Медицинский университет». Кафедра нормальной и патологической физиологии. Методические рекомендации для студентов. Модуль 3 «физиология дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения»
Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
« ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской федерации
Кафедра нормальной и патологической физиологии
Утверждено
на заседании кафедры
протокол № 58 от 09. 06. 2016 г.
Заведующий кафедрой
Проф. Е. В. Маркелова_______
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Модуль 3 «Физиология дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения»
Учебная дисциплина – нормальная физиология
для специальности – 31. 05. 01 лечебное дело
курс 2 семестр 4
Составители: Горькавая А. Ю., к. м. н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии
|
|
Рецензент: Матвеева Н. Ю., д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии
|
Владивосток – 2016
Тема 1 (25). Физиология внешнего дыхания
Мотивация изучения темы: дыхание – это совокупность процессов, включающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду. Благодаря этому обеспечивается гомеостаз организма. Знание механизмов обеспечивающих эффективность дыхания является базой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия.
Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело
Конкретные цели и задачи.
В результате изучения темы студенты должны:
знать механизмы, обеспечивающие газообмен в лёгких и тканях, и вспомогательные факторы, способствующих оксигенации крови и диссоциации оксигемоглобина, механизмы регуляции этапов дыхания, показатели дыхательных объёмов, виды и методы их исследования, диагностическое значение.
уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов дыхания, правильно интерпретировать изменения показателей дыхательных объёмов, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии внешнего дыхания.
владеть основными методами оценки функции внешнего дыхания,
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1. Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии).
2. Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний
1. Понятие и значение дыхания для организма. Дыхание как компонент различных ФС. Основные этапы дыхания.
2. Внешнее дыхание. Понятие «дыхательный цикл». Механизмы, его обеспечивающие (состояние костно-суставного аппарата, состояние дыхательной мускулатуры, состояние воздухоносных путей).
3. Понятие и функциональное значение эластических свойств лёгочной ткани, механизмы их обеспечивающие.
4. Значение отрицательного давления в плевральной полости. Виды пневмоторакса.
5. Дыхательные объёмы. Понятия, виды, методы исследования, диагностическое значение.
6. Механизмы, обеспечивающие эффективность диффузии газов через аэрогематический барьер (градиент концентрации газов в альвеолярном воздухе и крови лёгочных капилляров; состояние гемодинамики в малом круге кровообращения; площадь и толщина аэрогематического барьера, диффузионная способность тканей лёгкого).
7. Факторы, обеспечивающие эффективность транспорта газов (состояние гемодинамики в сосудах системного кровообращения, количество эритроцитов, количество, вид и форма Hb; условия, влияющие на степень его оксигенации и дезоксигенации – температура, напряжение СО2 и О2 в крови, Рh крови – эффекты Вериго и Бора)
Задания для СРС во внеучебное время
1. Составить таблицу нормативов лёгочных объёмов и ёмкостей по схеме
Наименование лёгочного объёма
| Физиологические нормы
|
Мужчины
| Женщины
|
Дыхательный обьём
|
|
Резервный объём вдоха
|
|
Резервный объём выдоха
|
|
Остаточный объём
|
|
Жизненная ёмкость лёгких
|
|
|
Функциональная остаточная ёмкость
|
|
Общая ёмкость лёгких
|
|
2. Записать формулы составляющих ОЕЛ, ЖЕЛ, ФОЕ
3. Вычислить парциальное давления О2 и СО2 в воздухе при различных условиях и влияние этих условий на газообмен в организме. Объяснить причины разных показателей О2 и СО2 в альвеолярном воздухе детей и взрослых
Задание
| Программа действия
| Ориентировочная основа действия
|
Вычислить парциальное давление О2 и СО2 в воздухе при различных условиях и определить влияние этих условий на степень насыщения организма О2.
| 1) В комнатном воздухе, где об % О2 = 20, 9; об % СО2 = 0, 07;
2) В альвеолярном воздухе взрослого человека, где об % О2 = 14, 4; об % СО2 = 5, 06;
3) В альвеолярном воздухе грудного ребёнка, где об % О2 = 17, 0; об % СО2 = 3, 3;
4) В альвеолярном воздухе школьника, где об % О2 = 15, 0; об % СО2 = 4, 6.
Рассчитав содержание газов в каждой из предложенных ситуаций, сравните полученные результаты с нормами и сделайте вывод – может ли каждое из предложенных условий явиться причиной дыхательной недостаточности для данного человека.
| Парциальной давление газов равно атмосферному, умноженному на относительное содержание газа в воздухе, выраженное в об %. При этом учитывается влажность воздуха и давление паров воздуха.
Расчёт ведётся по формуле:
, где ПДХ – парциальное давление газа;
да – давление атмосферы;
двп – давление водяных паров;
об % - содержание газа в воздухе.
Давление атмосферы принято считать равным 760 мм рт ст или 101308 Паскалей; давление водяных паров в альвеолах – 43 мм рт ст (5732 Паскаля); давление паров в относительно сухом комнатном воздухе – 5 мм рт ст (666 Паскалей).
|
4. Заполнить таблицу газового состава различных сред по схеме:
Исследуемая среда
| Парциальное давление и напряжение газа, мм рт ст
|
О2
| СО2
|
Атмосферный воздух
|
|
|
Выдыхаемый воздух
|
|
|
Альвеолярный воздух
|
|
|
Артериальная кровь
|
|
|
Венозная кровь
|
|
|
Ткани:
клетки
межтканевая жидкость
|
|
|
| | | |
5. Записать основные показатели дыхательной функции крови
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
1. С какими физиологическими процессами связана эффективность дыхания?
2. Каковы отличительные особенности мышц, обеспечивающих спокойное и форсированное дыхание?
3. Что относится к «анатомическому мёртвому пространству»?
4. Какие структуры составляют «функциональное мёртвое пространство»?
5. Какие характеристики лёгочной ткани влияют на процесс вентиляции?
6. Какова структура и функции сурфактанта?
7. Какое участие принимает плевральная полость в процессе вентиляции лёгких?
8. С какой целью определяют дыхательные объёмы? Какими методами?
9. В чём заключается физиологический смысл эффекта Бора и Вериго?
10. Какое функциональное значение имеет газовый состав воздуха (вдыхаемого, альвеолярного) и крови?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
|
I. Вводная часть занятия
| 5-10 %
|
1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 4 мин
|
2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
|
II. Основная часть занятия
| 80-90 %
|
|
|
|
|
3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 30 мин
|
4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 3 мин
|
5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 3 мин
|
6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 20 мин
|
7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. )
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
|
10 мин
|
8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 5 мин
|
III. Заключительная часть занятия
| 5-10 %
|
9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы.
| 7 мин
|
10.
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 3 мин
|
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия:
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении методов оценки эффективности лёгочного дыхания и оценке функциональных показателей дыхания.
Задание
| Программа действия
| Ориентировочные основы действия
|
1. Определение формы грудной клетки
| Форма грудной клетки оценивается по величине эпигастрального угла, приложив «рёбра» обеих ладоней к нижнему краю грудной клетки (спереди). Угол разворота ладоней и будет являться диагностическим признаком.
| У здоровых людей встречаются следующие формы грудной клетки:
- нормостеническая (коническая) – эпигастральный угол приближается к 90º С;
- гиперстеническая - > 90º С;
- астеническая - < 90º С.
|
2. Определения частоты дыхания (ЧД)
| ЧД оценивается за 1 мин.
| Чтобы испытуемый не смог (вольно или невольно) повлиять на результаты, ЧД подсчитывается незаметно для исследуемого. Делая вид, что выслушиваешь сердце.
|
3. Определение экскурсии грудной клетки
| Сантиметровую ленту проводят по нижнему краю лопаток и мечевидного отростка. Определяются объёмы грудной клетки (в см. ) при максимальном вдохе, а затем при максимальном выдохе. Разность этих объёмов и есть показатель экскурсии. Экскурсия грудной клетки у женщин – 5 – 8 см, у мужчин – 7 – 10 см.
| Исследование проводят у лиц с разными формами грудной клетки (юношей и девушек), сравнивают с физиологическими нормами и делают вывод о возможной предрасположенности к дыхательной недостаточности.
В выводе указать факторы, влияющие на экскурсию грудной клетки
|
4. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) и её составляющих методом спирометрии
| Исследование проводится у юношей и девушек. Предварительно на нос одевается зажим. После этого испытуемый производит глубокий вдох, а затем в прибор осуществляет максимально возможный выдох. Цифра, отмеченная на спирометре, свидетельствует о ЖЁЛ.
Величина дыхательного объёма (ДО) оценивается по спокойному выдоху в прибор после предварительного спокойного вдоха.
Резервный объём выдоха (РОвыд) – после спокойного вдоха осуществляют форсированный выдох в прибор, из полученного показателя вычисляют ДО.
Резервный объем вдоха (РОвд) определяют математически путем вычисления из ЖЕЛ суммы ДО и РОвыд
Полученные фактические дыхательные объёмы сравниваются с должными величинами, которые определяются по формулам: для мужчин (л):
ДЖЁЛ = рост (см) × 0, 052 – возраст (лет) × 0, 028 – 3, 2
Для женщин (л): ДЖЁЛ = рост × 0, 049 – возраст × 0, 019 – 3, 7
Процент отклонения рассчитывается по формуле:
| Величина ЖЁЛ должна равняться сумме её составляющих: ДО и двух резервных объёмов (вдоха и выдоха).
ЖЁЛ = ДО + РОвд + РОвыд
Обратите внимание!
Показатели внешнего дыхания в значительной степени зависят от пола, возраста, антропометрических данных человека (степени физического развития). Поэтому состояние функции дыхания следует оценивать не по абсолютным величинам лёгочных объёмов, а по их относительным показателям: процентное соотношение между отдельными объёмами, а также соотношением фактических показателей к должным.
Допустимым отклонением считают пределы равные 10 – 20 %.
ДО составляет 10 – 20 % от величины ЖЁЛ; РОвд и РОвыд составляют 40 – 43 % от ЖЁЛ.
В выводе указать факторы, влияющие на ЖЕЛ
|
5. Оценка состояния дыхательной мускулатуры и проходимости воздухоносных путей
| Исследование проводится с помощью метода пневмотахометрии. Наконечник прибора протирается спиртом, помещается в рот и плотно обхватывается губами. Определяется объёмная скорость по шкале (с учётом диаметра тубуса) при максимальном вдохе и максимальном выдохе (на фоне спокойного дыхания).
| О состоянии исследуемых функций судят по соотношению объёмных скоростей на вдохе и выдохе:
Vвыд: Vвд
Увеличение данного показателя более чем 1, 2 – 1, 4 свидетельствует, как правило, о нарушении проходимости воздухоносных путей.
|
6. Оценка бронхиальной проходимости с помощью пикфлоуметрии
| Мундштук прибора обрабатывается спиртом и берётся в рот. Мундштук не должен быть закрыт губами или зубами. Нельзя касаться шкалы пальцами. Убедиться, что «бегунок» находится на 0.
| Измерения проводят трёхкратно; учитывается наибольшее значение. Пиковая скорость выдоха (ПСВ), л/мин, оценивается исходя из роста обследуемого. Для лиц в возрасте 16 – 18 лет ПСВ должна быть следующей в зависимости от роста: 152 см – 360 л; 160 см – 400л; 168 см – 440 л; 175 см – 480 л; 180 см – 520 л и 185 см – 550 л.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: