Голографическая природа процесса создания психоделических текстов
Размышляя о тонкостях создания психоделических текстов, можно отметить, что этот сложный процесс весьма подобен процессу создания голографических изображений. Особенно интересно, что этот процесс включает в себя пси-эффект и соответствующее ему самоиндуцированное изменённое состояние сознания. Но начнём по порядку. Как известно, голография представляет собой принцип записи когерентных электромагнитных волн, при котором интерференционная картина, получаемая от двух волн - одной, идущей от источника (опорная волна), и другой, идущей от объекта записи (объектная волна), - регистрируется на фотопластинке, а затем при освещении последней волнами с частотой, близкой к опорной волне, она преобразует эту волну в волну, близкую к объектной, - другими словами, возникает трёхмерное изображение объекта записи.
В определённом смысле, пси-эффект работает подобным образом: сначала автор вызывает у себя самого определённое состояние изменённого сознания - и создаёт психоделический текст, оставаясь в этом состоянии, - ибо иным путём его невозможно создать. При этом автор одновременно и находится в изменённом состоянии сознания - и контролирует (тестирует) создаваемый текст - для того, чтобы убеждаться, что сам текст вызывает (или поддерживает) то же состояние изменённого сознания, в котором он пишется. Другими словами, текст всё время тестируется на соответствие вызываемого им состояния сознания - тому исходному состоянию, в котором он создаётся. Происходит ли это тестирование одномоментно с созданием самого текста (и непрерывно), либо имеют место быстрые переключения с одного на другое (с самоиндуцированного состояния сознания, в котором пишется текст, на то состояние сознания, которое индуцируется самим текстом)? Этот вопрос остаётся открытым, однако я склонен думать, что вторая схема (последовательных переключений), возможно, ближе к истине. Как бы то ни было, самым важным здесь является тот момент, что текст способен вызывать (вначале у его создателя, а затем и у читателей) состояние сознания идентичное (или близкое к) тому, которое испытывал сам автор во время его написания.
Итак, что же происходит потом? Читатель, читая написанный психоделический текст, испытывает пси-эффект - и его состояние сознания изменяется, приходя в большее или меньшее соответствие с тем состоянием сознания, в котором находился автор на момент создания этого текста. Таким образом, голографический цикл замыкается: исходный объект записи (от которого отражается объектная волна) становится изменённым состоянием сознания автора психоделического текста, сам психоделический текст является при этом аналогом фотопластинки, используемой для записи голограммы, а полученное при освещении когерентным источником света голографическое изображение - изменённым состоянием сознания читателя под воздействием текста.
При всей кажущейся сложности процесса создания психоделического текста, он происходит быстро и эффективно, и в этом смысле также подобен голографии. Если для успешного создания голограммы необходим источник когерентного света, то для успешного написания психоделического текста необходим автор, владеющий техникой быстрого перехода из самоиндуцированного состояния изменённого сознания - в состояние изменённого сознания под действием создаваемого текста, и назад. Если когерентный источник света имеется в наличии, то создание голограммы - это лишь дело практики и определённых умений и навыков по записи получаемых интерференционных картин. Если автор владеет техникой переключения изменённых состояний сознания - самоиндуцированных и индуцированных текстом, то создание психоделического произведения становится лишь вопросом некоторой практики, навыков и приёмов по созданию текстов, способных вызывать пси-эффект.
Предельно упрощая, эту схему можно изобразить таким образом: сперва автор вводит себя (известным ему способом) в изменённое состояние сознания и, находясь в этом состоянии, начинает писать текст, который станет психоделическим. В процессе написания текста он многократно тестирует текст на производимый им (текстом) пси-эффект. Как автор это делает? Он выходит (или частично выходит) из самоиндуцированного изменённого состояния сознания - и читает текст; при этом текст - за счёт пси-эффекта - вызывает у автора изменённое состояние сознания, подобное самоиндуцированному, а автор регистрирует их сходство. Если эти состояния (самоиндуцированное и индуцированное написанным или отчасти написанным текстом) не сходны, то возникает необходимость скорректировать текст таким образом, чтобы индуцированное им изменённое состояние сознания было максимально подобным тому исходному самоиндуцированному состоянию сознания, в котором автор находился в начале. Говоря иначе, пси-эффект, вызываемый написанным текстом (или текстом в процессе его написания), должен возвращать автора в то самое исходное изменённое состояние сознания, в котором он находился; если этого не происходит, то психоделический текст нуждается в доработке. Когда же текст готов, то автору больше нет нужды входить в это изменённое состояние сознания путём самоиндукции; для этого он может воспользоваться пси-эффектом собственного текста, и им же (пси-эффектом текста) будут пользоваться затем читатели.
Не следует понимать эту схему буквально; отдельные стадии могут совмещаться, повторяться, или наоборот - отсутствовать, но в целом схема представляет собой первую (и пока единственную) достаточно достоверную модель того, как психоделический текст появляется из небытия, и не оперирующую такими терминами, как "снизошедшее божественное вдохновение", "осенённость посредством муз" и "острый приступ гениальности".
Здесь нужно сделать одно важное уточнение - для того, чтобы сразу отмести нелепые выдумки тех, кто знает о психоделике лишь понаслышке: говоря о том, что психоделические тексты почти всегда пишутся из изменённого состояния сознания, мы вовсе не имеем в виду, что автор должен входить в какой-то медитативный транс, испытывать экстаз или погружаться в состояние гипноза. "Изменённое состояние сознания" - это крайне широкое понятие, которое означает лишь то, что восприятие окружающего мира у человека каким-то образом изменилось - по сравнению с его "нормальным состоянием". Насколько оно изменилось - это уже совсем иной вопрос.
Уже говорилось, что если под воздействием психоделического текста восприятие читателя меняется очень сильно и он входит в одно из далёких (от обычного) состояний сознания, то этот переход (из нормального состояния сознания в новое, далеко отстоящее от нормального) называется трансгрессией, и ощущения, сопровождающие такой переход, как правило, значительно сильнее ощущений обыкновенно испытываемых читателем при перемещении из нормального состояния сознания в иное, не столь отдалённое. Другими словами, психоделических текстов, способных вызывать трансгрессию у читателя, сравнительно мало. И пишутся такие тексты, способные вызывать трансгрессию, как правило, тоже из намного более "далёких" состояний сознания, чем другие психоделические тексты. Но даже и в этих случаях и речи нет о том, чтобы автор в момент их написания находился в трансе или каком-либо экстазе, в том числе и индуцируемом психотропными препаратами. Мы не утверждаем, что такое принципиально невозможно; мы говорим, что в этом нет совершенно никакой необходимости.
Ведь, помимо прочего, экстатические состояния характеризуются ещё и тем, что из них очень сложно выйти (а равно - и войти в них) самопроизвольно; в то же время автор психоделического текста, способного вызывать трансгрессию, как правило способен погружать себя в изменённое состояние сознания, необходимое для написания текста, совершенно сознательно и руководствуясь собственной волей. Да, конечно, для этого можно пользоваться также и музыкой, и другими "стимуляторами", но в любом случае - у автора остаётся контроль над собственным состоянием, и в этом смысле он принципиально отличается от людей, пребывающих в глубоком трансе или экстатическом порыве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|