Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная деятельность как специфический вид деятельности.




Психологическая теория УД (Эльконин, Давыдов, Маркова, Гальперин, Талызина и др.):

Поставили новую проблему в теории обучения: изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий.

Понятие «УД» неоднозначно.

В широком смысле: УД – синоним научения, учения и даже обучения.

В узком смысле: УД – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте (Эльконин).

Рубинштейн: УД – особое «ответственное отношение» субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

УД – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Эльконин: УД – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

=> УД может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности б\я осознанному, целенаправленному присвоению им СКО в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Основные характеристики УД:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач;

4) ведет к изменениям в самом субъекте;

5) изменения психических свойств и поведения обучающегося зависят от результатов его собственных действий.

Как любая другая деятельность, УД характеризуется субъективностью. Активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью и имеет определенную структуру и содержание.

Структура учебной деятельности.

Учебная деятельность состоит из:

1) мотивы учения – это вся совокупность побудителей к УД (отвечает на вопрос: «Почему?»).

– у детей, поступающих в школу, преобладают социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность.

– когда внутренняя позиция школьников оказывается реализованной (кон. I класса), на ее месте складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов:

1) Мотивы заложенные в самой учебной деятельности – мотивы, связанные с содержанием учения (стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями и др.); мотивы, связанные с процессом УД (стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать и др).

2) Мотивы, лежащие вне учебной деятельности – мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем; мотивы самоопределения, мотивы благополучия и т.д.

Для формирования полноценной учебной мотивации необходима целенаправленная, специально организованная работа.

2) учебная задача это основная единица УД. Она направлена на анализ школьником условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими общими способами действий, ориентированных на некоторые общие отношения осваиваемой предметной деятельности.

Овладение общими способами действия позволяют переносить их на разные конкретные задачи одного типа (это требует движение мысли от общего к частному).

(неумение выделять учебную задачу относится к скрытым трудностям в учении).

Состав учебной задачи:

– предметная область – класс объектов, о которых идет речь.

– отношения, которые связывают эти объекта.

– требование задачи – указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения.

– оператор задачи/способ решения – совокупность тех действий, которые надо произвести над условиями задачи, чтобы выполнить ее решение.

Особенности учебной задачи:

– направленность на субъекта, т.е. цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предмета, с которым действует субъект.

– неоднозначность и неопределенность – обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий = «доопределение задачи».

– для достижения цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения.

3) учебные действия и операции – совокупность способов при решении учебных задач.

Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала, другие – для работы внутри данного учебного предмета, третьи – для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.

Виды действий:

С позиции субъекта:

1) Целеполагание – осознание цели действия.

2) Программирование.

3) Планирование – выработка общего плана (стратегии) поведения, т.е. совокупности определенных умственных действий по осознанию характера и последовательности поведенческих актов.

4) Исполнительское действия – внешние действия (вербальные, невербальные, предметные и т.д.) по реализации внутренних действий целеполагания, планирования, программирования.

5) Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) – действия сличения, коррекции и т.д.

С позиции предмета:

1) Преобразующие.

2) Исследовательские.

С позиции психической Д.: мнемические, мыслительные и т.д.

Полноценное усвоение всей системы учебных действий необходимо для более легкого освоения учебного материала. Однако для этого надо не только обозначить перечень определенных учебных действий, но и научить ребенка рационально использовать их, поскольку нерациональное использование может вести к трудностям в обучении.

4) контроль и оценка – соотнесение хода и выполнения действий с заданным образцом (контроль), и определение степени соответствия и/или усвоенности действия (оценка).

Сначала контроль и оценка исходят от преподавателя (учителя), затем они постепенно переходят в самоконтроль и самооценку.

Этапы формирования самоконтроля:

1. Контроль со стороны учителя. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий.

2. Полный самоконтроль (самостоятельный сознательный контроль). Дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, заменяя учебные действия.

3. Выборочный самоконтроль – контроль и проверка только главного по вопросам.

4. Неосознаваемый контроль – автоматизм. Аналогично происходит формирование самооценки.

**Именно здесь предметное процессуальное действие переходит в личностное, субъектное качество, свойство.

 


Билет 9.

Психологическое содержание учебной деятельности.

1) Предмет УД (содержание УД) (то, на что она направлена) – усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Основной механизм усвоения – перенос:

1–когда происходит перенос из внешнего плана во внутренний – интериоризация.

2–перенос из внутреннего плана во внешний – экстериоризация.

Усвоение – это сложный процесс интериоризации и экстериоризации.

Основной механизм переноса – обобщение (развитие – снизу вверх):

1. Обобщение принципа действий – правила, закономерности, которые определяют решение задач.

2. Обобщение способа действий.

3. обобщение алгоритма действий – определение операций и действий.

2) Средства УД – функциональные орудия деятельности (внутрипсихические).

– мыслительные/интеллектуальные действия и операции: анализ, синтез, обобщение, классификация и др.;

– знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;

– фоновые ЗУНы, посредством включения в которые новых ЗУНов структурируется индивидуальный опыт.

– уровень развития самоконтроля и рефлекции.

3) Способы УД – могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Это то – как учиться, каким способом получать знания.

4) Продукт УД (выделяет только Зимняя) – степень готовности к реальному труду.

** – структурированное и актуализируемое знание (лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики), внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Продукт УД входит в индивидуальный опыт и во многом определяет дальнейшую деятельности Ч.(ее успешность, эффективность или наоборот).

5) Результат УД – уровень усвоения СКО, владение понятиями и способами их применения на практике, уровень развития самого учения и уровень овладения УД (поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...