Начинайте там, где находятся люди
Бог начинает работу с нами там, где мы находимся, и работает в нас, чтобы помочь нам вырасти. Поэтому будет справедливым, если мы начнем работу с новообращенными там, где они находятся, но этноцентризм и субъективизм часто мешают нам быть такими великодушными, какими мы можем быть. Бог готов принимать нас там, где мы находимся. Он готов провести нас через процесс роста, постепенно достигая идеалов каждой культуры, о которых новообращенный уже знает, а затем, Божьих идеалов, когда мы растем в познании Господа. Многоженство, рабство и курение являются возможными примерами тех областей, в которых меж- культурные христианские евангелисты должны дать новообращенным определенную свободу для постепенного роста. Павел не требовал, чтобы рабовладельцы немедленно отпускали своих рабов. Направление нашей жизни и наше главное посвящение должны поменяться при обращении к Богу, но некоторые перемены займут время жизни нескольких поколений. Требовать культурных перемен, которые не являются необходимыми при обращении, значит требовать тех перемен, которых не требует Бог на этом этапе. Выдвигая такие требования, мы замедляем темпы обращения людей к Богу. В миссиологии «начальный момент» и «процесс» являются ключевыми понятиями в модели, которая выражает эту мысль. Это важная идея, потому что в мировом евангелизме она может помочь христианским евангелистам меньше судить и позволить новообращенным быть более уверенными. Чистая доктрина беспокоит Бога меньше, чем чистое сердце, чего не скажешь о нас. Что можно сказать по поводу многоженства? Можем ли мы принять брачные обещания поколения, которое принимает Христа, множество жен и все связанное с этим, а затем учить следующее поколение о ценности брака с одной женой? Когда я летел из Дар-эс-Салама в Танзании в Арушу, танзанийская женщина рассказала мне, что многие мужчины в Африке обратились в ислам, потому что христианство не принимает многоженства. Мне было печально слышать это. Навязывать брак с одной женой существующей семейной системе многоженства означает потребовать множества разводов и вызвать большое социальное потрясение. Настаивая на немедленном браке с одной женой, что мы будем делать с учением против разводов? Есть ли необходимость требовать разводов, вызывая социальное потрясение, для того чтобы стать христианином? Женщина находится в большей безопасности в обществе, допускающем многоженство, чем в обществе, не допускающем его, в котором она может оказаться разведенной в любое время. Наша система разводов и повторных браков является по сути тем же многоженством. Многоженство является более привлекательным, чем брак с одной женой, в местах, где безопасность ценят больше, чем свободу. В этих общественных кругах женщина, «бывшая замужем», не имеет приемлемой социальной роли и часто заканчивает проституцией. Почему бы нам не начать с того состояния, в котором находятся эти люди, и позволить здравому процессу искупления работать в их обществе? Возможно, уже в следующем поколении будут преобладать моногамные браки.
Роль Духа Святого Павел никогда не смог бы так быстро обойти такое количество территорий, сколько он обошел, если бы оставался в одном месте слишком долго, решая все проблемы, связанные с основанием новых церквей. Он доверял Духу Святому в вопросах финансов, церковной дисциплины и управления и шел дальше, в новые места. Помимо этого, на протяжении долгих лет он поддерживал контакт с церквями, в которых учил и служил. Однако мы ясно видим, что он был готов в большей степени доверять служению Духа Святого, который работал в лидерах, поставленных Павлом. Когда мы видим, как Дух Святой работает в жизни каждого из нас, чтобы привести нас к истине, то разве нельзя ожидать, что Он будет похожим образом работать и среди «наших» новообращенных?
Среди христиан существуют большие различия в доктринах. Терпимость к разным мнениям в рамках библейской истины является признаком зрелости. Статус Марии или вопросы Троицы могут разделять нас, но что если мы попытаемся прийти к общему знаменателю? Все те, кому Бог дал спасение, являются нашими братьями и сестрами, и мы должны принимать их. Разве нельзя мыслить подобным образом, обсуждая различные культурные выражения христианства, каждое из которых подходит к своему контексту? Чем более конкретна теология в культурном смысле, тем больше влияния она имеет на свой контекст. Но тем меньше она может удовлетворять нужды других контекстов. Реакцией большинства людей на это является попытка создать подходящую ко всем случаям или универсальную теологию. В ней много обобщений, но мало затрагиваются конкретные вопросы, относящиеся к культуре. Разве многокультурная мозаика Тела Христова в мире не была бы более красочной и не оказывала бы большее влияние на свой контекст, если бы мы дали свободу Духу Святому работать в лидерах и через лидеров местных церквей, чтобы решать вопросы, которые актуальны для их контекста? Например, должны ли христиане пользоваться теми же травами, которые знахари прописывают при определенных болезнях? Этот вопрос был задан мне на пасторском семинаре в Кампале, в Уганде. Я ответил, что считаю использование трав в лекарственных целях допустимым, если таковое делается не на основании рекомендации знахаря. Местный переводчик воспользовался свободой и высказал свое мнение, что этого нельзя делать, так как он считал, что это косвенно будет придавать вес знахарю. Я задал этот вопрос в Бангладеш, и мне сказали, что христиане, имеющие большую власть благодаря вере, не должны бояться демонов, поэтому человек может пользоваться любыми травами, какими он хочет. Американцы, африканцы и азиаты дали разные продуманные ответы на один вопрос. Разный контекст требует разного подхода.
Должны ли мы поднимать и целовать Библию для того, чтобы показать, что это священная книга, перед которой нужно благоговеть? Некоторые мусульманские евангелисты преподносят эту идею. Они делают это по отношению к Корану в исламе. Христиане кажутся им очень неуважительными по отношению к своему Писанию. Должны ли верующие праздновать Рождество и Пасху? Должны ли женщины-христианки носить покрывала на лице? Западные теологи в большинстве своем игнорируют эти незападные культурные вопросы, но Дух Святой веками помогал людям принимать решения относительно подобных вопросов в различных контекстах. Ему можно доверять в том, что Он поможет каждому народу развить теологию, которая затрагивает нужные вопросы, воспринимает правильные выводы и предлагает правильные библейские решения специфическим культурным проблемам. Вернемся к вопросу, который мы затронули вначале. Помните Рафика? Поощряли бы вы Рафика выражать его веру в таком культурном облачении? Дали бы вы ему христианскую программу? Позволили бы вы ему адаптировать ее, чтобы она соответствовала ситуации? Велели бы вы убрать те материалы из программы, которые не подходят к его культурному контексту? Дали бы вы ему свободу добавлять к программе то, что он и его коллеги сочтут необходимым для того, чтобы она затрагивала важные вопросы в его контексте? И приняли бы вы его как брата, хотя он не использует слово «христианин» и молится Аллаху в мечети? Оскорблены ли вы в вашей христологии тем, что он называет Иисуса «Святой», а не «Сын Божий»? Готовы ли вы позволить Рафику и его соотечественникам найти спасение через Ису и поклонение Аллаху? Хотя и нелегко найти простые ответы в ситуации с Рафиком, он говорил мне, что они приобрели много новообращенных, которые сейчас составляют активную группу во всех частях его страны. Одно это количество новообращенных не доказывает правильность его позиции, но его контекстуализация предоставляет возможность того, что практически невозможно при другом подходе. Помните, Иисус был готов говорить с Никодимом ночью, когда тот чувствовал себя свободно, чтобы говорить. А что можно сказать о недавних эмигрантах, которые живут на вашей улице, или подростке в вашем доме? Как можно проникнуть в их мир, не осуждая их?
Важнее, чтобы все люди во всех культурах нашли и приняли библейскую форму веры в Иисуса, которая соответствует их ситуации, чем то, чтобы все люди приняли наше культурное выражение веры. Если мы будем требовать, чтобы все приняли нашу форму, то это сильно замедлит рост Церкви Христовой по всей земле. Данные переписи населения США показывают, что разнообразие культур в Америке постоянно растет. Это еще одна причина, почему мудрые христианские коммуникаторы были культурно чувствительными, ориентированными на слушателя, учились задавать вопросы и внимательно слушать. Хотя легче требовать, чтобы другие пришли в наш концептуальный и лингвистический мир, те из нас, кто верит в миссии воплощения, не могут избежать обязанности идти в мир другого человека. Пусть Дух Святой поможет нам прийти туда как культурно, так и географически. Когда мы чувствительны к контексту, наше послание больше подходит к нему и имеет большее влияние, а мы становимся его воплощением, подобно Иисусу.
Привычка пятнадцатая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|