Психолого-педагогическая характеристика особенностей модели РО по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.
Данная модель образования является национальным приоритетом России. МАРО – международная ассоциация РО (развивающего обучения). Развивающее обучение – это отказ от сведения развития ребенка к развитию его познавательных функций, и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм деятельности. * этот подход был сформулирован Элькониным. Ребенок – не объект воспитательных воздействий учителя, а самоизменяющийся субъект учения = учащийся. Основные источники теории РО: 1. Работы Л.С.Выготского: – убежденность Выготского в том, что человек развивается обучаясь => качество обучения = ключевой фактор развития личности (психического), развития основных психических качеств. – идея ЗБР: если мы организуем обучение в ЗБР, мы ускорим психическое развитие. 2. Леонтьев А.Н. – теория деятельности: – деятельность определяет развитие сознания и à развитие личности. 3. Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина): – интериоризация от внешней предметной деятельности к (теоретическому) внутреннему плану (психическому). => 1958 г. – организация лаборатории РО под руководством Д.Б. Эльконина. (àбольшая популярность среди психологов). Основная задача лаборатории – эмпирическая проверка идеи Выготского о возможностях РО в ЗБР. Проверка поставила множество вопросов: 1. На каком возрасте проводить проверку. (младший школьник – ведущий вид деятельности – учеба => если не доказать на них, то ни на ком не доказать). à периодизации ведущей деятельности. 2. Что такое УД, какова ее структура. à теория УД, ее структура. 3. Проблема ЗБР для целого возраста.
4. организовать обучение в рамках теоретического содержания => Что такое теоретическое мышление и как его развивать. à концепции теоретического обобщения и его развития. 5. Как оптимально организовать УД: индивидуально или коллективно. à теории видов общения в процессе обучения (Г.А.Цукерман). Как идет обучение (в РО): Игра… 1. определение предельных понятий – дети выделяют признаки (по очереди); 2. детей просят сравнить по какому-то признаку. 3. выведение отношений. à сами открывают какое-то понятие. Особенности РО по Эльконину, Давыдову (по сравнению с ТО (традиционным обучением)).
* это альтернативные позиции образования.
Основной принцип развития по Эльконину, Давыдову – принцип доступности. Пиаже: норма то, что созревает. Эльконин, Давыдов: норм то, что может быть развито в человеке по максимуму. «+» РО: с 90-х гг. основная ценность обучения – создание условий для саморазвития субъекта. «–» РО: провозглашается, что грамотное использование принципов когнитивного развития – опережающее развитие. Формирование научных понятий в РО (по Эльконину, Давыдову): Развитие научного понятия начинается с работы над понятием как таковым, со словесного определения, с таких операций, которые предполагают не спонтанное определение этих понятий. Зарождение понятий – начинается сразу после опосредованного отношения к объекту. 3 осн. психол. момента: 1. Установление зависимости между понятиями, образование их системы. 2. Осознание собственной мыслительной деятельности. 3. б\я (1) и (2) проникает в сущность объекта. * Научные понятия приобретаются и развиваются под руководством учителя (знания даются в определенной системе). Развитие в РО (в общих чертах):
УД как форма активности ребенка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения ↓ ЗБР ↓ Дедуктивный путь обучения ↓ Задача на поиск принципа построения определенных действий. Ученик ничего не получает в готовом виде. Он сам ставит задачу и решает ее. ↓ Развитие теоретического мышления: –установление зависимости между понятиями; –формирование понятий; –движение от понятия к вещи. ↓ Результат: –сформированность УД;высокий уровень развития; –развитое теоретическое мышление;способность к саморазвитию;умение учиться;развитие субъкета УД;ЗУНы. Билет 28. Психологическая характеристика проблемного обучения.
Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция. Отличительная черта теории проблемного обучения состоит в ее глубокой психологической обоснованности. Источник теории проблемного обучения – теория мышления как продуктивного процесса (Рубинштейн). Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач разного уровня сложности. В процессе решения таких задач учащиеся, под руководством взрослых, овладевают новыми знаниями, а через это формируются творческие способности: продуктивное мышление, воображение, мотивация.
Цель проблемного обучения: – сознательное управление усвоением знаний через собственно психологические характеристики мышления. – развитие у детей интереса, самостоятельной ищущей мысли, связанной живыми эмоциями с волевой сферой. – умственное развития учащихся (прежде всего – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности). – развитие способностей к самообучению, самообразованию. – формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.
Суть проблемного обучения – создание перед учащимися проблемных ситуаций, осознание, принятие и решение этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.
Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Основное в проблемном обучении – создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.
* Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожное и т.д. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формулирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Установление связи, отношений между известным и неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное (А.В. Брушлинский). Признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. ** Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся. Наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных. Типы проблемных ситуаций (проблемная ситуация возникает): – тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями); – при необходимости выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи; – когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике; – если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования;
– при решении технических задач – когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие; – когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы. *** Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: – задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; – неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; – выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании. – предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Как правило, оно предшествует объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Четыре основных звена в технологии проблемного обучения: 1-использование известных способов решения à осознание общей проблемной ситуации; 2-анализ ее и формулировка конкретной проблемы (цели и расширение поиска новых способов решения); 3-решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их) – реализация найденного принципа; 4-проверка правильности решения проблемы. !! Применение технологии проблемного обучения позволяет научить учащихся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах; формирует у учащихся интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно "открытые" истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить. !!! В условиях проблемного обучения процесс усвоения перестает быть только интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным. Именно поэтому он позволяет слить воедино процесс усвоение знаний и процесс формирования мировоззрения ребенка. Проблемное обучение (в общих чертах): Постановка задачи без готовых средств решения (на основе имеющихся ЗУНов) ↓ Возникновение (осознание) проблемной ситуации ↓ Анализ проблемной ситуации ↓ ↓ известное VS искомое ↓ формулирование задачи ↓ –Активная поисковая деятельность учащихся; –Решение проблемных познавательных задач. ↓ –развитие способности к самообучению; –ЗУНы; –повышение умственного развития. –––––––––––––––––––––––––– Принципы системы Занкова: 1. Обучение на высоком уровне трудности à развитие духовных сил ребенка, активное развитие, отношение к знаниям как к достоянию. 2. Изучение материала быстрым темпом à раскрытие разных сторон приобретаемых знаний и их связывание. 3. Повышение удельного веса теоретических знаний à высокий уровень развития теоретического мышления. 4. Осознание процесса учения школьниками à уяснение школьниками оснований расположения материала, необходимости заучивания определенных компонентов, умение обнаружить источник ошибок. 5. Необходимость работы над развитием всех учеников, в т.ч. наиболее слабых à систематическая работа над развитием слабых учеников, обеспечение развития каждому ученику. * активное обучение не происходит без трудностей.
Билет 30.Общая характеристика отечественных и зарубежных психологических концепций усвоения социально-ориентированного поведения. Психологические концепции воспитания (Лефрансуа Ги, Р.Хон) 3 стороны воспитания: 1. Аффективная 2. Поведенческая 3. Когнитивная …на них вырастают все концепции… …Концепции усвоения социально-ориентированного поведения… Психоаналитическая концепция воспитания – воспитание через отождествление. По Фрейду социальные нормы усваиваются по принципу удовольствия. Акцентируется аффективная сторона воспитания. Организм стремиться к минимизации напряжения при максимизации удовольствия. (+ Суперэго) Бихевиориальная концепция (Уотсон, Скиннер). – полагают, что социальные нормы усваиваются по закону подкрепления. В человеке остается то поведение, которое подкрепляется. Акцентирует поведенческий аспект. Они предпочитают провозглашать принцип – где можно, там нужно избегать наказания. Социальное научение (Бандура А.) – обратил внимание на то, что часто закрепляется поведение, которое не подкрепляется. (… почему?) à теория научения через подражание. Бандура настаивает на том, что не только среда влияет на поведение, на личность. Детерминизм имеет рецепрокный характер – предполагает активность самого человека, самой личности (его самоконтроль, личностные переменные). Играет роль в адекватности человека, самоконтроле и т.д. Усвоение поведенческих норм через подражание – способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели. Не всегда понимая их значения. 2 типа: * чистое подражание – без понимания значения действия. * викарное научение – индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения особи, включая понимание последствий этого поведения. Эффекты подражания: 1) Эффект моделирования – тип подражательного поведения, состоящий в научении новым реакциям. Новое поведение усваивается путем подражания. 2) Тормозяще-раскрепощающий эффект – прекращение, торможения или возобновление какого-либо двигательного поведения в результате наблюдения за моделью, которая получает подкрепление или наказание за схожее поведение. 3) Эффект индукции – усвоение или активизация поведения подражанием родственному поведению. Воспитание через интеллектуальное развитие (Кольдберг). Акцентирует когнитивную составляющую приобретения социального опыта, связывая со стадиями интеллектуального развития Пиаже. В морально-нравственном развитии тоже существуют закономерные стадии, которые связаны со стадиями интеллектуального развития. Общая линия морально-нравственного развития идет от гетерономной морали, ориентированной на учет последствий модели, к автономной морали, которая связана с независимой оценкой ситуации. Постулаты нравственности (Пиаже): 1. Более нравственно поступает не тот человек, который «выдрессирован» многочисленными подкреплениями и наказаниями, а тот, кто способен совершить осознанный нравственный поступок. 2. Нравственые категории являются абстракциями высшего уровня. 3. Осознанный нравственный выбор способен сделать только тот человек, который имеет высокий уровень стадии формальных операций. 4. => возможно, существуют стадии нравственного развития, имеющие некоторую связь с соответствующими стадиями интеллектуального развития. 5. Люди генетически запрограммированы в своем нравственном развитии на следующие социальные принципы: – честность; – справедливость; – стремление к равенству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|