Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) дополнительная. Тема 4 (28).  Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело




б) дополнительная

1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

Тема 4 (28).  Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта

Мотивация изучения темы: нормальная деятельность пищеварительной системы обеспечивает устойчивый состав внутренней среды (гомеостаз), поддерживает обмен веществ на оптимальном уровне, что является важным условием здоровья. Нарушение любого звена системы пищеварения неизбежно отражается на состоянии организма в целом. Понимание механизмов физиологических процессов пищеварения является основой для клинической практики и профилактики заболеваний кишечного тракта. Знания секреторной и моторной  деятельности желудочно-кишечного тракта необходимы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

 

«Знать» - особенности состава секретов желудочно-кишечного тракта, их влияние на гидролиз белков, жиров и углеводов в различных отделах ЖКТ; особенности двигательной и всасывательной функции различных отделов ЖКТ.

«Уметь» - применить знанияосоставе секретов желудочно-кишечного тракта для правильной интерпретации этапов гидролиза пищевых веществ в норме и в случае нарушения секреции, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии секреторной функции желудочно-кишечного тракта при решении ситуационных задач.

«Владеть» -  физиологическим понятийным аппаратом

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

 1. анатомические и гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии; кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии);              

2. особенности химического превращения белков, жиров и углеводов (кафедра биологической химии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

 Перечень контрольных вопросов для  самоподготовки

1. Функциональная система питания и место в ней процессам пищеварения

2. Общая характеристика процессов пищеварения. Типы пищеварения.

3. Понятия о процессах секреции. Классификация желёз желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

4. Состав секретов желёз ЖКТ (слюны, желудочного сока, сок поджелудочной железы, кишечного сока).

5. Конвейерный принцип гидролиза углеводов, белков, жиров.

6. Адаптивный характер секреторной функции ЖКТ.

7. Физиологические основы голода и насыщения.

8. Возрастные особенности  секреторной функции желез ЖКТ

9. Химическая и механическая обработка пищи в полости рта.

10. Пищеварение в желудке. Секреторная и двигательная функция желудка  . Механизмы перехода пищи из желудка в 12-перстную кишку.

11. Пищеварение в 12-перстной и тонкой кишке. Двигательная функция тонкой и толстой кишки. Виды сокращений и их регуляция.

12. Всасывание пищевых веществ в различных отделах ЖКТ.

13. Методы исследования секреторной и моторной функции пищеварительной системы ( экспериментальные и клинические).

 

Задания для ССР во внеучебное время

1. Перечислить типы пищеварения в зависимости от локализации гидролиза.

2. Указать значение соляной кислоты в пищеварении.

3. Перечислить  вещества, стимулирующие и тормозящие секрецию желудочного сока.

4. Составить обзорную таблицу действия пищеварительных соков по схеме:

Пищеварительные соки Хим. состав: ферменты Состояние активное или неактивное при выработке, чем активируется Реакция среды, в которой проявляется активность данного фермента На какие продукты действует данный фермент Продукты гидролиза
1. Слюна          
2. Желудочный сок          
3. Поджелудочный сок          
4. Желчь          
5. Кишечный сок          

5. Перечислить факторы, усиливающие моторику ЖКТ и угнетающие её.

6. Зарисовать функциональную систему питания, отметить основные звенья.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. В каком отделе ЖКТ начинается гидролиз белков?

2. Какие ферменты обеспечивают гидролиз белков до аминокислот?

3. Какова роль соляной кислоты в пищеварении?

4. Под влиянием каких соков осуществляется переваривание жиров?

5. Какой сок содержит ферменты, способные гидролизовать все питательные вещества от начала до конечных продуктов?

6. Чем отличается сок толстой кишки от сока тонкой кишки?

7. Как скажется на процессах пищеварения ограниченное поступление желчи в кишку?

8. Как изменится процесс гидролиза веществ в кишке, если в ней отсутствует фермент энтерокиназа?

9. У больного снижена кислотность желудочного сока. Как это скажется на пищеварении в желудке?

10. Почему больному, у которого повышена кислотность желудочного сока, не рекомендуется есть жареное мясо?

11. На что направлена двигательная активность ЖКТ?

12. Какие виды моторики осуществляют продвижение пищевого содержимого в орально - анальном направлении?

13. Какие механизмы обеспечивают выделение желчи?

14. Влияет ли на двигательную функцию ЖКТ нарушение выделения желчи?

15. Какие методы позволяют оценить двигательную активность ЖКТ?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...