Эффект нелинейного уплотнения текста
Эффект нелинейного уплотнения заключается в повышении семантической или выразительной насыщенности текста БЕЗ увеличения плотности метафорики или информационной составляющей в нём.
При том, что идея этого эффекта понятна, может возникнуть вопрос - каким образом он достигается? Ответ обнаруживается в особом микроструктурировании текста, которое проводится с большой осторожностью, и позволяет сблизить отдельные участки текста с разнородными свойствами. При этом отдельные слои текста как бы смыкаются, промежутки между ними перестают казаться незаполненными, но сами мембраны, разделяющие слои текста, продолжают существовать, а потому вся структура текста - не коллапсирует, а сами слои - не смешиваются.
Зрительно это напоминает процесс увязывания рождественской ёлки: верёвка привязывается к одной из толстых веток или к стволу, а затем ёлку медленно вращают, а верёвку натягивают всё сильнее, перемещая тангенциально вверх и вниз по высоте ствола, и ветки начинают стягиваться всё плотнее - в некое подобие кокона, пока вся ёлка не становится плотно стянутым веретеном. В таком виде она занимает во много раз меньше места, чем изначально - за счёт того, что пустоты между ветками были устранены, хотя сами ветки, и даже хвоя на них, остались не сломанными и не примятыми. И, стоит перерезать бечёвку, стягивающую кокон, как ёлка раскрывается снова - и предстаёт в своём "полноформатном" виде.
Нечто подобное происходит и с текстом, в котором был реализован эффект нелинейного уплотнения. Он "раскрывается" в голове читателя совершенно естественным образом, как если бы и не был увязан и уплотнён в подобие веретена или сложенного зонтика. Единственное - приходится признать, что создавать такие тексты не просто сложно, а крайне сложно, ибо они требуют ещё большего, чем обычно, внимания и тщательности. Каждый состоявшийся психоделический текст, где принцип нелинейного уплотнения хорошо реализован, представляет собой большую удачу. По существу, стихи, написанные таким образом, иногда представляют собой настоящие полноформатные романы, закатанные в ореховую скорлупку. И эти мини-романы вызывают у читателя чрезвычайно сложный отклик; пси-эффект от их чтения инициирует изменения состояния сознания настолько сложного характера, что их вообще невозможно описать словами.
Нам представляется, что дело здесь, возможно, в том, что высокая плотность семантики или выразительности вызывает эффект, подобный лавинообразному, при котором поток (которым является текст, читаемый с какой-то постоянной скоростью), кажущийся вначале совершенно заурядным, вдруг набирает силу (при этом не ускоряясь) - и начинает нести значительно больше сигналов, чем то количество, с которым читатель обыкновенно привык управляться. Здесь мы имеем дело с двояким феноменом, заключающимся, с одной стороны - в способности человеческой памяти запоминать приносимые потоком (текста) сигналы, а с другой - в неспособности человеческого мозга эти сигналы интерпретировать в привычной для нас линейной системе языка, которая стала в значительной мере нашим языком мышления.
Очень существенным здесь является уточнение о том, что эффект этот происходит без увеличения плотности метафорики и информационной составляющей. Мне приходилось видеть тексты, и весьма хорошо написанные, с очень высокой плотностью метафорики, - и они не только не были способны вызывать пси-эффект, но их было крайне сложно читать, и никакого желания перечитывать их они также не внушали. Я не берусь утверждать, что такие тексты не стоит писать вообще, но с точки зрения психоделики их писать - бессмысленно. Тексты, обладающие крайне высокой информационной плотностью, также известны; чтобы рассмотреть их, не нужно ходить далее некоторых книг Ветхого Завета. Что сразу бросается в глаза? Тот факт, что для нашего восприятия (или мозга, если угодно) понятия "плотность семантики" и "информационная плотность" отнюдь не являются синонимическими. Высокая информационная плотность может нести в себе минимум семантической и выразительной плотности, - другими словами, наше восприятие может просто вырезать всю подаваемую нам в тексте информацию, совершенно не транслируя её в процесс формирования каких-то значащих понятий и осмысленных фигур, которыми мы можем оперировать и которые мы способны запоминать.
Точки кажущихся бифуркаций
Ещё одной интересной чертой некоторых психоделических текстов является присутствие точек кажущихся бифуркаций, которые представляют собой неполные семантические, образные или композиционные деления, своеобразные "вилки", превращающие участки текста (или даже весь текст) в борхесовский "сад расходящихся тропок". Почему эти бифуркации названы "кажущимися"? Дело в том, что эти "вилки" не идут, как в модели Борхеса, до самого конца текста (или его частей), а обрываются достаточно близко к точке бифуркации (разделения), - т.е., один из путей, кажущихся вначале равноценными, очень быстро (иногда почти мгновенно) иссякает - и продолжается лишь второй, зачастую ведущий к следующей точке бифуркации.
Что достигается использованием этого необычного приёма? Некоторая нестабильность, определённая неуверенность, фактор неизвестности, которые, в сочетании с другими элементами архитектоники текста, придают ему бОльшую динамичность. Причём, дополнительная динамичность достигается именно путём придания тексту нестабильности, - примерно таким же образом, как аэродинамическая нестабильность некоторых военных многоцелевых самолётов, стоящих сегодня на вооружении многих стран, используется для улучшения их манёвренности и других лётных качеств.
Такая бифуркационная структура текста с кажущимся (или неполным) разделением потоков особенно характерна для некоторых экспрессий.
Торсионный эффект
Торсионный эффект заключается в том, что композиция текста закручивается, подобно нити или пружине, в каком-либо направлении, а затем (как правило, в финале) резко отпускается - и возникает неизбежный внезапный разворот восприятия читателя - в обратном направлении, сопровождающийся выбросом большого количества (как правило, эмоциональной) энергии.
Интерференционные эффекты
Интерференционные эффекты являются характерной чертой выраженно-трансфиксивных текстов. В этих текстах, при отсутствии экспрессивной компоненты, наблюдается аномально высокая напряжённость трансфиксии, причём, как правило, трансфиксий в таких текстах содержится несколько (много), и эти множественные трансфиксии, взаимодействуя друг с другом, создают сложную интерференционную картину полей, в которых читатель "повисает", пойманный их суммарным гравитационным полем. Такого рода тексты производят совершенно специфический пси-эффект, который характеризуется высокой "липкостью", поскольку его удерживающая способность по отношению к читателю необычайно высока. Настолько высока, что некоторым читателям, сенсибилизированным к такому типу психоделики, могут не нравиться подобные ультра-трансфиксивные тексты - из-за странных засасывающих ощущений, вызываемых ими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|