Структура педагогической деятельности.
ПД – это профессиональная активность, направленная на создание условий для эффективного усвоения СКО и развития учащихся в ходе этого усвоения.
Структура ПД: По митиной и Макаровой (психологическая школа Выготского): 1. Ориентировочный компонент – определение целей (ориентация на развитие; ориентация на ЗУНы) и задач обучения.
2. Исполнительский компонент – система средств, приемов, способов и т.д. решения поставленных задач в зависимости от поставленных целей. * при их выборе учитель д.б. ориентирован на: –ученика как центральную фигуру пед. процесса: на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития. В основе этого лежит ориентация на развитие активности и самостоятельности учащихся. –на отработку и переработку содержания уч. материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала. –на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся др. с др.
3. Результативный компонент – анализ и оценка пед. действий учителя (сравнительный анализ запланированного и достигнутого в деятельности учащихся). Этот компонент направлен на осознание и коррекцию учителем своего труда.
* если рассматривать деятельность учителя в более широком плане, то к этим компонентам можно добавить еще два: 4. Внеклассная работа. + Подготовительный компонент.
По Кузьминой (3 деятельности): 1. Конструктивная деятельность – это деятельность по отбору содержания, по планированию своих действий на уроках/занятиях, и по планированию того, чем будет заниматься учащийся. * Не мастера – перечисление, как бы чего не упустить. Мастера – доступный язык, интерес (в т.ч. свой).
2. Организаторская деятельность – организация процесса передачи СКО и т.п.
3. Коммуникативная деятельность – взаимодействие с учениками, передача СКО и т.д.
–––––––––––––––––––––––– Выделяют 2 системы действий учителя: 1. Система носителя. 2. Система содействия развитию.
Билет 34. Социальная группа, коллектив и развитие личности.
В отечественной педагогике и психологии была предложена концепция воспитания через коллектив и через усвоение общественно значимой деятельности в коллективе.
Личность (по Марксу) – совокупность общественных отношений. по Леонтьеву (который принял одну из концепций Выготского). Основной труд «Деятельность. Сознание. Личность». Развитие личности: ДàСàЛ Деятельность – это система выработанных человечеством процессов, позволяющих овладеть социальным опытом à общественно значимая деятельность и усвоение ее в коллективе.
Сухомлинский «Мудрая власть коллектива». – если возникает какая-то оппозиция между личностью и коллективом, следует отдать предпочтение коллективу.
(+ Гальперин, Коломенский, Гольдштейн, Макаренко).
Коллектив – основной инструмент развития личности и основной критерий работы воспитателя. Вне коллектива полноценной/недеформированной (всесторонней) личности, как правило, не развивается.
Если человек в сензитивный период не прошел практику взаимодействия в социальной группе à его психика не развивается (психика социальна).
Бехтерев и Ланге. НО: коллектив имеет не только сильные стороны, но и опасности: коллектив унифицирует личность.
Петровский (старший). Виды социальных групп: 1. Диффузные – группа отличается кратковременностью общей цели, кратковременным присутствием вместе, нет общей деятельности (пр: люди на остановке).
2. Ассоциации – появляются зачатки общественной деятельности, появляется распределение ролей, но это тоже все кратковременно. 3. Кооперации – есть общая цель, разделяют определенные ценности = ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). 4. Коллектив – долгая общая деятельность, мощное ЦОЕ; это группа людей, в которой есть единая цель, деятельность и высокая степень ЦОЕ. НО: коллективов среди всех социальных групп не более 5–6%. Коллектив лучше строится с «катлована», т.е. выстроить все отношения самим. Коллектив не всегда бывает прав.
Человек способен стать полноценной личностью не только в коллективе, но и в ассоциациях и кооперациях. + Человек становится личностью не только через кого-то, но и сам отвечает за свое нравственное развитие, свою успешность.
–––––––––––––––––––– Дживаг Браннер – самая большая коммуна (5 тыс. семей). Воспитание: Ребенок рождается. Мать и отец известны, но ребенок передается (сразу) профессиональной матери. Она находится с ребенком в течение полугода. С 0,5 до 1,5 лет – могут забрать к себе настоящие родители. С 1,5 лет – ясли с профессиональной матерью. Работают в общих коммунах, но есть и свое место. С 3 до 8 лет – в детский сад (без профессиональной матери). С 8 лет – в школах.
=> у этих детей превосходно развиваются трудовые навыки, педагогические способности, удивительная «точка локтя» (ощущение безопасности). НО: проблема индивидуальных способностей, творчества и т.д. à может привести к разрыву с коммуникацией.
Билет 35. Психологическая сущность и особенности педагогической деятельности. Труд учителя состоит из: 1. Педагогическая деятельность (ПД). 2. Педагогическое общение (ПО). 3. Личность учителя (ЛУ).
ПД – это профессиональная активность, направленная на создание условий для эффективного усвоения СКО и развития учащихся в ходе этого усвоения. Особенности: I. по объекту и предмету (на кого и на что действует). –направлена на учащегося и на развитие его СКО, но эти объект и предмет не материальны. –учащиеся являются обновременно и объектом и субъектом. –объектом педагогической деятельности является не только отдельный ученик, но и класс, курс, группа, микрогруппа и т.д.
–этот объект–субъект очень динамичен, изменчив, постоянно меняется эмоциональный тонус и т.д. à ПД должна быть гибкой. –на объект и предмет ПД воздействует не только педагог, но и семья, сверстники, СМИ, время года, просмотренный фильм и т.д.
II. по средствам и орудиям –это деятельность типа человек–человек. –в ПД преобладают функциональные орудия труда – внутренний средства: -внутренний мир и жизненный опыт учителя; -общая культура, кругозор и эрудиция учителя; -знание предмета; -профессиональный опыт и мастерство; -уровень владения средствами вербальной и невербальной коммуникации (7% информации – вербальная коммуникация; 93% информации – невербальная коммуникация); III. по результатам –эти результаты нематериальны; –они отложены во времени, проявятся позже; –связаны с критериями оценки ПД. Сфера ответственности учителя: -уровень усвоения СКО самим учителем; -уровень усвоения СКО его учениками; -уровень сформированности УД (в т.ч. и главным образом – способность к самообразованию и т.п.). -уровень развития учащегося через данный предмет и общение с учителем; -развитие психических и нравственных качеств. IV. по степени сложности (в первой десятке по сложным профессиям). –одна из самых стрессогенных профессий; –сложно по рефлексии (Я–Я; Я–ученик; Я–группа и т.д.) à сложность распределения внимания; –должно быть умение переключать (распределять) внимание; –сложна в организаторском плане (65–80% уходит на улаживание конфликтов). ––––––––––––––––– Стрессоустойчивость (Митина): (схема) 1 год – низкая; к 5 годам – резко повышается; к 15 годам – повышается, но не сильно (по сравнению с 5 годом); далее – 2 вар.: 1) повышается (30% учителей); 2) резко снижается (притом степень невротизации, стресса = как у клиентов неврологического отделения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|