Задачи. а) основная. б) дополнительная. Тема 5 (29). Регуляция пищеварения. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело
Задачи 1. Преподаватель, задавая домашнее задание к практическим занятиям по «физиологии пищеварения», просит студентов приходить на занятия по этому разделу обязательно сытыми. Объясните, какое физиологическое обоснование имеет просьба преподавателя? 2. Студент, следуя моде, увлекся жевательной резинкой. Через некоторое время ему пришлось обратиться к врачу по поводу болей в области желудка. Врач поставил диагноз: гастрит. Объясните, какую роль могло сыграть увлечение студента жевательной резинкой в развитии заболевания? 3. К врачу профилактория завода обратилась женщина, страдающая холецистопанкреатитом. Накануне она съела жареной свинины и почувствовала обострение болезни: резкие боли в эпигастральной области опоясывающего характера, жидкий стул и т. д. Что можно порекомендовать больной, чтобы дать отдых поджелудочной железе? (В отношении пищи и питья). 4. В пробирку налит кишечный сок. Затем в неё добавлен раствор пищевого вещества. Как можно ускорить его переваривание. Учебно-материальное обеспечение: Материальное обеспечение: Наглядные пособия: а) таблицы по физиологии пищеварения; б) видеофильм «Пищеварение»; в) программа «Виртуальная физиология». Технические средства обучения: TV, DVD, компьютер.
Литература: а) основная 1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с. б) дополнительная 1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.
3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с. 5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с. 6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006. 7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.
Тема 5 (29). Регуляция пищеварения Мотивация изучения темы: интенсивность и характер секреторной и моторной деятельности органов пищеварительной системы изменяются за счёт корригирующих нервных и гуморальных влияний по принципу обратной связи, формирующейся на основе рецепции содержимого пищеварительного тракта. Цели занятия Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело Конкретные цели и задачи В результате изучения темы студенты должны:
- знать механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения в различных отделах ЖКТ. - уметь применять знанияо механизмах регуляции процессов пищеварения для правильной интерпретации нарушения этих процессов, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии процессов регуляции функции желудочно-кишечного тракта при решении ситуационных задач. - владеть методами, позволяющимианализировать показатели нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих механизмов.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1. Анатомические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии). 2. Гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии). Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний 1. Принципы регуляции процессов пищеварения. 2. Регуляция деятельности слюнных желёз. 3. Роль гормонов в регуляции деятельности ЖКТ. 4. Фазы желудочной секреции, их регуляция 5. Регуляция секреторной деятельности поджелудочной железы. 6. Механизмы желчеобразования и желчевыделения, их регуляция. 7. Нейрогуморальные механизмы регуляции секреторной и моторной деятельности тонкой и толстой кишки. 8. Пищевые вещества, стимулирующие и тормозящие секреторную и моторную функцию желудка. Задания для ССР во внеучебное время 1. Перечислите основные механизмы регуляции пищеварения в различных отделах ЖКТ. 2. Зарисуйте схему операции изолированного желудочка по Гейденгайну и по Павлову. 3. Зарисуйте рефлекторную дугу безусловного слюноотделительного рефлекса. Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию 1. Какова роль нервных и гуморальных факторов в формировании мотивации голода и насыщения? 2. Что включает в себя понятие пищевого центра? 3. Где находятся центры слюноотделения? 4. Как влияет на слюноотделение повышение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы? 5. Какие отделы ЖКТ регулируются только центральными механизмами? 6. В каких отделах ЖКТ преобладающим является только местный механизм? 7. На какую фазу желудочной секреции в большей степени повлияет перерезка блуждающего нерва? 8. Какие пищевые вещества стимулируют желудочную секрецию? 9. Какие пищевые вещества тормозят желудочную секрецию? 10. Особенности пищеварения у детей и пожилых людей. Этапы проведения практического занятия:
Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия: Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при выявлении некоторых свойств желудочного сока, действии желчи на жиры.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|