Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 40.Характеристика стилей педагогического общения (по стилям руководства).




Стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов и способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, …индивидуально-своеобразная система средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.

–В своем индивидуальном стиле человек ярко проявляется как субъект, т.к. в конечном счете именно он сам принимает решения о путях, способах, приемах уравновешивания своих индивидуальных особенностей и внешних требований.

–Это позволяет разным людям прийти к одному и тому же результату своим индивидуальным путем. (является ярким выражением активности субъекта).

Стиль педагогической деятельности (СПД) – отражает ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя.

Стиль педагогического общения (СПО) – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле общения находят свое выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей учителя;

б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учителя;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности ученического коллектива.

** Понятия о стилях деятельности и стилях общения недостаточно дифференцированы, во многом подразумевают друг друга.

Т.о….

СПД и СПО – выработанная субъектом совокупность приемов и способов ПД и ПО, направленная на организацию эффективного усвоения учащимися СКО и на их развитие в ходе этого усвоения.

Они обусловлены:

1. Требованиями сферы деятельности и общения.

2. Особенностями интегральной индивидуальности, наиболее тесно связанными с этими требованиями.

СПД и СПО выделяют по различным основаниям:

1) По стилю руководства: авторитарный, демократический, либерально-попустительский (К.Левин).

2) По пед. направленности: активно-положительный, пассивно-положительный, ситуацивный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный (Я.Л.Коломенский, Н.А.Березовин).

3) По доминированию одного из психических процессов: интеллектуальный, волевой, эмоциональный (Э.Г. Костяшкин).

4) По сочетанию направленности, динамических и результативных характеристик: эмоционально-импровизированный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизированный, рассуждающе-методический (А.К.Маркова, А.Я.Никонова).

5) Системные, факторно-аналитические модели СПО: организационный и развивающий (А.Г.Исмагилова); жесткий, мягкий, гибкий (А.А.Коротаева и Т.С.Тамбовцева).

СПД и СПО по стилям руководства:

Д.Баумринд:

Авторитарные родители (Авторитарный стиль).

Раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Требования беспрекословного подчинения без каких-либо объяснений, отсутствие выбора; жесткий контроль и слабый самоконтроль, наказания и запреты преобладают над похвалой и разрешениями.

Результат – слабый самоконтроль, сниженная с\о, подозрительность, тревожность, замкнутость, сниженный тонус. Успешны в стандартных ситуациях.

Авторитетные родители (Демократический стиль).

Инициативные, общительные, добрые дети.

Высокая требовательность сочетается с требованием к осмысленному поведению, выбору.

Результат – высокая активность, развитые самоконтроль и с\о, чувство достоинства и хорошая адаптация в новых условиях.

Снисходительные родители (Либерально-попустительский стиль).

Импульсивные, агрессивные дети.

Отсутствие стабильных требований, внешнего контроля, методы воспитания рассогласованы.

Результат – проблемы с дисциплиной, безответственность, незрелость, сниженные самоконтроль и с\о, высокие импульсивность, заносчивость, агрессивность. Проблемы с адаптацией.

*Чаще всего оптимален авторитетный (демократический) СПО, но многое зависит от условий (пр: военные условия).

Кан-Калик:

Сотрудничество – стиль увлеченности педагога совместной с учащимся творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

Союз –стиль дружеского расположения – служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия с классом.

НО: опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на пед. деятельности.

Дружественность не должна противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми.

Дистанция – выражение авторитарного стиля. Который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям – конформизму, фрустрации, неадекватности с\о, снижению уровня притязаний и т.д.

Устрашение и заигрывание – свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.

––––––––––––––––––––––––

BONUS+ к билету 40…

Бодалев:

Авторитарный стиль.

Ученик – объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер.

Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением требований, использует свои права без учета ситуаций и мнения учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.

à учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую с\о, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие.

Главные методы взаимодействия такого учителя – приказ, поучение.

–работает один на один с учеником;

–исходит из усредненного представления об ученике;

–не учитывает его индивидуальных особенностей;

–х-ен функционально-диалоговый и ситуативный подход;

–резко выраженые установки;

–стереотипен.

Главное внимание обращают на методическую культуру, в пед. коллективе часто лидируют.

* Для учителя характерны: низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

Демократический стиль.

Ученик – равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.

Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.

Методы взаимодействия – побуждение к действию, совет, просьба.

–работает с классом в целом;

–стремиться учесть индивидуальные особенности школьника, его опыт и активность.

–х-ен личностный подход;

–не имеет или не проявляет установок;

–не стереотипен в оценке и поведении;

–не избирателен и не субъективен.

à учащиеся чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой с\о.

Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения.

* для таких учителей характерны – большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Либерально-попустительский стиль.

Учитель уходит от принятия решения, передавая инициативу ученикам, коллегам.

Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. Проявляет нерешительность, колебания.

à в классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Аналогичные стили (разные названия):

К.Левин Э.Берн П.М.Ершов Вирдж.Сатир В.А.Кан-Калик
-авторитарный -демократический -попустительский -Родитель -Взрослый -Ребенок -пристройка «сверху» -… «рядом» -… «снизу» -обвинитель, компьютер -уравновешенный -заискивающий -отстраненный -устрашение -дистанция -союз -сотрудничество -заигрывание

 


 

Билет 41.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...