Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Основные положения: 1. СКО сконцентрирован в обобщенных понятиях. 2. Любое понятие есть умственно ориентированное действие. 3. Любое действие усваивается в процессе интериоризации – перенесение из предметного внешнего плана во внутренний план. 4. В процессе интериоризации возможно существует ряд законченных этапов. 5. Если удастся выделить эти закономерные этапы, мы получим ключ к усвоению любых умственных действий.
Этапы умственных действий: 1. Ориентировочная основа действий – план усвоения, образцы усвоения и его критерии. Формирование «ориентировочной основы действия» должно опираться на уже усвоенные ранее ЗУНы. Чаще всего существует в 3-х типах: 1) неполная ориентировка в частном виде (доминирует) – даются образцы как самого действия, так и его продукта. Но в этом случае ученику не дается указаний, как выполнять действие, и он ищет правильный способ сам методом проб и ошибок. «–»: навык складывается медленно, с большим количеством проб и ошибок, плохо запоминается. В конце концов ученик, конечно, может научиться выполнять умственное действие правильно, но прочный навык не образуется: при несущественном изменении условий задания усвоенное умственное действие дезорганизуется и, кроме того, оно почти не переносится на новые задания. «+»: высокая степень самостоятельности, активности.
2) полная ориентировка в частном виде – ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и исчерпывающие указания, как правильно выполнять действие. «–»: низкая активность субъекта. «+»: при строгом следовании указаниям обучение идет без ошибок и значительно быстрее. Условия выполнения действия, намечаемые вначале учителем, воспроизводятся затем самим учеником. Благодаря этому ученик приобретает некоторое умение анализировать материал, что в свою очередь обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на новое задание. Однако этот перенос осуществляется лишь в тех случаях, когда в составе новых заданий есть элементы старых.
(навык складывается быстро, ошибок меньше, но плохо переносится в измененную ситуацию).
3) полная ориентировка в обобщенном виде – на первое место выступает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, т.е. сначала объяснение общих принципов, а потом применение их в конкретной ситуации. «–»: требует вначале несколько больших затрат времени. «+»: после усвоения умственного действия задания сразу выполняются правильно и вполне самостоятельно, что дает в конечном итоге, экономию времени по сравнению не только с первым, но и со вторым типом ориентировки. Действия, сформированные при опоре на этот тип ориентировки, обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое существенное, обнаруживают почти неограниченную способность к переносу.
** Тип ориентировки необходимо формировать тогда, когда ученик еще не приступил к отработке нового для него действия.
2. МОД – материализованная основа действий – материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия, и обучать, минуя его, нельзя. Материализованные формы умственного действия должны быть подвергнуты дальнейшей обработке, предполагающей их развертывание и обобщение. Развернуть действие = показать все его операции в их взаимной связи. Обобщить действие — значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия. Далее в формировании действия наступает обратный процесс — некоторые операции сокращаются, а действие в целом как бы свертывается.
Сокращение операций происходит при формировании любых действий, но протекать оно может по-разному: либо стихийно, либо сознательно. Большое значение имеет сознательная отработка самых простых, начальных сокращений. Б\я этому учащийся может переносить принцип сокращения на другие действия, а при необходимости восстановить сокращенное действие. (авторы рассматривают любое понятие как продолжительное).
3. Этап громкой речи или громкого проговаривания – ребенка следует этому специально учить, обращая особое внимание на недопустимость двух известных педагогам ошибок: – преждевременного фиксирования речевой формулы т.е. заучивания правил без умения пользоваться ими; – (и противоположной) – неумения объяснить действие, практическое выполнение которого на первый взгляд освоено учащимися. ** Если перенос действия из материализованного совершается сразу в план представлений, проходя мимо этапа громкой речи, то процесс формирования навыка от этого только страдает. Навык становится неустойчивым, неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами.
4. Этап внутренней речи – усвоение про себя.
5. Этап полностью интериоризированного внутреннего действия – полное свертывание контроля, психического напряжения нет.
** Последние 2 этапа в значительно меньшей степени поддаются контролю и управлению, однако правильная организация предшествующих этапов в значительной мере гарантирует успешность и безошибочность дальнейшего формирования умственных действий.
Концепция разработана в конце 50-х – начале 60-х гг. «+»: представлена логическая, убедительная концепция усвоения понятий и действий. Концепция управления вниманием – Гальперин определяет функцию внимания через контроль. Совместно с Каб а льницкой предлагает технологию управления вниманием. Действия формируются в полном объеме.
«–»: связаны с практикой. Мотивационная поправка – чтобы процесс усвоения начался, необходимо чтобы у ученика был мотив.
–––––––––––––– Механизм образования понятий. 1. Ориентировка – подробное разъяснение: что представляет собой новое явление, выраженное понятием, которое надо сформировать, каковы его отличительные признаки и как их надо искать в предлагаемом материале. 2. Материализованное действие – анализ материала (соотнесение частного явления с данным понятием), устанавливается наличие или отсутствие в нем тех отличительных признаков à общее заключение: подходит или не подходит данное частное явление под изучаемое понятие. 3. Громкая речь – анализ нового материала вслух, без опоры на конкретный пример. 4. Внутренняя речь – ученик должен молча вспоминать этот признак, сопоставлять его с предложенными материалами, а вслух дать только заключение, есть ли признак в данном материале или нет. Затем по совокупности признаков делался общий вывод. Такая процедура обеспечивала выполнение действия про себя и контроль за результатом. 5. Сокращение и автоматизация – выполнение действия плавно и быстро à действие сокращается и автоматизируется. 6. Умственное дейтвие = формирование понятия/узнавание – быстрое узнавание искомого явления. Быстрое узнавание – подсознательный процесс.
** Понятие окончательно формируется лишь тогда, когда действие, на основе которого оно вырабатывается, пройдя поэтапное формирование, становится обобщенным, сокращенным, автоматическим и подсознательным умственным процессом.
Билет 20.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|