Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реверсивные функциональности




 

Интересным механизмом, нередко используемым психоделикой, является наличие реверсивных функциональностей внутри текста. Что это означает? По сути это механизм, подобный фигуре хиазма, однако работающий не в рамках образной или стилистической фигуры, а значительно шире, нередко на уровне мезоархитектоники. Характерно, что этот механизм обычно не проявляется в виде явных противоречий или оппонирующих друг другу оппозитных платформ, и это позволяет осуществляться более плавным перемещениям внимания читателя, а равно и его восприятия, с одних участков на другие, движущиеся в противоположном направлении. Это напоминает перепрыгивание в тоннеле метро из одного поезда в другой, идущий в обратную сторону, - с той разницей, что такие "прыжки" должны выполняться мягко и не выбрасывать читателя, погрузившегося в текстовую матрицу, наружу.

 

Когнитивный волчок

 

Когнитивный волчок - своеобразный эффект воздействия на читателя, когда используется тщательно сформированная система чередования простых и сложных понятий, подаваемых одновременно (с каким-то смещением фазы) или в очень быстрой последовательности, отчего у читателя возникает ощущение слияния нескольких понятий в единую систему - подобно тому, как мы перестаём видеть цветные сегменты на быстро вращающемся волчке, они сливаются в наших глазах и, вместо синих и жёлтых полос, мы неожиданно видим волчок изумрудным. Когнитивный волчок - очень эффективная система для сублиминальной подачи читателю тех идей, которые он в явном виде не стал бы воспринимать - в силу своего характера или иных предпосылок.

 

При формировании когнитивного волчка важно избегать эффекта "расслаивания": если слои более сложных и более простых понятий не удаётся "вращать" друг за другом с достаточно высокой для поддержания волчка частотой, то наступает их сепарация, - и более сложные идеи или понятия перестают получать открытый доступ к восприятию читателя, поскольку начинают более активно им отслеживаться и отфильтровываться в процессе чтения.

 

Система контрапунктовой поддержки

 

Система контрапунктовой поддержки очень важна для психоделических текстов, поскольку она, во-первых, позволяет сделать текст более прочно внутренне связанным, прошивая его дополнительно в нескольких местах (а иногда и по всей длине), а во-вторых, она позволяет выделить и сделать более запоминающимися наиболее важные в смысловом плане фрагменты текста. Но роль контрапунктовой поддержки на этом не исчерпывается: она, помимо прочего, способна существенно снижать фактор попсовости в тексте (если он в нём присутствует).

 

Попсовость

 

Разберёмся прежде всего в том, что такое "попсовость". Глядя с филологической точки зрения, можно сказать, что попсовость - это неумеренная тяга текста к общим местам, к расхожим выражениям (особенно когда они претендуют на остроумие); это выраженное стремление произведения к пешеходности идей при пышности метафорики и иной образности; это необоснованное изобилие переходов с одних тем (или одних метафор) на другие; это эклектичность и остсутствие стильности (как вариант - избыточная стильность при почти полном отсутствии семантической составляющей). Все эти черты делают текст попсовым: неглубоким, аляповатым (не обязательно в смысле техники подачи), пестрящим негармонирующими цветами и малоубедительным, а потому - родным и приятным для толпы, привычным для глаза "среднестатистического читателя", выросшего на лирике убойных шлягеров и хитов теле- и радио "powerplays", повторяющихся через каждый час. Можно сказать в принципе, что попсовость - это не что иное, как ориентированность на средний вкус. Попса - это именно та продукция, которой больше всего желает средний потребитель.

 

Примечательно, что нередко некоторую попсовость бывает желательно оставлять в произведениях - просто для того, чтобы расширить их целевую аудиторию, поскольку тексты, в которых нет ни намёка на попсовость, способны восприниматься адекватно лишь малочисленными ценителями. Однако, в любом случае, "попсовость" следует отмерять в тексты дозированно и не особо увлекаться ею, - по крайней мере тем, кто хочет писать психоделику, ибо психоделика терпит некоторый (иногда довольно значительный) инфлакс попсовости, однако большие дозы попсовости способны её быстро убить.

 

Возвращаясь к контрапунктивной поддержке и её использовании для уравновешивания попсовости в тексте, следует пояснить, что система контрапунктов строится на повторах - тех или иных, не обязательно явных или связанных с повторениями конкретных слов или участков текста. Но в любом случае эти повторы (даже скрытые) работают подобно музыкальной системе контрапунктов: они создают дополнительные гармонии внутри тела произведения и помогают его общей динамике, а также маскируют второстепенные элементы, - и именно этим объясняется их облагораживающее влияние на присутствующую в тексте попсовость.

 

Синусоидальная динамика

 

Синусоидальная динамика развития текста - очень своеобразная особенность, которая нередко бывает заметна в психоделических текстах. Чтобы лучше понять, что это такое, можно вспомнить некоторые видеоклипы или фрагменты из фильмов, где скорость прокрутки отдельных участков ленты плавно возрастает или столь же плавно замедляется, но происходит это достаточно быстро, - и у зрителя, благодаря этой плавности, сохраняется иллюзия реалистичности происходящего даже при том, что скорость подачи кадров явно подверглась манипулированию. Этот эффект очень эффективен, однако пользоваться им необходимо с большой осторожностью, поскольку чрезмерное ускорение или замедление может привести к "срыву изображения", - к выбросу читателя из матрицы текста, а при этом, разумеется, разрушится пси-эффект, и текст перестанет восприниматься как психоделический.

 

Эффект латерального смещения акцентуации

 

Эффект латерального смещения акцентуации предполагает некоторое нарушение стандартных канонов жанра, - когда вместо того, чтобы в композиции произведения акцент (смысловой, сюжетный, аллитерационный, ещё какой-нибудь) падал на определённое место (слово или группу слов), он смещается несколько дальше (или переносится в сопряжённый участок текста). Такой ход позволяет достичь большей динамичности подачи текста, а равно и большей естественности его восприятия, - возможно, оттого, что в реальной жизни акценты редко падают в точности туда, куда по логическим схемам, которым мы доверяем, должны были бы падать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...