а) основная. б) дополнительная. Тема 2 (26). Регуляция дыхания. Особенности дыхания в разных условиях. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное
а) основная 1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с. б) дополнительная 1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с. 5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с. 6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006. 7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. Тема 2 (26). Регуляция дыхания. Особенности дыхания в разных условиях Мотивация изучения темы: организм осуществляет тонкое реагирование напряжения О 2 и СО 2 в крови – их содержание остаётся относительно постоянным, несмотря на различные потребности в нём, которые во время интенсивной мышечной работы могут увеличиться в несколько раз. Это постоянство достигается за счёт изменения частоты и глубины дыхания с помощью ритмичной посылки нервных импульсов от дыхательного центра к дыхательным мышцам. Знание механизмов регуляции дыхания необходимо чтобы правильно понимать возможность их использования в профилактических, диагностических и лечебных целях при изучении дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело Конкретные цели и задачи. В результате изучения темы студенты должны:
знать особенности дыхания в различных условиях: пониженного и повышенного давления, физической нагрузки, механизмы регуляции дыхания, клиническое значение всех уровней дыхательного центра. уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов регуляции дыхания в разных условиях, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии регуляции дыхания организма используя справочную литературу. владеть методами, позволяющими анализировать показатели дыхания при различных условиях, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной дыхательной недостаточности. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы 1. Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии). 2. Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии). 3. Локализация ядер дыхательного центра ((кафедра анатомии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень вопросов для самоподготовки. 1. Современное представление о структуре дыхательного центра (А. Н. Миславский). Роль различных отделов ЦНС в регуляции дыхания 2. Роль гуморальных факторов в регуляции дыхания. 3. Характеристика специфических и неспецифических рефлексогенных зон, центральных и периферических рецепторов, участвующих в механизмах регуляции дыхания. 4. Понятие о рефлексе Геринга – Брейера. 5. Регуляция периодичности дыхания 6. Механизм первого вдоха новорождённого.
7. Изменение дыхания при физической нагрузке, механизмы этих изменений 8. При каких обстоятельствах у человека может развиться высотная болезнь, какие изменения происходят в организме, какие компенсаторные механизмы включаются в таких случаях? 9. Механизм кессонной болезни. При каких видах деятельности возможна кессонная болезнь? Профилактические и лечебные мероприятия, направленные на коррекцию данного состояния. 10. Функциональная система поддержания газового состава крови. Задания для СРС во внеучебное время. 1. Перечислить виды нейронов, участвующих в регуляции дыхания 2. Зарисовать схему рефлекса Геринга-Брейера 3. Перечислить рецепторы, участвующие в рефлекторной регуляции дыхания с указанием эффектов полученного результата 4. Зарисовать схему ФС поддерживающую оптимальное для метаболизма содержание О2 и СО2 в крови.
5. Опишите механизм кессонной и горной болезни по схеме:
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию. 1. Какие показатели внешнего дыхания являются регулируемыми? 2. Назовите уровни дыхательного центра (ДЦ), их физиологическое значение. 3. Каким будет дыхание при сохранении только бульбарного отдела ДЦ? 4. Какие нейроны дыхательного центра «запускают» вдох? 5. Какие нейроны дыхательного центра подавляют вдох? 6. Где находится пневмотаксический центр? Что он регулирует? 7. Назовите ведущие факторы гуморального механизма регуляции. 8. За счёт каких механизмов отмечается гипервентиляция лёгких в процессе физической нагрузки? 9. Лицам, страдающим недостаточностью, прежде всего каких функций, следует запретить восхождение в горы? 10. Какие условия приводят к развитию кессонной болезни? Профилактика кессонной болезни.
Этапы проведения практического занятия:
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия: Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении оценки состояния дыхательной функции с помощью оценки кардио – респираторного индекса и проведении проб на задержку дыхания, позволяющих оценить компенсаторные возможности организма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|