленности необходимый приток поставленного вне закона пролетариата»[72]. Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|