Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

а) основная. б) дополнительная. Тема 3 (27). Методы исследования функции внешнего дыхания. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело




а) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

б) дополнительная

1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.  

3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

Тема 3 (27). Методы исследования функции внешнего дыхания

Мотивация изучения темы: научить студентов методам функциональной и нозологической диагностики с тем, чтобы они могли не только выявлять уже имеющуюся дыхательную недостаточность, но и прогнозировать её. Знания методов исследования функции внешнего дыхания необходимы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

В результате изучения темы студенты должны:

 

II уровень – знать   методы исследования функции внешнего дыхания (спирометрия, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия)и показания к их применению.

III уровень – уметь   применять методы исследования функции внешнего дыхания для определения параметров дыхания, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии функции внешнего дыхания используя справочную литературу.

IV уровень – владеть методами, позволяющими анализировать показатели дыхания при различных условиях, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной дыхательной недостаточности.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии). Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии).  

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

 

                    Вопросы для самоподготовки

1. Что такое функциональная диагностика? Какие методы функциональной диагностики дыхания вы знаете? Клиническое значение этих методов.

2. Спирография. Параметры, регистрируемые с помощью спирографии.

3. Какие процессы относятся к обструктивным?

4. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности обструктивного происхождения?

5. Какие процессы относятся к рестриктивным?

6. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности рестриктивного происхождения?

 

 Задания для СРС во внеучебное время.

     

1. Нарисовать спирограмму.

2. Выписать нормальные показатели спирограммы, которые будут анализироваться.

Показатель спирограммы Нормальное значение
ЧД  
ДО  
МОД  
ЖЁЛ  
РОвд  
РОвыд  
Объём форсированного выдоха за 1 –ю секунду (ОФВ1)  
ОФВ1/ЖЁЛ (индекс Тиффно)  
время выдоха/время вдоха  
МВЛ  

     3. Дать понятие обструктивных и рестриктивных нарушений дыхательной системы

 

Перечень   вопросов для самоконтроля знаний:

1. В чём особенность инструментальных методов исследования?

2. Какие инструментальные методы исследования функции дыхания вы знаете?

3. Чем отличаются абсолютные показатели функции дыхания от относительных?

4. Как определить должную ЖЁЛ у мужчин и женщин?

5. О чём свидетельствует уменьшение индекса Тиффно и увеличение соотношения времени выдоха к вдоху?

6. О чём свидетельствует уменьшение МОД, МВЛ и увеличение ЧД?

7. О чём свидетельствует уменьшение ЖЁЛ за счёт уменьшения РОвд ?

8. Какими методами можно определить ЖЁЛ?

9. Какими методами можно определить проходимость воздухоносных путей?

10. Каким методом можно оценить силу дыхательных путей?

 

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80-92 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. ) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочные основы действия (ООД) по проведению практического занятия:  

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении оценки состояния дыхательной функции с помощью спирографии. Рассчитываются параметры дыхания, полученные результаты сравниваются с физиологическими нормами, и составляется заключение об исходном состоянии исследуемой функции, возможном наличии дыхательной недостаточности, её происхождении, а также о компенсаторных возможностях органов дыхания.

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
1. Оценка состояния дыхательной функции с помощью спирографии 1. Прибор заземлить, включить в электрическую сеть. 2. На нос испытуемому надевается зажим. 3. Тубус прибора соединяется с простерилизованным загубником и берётся в рот. 4. Запись спирограммы проводится в следующей последовательности: - тумблер скорости лентопротяжного механизма поставить на отметку 50 мм/мин; - затем – глубокий вдох и глубокий выдох; - переключить тумблер скорости – 1200 мм/мин: - записываются 2 цикла спокойного дыхания; - затем – максимально глубокий вдох, задержка дыхания на 3 сек и максимальный выдох; - тумблер скорости переключается на 50 мм/мин; - в течение 12 – 15 сек регистрируется максимально глубокое и частое дыхание; - исследуемому предлагается нагрузка в виде 10 – 20 приседаний; - запись повторяют в той же последовательности. 5. Производят расчёт следующих показателей: - ЧД - подсчитывается количество дыхательных циклов в 1 см. и, с учётом скорости движения ленты, умножается на 5. Получаем результат за 1 мин. -ДО – измерить амплитуду 1 дыхательного цикла (в мм) при спокойном дыхании и умножить на 40 мл. - МОД – минутный объём дыхания определяется произведением ЧД× ДО; - ЖЁЛ – жизненная ёмкость лёгких – измерить амплитуду форсированного дыхательного цикла (мм) – от её пика на вдохе до пика на выдохе – и умножить полученную величину на 40 мл - РОвд – резервный объём вдоха – расстояние (мм) – от её пика на вдохе до пика на выдохе – и умножить полученную величину на 40 мл - РОвд – резервный объём вдоха – расстояние (мм) на амплитуде ЖЕЛ от пика её на вдохе до проекции на неё пика ДО и умноженное на 40 мл - РОвыд – резервный объём выдоха – на амплитуде ЖЕЛ измеряется высота (мм) от её пика на выдохе до проекции на неё основания ДО и умножается на 40 мл - Соотношение фаз выдоха и вдоха – из наиболее высокой точки спокойного дыхательного цикла (при скорости ленты 1200 мм/мин) опускается перпендикуляр к его основанию и измеряются расстояния: от перпендикуляра до конца кривой – вправо (продолжительность выдоха) и от перпендикуляра до начала кривой – влево – продолжительность вдоха. Находится их отношение. - ОФВ1, 2, 3 – объёмы форсированных выдохов за 1, 2, 3 сек. От начала форсированного выдоха (при скорости ленты 1200мм/мин) опускается перпендикуляр до основания кривой (окончание выдоха) и от него отмечаются расстояния, равные 1, 2, 3 секундам. Полученные точки соединяют перпендикулярными линиями сначала с кривой выдоха, а от них - с амплитудой выдоха. Полученные каждое из трёх расстояний на амплитуде (мм) умножают на 40 мл. Это и будут ОФВ1, ОФВ2, ОФВ3. Определение индекса Тиффно- объем форсированного выдоха за 1-ю секунду в %: (ОФВ1 : ФЖЕЛ) х 100 – свидетельствует о проходимости воздухоносных путей (норма 70-80%) - МВЛ- максимальная вентиляция лёгких – определяется произведением ЧД × ДО при форсированном дыхании. Резерв дыхания (РД) = МВЛ-МОД     Рассчитываются параметры дыхания, полученные результаты сравниваются с физиологическими нормами, и составляется заключение об исходном состоянии исследуемой функции, возможном наличии дыхательной недостаточности, её происхождении, а также о компенсаторных возможностях органов дыхания, оценивается резерв дыхания, который должен превышать МОД в 15 и более раз.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...