Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов, отмечает Лалаева Р. И.
Актуальность создания новой формы речевой карты определяется необходимостью проследить четкую динамику речевого развития на протяжении всего пребывания в логопедической группе.
В ходе педагогической деятельности учителей-логопедов структурного подразделения ОДОД ГБОУ школы № 69 Курортного района Санкт-Петербурга встал вопрос о создании единой речевой карты с оценкой правильности выполнения заданий в балловой системе.
Для реализации данной цели методическим объединением учителей-логопедов структурного подразделения ОДОД была разработана " Речевая карта для детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет". В ее основе лежит " Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)", автор Нищева Н. В.
Структура разработанной карты включает в себя анкетные данные, данные специалистов и 9 исследуемых разделов:
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
2. Артикуляционная моторика
3. Дыхательная и голосовая системы
4. Фонематическая система
5. Звукопроизношение
6. Звукослоговая структура слова
7. Лексическо-грамматический строй речи
8. Связная речь
9. Ручная моторика и неречевые психические функции.
Звукопроизношение оценивается следующим образом. Каждый из исследуемых звуков оценивается по пятибалльной системе с учетом следующих критериев:
· 5баллов - звук произносится правильно в самостоятельной речи;
· 4баллов - звук недостаточно автоматизирован в предложениях;
· 3баллов - звук недостаточноавтоматизирован в словах;
· 2баллов - звук недостаточно автоматизирован в cлогах;
· 1баллов - отсутствие, замена, смешение или искажение звука.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата не оценивается по балльной системе.
В остальных разделах к каждому из заданий применяется единая оценочная шкала:
· 5 баллов – выполняет все задания самостоятельно;
· 4 балла – выполняет задания с частичной помощью, либо допуская единичные ошибки;
· 3 балла – выполняет некоторые задания с частичной помощью взрослого, допускает ошибки;
· 2 балла – выполняет некоторые задания, допуская большое количество ошибок;
· 1 балл – не может выполнить задания.
В каждом разделе из полученных данных выводится среднее значение. Сравнение средних значений по разным временным периодам позволяют отследить динамику речевого развития.
По мнению учителей-логопедов СП ОДОД данный вариант речевой карты является наиболее удобным для проведения логопедического мониторинга. Полученные данные позволяют обратить внимание на особенности развития речи каждого ребенка и выделить компоненты речевой системы, которые нуждаются в углубленной отработке, что позволит реализовать индивидуальный подход.
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ____________________________________________________________________________
в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус) ____________________________________________________________________________
ж) подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ____________________________________________________________________________
Артикуляционная моторика
1 год
2 год
3 год
н
к
н
к
н
к
Движения нижней челюсти. Широко открыть, закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево, вперед
Движения губ. " Улыбочка", " трубочка", чередование " улыбки" и " трубочки"; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив верхние зубы)
Движения языка. " Лопаточка", " иголочка", чередование " лопатки" и " иголочки"; " качели", " часики", " вкусное варенье"
Движения мягкого неба. Широко открыть рот и зевнуть. (см. подъем мягкого неба)
5 лет мышка-мишка__ почка-бочка__ катушка-кадушка__
корка-горка__ речка-редька__ цвет-свет__ челка_щелка__ рейка-лейка
6 лет мышка-мошка__ пашня-башня__ сова-софа__ крот-грот__
лук-люк__ марка-майка__ ель-гель__ плач-плащ__
Средний балл:
Фонематический анализ
а) Выделение начального ударного из слов с 4 лет
Астра___арка___осень___озеро___улей___уши___иглы___искры, ___
б) Выделение конечного согласного из слов с 6 лет
Кот____суп____сом____лимон____мох____сок____
в)Выделение начального согласного из слов с 6 лет
Мост ____ банка____ пол ____ тапки____ дом____ нос ____
г) Определение последовательности звуков в слове с 6 лет
Кот ____ вата____ дом ____ дубы____ нос ____ сок____
д) Определение количества звуков в словах с 6 лет
Бык ____ вата ____ дом ____ банан ____ вода ____ шапка ____
Средний балл:
Фонематический синтез с 6 лет
а) звуки в правильной последовательности: м а к __ д о м ___в а т а __
б) звуки в нарушенной последовательности: а р к __ а р у к __ м т о с
Фонематические представления (выбери картинки, в названии которых есть заданный звук)___________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Средний балл по фонематическим функциям:
Звукопроизношение
Звуки
с
с'
з
з'
Ц
ш
ж
щ
ч
л
л'
р
р'
Ср. зн.
Характер произношения звуков
во фразах
н
к
н
к
н
к
в словах
н
к
н
к
н
к
в слогах
н
к
н
к
н
к
изолированно
н
к
н
к
н
к
Звукослоговая структура слова
1 год
2 год
3 год
н
к
н
к
н
к
Повторить за логопедом с опорой на наглядность
4 года: Кот_______________Вода______________Стук______________
Мост_____________Спина______________Банка________________
Фантик_______________Ступенька_____________________________
5 лет: Самолет________________Скворец________________________
Фотограф_____________________Микстура____________________
Парашютист______________________Погремушка______________
Сестренка развешивает простыни______________________________
В универсаме продают продукты______________________________
Парашютисты готовятся к прыжку_____________________________
6 лет: Тротуар______________Градусник_________________________
Фотоаппарат_____________________Экскаватор_________________
Виолончелист_______________Регулировщик___________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр_________________
__________________________________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке_____________
__________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой ________________________
__________________________________________________________
Средний балл:
Лексическо-грамматический строй речи
1 год
2 год
3 год
н
к
н
к
н
к
Импрессивная речь
1) Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)
2) Умение обобщать (показать на картинках несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) 4 года: игрушки, одежда, обувь, посуда
5 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы
6 лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом
5) Понимание различных форм словоизменения
а) Дифференциация единственного и множественного числа
существительных (показать по картинкам): 4 года: дом-дома, кот-коты, кукла-куклы, груша-груши, ведро- ведра
д) Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): 4 года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки
5 лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку
6 лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому
6 ) Понимание отдельных предложений и связной речи.
а) Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
5 лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.
б) Понимание текста:
4 года сказка «Репка»
5 лет сказка «Колобок»
6 лет сказка «Теремок»
Средний балл:
Экспрессивный словарь
1) Номинативный словарь
а) Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным темам
4 годаИгрушки: _____________________________________________
____________________________________________________________
Посуда: _____________________________________________________
____________________________________________________________
Одежда: ____________________________________________________
____________________________________________________________
Обувь: ______________________________________________________
____________________________________________________________
б) Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
с 4 лет Ноги___руки ___ голова ___глаза ___уши___спинка стула ____ сиденье стула___ножки стула___кузов машины___колеса машины__
с 5 лет Нос___ рот___ шея ___ живот___ грудь ___ рукав ___ воротник___ пуговица ___ кабина ___ машины ___ руль ___
с б лет Локоть ___ затылок___ висок ___ ладонь ___ манжета___ петля для пуговицы ___ фары___ мотор___
в) Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке
4 года Мяч, кукла, машинка_____________________________________
Рубашка, платье, шорты ______________________________________
Тапки, туфли, ботинки ________________________________________
г) Подобрать антонимы (слова «наоборот») с 6 лет
друг ________________добро______________горе ________________
горячий ______________легкий______________длинный _____________ давать _______________ поднимать________________
2) Предикативный словарь
4 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест) _____________________________________
Что делает девочка? (спит) ____________________________________
Что делают дети? (играют) ____________________________________
Что делает птица? (летит) _____________________________________
Что делают рыбки? (плавают) __________________________________
Что делают машины? (едут) ___________________________________
5 лет(ответить на вопросы логопеда): Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают) ____________________________
Как передвигается змея? (ползает) ______________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________
Как передвигается человек? (ходит) _____________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) ______________________
А как подает голос корова? (мычит) ____________________________
А как подает голос петух? (кукарекает) __________________________
1 год
2 год
3 год
6 лет (ответить на вопросы логопеда):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ____________
А как подает голос волк? (воет) ________________________________
А как подает голос лошадь? (ржет) _____________________________
А как подает голос овца? (блеет) _______________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (учит) ________________________
А что делает продавец? (продает) _______________________________
А что делает маляр? (красит) __________________________________
А что делает швея? (шьет) _____________________________________
3) Атрибутивный словарь
а) Назвать предъявленные цвета.
4 года красный ____ синий ___ зеленый___ желтый ___
белый _______черный____
5 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____
белый _______ черный _____ оранжевый _____ голубой _____
6 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____
белый _______черный ____ оранжевый ____ голубой ___ фиолетовый ___ розовый ___ серый ____ коричневый ____
б) Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
4 года Мяч какой? (круглый) ____Платок какой? (квадратный) _____
4) Грамматический строй речи
а) Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)
4 года
Стол — столы
Дом -
Рука -
Кот -
Кукла -
Окно -
5 лет
Рот — рты
Река -
Кольцо -
Лев -
Ухо -
Окно -
6 лет
Глаз — глаза
Лист -
Стул -
Дерево -
Пень -
Воробей -
а) Употребление имен существительных в косвенных падежах
4 года
Что есть у мальчика? (мяч)_____________________________________
Чего нет у мальчика? (мяча)____________________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке)______________________________
Что ты видишь на картинке? (машину)___________________________
Чем рисует девочка? (карандашом)______________________________
1 год
2 год
3 год
в) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего? » по картинкам).
5 лет
Шаров_______________Ключей_______________Берез____________
Ложек_______________Окон________________
6 лет
Карандашей______________________Листьев____________________
Книг__________________Вилок________________Ведер___________
г) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам)
4 года Красный мяч_____________________
Желтое ведро _________________Синяя шапка__________________
5 лет Оранжевый апельсин__________________________
Голубая бабочка_________________Белое блюдце_________________
6 лет Фиолетовый колокольчик_______________________________
Серая ворона___________________Розовое платье_______________
д) Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)
4 года
Где стоит ваза? (на столе)______________________________________
Где лежат фрукты? (в корзине)_________________________________
У кого мячик? (у мальчика)____________________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (на дереве)_________________________________
Где стоит машина? (в гараже)__________________________________
У кого кукла? (у девочки)______________________________________
Где стоит коза? (за забором)___________________________________
Где едет машина? (по дороге)__________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (под столом) __________________________________
Где летает бабочка? (над цветком) _____________________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ____________________________
Откуда прыгает котенок? (с кресла) _____________________________
е) Употребление числительных 2 и 5 с существительными. 4 года
2 кота - 5 котов___________________________________
2 машины - 5 машин_______________________________
5 лет
2 мяча – 5 мячей___________2 машины – 5 машин________________
ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)
4 года
Стол — столик_______________Чашка — чашечка________________
Сумка — сумочка____________Ведро —- ведерочко_______________
з) Образование названий детенышей животных. 4 года
У кошки — котенок
У лисы - ______________________________
У утки - _______________________________
У слонихи -____________________________
5 лет
У зайчихи - _______________________________
У волчицы - ________________