Взаимоотношения с арбитрами и лицами со схожими функциями. 7 глава
Кодекс, разрешая продлить шестимесячный срок на время болезни адвоката или (и) нахождения его в отпуске, других случаев продления не предусматривает. Не может продлеваться этот срок ввиду болезни (отпуска) лица, подавшего жалобу, как об этом иногда просят заявители, ссылаясь на невозможность предоставить вовремя документы, подтверждающие их доводы, или на невозможность явки на заседание квалификационной комиссии или Совета для дачи объяснений. Квалификационные комиссии в этих случаях в целях соблюдения установленных сроков рассматривают дисциплинарное производство в отсутствие участников по имеющимся в деле материалам (п. 3 ст. 23)" <1>. -------------------------------- <1> Булгакова Н.М. Некоторые вопросы применения Кодекса профессиональной этики адвоката // Адвокатура. Государство. Общество: Сб. матер. III ежегодной науч.-практ. конф. С. 151 - 152.
6. Судебный устав 1864 г. устанавливал пять мер ответственности, применимых к адвокату: 1) предостережение; 2) выговор; 3) запрещение выполнять обязанности присяжного поверенного в продолжение определенного советом срока; 4) исключение из числа присяжных поверенных; 5) предание уголовному суду <1>. -------------------------------- <1> См.: Судебные уставы с изложением рассуждений, на которых они основаны. СПб., 1867. Ч. 3. С. 229, 230.
Кодекс предусматривает три меры дисциплинарной ответственности адвоката: замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката. Прежняя редакция Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре допускала установление видов ответственности адвокатов собранием (конференцией) адвокатов субъекта РФ. Однако изменения, внесенные в ст. 30 Закона 20 декабря 2004 г., ограничили список мер дисциплинарной ответственности адвокатов рамками Кодекса.
Таким образом, перечень, представленный в Кодексе, является исчерпывающим. Практика применения Кодекса показала, что этих мер явно недостаточно как для четкой дифференциации степени тяжести дисциплинарных проступков, так и для их дальнейшего предотвращения. Если обратиться к опыту зарубежных стран, то мы увидим, что, например, законодательством Германии в качестве видов ответственности адвоката установлены выговор, штраф в размере 10 тыс. евро, запрет заниматься адвокатской деятельностью на срок от одного года до пяти лет, исключение из адвокатуры. Французский адвокат может быть подвергнут дисциплинарным санкциям в виде предупреждения, выговора, временного запрещения заниматься адвокатской деятельностью сроком не более чем на три года, исключению из адвокатской ассоциации. Комиссия, в компетенции которой находится право наложения профессиональных взысканий на швейцарских адвокатов, также располагает большим набором санкций. К ним, в частности, относятся: предупреждение, выговор, лишение права заниматься практикой в течение года или более длительного периода, а также лишение звания адвоката. Согласно ст. 460 Судебного кодекса Бельгии 1967 г. основные наказания, которые бельгийский Совет адвокатских палат может наложить на своих адвокатов, - это предупреждение, замечание, выговор, приостановление статуса адвоката не более чем на год и исключение из реестра адвокатов <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Мельниченко Р.Г. Меры профессиональной ответственности адвокатов.
В юридической литературе высказываются предложения о внесении в п. 6 ст. 18 Кодекса таких мер дисциплинарной ответственности, как запрет заниматься определенным видом адвокатской деятельности на срок до одного года, принудительное повышение квалификации, запрет занимать выборные должности в органах адвокатского самоуправления <1>.
-------------------------------- <1> Подробнее см.: Мельниченко Р.Г. Виды мер профессиональной ответственности адвокатов // Адвокатская практика. 2011. N 1.
Следует признать, что такие предложения требуют дополнительного и серьезного обсуждения, с тем чтобы имплементировать новые виды дисциплинарных взысканий в ныне существующий перечень. Данные предложения обусловлены недостаточностью имеющихся и применяющихся к адвокатам санкций, что выражается, во-первых, в значительной схожести таких мер, как замечание и предупреждение, и, во-вторых, в существенном "разрыве" между предупреждением и следующим за ним видом ответственности (прекращением статуса). Очевидным и логичным в связи с этим представляется введение в Кодекс меры дисциплинарной ответственности, которая будет связана с временным запретом на осуществление отдельных видов адвокатской деятельности (например, судебного представительства). С одной стороны, это весьма существенная мера (хотя в условиях отсутствия "адвокатской монополии" она, по определению, не может достигнуть наивысшей точки эффективности), которая будет способствовать тому, что провинившийся адвокат сделает надлежащие выводы и вернется к полноценной адвокатской деятельности с пониманием совершенных ошибок. С другой стороны, такая санкция предоставит советам адвокатских палат субъектов РФ возможность при разрешении конкретных дисциплинарных дел выбирать из более широкого инструментария мер дисциплинарной ответственности. Особенно это актуально для тех случаев, когда предупреждение представляется мерой недостаточно строгой, а прекращение статуса адвоката - чрезмерно жесткой. Идея обязывать адвокатов, чья недостаточная профессиональная компетентность была установлена в ходе дисциплинарного производства, пройти курс повышения квалификации является разумной, однако как мера ответственности вряд ли приемлема. Такой вывод обусловлен следующим. Адвокатура в России действует на основе принципа равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре). Ответственность предполагает претерпевание виновным определенных неблагоприятных последствий. Поэтому недопустимо в качестве таковых последствий устанавливать повышение квалификации, т.е. действия, которые выполняют и не привлекаемые к дисциплинарной ответственности адвокаты.
7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает ограничение на сдачу квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката лицами, чей статус адвоката прекращен за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса. Указанные лица допускаются к сдаче квалификационного экзамена только по истечении трех лет со дня прекращения статуса. Необходимо отметить, что рассматриваемое положение не устанавливает так называемый "запрет на профессию", как можно было бы предположить при беглом знакомстве с ее содержанием. Более того, ликвидируя законодательный "пробел", связанный с отсутствием регламентации восстановления статуса адвоката (путем сдачи нового экзамена или каким-либо иным способом), правило п. 7 ст. 18 Кодекса устанавливает достаточно либеральное регулирование рассматриваемой проблемы, поскольку позволяет лицам, чей статус прекращен, вернуться в профессию. Такая возможность, хоть и не запрещена Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, указанным актом и не предусмотрена. Данная норма направлена на предотвращение приобретения лицом, статус которого был прекращен в порядке санкции, адвокатского статуса в течение срока, исключающего эффект исправления такого лица. Иными словами, лицо, лишенное статуса адвоката, не должно иметь возможности до истечения определенного срока обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ (как зачастую бывает на практике - в палату другого региона, чтобы исключить пересечение с палатой, решением совета которой оно было лишено статуса) с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Указанный запрет должен дисциплинировать членов адвокатского сообщества и послужить стабильности самой корпорации в целом.
Статья 18.1
Комментарий к статье 18.1
1. В последнее время адвокаты крайне редко награждаются государством за свою профессиональную деятельность. Между тем адвокат является ничуть не менее важным участником уголовного процесса, чем сторона обвинения. Адвокаты представляют интересы граждан и организаций в гражданском и арбитражном процессах. Именно адвокатура является тем институтом гражданского общества, который призван обеспечить получение гражданами РФ квалифицированной юридической помощи. Нельзя поэтому не признать, что участие в деле адвоката является важной гарантией состязательности любого процесса. В связи с этим можно сделать вывод о том, что адвокаты ничуть не меньше, чем юристы, являющиеся государственными служащими (судьи, прокуроры и т.д.), достойны наград и признательности со стороны государства. С другой стороны, можно не усматривать в том, что адвокаты практически не отмечаются (не награждаются) государством, ничего особенно негативного. Ведь адвокатура является независимой профессиональной корпорацией, которая в известной степени самостоятельна и свободна от государственного вмешательства в свою деятельность. В том числе и в сфере поощрения наиболее выдающихся своих членов. Кодекс профессиональной этики адвоката является не столько дисциплинарным актом, сколько сводом правил адвокатской профессии (более подробно об этом см. комментарий к преамбуле Кодекса). В качестве же акта, содержащего дисциплинарные нормы, он наряду с мерами, основаниями и порядком привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности закрепляет также общие положения о поощрениях адвокатов. Так, ст. 18.1 Кодекса устанавливает, что добросовестное исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей в совокупности с безусловным соблюдением положений Кодекса является основанием для его поощрения. При этом поощрение адвоката должно основываться на таких принципах, как законность, открытость и гласность. 2. Внутрикорпоративное поощрение адвокатов возможно на трех различных уровнях: - на уровне ФПА РФ; - на уровне соответствующей адвокатской палаты субъекта РФ; - на уровне адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет свою деятельность. Перечисленные организации устанавливают виды, способы и формы поощрения своих членов, а также определяют порядок (процедуру) представления указанных лиц к поощрению. Так, ФПА РФ утверждено Положение о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. Применяемые в соответствии с данным Положением меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов.
К указанным мерам поощрения относятся: - награды - орден "За верность адвокатскому долгу"; - медаль "За заслуги в защите прав и свобод граждан" 1 и 2 степени; - поощрения - почетная грамота и благодарность; - иные меры - памятная медаль, диплом, благодарственное письмо. Мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лица, обладающего статусом адвоката и отличившегося: - высоким профессиональным мастерством при защите прав, свобод и законных интересов доверителей; - активным участием в защите законных интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональны прав; - значительным вкладом в воспитание кадров стажеров и молодых адвокатов, обучении их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности; - активным участием в организации деятельности адвокатуры в РФ; - осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан. Особо следует сказать о Национальной премии в области адвокатской деятельности и адвокатуры (далее - Премия). Данная Премия была учреждена ФПА РФ совместно с Фондом поддержки и развития адвокатуры "Адвокатская инициатива", Федеральным союзом адвокатов России, Международным союзом адвокатов. Положение о Премии утверждено Советом ФПА РФ 20 марта 2008 г. (приложение 17). Целью вручения Премии является поощрение адвокатов и адвокатских образований, которые своей профессиональной деятельностью содействуют развитию института адвокатуры, повышению авторитета российской адвокатуры, консолидации адвокатского сообщества и поддержанию высоких профессиональных стандартов и идеалов чести, достоинства и деловой репутации - как адвокатов, так и адвокатуры. Премия вручается в виде знака "За честь и достоинство", статуэтки "Триумф" и почетного диплома "Деловая репутация". Знак "За честь и достоинство" присуждается адвокатам - выдающимся представителям адвокатского сообщества со стажем адвокатской деятельности не менее 25 лет, которые продемонстрировали самоотверженное служение делу защиты прав и свобод человека и гражданина, явили исключительные образцы адвокатского искусства, привержены высоким идеалам чести и достоинства адвокатской профессии. Статуэтка "Триумф" присуждается адвокатским образованиям (структурным подразделениям), которые пользуются высоким профессиональным авторитетом, добились выдающихся достижений в области организации адвокатской деятельности и содействия реализации конституционного права граждан и организаций на квалифицированную юридическую помощь. Почетный диплом "Деловая репутация" присуждается адвокатам со стажем адвокатской деятельности не менее 10 лет, которые добились больших успехов в области оказания юридической помощи, в том числе бесплатной, внесли значительный вклад в развитие юридической науки, подготовку квалифицированных юридических кадров, по общему профессиональному мнению приобрели безупречную деловую репутацию. Национальная премия в области адвокатской деятельности и адвокатуры вручалась в 2008, 2011, 2013 и 2015 гг.
Статья 18.2
Комментарий к статье 18.2
1. 22 апреля 2015 г. решением VII Всероссийского съезда адвокатов Кодекс был дополнен ст. 18.2, посвященной порядку формирования и основам деятельности Комиссии по этике и стандартам. К основным задачам Комиссии по этике и стандартам Кодекс относит: 1) разработку стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии; 2) дачу разъяснений по вопросам применения положений Кодекса. Что касается первого направления деятельности Комиссии по этике и стандартам, то, разумеется, есть сферы профессиональной деятельности адвоката, где стандарты могут быть унифицированными и достаточно жесткими (например, при ведении адвокатского делопроизводства). В то же время в ряде сфер регламентирование стандартов может носить только рамочный характер (например, тактика представительства по конкретному делу). Это области, где очень многое зависит от индивидуальных особенностей дела, поэтому применительно к ним можно ввести гибкие стандарты. Учитывая лично-доверительную специфику отношений адвоката и клиента, введение стандартов в этой сфере призвано прежде всего гарантировать последнему высокий уровень добросовестности и профессионализма поверенного. Второе из основных направлений деятельности Комиссии по этике и стандартам охватывает разъяснительную работу по вопросам применения положений Кодекса. Сложившаяся за 12 лет действия Кодекса практика его применения в некоторых аспектах различается по регионам. Единый, целостный характер адвокатуры как корпорации требует на федеральном уровне задать вектор единого понимания адвокатской этики - сформировать общие подходы к толкованию принципов и норм Кодекса. 2. Комиссия по этике и стандартам формируется на два года в составе 16 членов. Пятнадцать из них избираются Всероссийским съездом адвокатов по представлению Совета ФПА. Еще один член Комиссии (президент ФПА) входит в состав Комиссии по должности и является ее председателем. Таким образом, в основу работы Комиссии заложен принцип избираемости ее членов высшим органом управления адвокатского сообщества. При этом в качестве членов Комиссии по этике и стандартам могут быть избраны лица, не имеющие адвокатского статуса (в количестве не более пяти человек). Данное положение также нашло отражение в Регламенте Комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам, утвержденном решением Совета ФПА РФ от 17 сентября 2015 г., и свидетельствует об открытости адвокатского сообщества, а также готовности сотрудничать с представителями разных групп общества, в том числе с представителями органов государственной власти, учеными и т.д. Полномочия председателя Комиссии по этике и стандартам изложены в ст. 3 Регламента Комиссии, в соответствии с которым он: 1) организует работу Комиссии; 2) дает поручения членам Комиссии и секциям Комиссии; 3) председательствует на заседаниях Комиссии; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом. Помимо вышеперечисленных к компетенции председателя Комиссии по этике и стандартам отнесены следующие дискреционные и иные полномочия: - представление кандидатур своих заместителей (п. п. 4 и 6 ст. 3 Регламента Комиссии); - созыв заседаний Комиссии по этике и стандартам и ее секций (п. 1 ст. 4, п. 4 ст. 5 Регламента Комиссии); - определение места проведения заседания Комиссии по этике и стандартам и ее секций (п. 2 ст. 4, п. 5 ст. 5 Регламента Комиссии); - право решающего голоса на заседаниях Комиссии по этике и стандартам в случае равенства голосов (п. 3 ст. 4 Регламента Комиссии); - принятие решения о возможности проведения заседания Комиссии по этике и стандартам или ее секции в режиме видеоконференции (п. 7 ст. 4, п. 6 ст. 5 Регламента Комиссии); - дача поручений Комиссии о разработке соответствующего стандарта адвокатской профессии, о систематизации и анализе практики применения стандартов, о подготовке проекта необходимых разъяснений по вопросам применения Кодекса, а также о подготовке предложений по внесению изменений в Кодекс. 3. Основной формой работы Комиссии по этике и стандартам являются ее заседания. Они проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Заседания Комиссии созываются председателем Комиссии. Норма п. 4 ст. 18.2 Кодекса устанавливает кворум на заседаниях Комиссии: такое заседание правомочно, если в его работе принимает участие не менее двух третей ее членов. При этом согласно п. 6 комментируемой статьи решения принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в ее заседании. Проект повестки заседания Комиссии заблаговременно рассылается членам Комиссии для ознакомления и обеспечения возможности направить свои предложения. Заседания Комиссии проводятся по адресу ФПА РФ (г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43), если председателем Комиссии не принято иное решение (п. 2 ст. 4 Регламента Комиссии). В начале заседания Комиссии утверждаются повестка дня и формулировки вопросов, подлежащих обсуждению. Член Комиссии, не согласный с решением Комиссии, принятым по результатам голосования, вправе письменно изложить особое мнение. Особое мнение приобщается к решению. Голосование в ходе заседания Комиссии является открытым. В исключительных случаях Комиссия может принять решение о проведении тайного голосования (п. 4 ст. 4 Регламента). Учитывая специфику и сущность принятия этически значимых решений, возможность проведения в особых случаях тайного голосования служит важной гарантией беспристрастной и эффективной работы Комиссии. Еще одной формой работы Комиссии (наряду с деятельностью в рамках заседаний) является деятельность ее структурных подразделений - секций. Каждая из секций Комиссии возглавляется заместителем председателя Комиссии. Заседания секции проводятся по мере необходимости и созываются председателем или заместителями председателя Комиссии. При этом член Комиссии может входить в одну или несколько ее секций (п. п. 2 и 3 ст. 5 Регламента). Секции создаются по основным направлениям деятельности Комиссии в целях подготовки решений Комиссии по вопросам ее компетенции. 4. Согласно п. 5 ст. 18.2 Кодекса и ст. 2 Регламента основными направлениями деятельности Комиссии являются: 1) разработка стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии. Такие стандарты утверждаются Всероссийским съездом адвокатов и являются обязательными для всех представителей адвокатского сообщества; 2) дача разъяснений по вопросам применения Кодекса. Разъяснения даются Комиссией по запросу одного из трех субъектов: президента ФПА, Совета ФПА либо совета адвокатской палаты субъекта РФ. После дачи разъяснений Комиссией они должны быть утверждены Советом ФПА. Разъяснения являются обязательными для всех адвокатов и адвокатских палат; 3) обобщение дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах субъектов РФ, и разработка необходимых рекомендаций. Указанные рекомендации подлежат утверждению Советом ФПА; 4) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс. При этом Комиссия не только готовит такие предложения (по поручению президента ФПА или по собственной инициативе), но и систематизирует соответствующие предложения, поступающие в ФПА.
Раздел второй. ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья 19
Комментарий к статье 19
1. Лица, получившие статус адвоката в Российской Федерации, образуют профессиональную корпорацию - адвокатуру, которая обособлена от государства как общественный институт и выполняет публично-правовую функцию обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ), доступа к правосудию (ст. ст. 45 - 47 Конституции РФ), защиты иных прав и свобод, а также любого законного интереса субъекта права. Согласно ст. 3 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Следование корпоративным нормам поддерживает целостность адвокатского сообщества, обеспечивает как эффективность деятельности каждого адвоката, корпоративную поддержку его независимости, так и нормальное взаимодействие адвокатуры с государственной властью и обществом. Кроме того, корпоративная дисциплина призвана обеспечить авторитет адвокатского сообщества как важнейшее условие доверия к нему и к каждому его представителю со стороны общества и государства. В силу особенностей адвокатской деятельности, обычно предполагающей участие адвокатов в правовых конфликтах, другой стороной которых является государство в лице специально уполномоченных органов, эта деятельность не должна подлежать непосредственному государственному контролю. Такой контроль полностью уничтожил бы независимость адвоката и саму возможность оказания эффективной юридической помощи. В то же время необходимость защиты адвокатов определенными иммунитетами от государственного вмешательства в свою деятельность предполагает наличие не только регулирующих ее норм, но также инструментов контроля над их неукоснительным соблюдением. В п. п. 27 - 29 Основных положений о роли адвокатов международным сообществом установлены основополагающие требования к дисциплинарному разбирательству в отношении адвоката: - обвинение или возбуждение дела против адвоката в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность получения им помощи другого адвоката по его выбору; - дисциплинарное производство в отношении адвокатов должно осуществляться беспристрастными дисциплинарными комиссиями, состав которых устанавливается самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд; - все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения. Существенным требованием к совокупности норм, регулирующих дисциплинарное производство, является закрепление четкой и прозрачной процедуры, которая должна не только способствовать эффективному рассмотрению дисциплинарных проступков адвоката, но и препятствовать преследованию адвокатов по мотивам, не связанным с реальным нарушением этих норм (например, в связи с принципиальным поведением адвоката, которое нередко противоречит ложно понимаемому служебному интересу должностных лиц правоохранительных органов, или в связи с отказом адвоката от участия в противоправной деятельности доверителя). В силу указанных обстоятельств адвокатское сообщество в рамках делегированных ему законодателем публично-правовых полномочий отводит процедурным основам дисциплинарного производства отдельный раздел Кодекса. 2. Предметом дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении адвоката, может быть действие (бездействие), которое содержит признаки нарушения норм Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре или Кодекса. Эти нормативные акты определяют обязанности адвоката в отношении доверителей, коллег, процессуальных оппонентов, адвокатского сообщества, общества и государства, а также устанавливают запреты и ограничения полномочий. Кодекс по общему смыслу включенных в него норм предполагает неотвратимость дисциплинарного разбирательства и ответственности за их нарушение, а также строгое соответствие этого разбирательства специально установленной процедуре. Характер определения в п. 2 ст. 19 Кодекса проступков, которые должны становиться предметом дисциплинарного производства, нередко вызывает критику, обусловленную тем, что несколько общий характер данной нормы открывает возможности для ее произвольного толкования. Так, Г.П. Чернышов пишет: "В то же самое время несоблюдение норм Кодекса влечет для адвоката серьезные последствия, вплоть до лишения статуса адвоката. В связи с этим возникает вопрос, насколько оправданно такое положение, когда не определенные по содержанию нормы могут влечь ответственность лица за несоблюдение этих норм. Ведь, учитывая неопределенный характер этих норм, то, что одному кажется несоблюдением, другому покажется вполне нормальным. Мораль - понятие индивидуальное" <1>. -------------------------------- <1> Чернышов Г.П. Где мораль становится правом // ЭЖ-Юрист. 2004. N 25.
Еще одним доводом юристов, критикующих Кодекс за отсутствие перечня конкретных составов адвокатских проступков, является то, что с учетом положения п. 4 ст. 18 Кодекса за любое правонарушение может быть назначена любая из мер дисциплинарной ответственности (более подробно см. комментарий к ст. 18 Кодекса): "Действует так называемая нераспределенная санкция. То есть к любому составу профессионального правонарушения адвоката может быть применена любая мера дисциплинарной ответственности. Что, в свою очередь, влечет за собой ряд негативных последствий. Во-первых, возможность злоупотреблений со стороны членов советов адвокатских палат. То есть правоприменительно-карательный орган на полном основании имеет право при абсолютно идентичных случаях к одному адвокату применить такую меру ответственности, как замечание, а к другому - прекращение статуса адвоката. Во-вторых, "непрозрачность" в наложении вида профессионального взыскания создает у адвокатов атмосферу недоверия к органам адвокатского самоуправления, что приводит к множественным конфликтным ситуациям" <1>. -------------------------------- <1> Мельниченко Р.Г. О третьем разделе Кодекса профессиональной этики адвоката - "Профессиональные правонарушения адвокатов" // Адвокатура. Государство. Общество: Сб. матер. VI ежегодной науч.-практ. конф. С. 77.
Наиболее радикальная позиция по данному вопросу включает в себя предложения по включению в Кодекс раздела третьего, который содержал бы статьи с описанием конкретных составов адвокатских проступков, т.е. являл бы собой по аналогии с УК РФ и КоАП РФ Особенную часть Кодекса профессиональной этики адвоката. В связи со сказанным необходимо иметь в виду следующее. Адвокатская этика существует сотни лет, имеет устойчивую отечественную традицию, кодифицирована международно-правовыми актами и российским Кодексом профессиональной этики. Она является основным сводом норм, устанавливающих критерии оказания квалифицированной юридической помощи, т.е. практической деятельности каждого адвоката. Именно поэтому оценочный характер такого понятия, как "поступок, порочащий честь и достоинство адвоката, умаляющий авторитет адвокатуры", как правило, не препятствует точной и однозначной квалификации соответствующих нарушений норм адвокатской этики и связанных с ней норм нравственности, которые, согласно п. 1 ст. 10 Кодекса, наравне с требованием соблюдения законов, имеют приоритет в адвокатской деятельности. В то же время понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем", "неисполнение решений органов адвокатской палаты" в меньшей степени оценочны и предполагают дисциплинарное разбирательство в любом случае, когда адвокат фактически не помог своему доверителю или ненадлежащим образом оказывал ему содействие, не исполнил решения адвокатской палаты. Последнее нарушение нередко имеет серьезные негативные последствия для доверителей и для авторитета адвокатуры, поскольку на уровне решений региональных адвокатских палат регулируется значительная часть вопросов, связанных с порядком предоставления квалифицированной юридической помощи. В частности, к данной совокупности относится исключительно важный вопрос оказания помощи адвокатами по назначению в соответствии со ст. ст. 50 и 51 УПК РФ; нарушение соответствующих региональных норм, например регулирующих порядок дежурства адвокатов, нередко скрывает за собой действия адвоката в интересах органов следствия и дознания, вопреки правам и законным интересам своих доверителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|