Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура педагогической деятельности.




ПД – это профессиональная активность, направленная на создание условий для эффективного усвоения СКО и развития учащихся в ходе этого усвоения.

 

Структура ПД:

По митиной и Макаровой (психологическая школа Выготского):

1. Ориентировочный компонент – определение целей (ориентация на развитие; ориентация на ЗУНы) и задач обучения.

 

2. Исполнительский компонент – система средств, приемов, способов и т.д. решения поставленных задач в зависимости от поставленных целей.

* при их выборе учитель д.б. ориентирован на:

–ученика как центральную фигуру пед. процесса: на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития. В основе этого лежит ориентация на развитие активности и самостоятельности учащихся.

–на отработку и переработку содержания уч. материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала.

–на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся др. с др.

 

3. Результативный компонент – анализ и оценка пед. действий учителя (сравнительный анализ запланированного и достигнутого в деятельности учащихся). Этот компонент направлен на осознание и коррекцию учителем своего труда.

 

* если рассматривать деятельность учителя в более широком плане, то к этим компонентам можно добавить еще два:

4. Внеклассная работа.

+ Подготовительный компонент.

 

По Кузьминой (3 деятельности):

1. Конструктивная деятельность – это деятельность по отбору содержания, по планированию своих действий на уроках/занятиях, и по планированию того, чем будет заниматься учащийся.

* Не мастера – перечисление, как бы чего не упустить.

Мастера – доступный язык, интерес (в т.ч. свой).

 

2. Организаторская деятельность – организация процесса передачи СКО и т.п.

 

3. Коммуникативная деятельность – взаимодействие с учениками, передача СКО и т.д.

 

 

––––––––––––––––––––––––

Выделяют 2 системы действий учителя:

1. Система носителя.

2. Система содействия развитию.

 


Билет 34.

Социальная группа, коллектив и развитие личности.

 

В отечественной педагогике и психологии была предложена концепция воспитания через коллектив и через усвоение общественно значимой деятельности в коллективе.

 

Личность (по Марксу) – совокупность общественных отношений.

по Леонтьеву (который принял одну из концепций Выготского).

Основной труд «Деятельность. Сознание. Личность».

Развитие личности: ДàСàЛ

Деятельность – это система выработанных человечеством процессов, позволяющих овладеть социальным опытом à общественно значимая деятельность и усвоение ее в коллективе.

 

Сухомлинский «Мудрая власть коллектива».

– если возникает какая-то оппозиция между личностью и коллективом, следует отдать предпочтение коллективу.

 

(+ Гальперин, Коломенский, Гольдштейн, Макаренко).

 

Коллектив – основной инструмент развития личности и основной критерий работы воспитателя.

Вне коллектива полноценной/недеформированной (всесторонней) личности, как правило, не развивается.

 

Если человек в сензитивный период не прошел практику взаимодействия в социальной группе à его психика не развивается (психика социальна).

 

Бехтерев и Ланге.

НО: коллектив имеет не только сильные стороны, но и опасности: коллектив унифицирует личность.

 

Петровский (старший).

Виды социальных групп:

1. Диффузные – группа отличается кратковременностью общей цели, кратковременным присутствием вместе, нет общей деятельности (пр: люди на остановке).

2. Ассоциации – появляются зачатки общественной деятельности, появляется распределение ролей, но это тоже все кратковременно.

3. Кооперации – есть общая цель, разделяют определенные ценности = ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).

4. Коллектив – долгая общая деятельность, мощное ЦОЕ; это группа людей, в которой есть единая цель, деятельность и высокая степень ЦОЕ.

НО: коллективов среди всех социальных групп не более 5–6%.

Коллектив лучше строится с «катлована», т.е. выстроить все отношения самим.

Коллектив не всегда бывает прав.

 

Человек способен стать полноценной личностью не только в коллективе, но и в ассоциациях и кооперациях.

+ Человек становится личностью не только через кого-то, но и сам отвечает за свое нравственное развитие, свою успешность.

 

––––––––––––––––––––

Дживаг Браннер – самая большая коммуна (5 тыс. семей).

Воспитание:

Ребенок рождается. Мать и отец известны, но ребенок передается (сразу) профессиональной матери. Она находится с ребенком в течение полугода.

С 0,5 до 1,5 лет – могут забрать к себе настоящие родители.

С 1,5 лет – ясли с профессиональной матерью. Работают в общих коммунах, но есть и свое место.

С 3 до 8 лет – в детский сад (без профессиональной матери).

С 8 лет – в школах.

 

=> у этих детей превосходно развиваются трудовые навыки, педагогические способности, удивительная «точка локтя» (ощущение безопасности).

НО: проблема индивидуальных способностей, творчества и т.д. à может привести к разрыву с коммуникацией.

 

 

Билет 35.

Психологическая сущность и особенности педагогической деятельности.

Труд учителя состоит из:

1. Педагогическая деятельность (ПД).

2. Педагогическое общение (ПО).

3. Личность учителя (ЛУ).

 

ПД – это профессиональная активность, направленная на создание условий для эффективного усвоения СКО и развития учащихся в ходе этого усвоения.

Особенности:

I. по объекту и предмету (на кого и на что действует).

–направлена на учащегося и на развитие его СКО, но эти объект и предмет не материальны.

–учащиеся являются обновременно и объектом и субъектом.

–объектом педагогической деятельности является не только отдельный ученик, но и класс, курс, группа, микрогруппа и т.д.

–этот объект–субъект очень динамичен, изменчив, постоянно меняется эмоциональный тонус и т.д. à ПД должна быть гибкой.

–на объект и предмет ПД воздействует не только педагог, но и семья, сверстники, СМИ, время года, просмотренный фильм и т.д.

 

II. по средствам и орудиям

–это деятельность типа человек–человек.

–в ПД преобладают функциональные орудия труда – внутренний средства:

-внутренний мир и жизненный опыт учителя;

-общая культура, кругозор и эрудиция учителя;

-знание предмета;

-профессиональный опыт и мастерство;

-уровень владения средствами вербальной и невербальной коммуникации (7% информации – вербальная коммуникация; 93% информации – невербальная коммуникация);

III. по результатам

–эти результаты нематериальны;

–они отложены во времени, проявятся позже;

–связаны с критериями оценки ПД.

Сфера ответственности учителя:

-уровень усвоения СКО самим учителем;

-уровень усвоения СКО его учениками;

-уровень сформированности УД (в т.ч. и главным образом – способность к самообразованию и т.п.).

-уровень развития учащегося через данный предмет и общение с учителем;

-развитие психических и нравственных качеств.

IV. по степени сложности

(в первой десятке по сложным профессиям).

–одна из самых стрессогенных профессий;

–сложно по рефлексии (Я–Я; Я–ученик; Я–группа и т.д.) à сложность распределения внимания;

–должно быть умение переключать (распределять) внимание;

–сложна в организаторском плане (65–80% уходит на улаживание конфликтов).

–––––––––––––––––

Стрессоустойчивость (Митина):

(схема)

1 год – низкая;

к 5 годам – резко повышается;

к 15 годам – повышается, но не сильно (по сравнению с 5 годом);

далее – 2 вар.: 1) повышается (30% учителей); 2) резко снижается (притом степень невротизации, стресса = как у клиентов неврологического отделения).

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...