Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи. а) основная. б) дополнительная. Тема 5 (29). Регуляция пищеварения. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело




Задачи

1. Преподаватель, задавая домашнее задание к практическим занятиям по «физиологии пищеварения», просит студентов приходить на занятия по этому разделу обязательно сытыми. Объясните, какое физиологическое обоснование имеет просьба преподавателя?

2. Студент, следуя моде, увлекся жевательной резинкой. Через некоторое время ему пришлось обратиться к врачу по поводу болей в области желудка. Врач поставил диагноз: гастрит. Объясните, какую роль могло сыграть увлечение студента жевательной резинкой в развитии заболевания?

3. К врачу профилактория завода обратилась женщина, страдающая холецистопанкреатитом. Накануне она съела жареной свинины и почувствовала обострение болезни: резкие боли в эпигастральной области опоясывающего характера, жидкий стул и т. д. Что можно порекомендовать больной, чтобы дать отдых поджелудочной железе? (В отношении пищи и питья).

4. В пробирку налит кишечный сок. Затем в неё добавлен раствор пищевого вещества. Как можно ускорить его переваривание.

Учебно-материальное обеспечение:

Материальное обеспечение:

Наглядные пособия:

 а) таблицы по физиологии пищеварения;

 б) видеофильм «Пищеварение»;

 в) программа «Виртуальная физиология».

Технические средства обучения: TV, DVD, компьютер.

 

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

б) дополнительная

1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

 

Тема 5 (29). Регуляция пищеварения

Мотивация изучения темы:  интенсивность и характер секреторной и моторной деятельности органов пищеварительной системы изменяются за счёт корригирующих нервных и гуморальных влияний по принципу обратной связи, формирующейся на основе рецепции содержимого пищеварительного тракта.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

В результате изучения темы студенты должны:

 

   - знать механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения в различных отделах ЖКТ.

   - уметь применять знанияо механизмах регуляции процессов пищеварения для правильной интерпретации нарушения этих процессов, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии процессов регуляции функции желудочно-кишечного тракта при решении ситуационных задач.    

   - владеть   методами, позволяющимианализировать показатели нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих механизмов.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1. Анатомические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии).

2. Гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Принципы регуляции процессов пищеварения.

2. Регуляция деятельности слюнных желёз.

3. Роль гормонов в регуляции деятельности ЖКТ.

4. Фазы желудочной секреции, их регуляция

5. Регуляция секреторной деятельности поджелудочной железы.

6. Механизмы желчеобразования и желчевыделения, их регуляция.

7. Нейрогуморальные механизмы регуляции секреторной и моторной деятельности тонкой и толстой кишки.

8. Пищевые вещества, стимулирующие и тормозящие секреторную и моторную  функцию желудка.

Задания для ССР во внеучебное время

1. Перечислите основные механизмы регуляции пищеварения в различных отделах ЖКТ.

2. Зарисуйте схему операции изолированного желудочка по Гейденгайну и по Павлову.

3. Зарисуйте рефлекторную дугу безусловного слюноотделительного рефлекса.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какова роль нервных и гуморальных факторов в формировании мотивации голода и насыщения?

2. Что включает в себя понятие пищевого центра?

3. Где находятся центры слюноотделения?

4. Как влияет на слюноотделение повышение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы?

5. Какие отделы ЖКТ регулируются только центральными механизмами?

6. В каких отделах ЖКТ преобладающим является только местный механизм?

7. На какую фазу желудочной секреции в большей степени повлияет перерезка блуждающего нерва?

8. Какие пищевые вещества стимулируют желудочную секрецию?

9.  Какие пищевые вещества тормозят желудочную секрецию?

10. Особенности пищеварения у детей и пожилых людей.

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. ) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия:  Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при выявлении некоторых свойств желудочного сока, действии желчи на жиры.

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Выявление свойств амилазы слюны  Слюна человека «виртуальная физиология»  Слюну смешивают с различными пищевыми веществами, оценивают полученный результат Сделать вывод, какой пищевой продукт является специфическим субстратом для амилазы слюны
2. Выявление свойств желудочного сока Желудочный сок, соляная кислота, белок «виртуальная физиология» Белок помещают в пробирку с пепсином при отсутствии соляной кислоты и при её добавлении, наблюдают за превращением белка в первом и во втором случае. Сделать вывод, при каких условиях происходит гидролиз белка
3. Выявление свойств липазы панкреатического сока и желчи Панкреатический сок, желчь, масло «виртуальная физиология» Масло поочередно помещают в пробирку с панкреатическим соком, желчью, и пробирку с панкреатическим соком с добавлением желчи. Индикатором гидролиза жиров является фенолфталеин, окраска которого не меняется в кислой среде (образование жирных кислот- результат гидролиза жиров) Сделать вывод, под действием каких соков происходит гидролиз жиров

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...