Билет 6. Научение. Виды научения (по особенностям организации и по содержанию).
Научение. Все поведение человека можно разделить на 2 группы: врожденное и приобретенное – которое в ходе развития человека меняется местами, т.е. на ранних этапах развития доминирует врожденное, а в последствии – приобретенное оведение. Врожденное – безусловные рефлексы, которые позволяют выживать с первых моментов жизни. Приобретенное – появляется в ходе взаимодействия со средой, т.е. в результате научения. Адаптационные способности более сложных видов связаны со все более сложными типами и видами приобретенного опыта, со способностью его усваивать. Научение – результат и процесс приобретения индивидуального опыта в ходе взаимодействия со средой. Главный критерий – отсутствие генетической заданности. Учение и научение. Учение – это научение человека. Признаки учения: – есть только у человека; – акцент на приобретении СКО (именно на субъектную составляющую, т.е. «Я учусь»). Учение зависит от определенного типа внешних условий или опыта. Предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем. Научение – должно сопровождаться относительно постоянными изменениями в поведении. Это процесс, о наличии которого мы можем судить по изменениям в выполнении действий. Это внутренний процесс, который невозможно непосредственно наблюдать со стороны. Научение осуществляется через упражнения или опыт. Оно может проходить спонтанно, без особого желания учиться. М.б. Произвольное – направлено к определенной цели; Непроизвольное – приобретение ЗУНов, когда мы не собирается этого делать. Учение – это изменение в характеристике или способностях в течение некоторого промежутка времени. Эти изменения нельзя приписывать только процессу взросления.
Виды научения. II. по особенностям организации: 1. Стихийное научение – нет специальной цели и организации. Происходит в игре, труде, общнии. = непроизвольное научение. «+»: 1) преобладает внутренняя мотивация, субъектная активность. 2) научение идет играючи, очень легко. 3) нет проблем мотивации и психологического сопротивления. 4) очень прочное (даже на уровне б\с). «–»: 1) бессистемность. 2) пропуск сензитивных периодов 3) для усвоения некоторой сиситемы знаний надо значительно больше времени. 4) теоретические знания т.о. не усваиваются. 5) эгоистический стиль научения (проблемы произвольности: не хочу – не буду). 2. Специально организованное обучение – есть цель, специалисты, специальные задания, и т.д. «+»: 1) системное обучение. 2) учитываются сензитивные периоды. 3) знания даются в определенной системе. 4) легко усваиваются теоретические знания. 5) не возникает проблемы произвольности в поведении (надо). «–»: 1) может отсутствовать внутренняя мотивация. 2) может идти с трудностями. 3) может возникнуть психологическое сопротивление. III. по содержанию: 1. Сенсорное – научение видению, слышанию, чувствованию. 2. Моторное – научение сложным движениям, сложным двигательным актам. 3. Понятийное – научение с помощью усвоения знаковых и понятийных систем. Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Она определяется рядом факторов: 1. Образовательная система/учреждение, где осуществляется УД. 2. Организация образовательного процесса. 3. Субъектные особенности обучающегося (пол, возраст, с\о и т.п.). 4. Субъектные особенности педагога и система его отношений к ученику. 5. Специфика учебного предмета. УМ системна: характеризуется направенностью, устойчивостью, динамичностью.
Побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учеником активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы (они постоянно изменяются и вступают в новые отношения друг с другом). Факторы мотивации учения (Розенфельд): Обучение… 1. …ради обучения без удовольствия от деятельности; 2. …без личных интересов и выгод; 3. …для социальной идентификации; 4. …ради успеха или боязни неудач; 5. …по принуждению или под давлением; 6. …,основанное на моральных нормах; 7. …для достижения цели в обыденной жизни; 8. …, основанное на социальных целях, интересах, ценностях. На основе этих факторов К.Вепсяляйнен выделил «Мотивационные типы»: 1. Хорошая успеваемость, сочетание чувства долга и ответственности с зависимостью от авторитетов. 2. Принятие образования как значимого фактора, отсутствие специальных интересов и низкая мотивация к достижениям в школе. 3. Зависимость от авторитетов, отсутствие чувства долга. 4. Стремление к достижениям в школе, нет чувства долга, ответственности и боязни неудач. 5. Сочетание стремления к успеху, боязни неудач с чувством долга и ответственности. * Особенностью мотивации младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Велика социальная мотивация учебной деятельности (не может поддерживать в течение долгого времени учебную работу), чувство долга. Также мотивационную роль играют получаемые отметки. *У школьников средних классов мотивация во многом связана со стойкими интересами к определенному предмету. *Основным мотивом в старших классах является подготовка к профессиональной жизни. Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. Итак, учебная мотивация определяется совокупностью побудителей к УД. Она является своеобразным ключем к успешности и аспектам развития.
Структура учебной мотивации: I. положительные мотивы –– позитивная мотивация – деятельность приносит удовлетворение и ученик стремится к самоактуализации и самореализации. 1. Внутренняя – бескорыстный интерес самого ученика. Основа всей внутренней мотивации – познавательная потребность. – содержательная сторона 1) Любопытство – недифференированный интерес к любой новизне. 2) Любознательность – недифференцированный интерес к знаниям. 3) Познавательный интерес – дифференцированный интерес к чему-либо. Всегда связан с положительными эмоциями. – процессуальная сторона 1) интерес к репродукции – доскональное копирование какого-то действия. 2) Интерес к поиску – стремление узнать что-то новое. 3) Интерес к творчеству. 2. Внешняя/мотивация достижения/социальная мотивация – в основе всех внешних мотивов – социальная потребность. – широкие социальные мотивы; – мотив вознаграждения; – соревновательный мотив. II. отрицательная мотивация –– неприятие деятельности – деятельность выполняется из-за страха, по принуждению и т.п. (эта мотивация имеет кратковременный эффект). В идеале – между всеми этими мотивами должна быть гармония.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|