Барьеры в ПО и пути их преодоления.
Сложной, педагогически значимой проблемой пед. психологии является проблема затруднения, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. «Затруднение», «барьер» общения – это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации; – это субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста, непонимание партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Психологические барьеры – это барьеры, которые препятствуя нормальному общению, влияют на всю педагогическую и учебную деятельность => что вызывает затруднения у одного человека, может быть незамечено другим. НО: затруднения у одного участника общения могут вызвать затруднения и у других. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения. Затруднения могут быть преодолены при помощи самостоятельной коррекции, либо специального тренинга. + очень важно – формирование коммуникативной культуры учителя. Функции затруднения в общении: 1. Позитивная: – индикаторное значение – привлечение внимания учителя (пр: ошибки учеников указывают на трудности). – стимулирующее/мобилизующее значение – активация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта. 2. Негативная: – сдерживающее значение – в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой (пр: заниженная с\о). – деструктивное/разрушительное значение – затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из процессии.
Затруднений/сложности в общении проявляются в: 1. Поведении, неадекватном ситуации общения и характеру деятельности. 2. Особенностях установления и поддержания контакта. 3. Уровне психологического комфорта обучающихся людей. 4. Эмоциональном самочувствии. * затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще – в нескольких из них одновременно. Виды (области) затруднений: 1. Общепсихологическая интерпретация: 1. Смысловые 2. Эмоциональные 3. Когнитивные 4. Тактические 2. деятельностный подход: 1. Мотивационные 2. Операциональные проявляются: в когнитивной, аффективной, поведенческой сферах. 3. по области затруднений: 1. Этно-социокультурные – связаны с особенностями этнического сознания. Человек взаимодействует с др. людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущения, присущими народу, представителем которого он является. Выявляются в недостаточно полном понимании самой интенции общения, его тональности, стиля. Преодоление – соблюдение этикета общения (большую роль играют невербальные средства – мимика, жесты, позы), правильное восприятие которого à адекватное взаимопонимание и взаимодействий обучающихся. Главное – отрефлексированность специфики (осознание и принятие). 2. Статусно-позиционно-ролевые – причины: семейное воспитание, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения, образовательная система и т.д. Возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей ролей. (пр: ученик спрашивает вопрос, на который учитель не может ответить à учитель имеет право переадресовать вопрос, отложить ответ, т.е. изменить ход общения). Статус учителя отражается в авторитете. Авторитет объединяет в себе – авторитет личности и авторитет роли.
Авторитет учителя – часто приобретает черты непререкаемости, абсолютности, что исключает у ученика даже попытку высказать, а тем более отстоять свое мнение. Затруднение м. возникать в ситуации непринятия учителя как партнера общения à дополнение конвенциональных ролей негативными межличностными отношениями à негативное влияние на деятельность. 3. Возрастные: Предпочтения в общении по возрасту: –до школы – со взрослыми; –до среднего подросткового возраста – со сверстниками. Причины затруднений: – подросток считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку. – не знание учителем молодежной субкультуры à нет общего предмета общения с учениками. + когда преподаватель моложе студентов à стремление педагога казаться старше – подчеркнуто деловая манера общения, неадекватная строгость интонаций и т.д. à неестественность à трудность, дискомфорт. Преодоление: постоянное личностное и профессиональное саморазвитие учителя, включение в жизнь общества, интерес к миру молодежи. 4. Индивидуально-психологические. Наибольшее влияние на общение оказывают: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра- или интровертированность, локус контроля, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др. Затруднения – при несовпадении, несовместимости.. Преодоление: через осознание своих свойств и их коррекции; знание и учет своих индивидуально-психологических особенностей и особенностей учеников. 5. Деятельностные. Связаны с содержанием и характером самой пед. деятельности. Затруднения м.б. вызваны: – предметным содержанием, т.е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, которые от преподает – трудности постановки и решения пед. задач, планировании, неучет прошлых ошибок и т.д. à формализация урока à снижение интереса; – профессионально-педагогическими умениями – неумение видеть ученика как целостную развивающуюся личность à обучающийся не включается в общение à чувство неудовлетворенности, дискомфорта обеих сторон;
– дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами пед. воздействия на обучающихся – сложности сочетания продуктивных, творческих и репродуктивных форм работы, неумение или нежелание преодолеть эти сложности. + сложность сочетания роли учителя и партнера общения. 6. Межличностные отношения. Влияют на характер совместной УД обучающихся и педагогической деятельности учителя. Причины: симпатия/антипатия, принятие/неприятие, совпадение/расхождение ценностных ориентаций, соответствие/различие стилей деятельности и др. Кан-Калик. 3 группы барьеров пед. общения: 1. Боязнь класса и пед. ошибки. Преодоление: повышение профессинализма. 2. Установка, формируемая в результате прошлого негативного опыта работы вообще и работы с данным классом в частности; несовпадение собственных установок учителя на работу в классе и установок обучающихся. Преодоление: объективация, т.е. осознание объекта затруднения и целенаправленная, произвольная коррекция. 3. Неадекватность собственной деятельности в складывающейся на уроке коммуникативной ситуации. Это может происходить в силу либо механического копирования стиля (манеры) общения референтного для учителя человека, либо в силу ограничения общения только информационной стороной. Преодоление: эти барьеры связаны с неправильным пониманием пед. функции, с игнорированием развития и воспитания => для преодоления – надо осознать и скорректировать свои действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|