Билет 43. Интегральные характеристики личности как факторы профессионального развития учителя (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная гибкость).
Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога К важным качествам по Марковой относятся: –пед.эрудиция;пед.целеполагание;пед.мышление;пед.наблюдательность;пед.оптимизм и т.д. Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом: 1. Направленность. 2. Компетентность. 3. Эмоциональная гибкость. Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования. В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие. В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении. Иерархическая структура пед.направленности: 1. направленность на ребенка. 2. направленность на себя. 3. направленность на предметную сторону профессии. 3 типа направленности: 1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.
2. Формально-педагогическая. 3. Ложно-педагогическая. Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения. *уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность. Составление и проведение урока – это уже творчество. Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности: – деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности). – коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения). Звено проф.компетентности… Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений. –система знаний, необходимых для реализации целей деятельности; –умение подать знания. Уровни пед.мастерства: 1.Репродуктивный. 2.Адаптивный. 3.Локально-моделирующий. 4.Системно-моделирующий. 5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися. * наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание. Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических). 3 вида пед. гибкости (структура): 1. Интеллектуальная. 2. Поведенческая. 3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость). Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников. Когнитивнистская концепция стадиального развития нравственных суждений и воспитания нравственности по Л.Кольдбергу.
Воспитание через интеллектуальное развитие (Кольдберг). Акцентирует когнитивную составляющую приобретения социального опыта, связывая со стадиями интеллектуального развития Пиаже. В морально-нравственном развитии тоже существуют закономерные стадии, которые связаны со стадиями интеллектуального развития. Общая линия морально-нравственного развития идет от гетерономной морали, ориентированной на учет последствий модели, к автономной морали, которая связана с независимой оценкой ситуации. Постулаты нравственности (Пиаже): 1. Более нравственно поступает не тот человек, который «выдрессирован» многочисленными подкреплениями и наказаниями, а тот, кто способен совершить осознанный нравственный поступок. 2. Нравственые категории являются абстракциями высшего уровня. 3. Осознанный нравственный выбор способен сделать только тот человек, который имеет высокий уровень стадии формальных операций. 4. => возможно, существуют стадии нравственного развития, имеющие некоторую связь с соответствующими стадиями интеллектуального развития. 5. Люди генетически запрограммированы в своем нравственном развитии на следующие социальные принципы: – честность; – справедливость; – стремление к равенству. Кольдберг ставит ряд задач: 1. Действительно ли можно выделить стадии морально-нравственного (М-Н) развития. 2. Возможно ли создание М-Н инструмента, чтобы выделить эти стадии. 3. Если эти стадии удастся выделить, то действительно ли наблюдается корреляционная связь между стадиями М-Н развития и интеллектуального развития. Дилеммы Кольдберга: 1. Дилемма Хайнса – жена смертельно больна, а на лекарство нет денег => украсть или нет. На основе анализа ответов, и особенно аргументации, Кольдберг выделил 3 уровня с 6 стадиями нравственного развития. Уровни нравственного развития (и стадии) по Кольдбргу: I. Доконвенциональный (преднравственный) уровень (4–10 лет) 1. Нравственный выбор определяется страхом перед наказанием. * не д.б. украсть, т.к. замучит совесть. 2. Нравственный выбор определяется ориентацией на выгоду. * д.б. украсть, т.к. и лекарство добудет, и много не дадут.
** надо украсть, если супруга любит. II. Конвенциональный (собственно нравственный) уровень (10–13 лет) 3. Нравственный выбор определяется ориентацией на мнение окружающих. * люди подумают, что он плохой, если он украдет. 4. Нравственный выбор определяется ориентацией на мораль, слово, норму. * д.б. украсть, иначе как потом он будет смотреть в глаза детей. Украсть, т.к. венчался давал слово. III. Постконвенциональный уровень (с 16 лет) 5. Ориентация на автономный выбор, на гибкую, ситуативную интерпретацию законов и норм в интересах человека (гуманных). 6. Нравственный выбор определяется универсальной ценностью любой жизни, любого человека («Стадия святых»). Общие выводы Кольдберга: 1) Стадии М-Н развития выделить удалось, и они действительно значимо и пропорционально коррелируют со стадиями интеллектуального развития Пиаже. 2) Стадии носят неисторический характер. 3) У каждого человека своя скорость продвижения по этим стадиям. 4) Возрастные рамки стадий нравственного развития очень неустойчивы и имеют чисто ориентировочный характер. 5)!! Люди оценивают поступки других, исходя из своей доминирующей стадии нравственного развития. Они понимают и принимают поведение людей, чья стадия такая же или ниже. И противодействуют тем, кто выше. Критика: 1. Стадии, выделенные Кольдбергом, очень неоднозначны. 2. Критикуют за вывод о внеисторическом характере нравственного развития. 3. «Это мужские стадии развития» (Гиллиган). Гиллиган дает «женский» эквивалент… В женской нравственности: I уровень. 1. Самозабвенность – интересны те, кто удовлетворяет потребности (девушка – принцесса, ее должны любить). 2. Переходная стадия – девушка рассматривает себя как открытку, подарок, жертву. II уровень. 3. Девушка вышла замуж. Она удовлетворяет свои потребности после чужих потребностей. 4. Женщина поднимается от самопожертвования к самоуважению. III уровень. 5. Нахождение времени на близких и на себя – самоуважение.
Билет 36.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|