а) основная. б) дополнительная. Тема 3 (27). Методы исследования функции внешнего дыхания. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело
а) основная
1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.
б) дополнительная
1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.
3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.
4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.
5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.
6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.
7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.
Тема 3 (27). Методы исследования функции внешнего дыхания
Мотивация изучения темы: научить студентов методам функциональной и нозологической диагностики с тем, чтобы они могли не только выявлять уже имеющуюся дыхательную недостаточность, но и прогнозировать её. Знания методов исследования функции внешнего дыхания необходимы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия
Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело
Конкретные цели и задачи
В результате изучения темы студенты должны:
II уровень – знать методы исследования функции внешнего дыхания (спирометрия, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия)и показания к их применению.
III уровень – уметь применять методы исследования функции внешнего дыхания для определения параметров дыхания, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии функции внешнего дыхания используя справочную литературу.
IV уровень – владеть методами, позволяющими анализировать показатели дыхания при различных условиях, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной дыхательной недостаточности.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии). Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Что такое функциональная диагностика? Какие методы функциональной диагностики дыхания вы знаете? Клиническое значение этих методов.
2. Спирография. Параметры, регистрируемые с помощью спирографии.
3. Какие процессы относятся к обструктивным?
4. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности обструктивного происхождения?
5. Какие процессы относятся к рестриктивным?
6. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности рестриктивного происхождения?
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Нарисовать спирограмму.
2. Выписать нормальные показатели спирограммы, которые будут анализироваться.
Показатель спирограммы
| Нормальное значение
|
ЧД
|
|
ДО
|
|
МОД
|
|
ЖЁЛ
|
|
РОвд
|
|
РОвыд
|
|
Объём форсированного выдоха за 1 –ю секунду (ОФВ1)
|
|
ОФВ1/ЖЁЛ (индекс Тиффно)
|
|
время выдоха/время вдоха
|
|
МВЛ
|
|
3. Дать понятие обструктивных и рестриктивных нарушений дыхательной системы
Перечень вопросов для самоконтроля знаний:
1. В чём особенность инструментальных методов исследования?
2. Какие инструментальные методы исследования функции дыхания вы знаете?
3. Чем отличаются абсолютные показатели функции дыхания от относительных?
4. Как определить должную ЖЁЛ у мужчин и женщин?
5. О чём свидетельствует уменьшение индекса Тиффно и увеличение соотношения времени выдоха к вдоху?
6. О чём свидетельствует уменьшение МОД, МВЛ и увеличение ЧД?
7. О чём свидетельствует уменьшение ЖЁЛ за счёт уменьшения РОвд ?
8. Какими методами можно определить ЖЁЛ?
9. Какими методами можно определить проходимость воздухоносных путей?
10. Каким методом можно оценить силу дыхательных путей?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
|
I. Вводная часть занятия
| 5-10 %
|
1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 4 мин
|
2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
|
II. Основная часть занятия
| 80-92 %
|
|
|
|
|
3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 30 мин
|
4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 3 мин
|
5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 3 мин
|
6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 20 мин
|
7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. )
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
|
10 мин
|
8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 5 мин
|
III. Заключительная часть занятия
| 5-10 %
|
9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы.
| 7 мин
|
10.
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 3 мин
|
Ориентировочные основы действия (ООД) по проведению практического занятия:
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении оценки состояния дыхательной функции с помощью спирографии. Рассчитываются параметры дыхания, полученные результаты сравниваются с физиологическими нормами, и составляется заключение об исходном состоянии исследуемой функции, возможном наличии дыхательной недостаточности, её происхождении, а также о компенсаторных возможностях органов дыхания.
Задание
| Программа действия
| Ориентировочная основа действия
|
1. Оценка состояния дыхательной функции с помощью спирографии
| 1. Прибор заземлить, включить в электрическую сеть.
2. На нос испытуемому надевается зажим.
3. Тубус прибора соединяется с простерилизованным загубником и берётся в рот.
4. Запись спирограммы проводится в следующей последовательности:
- тумблер скорости лентопротяжного механизма поставить на отметку 50 мм/мин;
- затем – глубокий вдох и глубокий выдох;
- переключить тумблер скорости – 1200 мм/мин:
- записываются 2 цикла спокойного дыхания;
- затем – максимально глубокий вдох, задержка дыхания на 3 сек и максимальный выдох;
- тумблер скорости переключается на 50 мм/мин;
- в течение 12 – 15 сек регистрируется максимально глубокое и частое дыхание;
- исследуемому предлагается нагрузка в виде 10 – 20 приседаний;
- запись повторяют в той же последовательности.
5. Производят расчёт следующих показателей:
- ЧД - подсчитывается количество дыхательных циклов в 1 см. и, с учётом скорости движения ленты, умножается на 5. Получаем результат за 1 мин.
-ДО – измерить амплитуду 1 дыхательного цикла (в мм) при спокойном дыхании и умножить на 40 мл.
- МОД – минутный объём дыхания определяется произведением ЧД× ДО;
- ЖЁЛ – жизненная ёмкость лёгких – измерить амплитуду форсированного дыхательного цикла (мм) – от её пика на вдохе до пика на выдохе – и умножить полученную величину на 40 мл
- РОвд – резервный объём вдоха – расстояние (мм) – от её пика на вдохе до пика на выдохе – и умножить полученную величину на 40 мл
- РОвд – резервный объём вдоха – расстояние (мм) на амплитуде ЖЕЛ от пика её на вдохе до проекции на неё пика ДО и умноженное на 40 мл
- РОвыд – резервный объём выдоха – на амплитуде ЖЕЛ измеряется высота (мм) от её пика на выдохе до проекции на неё основания ДО и умножается на 40 мл
- Соотношение фаз выдоха и вдоха – из наиболее высокой точки спокойного дыхательного цикла (при скорости ленты 1200 мм/мин) опускается перпендикуляр к его основанию и измеряются расстояния: от перпендикуляра до конца кривой – вправо (продолжительность выдоха) и от перпендикуляра до начала кривой – влево – продолжительность вдоха. Находится их отношение.
- ОФВ1, 2, 3 – объёмы форсированных выдохов за 1, 2, 3 сек. От начала форсированного выдоха (при скорости ленты 1200мм/мин) опускается перпендикуляр до основания кривой (окончание выдоха) и от него отмечаются расстояния, равные 1, 2, 3 секундам. Полученные точки соединяют перпендикулярными линиями сначала с кривой выдоха, а от них - с амплитудой выдоха. Полученные каждое из трёх расстояний на амплитуде (мм) умножают на 40 мл. Это и будут ОФВ1, ОФВ2, ОФВ3.
Определение индекса Тиффно- объем форсированного выдоха за 1-ю секунду в %:
(ОФВ1 : ФЖЕЛ) х 100 – свидетельствует о проходимости воздухоносных путей (норма 70-80%)
- МВЛ- максимальная вентиляция лёгких – определяется произведением ЧД × ДО при форсированном дыхании.
Резерв дыхания (РД) = МВЛ-МОД
| Рассчитываются параметры дыхания, полученные результаты сравниваются с физиологическими нормами, и составляется заключение об исходном состоянии исследуемой функции, возможном наличии дыхательной недостаточности, её происхождении, а также о компенсаторных возможностях органов дыхания, оценивается резерв дыхания, который должен превышать МОД в 15 и более раз.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: