Самооценка и саморегуляция.
– с\о является одним из важнейших мотивов деятельности, регулируя усилия, направленные на достижение цели (побуждает или останавливает). – с\о является одним из важнейших факторов успешности деятельности, т.к. знание своих возможностей побуждает стремиться человека к их использованию. !! особенность с\о в младшем школьном возрасте – ребенку важно делать что-то лучше всех. Оценка и отметка. Оценка – мнение о ценности или качестве чего-либо. Оценка, которую получает школьник на уроке, имеет отношение не только к знаниям, но и к развитию его личности. Человек – существо социальное – ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону. * оценка определенных способностей и действий ученика может смешиваться с оценкой его личности. При негативных оценках может значительно пострадать его отношение к себе, самооценка. ** Но существование оценки в учебной деятельности формирует и много положительных качеств. Среди них – развитие способности к самоконтролю, умения объективно оценивать свою деятельность и т.д. Отметка – официальная фиксация достижений в усвоении СКО; символьное выражение оценки. «+»: 1. средство стимулирования деятельности. 2. действенный способ развития и коррекции с\о. 3. выполняет функцию сравнения с другими и помогает в становлении идентичности. 4. является способом контроля и управления эмоциональным состоянием. «–»: 1. это средство (стимулирования) зачастую становится одним и единственным, может стать средством манипулирования. 2. может блокировать развитие с\о. 3. постоянное сравнение с другими может породить комплекс неполноценности и стиль пассивного реагирования.
4. в случае цепочки неудач возникает выученная беспомощьность. Дети воспринимают оценку, относя ее не к действиям, а к себе непосредственно. Тем не менее контроль и оценка – важнейшие учебные действия. Действие оценки – это то действие, б\я которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет достаточно ли у него знаний для решения новой задачи. Правила оценочной безопасности: 1. Нельзя скупиться на похвалу (достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и пр.). 2. Хвалить можно исполнителя, а критиковать только исполнение. 3. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем (всегла можно найти за что похвалить ребенка). 4. Необходимо превращать «успешные» действия ученика в черты его характера с перспективой – каким вы хотите, чтобы он стал (пр: «я вижу, ты аккуратная девочка»). 5. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Безотметочное образование. 1980 г. – Амонашвили в гимназии ввел безотметочное образование. В развивающем обучении Эльконина–Давыдова нет отметок. В 1 классе нет отметок. 80-е гг. – Р.П. Щербо провела анкету со скрытым моментом опроса: нужна ли вам отметка в школе. Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»: 70% 7-классников сказали, что они бы не отказались получать отметки, хотя их у них не было. Отметка удовлетворяет потребность знания о себе с точки зрения определенных стандартов. Взамен отметки предлагается: – рефлексия по итогам урока, в т.ч. с графическим выражением. – пооперациональный балл. – рейтинговые системы. !!! безотметочное не означает безоценочное. Оценка необходима. Кроме того любая отметка – в идеале – должна комментироваться (должна даваться развернутая оценка).
Психолого-педагогические рекомендации могут быть даны, если продумана система переноса внешней оценки в самооценку и продумана замена отметки чем-либо.
Альтернативные методы оценки: 1. Написание характеристик на каждого ребенка в конце уч.года, которые опираются на наблюдение и изучение детей в течение года. Их особенность – адресованы ребенку. 2. Отчетная неделя детей перед родителями. 3. Проведение итоговых рефлексивных уроков.
–––––––––– Цукерман: контроль и оценка ходят в состав УД, но отличаются от других действий и по своей природе, и по способу информирования. На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом. Вместе с тем он учится оценивать и контролировать эти действия.
Билет 24. Обучение и развитие мышления. Репродуктивное и продуктивное мышление в учебной деятельности. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности в наиболее существенных взаимосвязях и свойствах, которые недоступны чувственному восприятию. Виды мышления: I. по способам опосредования: 1. Наглядно-действенное – протекает в течение решения различных практических задач. Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью. Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени). Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности. По мере исторического развития наблюдается усложнение этой деятельности. 2. Образное – мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …). Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение. 3. Словестно-логическое – мышление более сложное. Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи). + скорость. II. по новизне продукта: 1. Репродуктивное – воспроизводящее (но: в любой репродукции есть элементы новизны). 2. Продуктивное – творческое (но: в любом творчестве есть опора на репродукцию). (разделение условное). И репродуктивное, и продуктивное мышление связано с развитием личности. И то, и др. мышление нужно в наше время. Гилфорд, Торренс… Основные свойства креативности:
Г – гибкость, вариативность, пластичность. О – оригинальность. С – скорость генерации новых идей. Т – тщательность проработки. Функции воображения в процессе обучение: 1. Существенная предпосылка для усвоения ЗУНов, требующих представить себе конкретную ситуацию. 2. Существенная предпосылка эстетического воспитания. Главный момент творческого воображения: преобразование наличного наглядного материала à в результате чего возникает добавочная информация о нем. (* способы развития творческого мышления: РО, проблемное обучение). III. по степени гибкости (Гилфорд): 1. Конвергентное – сводит к какому-то одному знанию. 2. Дивергентное – получая задачу, сразу генерирует массу решений. Главная задача – выбрать. IV. по типам обобщения: 1. Эмпирическое мышление (ЭМ) – характерен эмпирический тип обобщения – что видим, то и обобщаяем (пр: дерево). 2. Теоретическое мышление (ТМ) – основывается на теоретическом обобщении. Билет 23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|