Билет 40.Характеристика стилей педагогического общения (по стилям руководства).
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов и способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, …индивидуально-своеобразная система средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. –В своем индивидуальном стиле человек ярко проявляется как субъект, т.к. в конечном счете именно он сам принимает решения о путях, способах, приемах уравновешивания своих индивидуальных особенностей и внешних требований. –Это позволяет разным людям прийти к одному и тому же результату своим индивидуальным путем. (является ярким выражением активности субъекта). Стиль педагогической деятельности (СПД) – отражает ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль педагогического общения (СПО) – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят свое выражение: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учителя; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности ученического коллектива. ** Понятия о стилях деятельности и стилях общения недостаточно дифференцированы, во многом подразумевают друг друга. Т.о…. СПД и СПО – выработанная субъектом совокупность приемов и способов ПД и ПО, направленная на организацию эффективного усвоения учащимися СКО и на их развитие в ходе этого усвоения. Они обусловлены:
1. Требованиями сферы деятельности и общения. 2. Особенностями интегральной индивидуальности, наиболее тесно связанными с этими требованиями. СПД и СПО выделяют по различным основаниям: 1) По стилю руководства: авторитарный, демократический, либерально-попустительский (К.Левин). 2) По пед. направленности: активно-положительный, пассивно-положительный, ситуацивный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный (Я.Л.Коломенский, Н.А.Березовин). 3) По доминированию одного из психических процессов: интеллектуальный, волевой, эмоциональный (Э.Г. Костяшкин). 4) По сочетанию направленности, динамических и результативных характеристик: эмоционально-импровизированный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизированный, рассуждающе-методический (А.К.Маркова, А.Я.Никонова). 5) Системные, факторно-аналитические модели СПО: организационный и развивающий (А.Г.Исмагилова); жесткий, мягкий, гибкий (А.А.Коротаева и Т.С.Тамбовцева). СПД и СПО по стилям руководства: Д.Баумринд: Авторитарные родители (Авторитарный стиль). Раздражительные, склонные к конфликтам дети. Требования беспрекословного подчинения без каких-либо объяснений, отсутствие выбора; жесткий контроль и слабый самоконтроль, наказания и запреты преобладают над похвалой и разрешениями. Результат – слабый самоконтроль, сниженная с\о, подозрительность, тревожность, замкнутость, сниженный тонус. Успешны в стандартных ситуациях. Авторитетные родители (Демократический стиль). Инициативные, общительные, добрые дети. Высокая требовательность сочетается с требованием к осмысленному поведению, выбору. Результат – высокая активность, развитые самоконтроль и с\о, чувство достоинства и хорошая адаптация в новых условиях. Снисходительные родители (Либерально-попустительский стиль). Импульсивные, агрессивные дети. Отсутствие стабильных требований, внешнего контроля, методы воспитания рассогласованы.
Результат – проблемы с дисциплиной, безответственность, незрелость, сниженные самоконтроль и с\о, высокие импульсивность, заносчивость, агрессивность. Проблемы с адаптацией. *Чаще всего оптимален авторитетный (демократический) СПО, но многое зависит от условий (пр: военные условия). Кан-Калик: Сотрудничество – стиль увлеченности педагога совместной с учащимся творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии; Союз –стиль дружеского расположения – служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия с классом. НО: опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на пед. деятельности. Дружественность не должна противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми. Дистанция – выражение авторитарного стиля. Который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям – конформизму, фрустрации, неадекватности с\о, снижению уровня притязаний и т.д. Устрашение и заигрывание – свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога. –––––––––––––––––––––––– BONUS+ к билету 40… Бодалев: Авторитарный стиль. Ученик – объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением требований, использует свои права без учета ситуаций и мнения учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. à учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую с\о, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главные методы взаимодействия такого учителя – приказ, поучение. –работает один на один с учеником; –исходит из усредненного представления об ученике; –не учитывает его индивидуальных особенностей; –х-ен функционально-диалоговый и ситуативный подход; –резко выраженые установки; –стереотипен. Главное внимание обращают на методическую культуру, в пед. коллективе часто лидируют.
* Для учителя характерны: низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Демократический стиль. Ученик – равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методы взаимодействия – побуждение к действию, совет, просьба. –работает с классом в целом; –стремиться учесть индивидуальные особенности школьника, его опыт и активность. –х-ен личностный подход; –не имеет или не проявляет установок; –не стереотипен в оценке и поведении; –не избирателен и не субъективен. à учащиеся чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой с\о. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. * для таких учителей характерны – большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией. Либерально-попустительский стиль. Учитель уходит от принятия решения, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. Проявляет нерешительность, колебания. à в классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Аналогичные стили (разные названия):
Билет 41.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|