Оценка и самооценка в структуре учебной деятельности. Особенности, пути и возможные издержки построения безотметочного обучения.
Самооценка. Особенно тесно оценка и самооценка связаны с контролем и самоконтролем в УД. На уровне предконтроля ученик оценивает свои знания, способности, владение материалом. На уровне текущего контроля идет постоянная оценка соответствия выполняемых действий. На уровне итогового контроля результатом является оценка и самооценка уровня усвоения СКО. Функции оценки и самооценки: 1. Поощрение, подкрепление. 2. Наказание. 3. Стимулирование. Самооценка связана с внешней оценкой (в т.ч. пед. оценкой). Самооценка важнейшая составляющая самосознания человека. 3 компонента в самооценке: 1. Когнитивный – знание о себе. 2. Аффективный или эмоциональный. 3. Конативный – поведенческий. В определенной ситуации преобладает тот или иной компонент. Виды самооценки: 1. Общая с\о (пр: я хороший) – отражает общий стиль, отношение к себе, общую жизненную установку личности. Фактически она означает степень самозащиты личности. нередко диктует отношение к другим (пр: высокомерие, доброжелательность и т.д.). Частные с\о (пр: я музыкант) – оценка личностных качеств, поступков, отношений, физических данных. Частные с\о могут иметь для человека разную значимость (одни касаются важных линий его жизни à важнее; другие – второстепенных сторон жизни à м.б. безразличными для человека). 2. по характеристикам – высокие/низкие – устойчивые/неустойчивые – реальные/демонстративные – точные/неточные – уверенные/неуверенные * уровень развития каждой из этих характеристик обуславливает уровень сформированности самой с\о, меру ее действенности как механизма саморегуляции. 3. по временному содержанию: – ретроспективная – когда оценивается прошлый опыт;
– актуальная – когда оценивается сегодняшний день, сегодняшние проблемы; – прогностическая – когда оцениваются перспективы на будущее. * в реальной жизни – все 3 вида с\о слиты (влияют друг на друга). Для взрослых (в идеале) ретроспективная – заниженная, актуальная – адекватна, прогностическая – завышена. Прогностическая завышенная самооценка позволяет человеку рисковать. Характеристики людей с различной степенью адекватности их самооценки: Адекватные с\о: 1. Хорошее знание своих возможностей, проявляется тогда, когда к человеку обращаются с просьбой. 2. Знание о себе выражено в обобщенной форме («в таких случаях Я…»). 3. В случае неудач преобладает интернальный локус контроля – источником своих ошибок, поведения считает себя. 4. Характерна осторожность в оценивании себя, других, прогнозов. 5. Преобладание когнитивного компонента (рефлексии) над аффективным. 6. Самооценка более самостоятельна. Неадекватные с\о: 1. Преобладание аффективного компонента, неадекватное знание своих способностей. Его решение определяется: я хочу, мне это надо. 2. В лучшем случае знание себя выражено в частной форме («был случай…»). Человек руководствуется эмоциями и т.д. 3. Экстернальность локус контроля – источником своих ошибок, поведения считает виноватым кого угодно, но не себя. 4. Характерна категоричность. 5. Преобладание аффективного компонента над когнитивным. 6. Самооценка зависит от других. Толстых А. – Вопрос о мере адекватности. У взрослых: 25–30% – адекватная с\о; у большинства – завышенная; у меньшинства – занижена. Адекватность определяется внешними оценками. Выход: создание условий для развития самостоятельной адекватной с\о. Общие закономерности с\о: Дошкольники, младшие школьники: с\о – зеркальность, завышенность; взаимоотношения со сверстниками – адекватная, заниженная; в деятельности – завышенная.
Подросток: завышенная, но дифференцированная (дает рефлексию, повышает активность). Самый плохой вариант – средняя недифференцированная с\о. Связь с\о с системами обучения: Младшие школьники: самая высокая с\о у учащихся традиционного образования. Способы формирования с\о: Для формирования творческой, всесторонне развитой личности необходимо развивать у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей. Самооценка является важнейшим фактором формироваия личности. именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений сокружающими. Самооценка личности по своей природе социальна: она отражает меру ориентации на общственно выработанные требования к поведению и деятельности. Важной основой с\о являются принятые в обществе нормы. 2 фактора развития с\о: 1. общение с окружающими 2. собственная деятельность ребенка. Этапы формирования с\о (возрастное): 1. Самовыделение или принятие себя в расчет (Я – не Я) – отделение себя от другого. 2. Наполнение содержанием – его задают оценки взрослых, успешность или неуспешность действий ребенка, общая атмосфера вокруг ребенка à ощущение своей ценности. 3. Ослабевает ощущение собственной ценности, т.к. мир больше не вертится вокруг ребенка. В его соснание входят новые миры, в которых есть свои центры. Ребенок ищет свое место в новой действительности, пытается отвечать ее требованиям, реализовать себя, состояться как личность. Становление структуры с\о: 1. Формирование оптимальной структуры с\о – развитие у детей дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умение использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно понимать содержание оцениваемых качеств. 2. Необходимо учить детей самостоятельно и аргументированно оценивать свои возможности, умения и личные качества как со своей точки зрения, так и с точки зрения других людей. 3. Уровень сформированности с\о м. задаваться способом сотрудничества взрослого с ребенком (похвала, критика). Основа этого сотрудничества – анализ и совместное с взрослым обсуждение содержательных сторон деятельности.
3 уровня развития с\о: 1. С\о реалистична – дети хорошо знают свои способности, возможности à могут прогнозировать что получиться, а что – нет. Причины неудач – собственные недостатки. Нет категорической самоуверенности. 2. С\о менее реалистична – знания о себе часто отражают мнение окружающих, становятся менее самостоятельными. Причины неудач – неблагоприятные обстоятельства. Амооценочные суждения более катигоричны. 3. С\о преимущественно неадекватна – ребенку всегда хочется оценить себя повыше. Причины неудач – зловредные обстоятельства. С\о часто занижена (много ожиданий, мало успехов). * по мере снижения реалистичности, размышления детей о себе – меньше. ** с возрастом происходит повышение понимания качеств личности => дети более глубоко понимают и себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|