Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы и методы педагогической психологии.




Билет 1.

Предмет и структура педагогической психологии. Место пед.психологии среди других наук о развитии человека.

Пед.психология – наука о закономерностях и механизмах усвоения СКО, а также о развитии человека.

Объект пед.психологии – такой же как и в возрастной психологии, возрастной физиологии, и т.д. = развивающийся человек/человек в онтогенезе.

Предмет пед.психологии – связан с усвоением СКО; с развитием через это усвоение. Это – факты, механизмы, закономерности освоения СКО человеком и вызываемые этим процессом (освоения) изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (как субъекта УД, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса).

Пед.психология изучает закономерности овладения ЗУНами, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования активного, самостоятельного творческого мышления.

Основные компоненты предмета пед.пси. à структура пед.пси.:

1. Усвоение когнитивного опыта – это опыт объективного знания человека о том, как устроен мир, он сам и т.д. à Через усвоение этого опыта пед.пси. изучает развитие когнитивных процессов à психология учебной деятельности/ психология обучения.

2. Закономерности и механизмы усвоения морально-нравственного опыта – опыт ответа на вопрос о том как должен жить человек; это договорной опыт, он условный à развитие личности (системы отношений человека к себе, природе и т.д.) à психология воспитания.

3. Закономерности создания условий для эффективного усвоения СКО – зависит от родителей, друзей, преподавателей и т.д. à развитие психики учителя: развитие пед.способностей; развитие личности педагога à психология учителя и педагогической деятельности.

(↑: традиционно – 3 раздела пед.пси.)

Структура пед.пси. включает:

1) психологию образовательной деятельности (как единство учебной и пед.деятельности).

2) психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента).

3) Психологию пед. деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя).

4) Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Задачи пед.пси:

1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися СКО, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и методами обучающего воздействия;

4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью, и влияние этих процессов на интеллектуальную, личностную и учебно-познавательную активность.

5. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения. Развитие научного теоретического мышления;

6. Определение условий усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности;

7. Определение физиологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

8. Изучение психологических основ деятельности педагога.

Место пед.пси. среди др. наук:

(дом)

почва – общая психология, соц. психология, физиология и т.д.

фундамент – возрастная психология и психология развития.

1 этаж – пед.психология.

2 этаж – педагогика.

3 этаж – конкретные методики, технологии и т.д.

крыша – прикладные науки.

Основные различия:

Возр.психология – закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости;

Пед.психология – более частная дисциплина, предмет – закономерности развития только через усвоения СКО в образовательном процессе;

Педагогика – более частное. Предмет – цели, содержание и методы обучения и воспитания, принципы обучения и воспитания + средства и формы обучения и воспитания.

______Пед. психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксированы основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период.

Психологические течения, повлиявшие на осмысление педагогического процесса:

1. Ассоциативная психология – механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основа психики. На материале исследования ассоциаций изучались особенности памяти, научения.

2. Эксперименты Г.Эббингауза – кривая забывания – учитывается всеми последующими исследователями памяти, выработки навыков, организации упражнений.

3. Прагматическая функциональная психология (У.Джемс и Дж.Дьюи) – акцент на приспособительные реакции, адаптацию к среде, выработку навыков.

4. Теории проб и ошибок (Э.Торндайк) – основные законы научения – законы упражнения, эффекта и готовности; + кривая научения и основанные на этих данных тесты достижения.

5. Бихевиоризм и необихевиоризм (Толмен, Халл, Скиннер)– концепция оперантного поведения и практика программированного обучения… Разработка целостной концепции научения, включающей его закономерности, факты, механизмы.

6. Исследования в области измерения сенсомоторных функций (Гальтон) – тестирование, анкетирование, использование мат.статистики и т.д.

7. Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм и т.д.) – категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии––интраверсии и т.д.

8. Гештальтпсихология (Кёлер, Коффка, Вертгаймер) – концепция динамической системы поведения. Концепция стадиального развития интеллекта à вклад в формирование понятий инсайта, мотивации, стадий интллектуального развития, интериоризации.

9. Когнитивная психология – акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработки информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях.

10. Гуманистическая психология – центрированный на учащемся гуманистический подходвобучении.

11. Педагогическая антропология – в ней утверждался воспитывающий характер обучения, деятельностная (дятельная) природа человека + разработка категории содержания и методов обучения (Ушинский К.Д.).

12. Культурно-историческая теория Выготского и операциональная концепция Пиаже – что раньше: обучение или развитие. + (Пиаже) понятия социализации, центрации––децентрации, специфичности адаптации, обратимости действий, стадии интеллектуального развития.

 


Билет 2.

Основные проблемы и методы педагогической психологии.

 

Методы исследования в пед.психологии:

В научной практики существуют 3 принципиально разных источника получения информации: L-, Q- и T-данные.

L-данные – полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения + экспертные оценки

(требования – 1) оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения; 2) возможность наблюдать в течение достаточно длительного промежутка времени; 3) не менее 10 экспертов на одного оцениваемого; 4) ранжирование испытуемых только по одной характеристике каждый раз, а не по всем сразу).

Q-данные – полученные на основании опросников и др. методов самооценок (НО: м.б. познавательные и мотивационные искажения результатов).

Т-данные – данные объективных тестов.

Основные методы исследования:

Наблюдение – эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, то он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным. На основе наблюдения м.б. дана экспертная оценка.

Самонаблюдение – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом м.б. цели, мотивы поведения, результаты деятельности). используется чаще всего как дополнительный (достаточно субъективный).

 

Беседа – получение сведений о человеке в ходе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседы не сообщает о ее цели тому, кто изучается.

 

Интервью – специфическая форма беседы, которая м. дать информацию не только о самом интервьюируемом, но о др. людях, событиях и т.д.

 

Анкетирование – метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы (при составлении анкеты учитывается – 1) содержание фопросов; 2) их форма– открытые, закрытые; 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.); 4) количество и порядок следования вопросов). М.б. устным, письменным, индивидуальным, групповым.

 

Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в пед.пси. Это – специальная организация (ситуации, условий и т.д.), лияние которой изучается. Различают лабораторный и естественный.

Наиболее распространенная форма естественного эксперимента – формирующий (обучающий) – в его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

 

Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов его деятельности (пр: анализ изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выстеплений, рисунков и т.д.).

 

Тестирование – получение данных при помощи тестирования.

 

Классификация методов:

1. Уровень научного познания:

– теоретический – моделирование, экстраполяция;

– эмпирический – наблюдение, беседа, эксперимент и т.д.

 

2. Характер действий исследователя – педагога с объектом:

– изучение объекта (все методы);

– обработка полученных данных (качественная, количественная).

3. Цель и продолжительность исследования:

– получить данные об актуальном состоянии;

– проследить динамику их изменения во времени.

 

4. Особенности самого объекта изучения:

– сами люди, их психические процессы, состояния, психологические черты, их деятельность, т.е. само состояние;

– продукты деятельности людей;

– некоторые характеристики, оценки, показатели человеческой деятельности и поведения, ее организации, управления.

 

Проблемы пед.пси.:

1. Фундаментальные проблемы:

1) Соотношение и взаимосвязь обучения и психического развития.

2) Проблема учебной активности; роли субъекта учебной деятельности в своем психическом развитии.

 

2. Более частные проблемы:

3) Проблема возрастных резервов обучения и воспитания (проблема нахождения и максимального использования для развития каждого сензитивного периода).

Ускоренное/раннее развитие – Глен, Джоан Доманы.

Создали институт усовершенствования детей.

Задача – максимальное развитие в минимальные периоды.

Научные позиции:

1 – развитие способностей прямо пропорционально площади синаптических узлов. Чем > площадь, тем > способности (площадь у ребенка 2–3 лет – максимально большая).

2 – обогащенная среда исключительно эффективно влияет на когнитивное развитие сложных биологических видов.

3 – наряду с сензитивныеми периодами есть еще и микросензитивные периоды (могут длиться несколько часов).

 

4) Взаимосвязь интеллектуального и личностного развития.

5) Закономерности и механизмы + возможности развивающего обучения (Выготский, Леонтьев. Эльконин).

6) Проблема экологии психолого-педагогических технологий (экология – наука о границах вмешательства человека во что бы то ни было).

7) Проблема психолого-педагогической диагностики уровня психического развития.

8) Проблема одаренности и одаренных детей в обучении и воспитании.

+ а также…

9) Связь, существующая между сознательно организованным пед.воздействием на ребенка и его психологическим развитием.

10) Общее и возрастное сочетание обучения и воспитания.

11) Проблема системного характера развития ребенка и комплексности пед. воздействий.

12) Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка.

13) Проблема психологической готовности детей к обучению и воспитанию.

14) Проблема педагогической запущенности ребенка.

15) Проблема обеспечения индивидуализации обучения.

 

 


Билет 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...