Билет 4. Общая характеристика различных подходов к изучению психики в процессе обучения и воспитания (деятельностный, бихевиористский, социального научения, когнитивистский и др.).
Бихевиористская (Э.Торндайк) – Б. продолжали рассматривать психику как нечто замкнутое внутри субъекта, изучение ее считалось возможным при помощи интроспекции. Поведение трактовалось механистически: St à R. Субъект – пассивное существо. – полагают, что социальные нормы усваиваются по закону подкрепления. В человеке остается то поведение, которое подкрепляется. Акцентирует поведенческий аспект. Они предпочитают провозглашать принцип – где можно, там нужно избегать наказания. !! Рассматривают все феномены психической жизни человека как совокупность актов поведения, которое трактуется широко – как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. Основные идеи: 1) Мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции – с физиологическими изменениями внутри организма. 2) Научение – приобретение организмом нового опыта по схеме StàR (принималось за единицу поведения). 3) Выработка новых реакций, лежащих в основе научения, происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна из них не даст положительного результата. 4) Закрепление реакции подчиняется «закону упражнения», т.е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы. 5) Знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и наоборот => используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением модно добиться желаемого поведения. Законы научения: 1. Закон эффекта: стимул –– способ проб и ошибок ––реакция соответствующая раздражителю –– удовлетворение. 2. Закон упражнения: реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия (в дальнейшем добавил (особенно для Ч.) знание результатов (как сопутствующий момент действия з.эффекта)).
3. Закон готовности – реакция животного зависит от его подготовленности к данному действию («только голодная кошка будет искать пищу»). + закон идентичных элементов – перенос навыка осуществляется только при наличии идентичных элементов. Пед. ракурс: 1. Возможность управления и модификации человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями. 2. Воспитание и образование = процесс социального формирования человека – выработка правильных реакций и устранение неправильных при помощи «впечатывания» связей между St и R. 3. Для закрепления правильного поведения используется тренировка. 4. Особое значение – идея «+» и «–» подкрепления той или иной реакции индивида в качестве необходимого фактора формирования поведения (пр: оценки, похвала, наказание и т.п.). Критика: школа = конвейер для производства индивидов, функционально приспособленных к существованиюв условиях определенной социальной системы, но не рассматриваются: нравственное становление личности, ее внутренние убеждения, ценностные ориентации. Социальное научение (Бандура А.) – обратил внимание на то, что часто закрепляется поведение, которое не подкрепляется. (… почему?) à теория научения через подражание. Бандура настаивает на том, что не только среда влияет на поведение, на личность. Детерминизм имеет рецепрокный характер – предполагает активность самого человека, самой личности. Играет роль в адекватности человека, самоконтроле и т.д. Эффекты подражания: 1) Эффект моделирования – тип подражательного поведения, состоящий в научении новым реакциям. Новое поведение усваивается путем подражания. 2) Тормозяще-раскрепощающий эффект – прекращение, торможения или возобновление какого-либо двигательного поведения в результате наблюдения за моделью, которая получает подкрепление или наказание за схожее поведение.
3) Эффект индукции – усвоение или активизация поведения подражанием родственному поведению. Когнитивный подход – знание понимается как информированность человека, сам же человек выступает как активный преобразователь информации. Конечный результат познания – изменение опыта субъекта, его восприятия, представлений, и в конечном счете – концептуальной модели мира. Сам процесс познания – волевое усилие, напряжение внимания, акт категоризации. Все это не деятельность в полном смысле. Основные идеи: 1) Зависимость поведения индивида от его субъективного представления окружающей действительности – личностного пространства или т.н. когнитивных карт. 2) Анализ преобразования сенсорной информации от момента попадания на рецепторные поверхности органов чувств до осуществления ответа. 3) Вопросы организации знания в памяти субъекта: –соотношение вербальных и образных представлений, –структура естественных семантических категорий, –роль обобщенных структур опыта (схем) в реализации различных видов моторной активности. 4) Каждый человек создает имеющую различную сложность и содержание систему познавательных «персональных конструктов», через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя. 5) Поведение человека детерминировано его знаниями (=информированность). Сам человек рассматривается как активный преобразователь информации. Мотивация – результат рассогласования имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Педагогический ракурс: 1. В обучении анализу подвергаются все стороны учебного процесса от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. 2. Иерархически организованная система знаний учащихся, т.н. когнитивная структура. à учет организации знаний в памяти субъекта. 3. Эффективное научение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. à индивидуальный подход. 4. Важное условие обучения – внутренняя мотивация, связанная с познавательным интересом учащихся к изучаемому предмету. à предъявление информации т.о., чтобы имеющихся знаний бло не достаточно для решения задачи => потребность в новых знаниях.
Деятельностный подход. Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности. Основные элементы: мотивы (мотивированная деятельность), цели (целенаправленные действия, автоматизированные компоненты этих действий), средства. Основные идеи: 1) Протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. 2) На основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. 3) Деятельность меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. 4) На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности. Пед. ракурс: 1.Применение принципа интериоризации. 2.Ориентация на ведущий вид деятельности в организации процесса обучения и воспитания. 3.Ориентация на ЗБР (в РО). Факторный подход («формально деятельностный») – анализируя учение, исследователи не рассматривают сам процесс формирования ЗУНов, а определяют характер влияния его на результат тех или иных условий. Исследователь изучает самого субъекта учения. Функциональный подход – исследует ощущения, восприятие, память, мышление и др. как самостоятельные процессы, вне той деятельности, которую они обслуживают. Ассоциативная теория (Дж.Локк) – все объясняется первичными ощущениями и ассоциацией вызываемых ими представлений или идей.
Д.Гартли: Внешнее воздействие вызывает ответное действие нервной ткани, в которой возникают большие или малые вибрации. Однажды возникнув малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредует последующие реакции на новое влияние. Благодаря этому организм становится обучающейся системой, имеющей соответствующую историю. Основа обучаемости – память (общее фундаментальное свойство НС). Дж.Ст.Миллер: Наши идеи (представления) зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия. Гл.закон – ассоциация идей. Причин ассоциаций: 1) живость ассоциированных ощущений и 2) частое повторение ассоциаций. Основные законы формирования ассоциаций: по сходству, по смежности (совпадение по месту или времени), причинно-следственные ассоциации. Вторичные законы: длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность во времени. Эти законы = перечень условий лучшего запоминания. Научение (зд.) – приобретение и сохранение какого-либо навыка. Психоаналитическая концепция воспитания – воспитание через отождествление. По Фрейду социальные нормы усваиваются по принципу удовольствия. Акцентируется аффективная сторона воспитания. Билет 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|