Артикуляционная моторика
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
н
| к
| н
| к
| н
| к
|
Движения нижней челюсти. Широко открыть, закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево, вперед
| |
|
|
|
|
|
Движения губ. " Улыбочка", " трубочка", чередование " улыбки" и " трубочки"; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив верхние зубы)
|
|
|
|
|
|
|
Движения языка. " Лопаточка", " иголочка", чередование " лопатки" и " иголочки"; " качели", " часики", " вкусное варенье"
|
|
|
|
|
|
|
Движения мягкого неба. Широко открыть рот и зевнуть. (см. подъем мягкого неба)
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии:
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
|
Дыхательная и голосовая системы
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
н
| к
| н
| к
| н
| к
|
Дыхательная система:
а) Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
б) Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
в) Продолжительность речевого выдоха
| |
|
|
|
|
|
Голосовая система и просодические компоненты:
а) Сила голоса
б) Модуляция голоса
в) Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
г) Ритм (нормальный, дисритмия)
д) Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
е) Употребление основных видов интонации
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
Фонематическая система
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
н
| к
| н
| к
| н
| к
|
Фонематическое восприятие
а) дифференциация слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет: ба-па ______ па-ба ______ га-ка ______ ка-га ______
да-та ______та-да ______ ма-ба ______ ба-ма ______ ва-ка ______
ка-ва ______ ня-на ______ на-ня ________
| |
|
|
|
|
|
с 5 лет: ба-па-ба _________па-ба-па _________да-та-да ________
та-да-та_________га-ка-га _________ка-га-ка__________
за-са-за_________са-за-са_________та-тя-та________тя-та-тя_______
| |
|
|
|
|
|
с 6 лет:
са-ша-са___ ша-са-ша ___ жа-ша-жа ___ ша-жа-ша ___ са-ца-са ___ ца-са-ца ___ ча-тя-ча ___ тя-ча-тя ___ ла-ля-ла ___ ля-ла-ля _______
| |
|
|
|
|
|
б) дифференциация слов-квазиомонимов
4 года кот-кит __ дом-дым __ уточка-удочка__ киска-миска___
коса-коза ___ мишка- миска__ кочка-кошка __ малина-Марина_____
| |
|
|
|
|
|
5 лет мышка-мишка__ почка-бочка__ катушка-кадушка__
корка-горка__ речка-редька__ цвет-свет__ челка_щелка__ рейка-лейка
| |
|
|
|
|
|
6 лет мышка-мошка__ пашня-башня__ сова-софа__ крот-грот__
лук-люк__ марка-майка__ ель-гель__ плач-плащ__
| |
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
Фонематический анализ
а) Выделение начального ударного из слов с 4 лет
Астра___арка___осень___озеро___улей___уши___иглы___искры, ___
|
|
|
|
|
|
|
б) Выделение конечного согласного из слов с 6 лет
Кот____суп____сом____лимон____мох____сок____
|
|
|
|
|
|
|
в)Выделение начального согласного из слов с 6 лет
Мост ____ банка____ пол ____ тапки____ дом____ нос ____
|
|
|
|
|
|
|
г) Определение последовательности звуков в слове с 6 лет
Кот ____ вата____ дом ____ дубы____ нос ____ сок____
д) Определение количества звуков в словах с 6 лет
Бык ____ вата ____ дом ____ банан ____ вода ____ шапка ____
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
Фонематический синтез с 6 лет
а) звуки в правильной последовательности: м а к __ д о м ___в а т а __
|
|
|
|
|
|
|
б) звуки в нарушенной последовательности: а р к __ а р у к __ м т о с
|
|
|
|
|
|
|
Фонематические представления (выбери картинки, в названии которых есть заданный звук)___________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл по фонематическим функциям:
|
|
|
|
|
|
|
|
Звукопроизношение
| Звуки
| с
| с'
| з
| з'
| Ц
| ш
| ж
| щ
| ч
| л
| л'
| р
| р'
|
|
|
|
| Ср. зн.
| Характер произношения звуков
| во фразах
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в словах
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в слогах
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| изолированно
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Звукослоговая структура слова
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
н
| к
| н
| к
| н
| к
|
Повторить за логопедом с опорой на наглядность
4 года: Кот_______________Вода______________Стук______________
Мост_____________Спина______________Банка________________
Фантик_______________Ступенька_____________________________
| |
|
|
|
|
|
5 лет: Самолет________________Скворец________________________
Фотограф_____________________Микстура____________________
Парашютист______________________Погремушка______________
Сестренка развешивает простыни______________________________
В универсаме продают продукты______________________________
Парашютисты готовятся к прыжку_____________________________
| |
|
|
|
|
|
6 лет: Тротуар______________Градусник_________________________
Фотоаппарат_____________________Экскаватор_________________
Виолончелист_______________Регулировщик___________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр_________________
__________________________________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке_____________
__________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой ________________________
__________________________________________________________
| |
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
Лексическо-грамматический строй речи
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
н
| к
| н
| к
| н
| к
|
Импрессивная речь
1) Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)
| |
|
|
|
|
|
2) Умение обобщать (показать на картинках несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) 4 года: игрушки, одежда, обувь, посуда
| |
|
|
|
|
|
5 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы
| |
|
|
|
|
|
6 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт
| |
|
|
|
|
|
3) Понимание глаголов (показать по предложенным картинкам)
4 года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует
| |
|
|
|
|
|
5 лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет
| |
|
|
|
|
|
6 лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает
| |
|
|
|
|
|
4) Понимание прилагательных (показать по предложенным картинкам): 4 года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт
| |
|
|
|
|
|
5 лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье
| |
|
|
|
|
|
6 лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом
| |
|
|
|
|
|
5) Понимание различных форм словоизменения
а) Дифференциация единственного и множественного числа
существительных (показать по картинкам): 4 года: дом-дома, кот-коты, кукла-куклы, груша-груши, ведро- ведра
| |
|
|
|
|
|
5 лет: глаз- глаза, стул-стулья, лист- листья, окно-окна
| |
|
|
|
|
|
6 лет: рукав- рукава, пень- пни, гнездо- гнезда, перо-перья, ухо- уши
| |
|
|
|
|
|
б) Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: 4 года: в, на, у
| |
|
|
|
|
|
5 лет: в, на, у, под, за, по
| |
|
|
|
|
|
6 лет: в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под
| |
|
|
|
|
|
в) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-ных: 4 года: стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко
| |
|
|
|
|
|
5 лет: носок-носочек, чашка-чашечка, окно-окошечко
| |
|
|
|
|
|
6 лет: нож-ножик, рукавица-рукавичка, одеяло-одеяльце
| |
|
|
|
|
|
г) Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года: кошка сидит-кошки сидят, слон идет- слоны идут
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
|
|
|
|
|
|
5 лет: птица летит-птицы летят, машина едет-машины едут
| |
|
|
|
|
|
6 лет: мальчик читает-мальчики читают, девочка ест-девочки едят
| |
|
|
|
|
|
д) Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): 4 года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки
| |
|
|
|
|
|
5 лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку
| |
|
|
|
|
|
6 лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому
| |
|
|
|
|
|
6 ) Понимание отдельных предложений и связной речи.
а) Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
| |
|
|
|
|
|
5 лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
| |
|
|
|
|
|
6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.
| |
|
|
|
|
|
б) Понимание текста:
4 года сказка «Репка»
| |
|
|
|
|
|
5 лет сказка «Колобок»
| |
|
|
|
|
|
6 лет сказка «Теремок»
| |
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
Экспрессивный словарь
1) Номинативный словарь
а) Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным темам
4 годаИгрушки: _____________________________________________
____________________________________________________________
Посуда: _____________________________________________________
____________________________________________________________
Одежда: ____________________________________________________
____________________________________________________________
Обувь: ______________________________________________________
____________________________________________________________
| |
|
|
|
|
|
5 летМебель: _______________________________________________
____________________________________________________________
Овощи: _____________________________________________________
____________________________________________________________
Фрукты: ____________________________________________________
____________________________________________________________
Птицы: _____________________________________________________
____________________________________________________________
| |
|
|
|
|
|
6 лет Ягоды: ________________________________________________
____________________________________________________________
Насекомые: _________________________________________________
____________________________________________________________
Животные: __________________________________________________
____________________________________________________________
Транспорт: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
|
|
|
|
|
|
б) Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
с 4 лет Ноги___руки ___ голова ___глаза ___уши___спинка стула ____ сиденье стула___ножки стула___кузов машины___колеса машины__
| |
|
|
|
|
|
с 5 лет Нос___ рот___ шея ___ живот___ грудь ___ рукав ___ воротник___ пуговица ___ кабина ___ машины ___ руль ___
| |
|
|
|
|
|
с б лет Локоть ___ затылок___ висок ___ ладонь ___ манжета___ петля для пуговицы ___ фары___ мотор___
| |
|
|
|
|
|
в) Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке
4 года Мяч, кукла, машинка_____________________________________
Рубашка, платье, шорты ______________________________________
Тапки, туфли, ботинки ________________________________________
| |
|
|
|
|
|
5 лет Стул, стол, шкаф_________________________________________
Огурец, помидор, морковь _____________________________________
Яблоко, банан, апельсин _______________________________________
Воробей, голубь, сова__________________________________________
| |
|
|
|
|
|
6 лет Клубника, смородина, черника ____________________________
Муха, комар, бабочка__________________________________________
Кошка, собака, корова__________________________________________
Самолет, автобус, машина______________________________________
| |
|
|
|
|
|
г) Подобрать антонимы (слова «наоборот») с 6 лет
друг ________________добро______________горе ________________
горячий ______________легкий______________длинный _____________ давать _______________ поднимать________________
| |
|
|
|
|
|
2) Предикативный словарь
4 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест) _____________________________________
Что делает девочка? (спит) ____________________________________
Что делают дети? (играют) ____________________________________
Что делает птица? (летит) _____________________________________
Что делают рыбки? (плавают) __________________________________
Что делают машины? (едут) ___________________________________
| |
|
|
|
|
|
5 лет(ответить на вопросы логопеда): Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают) ____________________________
| |
|
|
|
|
|
Как передвигается змея? (ползает) ______________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________
Как передвигается человек? (ходит) _____________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) ______________________
А как подает голос корова? (мычит) ____________________________
А как подает голос петух? (кукарекает) __________________________
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
|
|
|
|
|
|
6 лет (ответить на вопросы логопеда):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ____________
А как подает голос волк? (воет) ________________________________
А как подает голос лошадь? (ржет) _____________________________
А как подает голос овца? (блеет) _______________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (учит) ________________________
А что делает продавец? (продает) _______________________________
А что делает маляр? (красит) __________________________________
А что делает швея? (шьет) _____________________________________
| |
|
|
|
|
|
3) Атрибутивный словарь
а) Назвать предъявленные цвета.
4 года красный ____ синий ___ зеленый___ желтый ___
белый _______черный____
| |
|
|
|
|
|
5 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____
белый _______ черный _____ оранжевый _____ голубой _____
| |
|
|
|
|
|
6 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____
белый _______черный ____ оранжевый ____ голубой ___ фиолетовый ___ розовый ___ серый ____ коричневый ____
| |
|
|
|
|
|
б) Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
4 года Мяч какой? (круглый) ____Платок какой? (квадратный) _____
| |
|
|
|
|
|
5 лет Солнце какое? (круглое)____Печенье какое? (квадратное)_____ Косынка какая? (треугольная)____Огурец какой? (овальный)_______
| |
|
|
|
|
|
6 лет Руль какой? (круглый)____Окно какое? (квадратное)________ Флажок какой? (треугольный)____Слива какая? (овальная) _________ Одеяло какое? (прямоугольное) ______
| |
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
4) Грамматический строй речи
а) Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)
4 года
Стол — столы
| Дом -
| Рука -
| Кот -
| Кукла -
| Окно -
| |
|
|
|
|
|
|
5 лет
Рот — рты
| Река -
| Кольцо -
| Лев -
| Ухо -
| Окно -
| |
|
|
|
|
|
|
6 лет
Глаз — глаза
| Лист -
| Стул -
| Дерево -
| Пень -
| Воробей -
| |
|
|
|
|
|
|
а) Употребление имен существительных в косвенных падежах
4 года
Что есть у мальчика? (мяч)_____________________________________
Чего нет у мальчика? (мяча)____________________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке)______________________________
Что ты видишь на картинке? (машину)___________________________
Чем рисует девочка? (карандашом)______________________________
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
|
|
|
|
|
|
в) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего? » по картинкам).
5 лет
Шаров_______________Ключей_______________Берез____________
Ложек_______________Окон________________
|
|
|
|
|
|
|
6 лет
Карандашей______________________Листьев____________________
Книг__________________Вилок________________Ведер___________
|
|
|
|
|
|
|
г) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам)
4 года Красный мяч_____________________
Желтое ведро _________________Синяя шапка__________________
|
|
|
|
|
|
|
5 лет Оранжевый апельсин__________________________
Голубая бабочка_________________Белое блюдце_________________
|
|
|
|
|
|
|
6 лет Фиолетовый колокольчик_______________________________
Серая ворона___________________Розовое платье_______________
|
|
|
|
|
|
|
д) Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)
4 года
Где стоит ваза? (на столе)______________________________________
Где лежат фрукты? (в корзине)_________________________________
У кого мячик? (у мальчика)____________________________________
|
|
|
|
|
|
|
5 лет
Где сидит снегирь? (на дереве)_________________________________
Где стоит машина? (в гараже)__________________________________
У кого кукла? (у девочки)______________________________________
Где стоит коза? (за забором)___________________________________
Где едет машина? (по дороге)__________________________________
|
|
|
|
|
|
|
6 лет
Где лежит мяч? (под столом) __________________________________
Где летает бабочка? (над цветком) _____________________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ____________________________
Откуда прыгает котенок? (с кресла) _____________________________
|
|
|
|
|
|
|
е) Употребление числительных 2 и 5 с существительными. 4 года
2 кота - 5 котов___________________________________
2 машины - 5 машин_______________________________
|
|
|
|
|
|
|
5 лет
2 мяча – 5 мячей___________2 машины – 5 машин________________
2 розы – 5 роз _____________2 окна - 5 окон______________________
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
|
|
|
|
|
|
6 лет
2 пня-5 пней______________2 воробья-5 воробьев_________________
2 шали- 5 шалей_____________2 ведра - 5 ведер __________________
|
|
|
|
|
|
|
ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)
4 года
Стол — столик_______________Чашка — чашечка________________
Сумка — сумочка____________Ведро —- ведерочко_______________
|
|
|
|
|
|
|
5 лет
Забор — заборчик_____________Носок — носочек________________
Лента — ленточка_____________Окно — окошечко_______________
|
|
|
|
|
|
|
6 лет
Палец — пальчик_____________Изба — избушка_________________
Крыльцо — крылечко_________Кресло — креслице_______________
|
|
|
|
|
|
|
з) Образование названий детенышей животных. 4 года
У кошки — котенок
У лисы - ______________________________
У утки - _______________________________
У слонихи -____________________________
|
|
|
|
|
|
|
5 лет
У зайчихи - _______________________________
У волчицы - ________________ |