Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип оптимальных концентраций




 

В психоделике очень важен принцип оптимальных концентраций, заключающийся в том, что для достижения существенного пси-эффекта текст должен включать в себя ряд взаимодействующих и взаимоусиливающих факторов, однако факторы эти не должны стремиться к максимально возможному росту в пределах психоделического текста.

 

Что конкретно это означает? Прежде всего - ненужность (и даже вредность) попытки достижения максимумов одновременно или последовательно в нескольких факторах, влияющих на качество художественного текста. Скажем, если одним из факторов, используемых автором, является образность, другим - музыкальность звучания, а третьим - эффект нарушенного ожидания, то можно утверждать, что - если автор попытается каждый из этих факторов довести до возможного максимума, то в результате таких усилий он получит текст весьма далёкий от психоделичности. Примеры таких несостоявшихся (по причине несоблюдения принципа оптимальных концентраций) психоделических текстов можно находить у очень многих хороших авторов, начиная от Лорки и заканчивая Маяковским.

 

Спросим себя: почему невозможно добиться высокого пси-эффекта в тексте, увлекаясь задачей доведения концентрации нескольких факторов до максимально возможной? Видимо, дело в том, что, достигая какого-то размера, превосходящего оптимальный, эти факторы начинают угнетающе действовать на читательское восприятие, - возможно, из-за того, что они становятся излишне доминирующими, и в процессе этого перестают работать на усиление других, сопряжённых, факторов, совокупность которых приводит к возникновению пси-эффекта у читателя.

 

К числу наиболее характерных факторов, чрезмерный рост которых приводит к разрушению психоделического эффекта в тексте, относятся мегаметафорика, чрезмерное увлечение звукописью, а также словообразовательные игры и эксперименты с комбинаторикой и потоком сознания. В умеренных концентрациях все эти факторы могут прекрасно контрибутировать в дело достижения пси-эффекта, однако при чрезмерном увлечении любым из них автор рискует очень быстро опустошить текст от каких бы то ни было следов психоделичности, низведя его до уровня, в лучшем случае, суггестии.

 

Аксиома о критической массе структурных элементов низкого уровня

 

АКСИОМА:

Если существует некий набор элементов, которые могут использоваться в психоделическом тексте, то для того, чтобы пси-эффект в этом тексте мог существовать, необходимо, чтобы только некоторые из этих элементов использовались автором, а другие - не использовались вовсе. Если же общая масса всех используемых в тексте структурных элементов низкого уровня превышает некоторую условную критическую величину, то текст становится перегруженным, а его элементы перестают работать на взаимное усиление, и это приводит к очень быстрому падению общего психоделического потенциала произведения.

 

Говоря о структурных элементах низкого уровня мы имеем в виду те составные элементы, из которых строится микроархитектоника. Сюда входят разнообразные речевые фигуры, тропы и приёмы, обыкновенно используемые в литературных произведениях.

 

СЛЕДСТВИЕ:

Лучше использовать в тексте недостаточное количество структурных элементов низкого уровня, чем избыточное, поскольку в первом случае такой текст легко можно усилить несколькими дополнительными элементами, доведя до уровня психоделического; во втором же случае улучшить текст будет значительно сложнее, если вообще возможно.

 

В определённом смысле, аксиома о критической массе структурных элементов низкого уровня очень близка к понятию " высаливания ", представляющего собой один из солевых эффектов в химии растворов. Этот эффект заключается в том, что добавление электролита (или неэлектролита) к раствору какой-либо растворимой соли, не содержащей с ним одноимённых ионов, вызывает изменение ионной силы раствора, а потому - изменяет коэффициенты активности ионов электролита, что в свою очередь влечёт изменение константы равновесия. Другими словами, если мы будем добавлять одну растворимую соль к насыщенному раствору другой, не содержащей с ней общих ионов, то из раствора начнёт выпадать осадок, поскольку ионы - косвенным образом - влияют на взаимную растворимость. Приблизительно то же имеем и с элементами низкого уровня в психоделике: когда общая концентрация таких элементов становится слишком высокой, то какие-то из них перестают "играть", а это проявляет себя в виде уменьшения величины пси-эффекта, вызываемого текстом.

 

Как и в химии, не исключена вероятность и обратного эффекта, т. наз. " всаливания ": увеличения растворимости соли в присутствии каких-либо других, не входящих в её состав, ионов (или, даже, неэлектролитов), - но такая вероятность существенно ниже той, что растворимость уменьшится. В нашем случае это означает, что - в принципе возможна ситуация, когда добавление дополнительного количества каких-то элементов низкого уровня к состоявшемуся (насыщенному) психоделическому тексту может увеличить его психоделичность, - однако вероятность того, что это начнёт её разрушать, - существенно выше.

 

Принцип золотого сечения

 

Всем известно, что " золотое сечение " означает определённую пропорцию, составленную из двух частей, где меньшая часть относится к большей так же, как большая часть - к сумме меньшей и большей частей. Математически эта пропорция преобразуется в квадратичную иррациональность, приблизительно равную 1.62. То есть - соотношение большей части к меньшей, а равно и целого к большей части, выражается именно этим числом.

 

В искусствах под " золотым сечением " обычно подразумевают некую ассиметричность, которая приятна человеческому глазу и воспринимается людьми как наиболее гармонизированная, органичная; при этом реальное соотношение величин частей может значительно отличаться от бесконечной десятичной дроби, примерно равной 1.62, которая выражает подлинную пропорцию " золотого сечения ".

 

Для наших целей мы также абстрагируемся от точного значения пропорции " золотого сечения ", и будем под ним понимать некоторую пропорцию, которая может приближаться к 1.62 (но в принципе не обязана этого делать), но которая - в любом случае - выражает соотношение большей части к меньшей части.

 

Итак, рассмотрим, каким образом этот принцип работает применительно к теории психоделики. Всем нам случалось видеть заведомо суггестивные тексты, которые не становятся психоделическими - не оттого, что неряшливо написаны, не из-за небрежностей, допущенных их авторами в построении архитектоники, и не по причине неумелого обращения со структурными элементами низкого уровня. Спросим себя: в чём же дело? Что мешает этим текстам становиться психоделикой? Что не позволяет возникнуть пси-эффекту при их чтении?

 

Ответ не так прост, как то может показаться. Можно было бы отделаться обычными резонированиями - по поводу недостатка таланта у авторов, либо объясняя это тем, что " создание психоделического текста не входило в задачу тех, кто его писал "... Однако, если произведение носит откровенно суггестивный характер, то - почему автор предпочёл на этом остановиться, а не "толкнул" его ещё дальше?.. Ведь это позволило бы сделать текст намного более убедительным и "сильно-играющим".

 

Давайте попробуем проанализировать причины таких неудач с более объективных и взвешенных позиций. Что нарушено в подобных текстах - если сравнивать их с текстами ярко-психоделическими? Ответ находится, хотя он и не лежит на поверхности: в них допущен неверный баланс - абстрактного и конкретного; заурядного и экстраординарного; простого и сложного; речи, приближенной к разговорной - и махровой метафорики. И из-за этого они не могут обойти кордоны и форпосты сознания читателя, не могут влиться в него органично. Они слишком броско одеты, они напоминают армии времён столетней войны. А в таких нарядах невозможно незамеченными зайти в тыл к неприятелю.

 

Какими же должны быть правильные пропорции этих величин? И вот здесь мы обнаруживаем, что они не могут опускаться ниже соотношения золотого сечения, то есть, 1.62. Другими словами, примерное соотношение совокупности тех участков текста, которые выражают конкретные понятия, к совокупности тех, которые выражают абстрактные, в тексте должно быть не менее 1.62. Соотношение совокупности отрезков текста, где говорится о вещах сравнительно простых и заурядных, к совокупности тех, где говорится о вещах сложных и необычных, должно быть не менее 1.62. В противном случае текст становится перегруженным тяжело воспринимающимися элементами или понятиями - и начинает "выталкивать" читателя из себя, а тогда ни о каком пси-эффекте не может быть и речи.

 

Это можно проиллюстрировать следующим образом: представим себе, что матрица текста напоминает сосуд ваннообразной формы, заполненный некой жидкостью, обладающей определённой плотностью. Читателю - для достижения пси-эффекта - необходимо погрузиться в эту жидкость. Но на плотность жидкости влияет концентрация (удельное количество) "тяжёлых" элементов текста (сюда можно отнести, как было сказано, абстрактные построения, мегаметафорику, усложнённость семантики или синтаксиса, и т.д.), причём влияет однозначно: чем больше таких элементов, тем выше плотность жидкости в ванне. Если концентрация "тяжёлых" элементов начинает приближаться к числу золотого сечения, то жидкость становится настолько плотной, что читатель из неё выталкивается; он попросту не может в неё погрузиться достаточно глубоко, а остаётся плавающим на поверхности.

 

Я редко советую прибегать к механистическим методам оценки каких-либо эффектов, связанных с психоделикой, но здесь могу сделать исключение и предложить желающим подсчитать количество стихов (строк) или полустрок (если они достаточно длинные) в тексте по принципу "абстракция" - "конкретика", или "простая образность" - "усложнённая (мега)образность", и т.п. В психоделических текстах высокого качества соотношение условно-простых элементов к элементам усложнённым и "навороченным" будет превышать число золотого сечения, а в текстах, которые хорошо написаны, но до психоделики "не дотягивают", - это соотношение "простого к сложному" будет лежать ниже золотого сечения.

 

Не стоит начинать понимать это слишком буквально, но в целом - такая закономерность, безусловно, имеет место, и каждый может сам легко проанализировать любой из ярких психоделических стихов, а также любой из тех стихов, которые остались на рубежах суггестии по причине перегруженности усложнёнными или чрезмерно вычурными элементами, - и убедиться, подсчитав общее число "простых" и "сложных" элементов в тексте, что "линия Плимсолла", отделяющая психоделику от такого рода суггестии, действительно проходит где-то в районе 1.62; - т.е., "наверченные" суггестии лежат ниже её, а психоделические тексты - выше.

 

Фонетические спецэффекты

 

Имеет смысл упомянуть одну интересную особенность психоделических текстов, связанную с присутствием в них фонетических спецэффектов, - подобных тем, что нередко с успехом используются в текстах современных рок и поп произведений, многие из которых становятся powerplay хитами и остаются в рейтингах многие недели и даже месяцы. Среди исполнителей, наиболее убедительно демонстрирующих такого рода эффекты, присутствуют Bee Gees, Queen, Meat Loaf, Fleetwod Mac, 10cc, Pink Floyd, Marvin Gaye, Jethro Tull, M People, Billy Idol, Depeche Mode, Sting, Suzy Quatro. Список можно продолжать и продолжать; особенно заметны в нём более "свежие" клубные фавориты: Tamperer, Jamiroquai, Blur, Pixies, Spiller, Kool and The Gang, Nelly Furtado, Pink, Noisettes, Imogen Heap, Cheryl Lynn, Maroon 5, KT Tunstall, Mika, Rihanna. Даже Kate Bush не пренебрегла подобными фонетическими эффектами в нескольких своих песнях.

 

Любопытный факт: несмотря на очевидное присутствие в музыкальных репертуарах перечисленных выше и многих других популярных групп, такие эффекты остаются тщательно скрываемым секретом - как исполнителей, так и тех, кто пишет лирику для их песен, и о них невозможно прочитать в интервью или музыкальных обзорах, - безразлично, критиками какого уровня эти обзоры были написаны.

 

Эффекты эти связаны как с особенностями и нерегулярностями произношения (выговаривания) отдельных слов или предложений, так и с намеренным перенесением акцентуации, - скажем, со смещением ударения на намеренно-безударный слог, либо с растягиванием (или наоборот, сжатием) отдельных гласных. Однако эти орфоэпические и элокуционные игры имеют ещё одну, более важную, мотивацию: при таком перенесении фокуса на более значащую (в смысловом или музыкальном смысле) часть фразы достигается особая динамическая ударность восприятия - и этот своеобразный "эксцентрик", где "центр масс" смещён относительно своего тривиального, продиктованного правилами языка, места, становится фокальной точкой музыкальной фразы или рефрена, а нередко и всей песни. Именно на таких местах (а вовсе не на качестве самой песенной лирики, используемой в них) держится неоспоримая популярность таких хитов.

 

Одной из первых известных мне песен этого типа является бессмертный сингл "Petit Homme" Далиды, появившийся в 1966 году, с совершенно фонически и элокуционно феноменальной строкой припева: " Petit homme ne t'en fait pas prends ma main je suis a toi ". Можно предположить (и не без оснований), что в некоторых операх известных композиторов, а равно и в фольклорных образцах песенного жанра, такие фонетические эффекты могли присутствовать задолго до того, как начали появляться в популярных рок- и эстрадных хитах.

 

Подобного рода эффекты, с использованием "эксцентриков" - в виде неполных или несимметричных рифм, либо в виде переакцентуации - весьма часто можно встретить в поэтических произведениях, написанных на достаточно совершенном техническом уровне. Но психоделика утилизирует эти эффекты более эффективно, позволяя им быть не просто украшениями, радующими глаз в короне художественного текста, а отводит им роль, подобную той, которую они играют в музыкальных хитах: воздействуя непосредственно на восприятие читателя, - становясь своеобразным триггером для запуска пси-эффекта.

 

Существуют и другие сложные песенные эффекты, - например, связанные с небольшим (повторяющимся или постоянным) смещением темпа, обычно используемого в виде ощутимого запаздывания слов по сравнению с темпом музыкального произведения. Такой механизм намеренного замедления оказывает очень сильный эмоциональный эффект на слушателей, особенно если текст песни носит выраженно лирический, или даже трагический, характер. Именно этим феноменом продиктована (иногда, сложно объяснимая) популярность некоторых медленных хитов как русскоязычных, так и англоязычных исполнителей и музыкальных групп. Скажем, "Не плачь" Татьяны Булановой, "Missing" Evanescence, "Чёрный пёс Петербург" Шевчука используют его для достижения контакта со слушателем/зрителем. Одним из самых ярких примеров эффекта смещения слов относительно музыки, какие я знаю, является один из клипов "Smells like teen spirit" Нирваны, записанный с "живого" концерта, где совершенно преципитировавший Курт Кобейн поёт - несколько ниже нужной тональности и в замедленном темпе, с трудом попадая в такт, но впечатление это оставляет настолько сильное, даже несколько дикое, что альбомная запись той же песни и соответствующий ей клип (тоже, кстати, совсем не слабый) и близко подойти к нему не могут. И - безусловно, если классифицировать этот клип с точки зрения предложенной нами классификации, то он попадает в класс психоделики второго рода, но он также является и психоделикой первого рода - поскольку активно влияет на сознание слушателя, вне зависимости от того, какими психоактивными средствами пользовались исполнители при его создании. Кстати, если рассматривать саму лирику этой же песни Кобейна, то она довольно далека от психоделики первого рода, которую мы обсуждаем, - и без музыки никогда бы не "выстрелила".

 

Подобного плана эффекты очень сложно организовать в сугубо-поэтическом тексте, не исполняемом под музыку, однако у меня самого есть некоторые варианты их реализации, - например, путём укорачивания отдельных строк при тщательно соблюдённом хронометраже текста в целом. Такое синергическое (по отношению к паузам и связанным с ними замедлением) темперирование сопряжено, помимо прочего, с необходимостью придерживаться очень ровной, выверенной стилистики, а также близкой к нейтральной архетипической тональности, которой сложно достичь без чрезмерного упрощения образных рядов.

 

6 "Голубой"

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...