Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) дополнительная. Тема 6 (30). Физиология обмена веществ и энергии. Физиологические основы рационального питания. Цели занятия




б) дополнительная

1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н. А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В. Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

Тема 6 (30). Физиология обмена веществ и энергии. Физиологические основы рационального питания

Мотивация изучения темы: обмен веществ и энергии представляет собой совокупность процессов превращения веществ   и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и внешней средой. Эти процессы являются основой всех явлений жизнедеятельности, обеспечивают непрерывное образование, обновление, разрушение клеточных структур, синтез и разрушение различных химических соединений. Знания физиологии обмена веществ и энергии необходимы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

В результате изучения темы студенты должны:

 

   - знать процессы обменабелков, жиров и углеводов; факторы, влияющие на эти процессы, знать основные принципы рационального питания

   - уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов обмена веществ, правильно интерпретировать эти показатели  с возможным использованием справочной литературы, делать своё заключение о состоянии обмена веществ и энергии организма.        

   - владеть методами, позволяющимианализировать показатели обмена веществ и энергии, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Анатомические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии). Гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии). Процессы анаболизма и катаболизма белков, жиров и углеводов (кафедра биологической химии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для  самоподготовки

1. Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ.

2. Общее представление об обмене белков. Азотистое равновесие. Регуляция белкового  обмена.

3. Общее представление об обмене жиров. Регуляция липидного обмена.

4. Обмен углеводов и его регуляция.

5. Составляющие энергетического обмена. Основной обмен, методы определения.

6. Обмен веществ в старческом и пожилом возрасте.

7. Основные принципы рационального питания. Теории рационального питания.

8. Энергетический баланс. Общий обмен и его составляющие (основной обмен, рабочая надбавка). Специфически - динамическое действие пищевых веществ.

9. Калорическая ценность пищевых веществ. Закон изодинамии. Основные группы населения по энергетическим затратам.

10. Удовлетворение потребности организма в основных веществах (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода).

11. Режим питания.

12. Особенности питания в пожилом и старческом возрасте.

 

Задания для ССР во внеучебное время

1. Дать определение азотистого равновесия.

2. Перечислить гормоны, участвующие в регуляции белкового обмена.

3. Перечислить действие инсулина на углеводный обмен.

4. Перечислить основные методы определения основного обмена.

5. Перечислить условия определения основного обмена.

6. Назвать нормы энергетических затрат для различных групп населения.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. О чём можно судить по азотистому балансу?

2. Какие гормоны обладают анаболическим действием?

3. Какие гормоны понижают содержание углеводов в крови?

4. Какие гормоны обладают жиромобилизирующим действием?

5. От чего зависит должный основной обмен человека?

6. Какие факторы влияют на энергетический обмен?

7. На чём основана непрямая калориметрия?

8. О чём свидетельствует отклонение от должного основного обмена?

9. Что такое дыхательный коэффициент? Чему он равен для белков, жиров и углеводов?

10. Сколько килокалорий энергии выделяется при расщеплении 1 г. жира, 1г. белка, 1 г. углеводов.

11. Что такое пищевой рацион?

12. Какие питательные вещества должен содержать полноценный пищевой рацион?

13. В чём суть теории  сбалансированного питания?

14. Что такое нутриенты?

15. Какие вещества относятся к балластным?

16. Для чего нужны балластные вещества?

17. Какое количество воды человеку нужно в сутки?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. ) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия:  Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при расчёте азотистого баланса, определении величины основного обмена по количеству поглощенного кислорода и выделенного углекислого газа, вычисление основного обмена по таблице Гарриса- Бенедикта, определении процентного отклонения основного обмена по формуле Рида.

 

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
1. Расчёт азотистого баланса Вычислить азотистый баланс по данным: принято за сутки 128, 7 г. белка; выделено 17, 6 азота с мочой, 0, 3 г. с калом Для расчёта азотистого баланса необходимо знать количество поступившего азота с пищей и количество азота, выделенного с мочой и потом. Поскольку не весь азот усваивается организмом, а часть его теряется с калом, необходимо из количества принятого с пищей азота вычесть количество азота, содержащегося в кале. Кол-во поступившего с пищей азота определяется, зная, сколько белка поступило в организм, на том основании, что содержание азота в белке составляет в среднем 10% (1 г. азота содержится в 6, 25 г. белка
2. Определение величины основного обмена по количеству поглощенного кислорода и выделенного углекислого газа. Рассчитать обмен за сутки; если за 10 мин было поглощено 2, 444 л. кислорода, выделено 2. 132 л. углекислого газа. Для решения задачи необходимо определить дыхательный коэффициент (отношение выделенного СО2 и поглощенного О2 ). По специальной таблице находят калорический эквивалент кислорода( кол-во тепла, освобождающегося при потреблении 1л. кислорода), соответствующий данному дыхательному коэффициенту. Знать количество потреблённого кислорода за 1 мин. Калорический эквивалент кислорода умножают на кол-во поглощённого кислорода за 1 мин ( 10 мин)  и за сутки.  
3. Вычисление основного обмена по таблице Гарриса- Бенедикта. Рассчитать основной обмен по данным пола, веса, роста, возраста для: 1. Мужчина 69 лет, рост 160, вес 50кг. 2. Молодой человек 25 лет, рост-160, вес-50 кг 3. Мальчик 13лет, рост-160, вес-50 кг 4. Мальчик-3 года, рост -64, вес- 15 кг. 5. Для себя. Для работы используются специальные таблицы Гарриса-Бенедикта для мужчин и женщин. Найти в таблице вес исследуемого, против него – число (например 892). Затем по вертикали найти рост и по горизонтали возраст и на их пересечении число, например 788. Сложив два найденных числа, получают основной обмен за сутки (892 + 788 = 1680)- таков нормальный основной обмен для испытуемого. По таблице определяют должный основной обмен для данного человека.
4. Определение процентного отклонения основного обмена по формуле Рида. Вычислить % отклонения основного обмена от нормы для себя по формуле: ПО = 0, 75(ЧП+ПДх0, 74)- 72. Данное определение основано на существовании взаимосвязи между артериальным давлением, частотой пульса и теплопродукцией организма. ПО - процент отклонения ЧП – частота пульса ПД – пульсовое давление, равное разности величины систолического и диастолического давления. Для работы необходимо определить артериальное давление и частоту пульса. Допустимым считается отклонение до +(-) 10% от нормы.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...