Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Барьеры в ПО и пути их преодоления.




Сложной, педагогически значимой проблемой пед. психологии является проблема затруднения, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.

«Затруднение», «барьер» общения – это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации;

– это субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста, непонимание партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д.

Психологические барьеры – это барьеры, которые препятствуя нормальному общению, влияют на всю педагогическую и учебную деятельность

=> что вызывает затруднения у одного человека, может быть незамечено другим.

НО: затруднения у одного участника общения могут вызвать затруднения и у других.

Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения.

Затруднения могут быть преодолены при помощи самостоятельной коррекции, либо специального тренинга.

+ очень важно – формирование коммуникативной культуры учителя.

Функции затруднения в общении:

1. Позитивная:

– индикаторное значение – привлечение внимания учителя (пр: ошибки учеников указывают на трудности).

– стимулирующее/мобилизующее значение – активация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта.

2. Негативная:

– сдерживающее значение – в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой (пр: заниженная с\о).

– деструктивное/разрушительное значение – затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из процессии.

Затруднений/сложности в общении проявляются в:

1. Поведении, неадекватном ситуации общения и характеру деятельности.

2. Особенностях установления и поддержания контакта.

3. Уровне психологического комфорта обучающихся людей.

4. Эмоциональном самочувствии.

* затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще – в нескольких из них одновременно.

Виды (области) затруднений:

1. Общепсихологическая интерпретация:

1. Смысловые

2. Эмоциональные

3. Когнитивные

4. Тактические

2. деятельностный подход:

1. Мотивационные

2. Операциональные

проявляются: в когнитивной, аффективной, поведенческой сферах.

3. по области затруднений:

1. Этно-социокультурные – связаны с особенностями этнического сознания. Человек взаимодействует с др. людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущения, присущими народу, представителем которого он является.

Выявляются в недостаточно полном понимании самой интенции общения, его тональности, стиля.

Преодоление – соблюдение этикета общения (большую роль играют невербальные средства – мимика, жесты, позы), правильное восприятие которого à адекватное взаимопонимание и взаимодействий обучающихся.

Главное – отрефлексированность специфики (осознание и принятие).

2. Статусно-позиционно-ролевые – причины: семейное воспитание, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения, образовательная система и т.д.

Возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей ролей. (пр: ученик спрашивает вопрос, на который учитель не может ответить à учитель имеет право переадресовать вопрос, отложить ответ, т.е. изменить ход общения).

Статус учителя отражается в авторитете. Авторитет объединяет в себе – авторитет личности и авторитет роли.

Авторитет учителя – часто приобретает черты непререкаемости, абсолютности, что исключает у ученика даже попытку высказать, а тем более отстоять свое мнение.

Затруднение м. возникать в ситуации непринятия учителя как партнера общения à дополнение конвенциональных ролей негативными межличностными отношениями à негативное влияние на деятельность.

3. Возрастные:

Предпочтения в общении по возрасту:

–до школы – со взрослыми;

–до среднего подросткового возраста – со сверстниками.

Причины затруднений:

– подросток считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

– не знание учителем молодежной субкультуры à нет общего предмета общения с учениками.

+ когда преподаватель моложе студентов à стремление педагога казаться старше – подчеркнуто деловая манера общения, неадекватная строгость интонаций и т.д. à неестественность à трудность, дискомфорт.

Преодоление: постоянное личностное и профессиональное саморазвитие учителя, включение в жизнь общества, интерес к миру молодежи.

4. Индивидуально-психологические.

Наибольшее влияние на общение оказывают: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра- или интровертированность, локус контроля, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

Затруднения – при несовпадении, несовместимости..

Преодоление: через осознание своих свойств и их коррекции; знание и учет своих индивидуально-психологических особенностей и особенностей учеников.

5. Деятельностные.

Связаны с содержанием и характером самой пед. деятельности.

Затруднения м.б. вызваны:

– предметным содержанием, т.е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, которые от преподает – трудности постановки и решения пед. задач, планировании, неучет прошлых ошибок и т.д. à формализация урока à снижение интереса;

– профессионально-педагогическими умениями – неумение видеть ученика как целостную развивающуюся личность à обучающийся не включается в общение à чувство неудовлетворенности, дискомфорта обеих сторон;

– дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами пед. воздействия на обучающихся – сложности сочетания продуктивных, творческих и репродуктивных форм работы, неумение или нежелание преодолеть эти сложности. + сложность сочетания роли учителя и партнера общения.

6. Межличностные отношения.

Влияют на характер совместной УД обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Причины: симпатия/антипатия, принятие/неприятие, совпадение/расхождение ценностных ориентаций, соответствие/различие стилей деятельности и др.

Кан-Калик.

3 группы барьеров пед. общения:

1. Боязнь класса и пед. ошибки.

Преодоление: повышение профессинализма.

2. Установка, формируемая в результате прошлого негативного опыта работы вообще и работы с данным классом в частности; несовпадение собственных установок учителя на работу в классе и установок обучающихся.

Преодоление: объективация, т.е. осознание объекта затруднения и целенаправленная, произвольная коррекция.

3. Неадекватность собственной деятельности в складывающейся на уроке коммуникативной ситуации. Это может происходить в силу либо механического копирования стиля (манеры) общения референтного для учителя человека, либо в силу ограничения общения только информационной стороной.

Преодоление: эти барьеры связаны с неправильным пониманием пед. функции, с игнорированием развития и воспитания => для преодоления – надо осознать и скорректировать свои действия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...