Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка и саморегуляция.




– с\о является одним из важнейших мотивов деятельности, регулируя усилия, направленные на достижение цели (побуждает или останавливает).

– с\о является одним из важнейших факторов успешности деятельности, т.к. знание своих возможностей побуждает стремиться человека к их использованию.

!! особенность с\о в младшем школьном возрасте – ребенку важно делать что-то лучше всех.

Оценка и отметка.

Оценка – мнение о ценности или качестве чего-либо.

Оценка, которую получает школьник на уроке, имеет отношение не только к знаниям, но и к развитию его личности. Человек – существо социальное – ожидает и предвидит оценку.

Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону.

* оценка определенных способностей и действий ученика может смешиваться с оценкой его личности. При негативных оценках может значительно пострадать его отношение к себе, самооценка.

** Но существование оценки в учебной деятельности формирует и много положительных качеств. Среди них – развитие способности к самоконтролю, умения объективно оценивать свою деятельность и т.д.

Отметка – официальная фиксация достижений в усвоении СКО; символьное выражение оценки.

«+»:

1. средство стимулирования деятельности.

2. действенный способ развития и коррекции с\о.

3. выполняет функцию сравнения с другими и помогает в становлении идентичности.

4. является способом контроля и управления эмоциональным состоянием.

«–»:

1. это средство (стимулирования) зачастую становится одним и единственным, может стать средством манипулирования.

2. может блокировать развитие с\о.

3. постоянное сравнение с другими может породить комплекс неполноценности и стиль пассивного реагирования.

4. в случае цепочки неудач возникает выученная беспомощьность.

Дети воспринимают оценку, относя ее не к действиям, а к себе непосредственно.

Тем не менее контроль и оценка – важнейшие учебные действия.

Действие оценки – это то действие, б\я которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет достаточно ли у него знаний для решения новой задачи.

Правила оценочной безопасности:

1. Нельзя скупиться на похвалу (достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и пр.).

2. Хвалить можно исполнителя, а критиковать только исполнение.

3. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем (всегла можно найти за что похвалить ребенка).

4. Необходимо превращать «успешные» действия ученика в черты его характера с перспективой – каким вы хотите, чтобы он стал (пр: «я вижу, ты аккуратная девочка»).

5. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

Безотметочное образование.

1980 г. – Амонашвили в гимназии ввел безотметочное образование.

В развивающем обучении Эльконина–Давыдова нет отметок.

В 1 классе нет отметок.

80-е гг. – Р.П. Щербо провела анкету со скрытым моментом опроса: нужна ли вам отметка в школе.

Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»:

70% 7-классников сказали, что они бы не отказались получать отметки, хотя их у них не было.

Отметка удовлетворяет потребность знания о себе с точки зрения определенных стандартов.

Взамен отметки предлагается:

– рефлексия по итогам урока, в т.ч. с графическим выражением.

– пооперациональный балл.

– рейтинговые системы.

!!! безотметочное не означает безоценочное. Оценка необходима.

Кроме того любая отметка – в идеале – должна комментироваться (должна даваться развернутая оценка).

 

Психолого-педагогические рекомендации могут быть даны, если продумана система переноса внешней оценки в самооценку и продумана замена отметки чем-либо.

 

Альтернативные методы оценки:

1. Написание характеристик на каждого ребенка в конце уч.года, которые опираются на наблюдение и изучение детей в течение года. Их особенность – адресованы ребенку.

2. Отчетная неделя детей перед родителями.

3. Проведение итоговых рефлексивных уроков.

 

––––––––––

Цукерман: контроль и оценка ходят в состав УД, но отличаются от других действий и по своей природе, и по способу информирования. На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом. Вместе с тем он учится оценивать и контролировать эти действия.

 

Билет 24.

Обучение и развитие мышления. Репродуктивное и продуктивное мышление в учебной деятельности.

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности в наиболее существенных взаимосвязях и свойствах, которые недоступны чувственному восприятию.

Виды мышления:

I. по способам опосредования:

1. Наглядно-действенное – протекает в течение решения различных практических задач.

Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.

Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).

Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.

По мере исторического развития наблюдается усложнение этой деятельности.

2. Образное – мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).

Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.

3. Словестно-логическое – мышление более сложное.

Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).

+ скорость.

II. по новизне продукта:

1. Репродуктивное – воспроизводящее (но: в любой репродукции есть элементы новизны).

2. Продуктивное – творческое (но: в любом творчестве есть опора на репродукцию).

(разделение условное).

И репродуктивное, и продуктивное мышление связано с развитием личности.

И то, и др. мышление нужно в наше время.

Гилфорд, Торренс…

Основные свойства креативности:

Г – гибкость, вариативность, пластичность.

О – оригинальность.

С – скорость генерации новых идей.

Т – тщательность проработки.

Функции воображения в процессе обучение:

1. Существенная предпосылка для усвоения ЗУНов, требующих представить себе конкретную ситуацию.

2. Существенная предпосылка эстетического воспитания.

Главный момент творческого воображения: преобразование наличного наглядного материала à в результате чего возникает добавочная информация о нем.

(* способы развития творческого мышления: РО, проблемное обучение).

III. по степени гибкости (Гилфорд):

1. Конвергентное – сводит к какому-то одному знанию.

2. Дивергентное – получая задачу, сразу генерирует массу решений. Главная задача – выбрать.

IV. по типам обобщения:

1. Эмпирическое мышление (ЭМ) – характерен эмпирический тип обобщения – что видим, то и обобщаяем (пр: дерево).

2. Теоретическое мышление (ТМ) – основывается на теоретическом обобщении.


Билет 23.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...