Преступное поведение: проблема 4 глава
Пашни превращались в пастбища, земледелие совершенствовалось, число рук, необходимых для обработки земли, резко сокращалось. Крестьяне массами изгонялись из деревень. Началось жестокое приучение крестьянских масс к железной дисциплине капиталистического производства. К концу XV и в XVI в. в странах Западной Европы издаются кровавые законы против бродяжничества — «отцы теперешнего рабочего класса были прежде всего подвергнуты наказанию за то, что их превратили в бродяг и пауперов. Законодательство рассматривало их как „добровольных“ преступников, исходя из того предположения, что при желании они могли бы продолжать трудиться при старых, уже не существующих условиях»[73]. Согласно закону, изданному в Англии, трудоспособных бродяг следовало привязывать к тачке и бичевать, пока кровь не заструится по телу. При рецидиве бродяжничества порка повторялась и преступнику отрезали половину уха. Если же он попадался в третий раз, его казнили как «тяжкого преступника и врага общества». Согласно закону, изданному позже, «всякий уклоняющийся от работ отдается в рабство тому лицу, которое донесет на него как на праздношатающегося»[74]. Если раб самовольно отлучался на две недели, он осуждался на пожизненное рабство, а на лоб или на щеку ему клали выжженное клеймо «S» (slave) — раб. Если он бежал в третий раз, то подлежал смертной казни как государственный преступник. Аналогичные законы были изданы во Франции и других странах. К. Маркс приводит слова Томаса Мора, писавшего в «Утопии»: «Так-то и случается, что жадный и ненасытный обжора, настоящая чума для своей родины, собирает в своих руках тысячи акров земли и обносит их плетнем или забором, или своими насилиями и притеснениями доводит собственников до того, что они вынуждены продать свое имущество... И когда этими несчастными скитальцами истрачено все до последней копейки, то скажите, бога ради, что же им остается делать, как не красть? Но тогда их вешают по всей форме закона». В царствование Генриха VIII было казнено 72 тыс. круп-
ных и мелких воров. Во времена царствования Елизаветы бродяг вешали целыми рядами, и не проходило года, чтобы в том или другом месте не было повешено их 300 или 400 человек[75]. Законы о бродягах и бездомных объявляли пролетариат как таковой вне закона. Если даже обездоленному человеку нельзя было приписать тяжелого преступления, его отправляли в тюрьму как мошенника и бродягу, потому что «сама бедность уже навлекает на него подозрение во всевозможных преступлениях, лишая его в то же время законных средств для защиты от произвола власть имущих»[76], так как, по господствовавшему мнению собственников, бедность — это преступление и «с ней следует бороться путём устрашения»[77]. Борьба с самым опасным преступником — бедняком продолжалась и далее. Эстафету приняли законы о бедных. Так английский закон о бедных 1834 г. «по существу дела рассматривает бедняков как преступников, работные дома — как исправительные тюрьмы, обитателей их — как людей, стоящих вне закона, вне человечества, как воплощение всякой скверны...» — писал Ф. Энгельс, приводя далее слова журналиста, ознакомившегося с тем, что творилось в работных домах того времени: «Если господь бог наказывает человека за преступление так, как человек наказывает человека за бедность, то горе потомкам Адама!»[78]. Такой оказалась оборотная сторона постулата свободной воли, абстрактного гуманизма в реальном социальном контексте современного буржуазного общества, цена выведения спекулятивным путем категорий добра и зла из природы человека. Поистине трагичным явилось противоречие между постулатом господства свободы и разума в обществе, пришедшему на смену феодализму, с его реальной социальной природой и реальной историей капитализма эпохи первоначального накопления, кровью и железом заложившего основы новой иерархии власти собственников. Война буржуазии против пролетариата, война всех против всех «есть лишь, — как отмечал Ф. Энгельс, — последовательное осуществление принципа, заложенного уже в свободной конкуренции»[79]. Понятию личности преступника была уготована в этой войне своя социальная функция, отведена новая социальная роль. «В то самое время, когда англичане перестали сжигать на костре ведьм, они начали вешать подделывателей банкнот»[80]. Главное острие репрессии направлялось на тех, кто угрожал собственности богатых, с одной стороны. С другой стороны, в понятие преступности и личности преступника вкладывался самый существенный элемент: они символизировали все то, что противостояло идеалу собственности, что угрожало ей, что отрицало ее. «Английский буржуа, — писал Ф. Энгельс, — находит в законе, как и
в своем боге, самого себя и потому закон для него свят, потому и дубинка полицейского, которая в сущности является его дубинкой, обладает такой поразительно умиротворяющей силой в его глазах. Но, конечно, не в глазах рабочего. Рабочий слишком хорошо знает, он слишком часто испытал на опыте, что закон для него — кнут, сплетенный буржуазией...»[81] Обращаясь к властителям нового общества — собственникам, Руссо с гневом восклицает: «Умножайте число железных дверей, запоров, цепей, стражей и надзирателей, возводите повсюду виселицы, колеса, эшафоты, изобретаете ежедневно новые пытки, ожесточайте свою душу видами всех страданий неимущих, создавайте кафедры и колледжи, где учат лишь тем правилам, которые вам подходят; привлекайте все новых писателей, платите им, чтобы воровство бедняка покрыть еще большим позором, а к воровству богача пробудить еще более безнаказанность; придумывайте каждодневно все новые отличия, дабы у одного узаконить, а у другого покарать одни и те же действия под разными именами»[82]. Если ранее, в период господства религиозного мировоззрения, на полюсах добра и зла стояли бог и дьявол, церковь и еретики, то теперь их место занимают богатство и бедность, собственник и паупер. И если раньше тот, кто верил в бога, должен был верить и в дьявола, а кто отрицал, что есть особая категория злодеев — еретиков и ведьм, тот отрицал и церковь как воплощение высшей добродетели и истины, то теперь тот, кто обожествлял богатство, собственность, должен был презирать бедность, а тот, кто отрицал, что есть особая категория злодеев — неимущих и обездоленных, тот отрицал и социальную структуру, основанную на частной собственности, и саму собственность как воплощение высшей добродетели. Там, где священна собственность, там презренна бедность. Выделение особого «преступного класса» выполняло важную социальную функцию. Как отмечает английский криминолог Д. Чапмэн, «идентификация преступного класса и его социальный остракизм позволяют снизить межклассовую враждебность путем переключения агрессии, которая в ином случае могла быть направлена на тех, кто обладает статусом, властью, доходами и собственностью»[83].
Однако, если еретик, ведьма, паупер не обладают особой отрицательной, порочной сущностью, то и церковь, собственность не обладают особой положительной, добродетельной по самой своей сути природой. Таково проявление в новых условиях социальной функции понятия личности преступника. Homo Criminologicus нужен. И если по своей явной, открыто провозглашаемой функции он нужен для того, чтобы бороться со злом, с преступностью, то по скрытой, латентной функции он нужен для того, чтобы, заклеймив тех, кто внизу социальной структуры, придать ореол непогрешимости и добродетели тем, кто наверху этой структуры. Посягательство на
идею порочной сути одних есть отрицание имманентной добродетели других. Что же остается при столкновении с социальной реальностью от постулируемой разумной, свободной личности, перестраивающей мир на разумных началах? «Люди злы... между тем человек от природы добр...»[84] Все дело якобы в том, что данная от природы доброта человека, характеризовавшая его в естественном состоянии, была впоследствии искажена таким развитием человеческого общества, его культуры, при котором оно «неизбежно побуждает людей ненавидеть друг друга в той мере, как сталкиваются их интересы»[85]. Причина — отклонение от естественного, данного от природы равенства и права, возникновение неравенства и бесправия, создание такого общественного строя, при котором «горстка людей утопала в излишествах, тогда как голодная масса лишена необходимого»[86].
Так вновь вступает в действие познавательный механизм двойной проекции: предпочитаемый идеал человека проецируется в далекое прошлое, укореняется там, а затем вновь возвращается в современность, но уже не как продукт гуманистического, возвышенного воображения, а как якобы реальный образ благородного дикаря, чья подлинная природа впоследствии искажается порожденным собственностью неравенством и всем тем злом, которое присуще цивилизации. «Лишь то, что ассоциируется с нашими сегодняшними планами, страстями, чувствами и эстетическими вкусами, представляет для нас ценность. Эти планы, страсти, чувства и эстетические вкусы мы переносим в прошлое и затем, обманывая самих себя, утверждаем, что в нем наши корни»[87]. Сам по себе механизм двойной проекции не возникает, однако, из ничего. Он обусловлен, как и многие иные эпистемологические феномены, историческими условиями возникновения философии просвещения, которая, отказавшись от религиозной мистификации мироздания, поставив в центр мирового порядка на место Бога — Человека, в свою очередь, мистифицировала и этого последнего. В результате «в индивидах, уже не подчиненных более разделению труда, философы видели идеал, которому они дали имя „Человек“, — писал К. Маркс, — и весь изображенный нами процесс развития они представляли в виде процесса развития „Человека“, причем на место существовавших до сих пор в каждую историческую эпоху индивидов подставляли этого „Человека“ и изображали его движущей силой истории. Таким образом, весь исторический процесс рассматривался как процесс самоотчуждения „Человека“; объясняется это, по существу, тем, что на место человека прошлой ступени они всегда подставляли среднего человека позднейшей ступени
и наделяли прежних индивидов позднейшим сознанием. В результате такого переворачивания, заведомого абстрагирования от действительных условий и стало возможным превратить всю историю в процесс развития сознания»[88]. Не случайно поэтому, что основанные на разуме высокие этические идеалы, выдвинутые просвещением, понимание природы человека и общества, основанное на спекулятивном мышлении, т.е. достигнутое путем логических рассуждений, стали легкой добычей развившихся к этому времени естественных наук, которые «взбунтовались и с поистине плебейской жаждой правды действительности до основания разрушили возведенные фантазией великолепные сооружения»[89].
Ведущее место среди этих наук заняли биология и антропология. Их воздействие не миновало и криминологию. На смену еретикам и ведьмам, бродягам и беднякам выдвигается фигура злодея — прирожденного преступника.
Антропологическая модель
«Внезапно однажды утром мрачного декабрьского дня я обнаружил на черепе каторжника целую серию атавистических ненормальностей... аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных ненормальностей — как будто ясный свет озарил темную равнину до самого горизонта — я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня»[90], — такие слова были сказаны в 70-х годах XVIII в. тюремным врачом, итальянцем Ч. Ломброзо. Он увидел, по его убеждению, в чертах преступника характерные черты примитивного, первобытного человека и животных. «Преступник — это атавистическое существо, которое воспроизводит в своей личности яростные инстинкты первобытного человечества и низших животных»[91]. Преступниками не становятся, заявил он, преступниками рождаются. Они обладают отчетливо различимыми физическими чертами. Прирожденные индивидуальные факторы — основные причины преступного поведения, утверждал он. Прирожденного преступника легко отличить от остальных людей по внешнему виду. У него сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, выдающиеся надбровные дуги, приросшие мочки ушей и т.д. Этими чертами обладают «преступники, дикари и обезьяны». Они нечувствительны к боли, у них чрезвычайно острое зрение, они ленивы, склонны к оргиям, их неодолимо влечет к себе совершение зла ради него самого. Им присуще желание «не только лишить жизни свою жертву, но и изуродовать труп, терзать тело жертвы, упиваться ее кровью»[92]. Ломброзо разработал таблицу признаков
прирожденного преступника — таких черт (стигм), выявив которые путем непосредственного измерения физических черт того или иного лица, можно было, как уверял он, решить, имеем ли мы дело с прирожденным преступником или нет. Нетрудно увидеть в этой концепции перенесение эволюционно-биологической теории развития видов Чарльза Дарвина в сферу изучения преступности. В самом деле, если эволюционно человек произошел от человекоподобной обезьяны, затем пережил стадию первобытной дикости, то не есть ли существование преступников проявление атавизма, т.е. внезапное воспроизведение на свет в наше время среди современных, цивилизованных людей, людей первобытных, близких к своим человекообразным предкам? К тому же и у Дарвина находили такое высказывание: «В человеческом обществе некоторые из наихудших предрасположенностей, которые внезапно, вне всякой видимой причины проявляются в составе членов семьи, могут, возможно, представить собой возврат к первобытному состоянию, от которого мы отделены не столь многими поколениями. Эта точка зрения как будто бы находит подтверждение в общераспространенной поговорке о „черной овце“»[93]. Первые же проверки таблиц Ломброзо показали, однако, что наличие у преступников особых физических черт, отличающих их от всех остальных современных людей и сближающих их с первобытным человеком, не более чем миф. Теория Ломброзо и вытекающие из нее современные модификации исходят из положения о том, что между некоторыми физическими чертами и характеристиками организма человека, с одной стороны, и преступным поведением — с другой, существует определенная зависимость, что моральному облику соответствует и физическое строение человека. Следует указать, что в повседневном, бытовом сознании, отчасти в художественной литературе и других произведениях искусства (не самого высокого уровня), действительно фигурирует стереотип преступника ломброзианского типа (фигура злодея), которому противостоит добродетельный герой, чье физическое преимущество всегда дополняется преимуществом моральным. Однако никакого научного обоснования такие совпадения, конечно, не имеют. Теория Ломброзо подразумевает наличие у преступников физических характеристик, отличающих последних от обычных людей. В 1913 г. английский криминолог Горинг[94] проверил исследования Ломброзо, сравнив заключенных со студентами Кембриджа (1000 человек), Оксфорда и Абердина (959 человек), с военнослужащими и учителями колледжей (118 человек). Оказалось, что никаких различий между ними и преступниками не существует. Подобное исследование и с теми же результатами было осуществлено В. Хили в 1915 г.[95]
Теория Ломброзо исходит из предположения о том, что черты преступников — возврат к чертам первобытного человека. Это предположение совершенно произвольно и недоказуемо. Основой теории Ломброзо послужило представление о том, что в ранней стадии развития человечества первобытные племена были менее социальны, чем существующие формы общежития, что там господствовал волчий закон, что в сфере социальной жизни, как и в природе, действует принцип выживания наиболее приспособленных, что является также произвольным перенесением положений Дарвина в область социальной жизни. Она исходит также из наивного представления о том, что физическая норма (совершенство тела) само собой подразумевает совершенство моральное и что якобы вообще существует объективная норма (единая для всех времен и всех народов) физических черт человека. На самом деле Ломброзо искренне считал, что для преступника характерно наличие черт «монгольского» типа. Он писал, что эти черты, характеризующие, по его мнению, преступника, «приближают преступника-европейца близко к доисторическому человеку и монголу»[96]. Ломброзо исходил из положения о том, что подобные аномалии организма передаются по наследству и, следовательно, преступность также передается по наследству, ибо преступность представляет собой отражение изъянов организма[97]. Таков, следовательно, прирожденный преступник. Если предположить, что эта теория верна, то из нее следует, что общество бессильно в борьбе с преступностью — оно не в состоянии повлиять на аномалии организма преступника и, следовательно, изменить его сознание. Отсюда — и знаменитая формула, приписываемая современникам антропологического детерминизма ломброзианского типа, которая гласит: единственное, что можно сделать с преступником, это его «измерить, взвесить и повесить». Как верно отмечал А.А. Герцензон, «в своих взглядах на факторы преступности Ломброзо очень сильно эволюционировал», он вынужден был вскоре признать и важность социальных факторов, влияющих на преступность[98]. Как свидетельствует Торстен Селлин, хотя Ломброзо «оценил возбуждающую и сдерживающую силу среды окружения, он никогда не допускал наличия преступников, которые были бы нормальными людьми, преступников, которые совершали бы преступления именно в результате влияния социальных условий, а не были просто стимулированы этими условиями»[99]. До настоящего времени продолжаются поиски особых физиологических или психофизиологических свойств и качеств человека, в какой-то мере увязываемых с его преступным поведением.
«Антропологическое изучение рассматривает функциональные и морфологические типические особенности преступников, исследуя его конструкцию, гигиеническое состояние (физическое развитие), расовые особенности, половые, возрастные признаки, плодовитость, мимику, производя главнейшие измерения (силу рук, температуру и проч.), головные измерения, собирая генеалогию, фотографии, почерки и пр.»[100] Поиски специфически преступного человека, понимание преступления как патологического проявления физиологических аномалий организма — существо антропологического подхода к изучению личности преступника. Хотя первые же проверки таблиц Ломброзо показали, что утверждение о наличии у преступников особых физико-анатомических черт, сближающих их с первобытным человеком, не более чем миф, этот миф оказался необыкновенно живучим. Как только развеялась легенда об анатомических отклонениях, предрасполагающих к преступлению, возникли новые течения подобного же рода, в основу которых были положены либо особенности эндокринной системы, желез внутренней секреции, либо психофизическая конституция людей (теория немецкого психиатра Э. Кречмера), либо врожденные свойства нервной системы (экстраверты и психопаты английского психиатра Айсенка) и т.д.[101] Подобный подход является более усложненной формой поисков специфически преступных качеств и свойств в психофизической сфере личности. Так возникло утверждение, что в изучении личности преступника «конституции и конституциональным факторам преступности должно быть отведено центральное место», что «глубочайшие корни преступности скрыты в конституции преступника, которая создается и изменяется под влиянием, с одной стороны, окружающих личность внешних, и прежде всего социальных, условий, а с другой стороны, — того, что организм данного субъекта получил в наследство от предков»[102]. Стремление отыскать психофизиологическую предрасположенность субъекта как к преступлению вообще, так и к конкретным видам преступлений — существо вульгарно-антропологического подхода к проблеме изучения личности преступника. Отсюда — утверждение о том, что «главные корни преступности лежат в эмоциональной сфере личности». С.В. Познышев утверждал, что наука уголовного права изучает преступника как носителя опасного для общества состояния и настроения, что проявляемая в том или ином преступлении вина есть переходящее конкретное настроение, которое сложилось у человека под влиянием двух сил: действия на него различных событий, происходивших в окружающей среде, с одной стороны, и его психологической конституции — с дру-
гой. Вульгарно-материалистическое, биологизированное определение вины вело к теории опасного состояния. Термин «опасное состояние личности» впервые прозвучал на итальянском языке (pericolosità). Его автором был сотрудник и друг Ломброзо — итальянский юрист Энрико Ферри. Через два года после выхода книги Ломброзо «Прирожденный преступник» Ферри защитил докторскую диссертацию, посвященную отрицанию концепции уголовной ответственности, основывающейся на признании у преступника свободной воли. Отрицание свободной воли человека, утверждение детерминированности его поведения биологическими факторами, аномалиями организма вели к установлению нового принципа ответственности за преступление. Уголовная ответственность, как утверждали Ферри и его последователи, должна базироваться не на принципе свободной воли, а на нуждах общества. Следует обращать внимание не на вину человека, а на его потенциальную опасность для общества. Каждый активный участник преступления, по мнению Ферри, всегда ответствен в случае, если «совершенное преступление является его собственным действием, т.е. представляет собой выражение его собственной личности, независимо от того, каковы были физические и психологические обстоятельства, характеризовавшие преступника, когда он замышлял и совершал преступление. Защитные меры, предпринимаемые против преступника, должны зависеть не от характера и свойств деяния, но от его индивидуального агрессивного потенциала»[103]. Известна его формулировка о том, что «человек всегда ответствен за любое свое действие на том единственном основании, что он живет в обществе, и до тех пор, пока он живет в нем»[104]. Взамен презумпции свободной воли и моральной ответственности, социоантропологи выдвигали принцип «социальной ответственности». Они подразумевали под этим понятием не ответственность общества за совершаемые в нем преступления, а ответственность индивидуума перед обществом и государством. Отсюда вытекала обязанность уголовной юстиции не определять степень вины преступника, а установить, совершил ли человек преступление, и если да, то применить к нему меры «социальной защиты», подбираемые соответственно его личности с тем, чтобы «оградить от него общество». Эта концепция стала проникать в практику уголовной юстиции. Барон Рафаэль Гарофало, видный судья суда уголовной апелляции города Неаполя подверг в 1914 г. резким нападкам пропорциональность наказания, или, другими словами, обязательность того, чтобы тяжесть наказания соответствовала тяжести преступления, что он пренебрежительно охарактеризовал как «тарифную систему наказания».
Невозможно установить реальную тяжесть преступления, доказывал он. «Существует слишком много элементов, которые следует принимать при этом в рассмотрение. Мы должны учесть и материальный вред, и степень безнравственности преступного действия, его опасность и степень возбуждаемой им тревоги. По какому праву, — спрашивал он, — можем мы выделить какой-либо один из этих элементов и игнорировать другие?»[105] Взамен всего этого Гарофало предложил учитывать только степень вреда, причинение которого можно ожидать от преступника или, другими словами, степень его способности к преступлению. Возможность, вероятность или уверенность в том, что данный преступник может вновь совершить преступление, легли в основу понятия «опасное состояние личности». Преступление с этой точки зрения принимается во внимание, но только как показатель степени этой опасности наряду с другими обстоятельствами. Его никак не следует рассматривать в качестве основного, главного фактора ответственности, а только лишь как симптом, показатель опасности личности преступника и вероятности совершения им преступлений в будущем. Позиция социоантропологического детерминизма в сфере уголовного права вела к возникновению идеи всеобщей, поглощающей все остальные элементы уголовного права превенции, профилактики. Социальная ответственность (вместо моральной и виновной ответственности) и состояние опасности личности (вместо степени тяжести преступления) — таковы основы подобного рода социальной превенции. С этих позиций опасность личности преступника служит единственным критерием в выборе мер, применяемых к нему государством. Реакция государства на опасность личности должна заключаться не в наказании преступника, а в обезвреживании его. Термин «наказание» следует вообще выкинуть из уголовного права по мнению социоантропологов и заменить его термином «меры социальной защиты». Цель этих мер — реформация преступника, его лечение, обезвреживание и даже уничтожение. В этих условиях новыми творцами модели личности преступника все больше и больше выступают представители естественных наук — врачи, биологи, психиатры и впоследствии даже генетики. Такой подход выражал значительные изменения в мировоззрении, понимании природы человека и общества, наметившиеся на рубеже XIX и ХХ вв. Рационализм в свое время успешно развеял миф о божественном происхождении природы, человека и общественного устройства. Он был этичен в том смысле, что предписывал человеку следование этическим категориям добра и зла, выводимым спекулятивным путем, т.е. логически и гносеологиически. Естественные науки отодвинули в сторону подобного рода экспериментально неверифицируемые категории, трактуя их как «метафизические» сущности, допуская их в сферу достоверного знания
только в той мере, в которой они представлялись соответствующими естественнонаучному подходу. Биология, и прежде всего теория Ч. Дарвина, его учение о естественном отборе, властно вторглась в науку об обществе (буржуазную, позитивистски ориентированную социологию) и в науку о преступности (криминологию). Преступление и личность преступника стали истолковываться в категориях биологии и антропологии. Низведение этических понятий на уровень биоантропологии чрезвычайно опасно. «Этика перестает быть этикой по мере сближения ее с естественными процессами. Это сближение губительно для нее не только тогда, когда этика выводится из натурфилософии, но и тогда, когда она обосновывается биологией»[106]. Биологизированное мышление пытается укоренить этику в естественной природе. Это, однако, ведет фактически к ее отрицанию, к отказу от этической ориентации как детерминанты специфически человеческого поведения, что, в свою очередь, по мнению одного из великих гуманистов современности — А. Швейцера, ведет к созданию общества, «этическая совесть которого роковым образом заглушается биологически-социологической и националистически извращенной этикой»[107]. Homo Criminologicus принимает в этой связи свое новое обличье — прирожденного преступника, место родимых пятен (меток дьявола) занимают вначале антропологические приметы, затем признаки психофизической конституции, тип нервной системы, и наконец, хромосомные стигмы. Преступник ныне встал на крайнем отрицательном полюсе биологизированной картины общества (на положительном полюсе расположились, естественно, различного рода варианты прирожденных лидеров, вождей, сверхчеловеков). Такая трансформация была подготовлена всем ходом развития буржуазного общества. В конце XIX в. капиталистический мир с особой резкостью ощутил последствия индустриальной революции, испытав на себе всевозрастающее давление экономических, социальных и идеологических противоречий. Начав с провозглашения индивидуалистического принципа честной игры, под которым понималось право на свободную конкуренцию и обогащение, капитализм проявился как всевластие монополий и военно-бюрократической правительственной машины. Урбанизация с ее всевозрастающим хаосом асфальтовых джунглей городов, стандартизация всех сторон жизни, разрушительные последствия хищнического, анархического развития раннего капитализма, растущее возмущение подавляемых масс, стихийно проявляемое в невиданном росте преступности, — все это следствие развития капитализма. Если к этому добавить рост противоречий между капиталистическими странами, то будут ясны предпосылки к возникновению «нового воинствующего империализма, который требует абсолютной
и полной военной, экономической, социальной и духовной организованности масс»[108]. Для буржуазных социологов последствия индустриальной революции означали только одно — необходимость обеспечения социальной дисциплины как единственной альтернативы хаоса, под которым, естественно, понималась перспектива социальной революции. Одним из ответов на этот классовый заказ явилось создание науки, призванной, по мысли ее создателей, направить развитие общества по упорядоченному руслу, в сторону от социальных потрясений. Один из родоначальников социального дарвинизма — Спенсер предпринял попытку рассмотреть эволюцию общества с позиций биологической науки, прежде всего учения Дарвина о происхождении видов и роли естественного отбора в эволюции живой материи. Спенсер полагал при этом, что общество представляет собой некий квазибиологический организм. В его учении принципы утилитаризма, сформулированные Бентамом и развитые Миллем, были передвинуты на иную, не спекулятивно-рассудочную, а, как полагал Спенсер, на подлинно научную — биологическую основу. Известно, что в своей работе «Происхождение видов» Дарвин развил теорию борьбы за выживание, согласно которой живые организмы, для того чтобы выжить, должны постоянно приспосабливаться к условиям своего существования. Перенося принцип отбора и выживания на человеческое общество, Спенсер утверждал, что те из людей, которые развили в себе более сильный социальный инстинкт, лучше приспособлены для выживания, чем те, кто не обладает таким инстинктом в достаточной степени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|