Основные проблемы и методы педагогической психологии.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Билет 1. Предмет и структура педагогической психологии. Место пед.психологии среди других наук о развитии человека. Пед.психология – наука о закономерностях и механизмах усвоения СКО, а также о развитии человека. Объект пед.психологии – такой же как и в возрастной психологии, возрастной физиологии, и т.д. = развивающийся человек/человек в онтогенезе. Предмет пед.психологии – связан с усвоением СКО; с развитием через это усвоение. Это – факты, механизмы, закономерности освоения СКО человеком и вызываемые этим процессом (освоения) изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (как субъекта УД, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса). Пед.психология изучает закономерности овладения ЗУНами, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования активного, самостоятельного творческого мышления. Основные компоненты предмета пед.пси. à структура пед.пси.: 1. Усвоение когнитивного опыта – это опыт объективного знания человека о том, как устроен мир, он сам и т.д. à Через усвоение этого опыта пед.пси. изучает развитие когнитивных процессов à психология учебной деятельности/ психология обучения. 2. Закономерности и механизмы усвоения морально-нравственного опыта – опыт ответа на вопрос о том как должен жить человек; это договорной опыт, он условный à развитие личности (системы отношений человека к себе, природе и т.д.) à психология воспитания. 3. Закономерности создания условий для эффективного усвоения СКО – зависит от родителей, друзей, преподавателей и т.д. à развитие психики учителя: развитие пед.способностей; развитие личности педагога à психология учителя и педагогической деятельности.
(↑: традиционно – 3 раздела пед.пси.) Структура пед.пси. включает: 1) психологию образовательной деятельности (как единство учебной и пед.деятельности). 2) психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента). 3) Психологию пед. деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя). 4) Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. Задачи пед.пси: 1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; 2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися СКО, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; 3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и методами обучающего воздействия; 4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью, и влияние этих процессов на интеллектуальную, личностную и учебно-познавательную активность. 5. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения. Развитие научного теоретического мышления; 6. Определение условий усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности; 7. Определение физиологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами; 8. Изучение психологических основ деятельности педагога. Место пед.пси. среди др. наук: (дом) почва – общая психология, соц. психология, физиология и т.д. фундамент – возрастная психология и психология развития. 1 этаж – пед.психология. 2 этаж – педагогика. 3 этаж – конкретные методики, технологии и т.д. крыша – прикладные науки. Основные различия:
– Возр.психология – закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости; – Пед.психология – более частная дисциплина, предмет – закономерности развития только через усвоения СКО в образовательном процессе; – Педагогика – более частное. Предмет – цели, содержание и методы обучения и воспитания, принципы обучения и воспитания + средства и формы обучения и воспитания. ______Пед. психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксированы основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период. Психологические течения, повлиявшие на осмысление педагогического процесса: 1. Ассоциативная психология – механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основа психики. На материале исследования ассоциаций изучались особенности памяти, научения. 2. Эксперименты Г.Эббингауза – кривая забывания – учитывается всеми последующими исследователями памяти, выработки навыков, организации упражнений. 3. Прагматическая функциональная психология (У.Джемс и Дж.Дьюи) – акцент на приспособительные реакции, адаптацию к среде, выработку навыков. 4. Теории проб и ошибок (Э.Торндайк) – основные законы научения – законы упражнения, эффекта и готовности; + кривая научения и основанные на этих данных тесты достижения. 5. Бихевиоризм и необихевиоризм (Толмен, Халл, Скиннер)– концепция оперантного поведения и практика программированного обучения… Разработка целостной концепции научения, включающей его закономерности, факты, механизмы. 6. Исследования в области измерения сенсомоторных функций (Гальтон) – тестирование, анкетирование, использование мат.статистики и т.д. 7. Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм и т.д.) – категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии––интраверсии и т.д. 8. Гештальтпсихология (Кёлер, Коффка, Вертгаймер) – концепция динамической системы поведения. Концепция стадиального развития интеллекта à вклад в формирование понятий инсайта, мотивации, стадий интллектуального развития, интериоризации.
9. Когнитивная психология – акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработки информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях. 10. Гуманистическая психология – центрированный на учащемся гуманистический подходвобучении. 11. Педагогическая антропология – в ней утверждался воспитывающий характер обучения, деятельностная (дятельная) природа человека + разработка категории содержания и методов обучения (Ушинский К.Д.). 12. Культурно-историческая теория Выготского и операциональная концепция Пиаже – что раньше: обучение или развитие. + (Пиаже) понятия социализации, центрации––децентрации, специфичности адаптации, обратимости действий, стадии интеллектуального развития.
Билет 2. Основные проблемы и методы педагогической психологии.
Методы исследования в пед.психологии: В научной практики существуют 3 принципиально разных источника получения информации: L-, Q- и T-данные. L-данные – полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения + экспертные оценки (требования – 1) оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения; 2) возможность наблюдать в течение достаточно длительного промежутка времени; 3) не менее 10 экспертов на одного оцениваемого; 4) ранжирование испытуемых только по одной характеристике каждый раз, а не по всем сразу). Q-данные – полученные на основании опросников и др. методов самооценок (НО: м.б. познавательные и мотивационные искажения результатов). Т-данные – данные объективных тестов. Основные методы исследования: Наблюдение – эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, то он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным. На основе наблюдения м.б. дана экспертная оценка. Самонаблюдение – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом м.б. цели, мотивы поведения, результаты деятельности). используется чаще всего как дополнительный (достаточно субъективный).
Беседа – получение сведений о человеке в ходе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседы не сообщает о ее цели тому, кто изучается.
Интервью – специфическая форма беседы, которая м. дать информацию не только о самом интервьюируемом, но о др. людях, событиях и т.д.
Анкетирование – метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы (при составлении анкеты учитывается – 1) содержание фопросов; 2) их форма– открытые, закрытые; 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.); 4) количество и порядок следования вопросов). М.б. устным, письменным, индивидуальным, групповым.
Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в пед.пси. Это – специальная организация (ситуации, условий и т.д.), лияние которой изучается. Различают лабораторный и естественный. Наиболее распространенная форма естественного эксперимента – формирующий (обучающий) – в его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов его деятельности (пр: анализ изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выстеплений, рисунков и т.д.).
Тестирование – получение данных при помощи тестирования.
Классификация методов: 1. Уровень научного познания: – теоретический – моделирование, экстраполяция; – эмпирический – наблюдение, беседа, эксперимент и т.д.
2. Характер действий исследователя – педагога с объектом: – изучение объекта (все методы); – обработка полученных данных (качественная, количественная). 3. Цель и продолжительность исследования: – получить данные об актуальном состоянии; – проследить динамику их изменения во времени.
4. Особенности самого объекта изучения: – сами люди, их психические процессы, состояния, психологические черты, их деятельность, т.е. само состояние; – продукты деятельности людей; – некоторые характеристики, оценки, показатели человеческой деятельности и поведения, ее организации, управления.
Проблемы пед.пси.: 1. Фундаментальные проблемы:
1) Соотношение и взаимосвязь обучения и психического развития. 2) Проблема учебной активности; роли субъекта учебной деятельности в своем психическом развитии.
2. Более частные проблемы: 3) Проблема возрастных резервов обучения и воспитания (проблема нахождения и максимального использования для развития каждого сензитивного периода). Ускоренное/раннее развитие – Глен, Джоан Доманы. Создали институт усовершенствования детей. Задача – максимальное развитие в минимальные периоды. Научные позиции: 1 – развитие способностей прямо пропорционально площади синаптических узлов. Чем > площадь, тем > способности (площадь у ребенка 2–3 лет – максимально большая). 2 – обогащенная среда исключительно эффективно влияет на когнитивное развитие сложных биологических видов. 3 – наряду с сензитивныеми периодами есть еще и микросензитивные периоды (могут длиться несколько часов).
4) Взаимосвязь интеллектуального и личностного развития. 5) Закономерности и механизмы + возможности развивающего обучения (Выготский, Леонтьев. Эльконин). 6) Проблема экологии психолого-педагогических технологий (экология – наука о границах вмешательства человека во что бы то ни было). 7) Проблема психолого-педагогической диагностики уровня психического развития. 8) Проблема одаренности и одаренных детей в обучении и воспитании. + а также… 9) Связь, существующая между сознательно организованным пед.воздействием на ребенка и его психологическим развитием. 10) Общее и возрастное сочетание обучения и воспитания. 11) Проблема системного характера развития ребенка и комплексности пед. воздействий. 12) Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка. 13) Проблема психологической готовности детей к обучению и воспитанию. 14) Проблема педагогической запущенности ребенка. 15) Проблема обеспечения индивидуализации обучения.
Билет 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|