Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление предмета психологической науки




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Психология человека и его профессиональная деятельность

Глава 1. Общая характеристика психологии как науки (Ефимова)

1.1. История становления психологии как самостоятельной науки

1.2. Предмет, методы и задачи современной психологии

1.3. Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи

1.4. Отрасли психологии. Инженерная психология и психология труда

 

Глава 2. Психология профессиональной деятельности (Коротеева)

2.1. Направления исследований в психологии профессиональной деятельности

2.2. Человек и профессия

2.3. Психологические признаки и психологические регуляторы труда

2.4. Профессионально-важные качества

 

Глава 3. Научная организация и психология безопасности труда (Ефимова)

3.1. Система научной организации труда

3.2. Психология безопасности труда

3.3. Методы исследования человека в профессиональной деятельности

3.4. Профессиографирование, как метод изучения профессиональной деятельности (Коротеева)

 

Раздел 2. Человек как участник трудового процесса

Глава 4. Психология человека (Ефимова)

4.1. Личность

4.2. Темперамент и характер

4.3. Познавательные процессы личности

4.4. Эмоционально волевые свойства личности

 

Глава 5. Основные этапы развития субъекта труда (Токарева)

5.1. Субъект труда. Этапы развития субъекта труда

5.2. Кризисы профессиональной жизни (Корабельников)

5.3. Функциональные состояния человека в труде

5.4. Методы управления функциональными состояниями

 

Глава 6. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом (Пронина)

6.1. Понятие мотивации, потребности, мотивы (Ефимова)

6.2.Трудовая мотивация

6.3. Основные теории мотивации

6.4. Удовлетворенность трудовой деятельностью

 

Глава 7. Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности (Коротеева)

Психологическая система трудовой деятельности

Процесс целеполагания

Критерии эффективности целеполагания

Разработка программы реализации цели

Глава 8. Профессиональная коммуникация (Ефимова)

Психология общения

8.2. Обмен информацией и коммуникативные барьеры

8.3. Общение как взаимодействие (интеракция)

Межличностное восприятие и построение имиджа

Глава 9. Психология конфликта (Ефимова)

9.1. Конфликт как особая форма взаимодействия

Классификация конфликтов

9.3. Условия конструктивного разрешения конфликтов

9.4. Профессиональные конфликты

Глава 10. Психология совместного труда (Плаксина)

10.1. Признаки группового субъекта труда

10.2. Способ организации совместной деятельности.
10.3. Психология группы (Ефимова).

10.4. Особенности совместимости членов группы (профессиональная, психофизиологическая).

 

Глава 11. Психология управления. (Плаксина)

11.1. Управление как социальный феномен.

11.2. Предмет науки управления
11.3. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности.
11.4. Основные функции управленческой деятельности.

 

Раздел 3. Психология безопасности труда (Ефимова)

Глава 12. Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев

12.1. Психологическая характеристика трудовой деятельности.

12.2. Западные психологические школы о проблеме изучения несчастных случаев.

12.3. Отечественные психологи о проблемах производственного травматизма.

12.4. Человеческий фактор в безопасности труда

 

Глава 13. Психология риска и безопасность труда

13.1. Природа риска и проблемы безопасности

13.2. Типы риска и особенности принятия решения в условиях неопределенности

13.3. Принятие решений по обеспечению безопасности труда

13.4. Факторы, регулирующие поведение человека в ситуациях риска

 


ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное развитие неотделимо от личностного: в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.


РАЗДЕЛ 1. Психология человека и его профессиональная деятельность

Глава 1. Общая характеристика психологии как науки

История становления психологии как самостоятельной науки

Термин психология состоит из двух древнегреческих слов:
«psuche» – душа, «logos» – наука, учение.

 

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Становление предмета психологической науки

Толкование сущности души: • душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); • душа как соединение атомов (Демокрит); • душа как результат смешения трех жидкостей: крови, желчи, слизи (Гиппократ); • душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» – разуму (Анаксагор); • душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон); • душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель); • душа – соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций)и др.
1 этап. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII в.).

       
 
Основные принципы научного познания мира, открытые античными учеными • Гераклит (530 – 470 г. до н.э.) ввел идею «развития как закона». • Анаксагор (500 – 428 гг.. до н.э.) выдвинул идею «организации». • Демокрит(460 – 370 гг. до н. э.) выдвинул идею «причинности».  
 
   
Аристотель 384-322 гг. до н. э. величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души.  

 


 

 


В философии Древней Греции сложились две точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона).

2 этап. Развитие представлений о психике в философских учениях (XVII век до второй половины XIX века).

Для ученых XVII в. научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Приверженцы эмпирической психологии, ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т.д. как фактов внутреннего опыта.

Открытия XVIII в.: понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации, аффекте, мотиве, вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машины тела».

К началу XIX в.были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

Идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом являлась интроспекция.

Материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания - как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

 

3 этап. Развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX века до настоящего времени).

Основные направления зарубежной психологии

В. М. Вундт (1832–1920) основал в Лейпциге в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, ее работа заложила основы экспериментальной психологии. Его ученик Э. Титченер(1867–1927) развил направление, получившее название структурализма.  

 

 


 
 
Американский психолог У. Джеймс (1842–1910) одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881).  

 

 


В зарубежной психологии ХХ в. были сформированы различные подходы и направления в изучении психики и сознания:

бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;

психоанализ – одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека;

когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;

гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

В настоящее время психологи придерживаются эклектического подхода, то естьотбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.

Отечественная школа психологии

 
 
Отечественная психология развивалась естественнонаучным путем. Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857–1927)– основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885). Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936) – создателю первого в России Психологического института (Москва, 1912). Основные концепции начала ХХ века:
  • культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский);
  • теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
С начала 60-х годовактивно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной, военной психологии и др..

 

 


 

 
 
С.Л. Рубинштейн  


 

С 90-хг. XX в.начинается новый этап развития отечественной психологии, обусловленный политическими и экономическими реформами в нашей стране. Наблюдается повышенное внимание к зарубежным разработкам и возможностям их использования в нашей стране. Одной из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем психологии конца XX столетия стали вопросы методологии исследования психики человека (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов), пересмотра ряда фундаментальных методологических положений психологической науки (А. В. Брушлинский).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...