Опорные моменты консультирования пострадавшего от социогенной травмы 21 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61 [95] В том, что социализированная личность способна отвлекаться от реального образа того человека, который говорит нечто ценное и истинное, есть ее некоторое социально-созидательное преимущество. Социальный невротик, напротив, предпочитает слушать лишь тех, с кем ему «приятнее общаться». [96] Конечно, на самом деле просто выбираются те, кто оказался в новых условиях слабее и беззащитнее других. Как правило, это старики, беспомощные дети; чуть реже – работоспособные лица в кризисном состоянии. [97] Таких же «гениальных», как Вронский в живописи (Толстой Л Н., 1953). [98] Э. Берн, несомненно, внес в современную социальную психологию более заметный и глубокий вклад, чем «канонические» авторы эффектных экспериментов, совершенно лишенных социального смысла. [99]Подобно тому, как сова уносит добычу в свое гнездо и лишь затем, в полной безопасности, не спеша, разделывается с ней. [100] Шоу распада. [101] А если социум сможет обеспечить доверие пострадавших к представителям закона, то количество преступлений и криминальных психологических травм может реально снизиться до «отметки» доперестроечного уровня. Конечно же, «оборотни» не могут восприниматься потерпевшими в качестве полноценных представителей общественных интересов. [102] Кажется, что речь идет только об удовлетворении одной из человеческих потребностей. Но на самом деле сексуальное удовлетворение господина, «снявшего» проститутку, не может быть «нейтральным» для социума. К примеру, голодный человек в процессе удовлетворения своей витальной потребности оценит человеческое добро, талант пекаря и непременно станет добрее к окружающим. В то время как «использование проститутки» закономерно укрепит стремление невротика чувствовать себя господином и ощущение своего «права» повелевать ничтожными рабами. Повторим, что социальное зло проституции мы видим не в чрезмерной «свободе нравов» или «распущенности», а вот именно в этом процессе выращивания либерально развязных некрофилов и эгоцентриков на хорошо унавоженной почве презрения к личности, встречающей со стороны общества «идейное одобрение» и толерантность, а со стороны обезличенных жертв лишь рабское согласие со своей социальной приниженностью и незащищенностью.
[103] Для этого не требуется особого интеллекта, вполне достаточно некоего налога «сенсорного уровня развития», как для паука, реагирующего на определенную частоту вибрации паутины. [104] Вот за это пренебрежение к «бомжистым» субъектам пострадавший в основном и заплатит впоследствии. [105] Ну очень (! ) «свободный» выбор» для личности, о которой с определенностью можно сказать, что она пока находится на подростковом этапе своего развития. Если такому индивиду за 40, он наверняка проявляет все признаки «ложного чувства взрослости»: пивную и табачную защиту от социальных и личностных проблем и прочие признаки либеральной свободы ребенка, которому теперь разрешено опуститься до уровня запретных прав взрослого. [106] Как кролики удаву – в известном произведении Ф. Искандера. [107] По типу: «Купи кирпич! » [108] Это совершенно новые для нашего общества условия социализации и развития личности. В конце 80-х, в отличие от конца 30-х, общественная психология в нашей стране уже характеризовалась очевидной приверженностью людей к ценностям взаимопомощи и справедливости, нарастающей чувствительностью к фактам унижения и принижения личного достоинства. Самой модной и популярной темой в психологических дискуссиях того времени была проблема диалога и обоснования необходимости субъект-субъектного подхода в общении. В то же время люди остро чувствовали, что «материальные условия их бытия» уже давно перестали соответствовать этим ценностям. Поэтому «революция сверху» и нашла ту массовую поддержку, против которой ни армия, ни КГБ, оказавшиеся на время в руках ГКЧП, ничего не смогли сделать.
Лучшей защитой от любого бандита была убеленная сединами голова. Рука беспомощного малыша, который только учится ходить, непременно спасала взрослого от нападения законченных отморозков. Сейчас сами дети подвергаются насилию и сексуальной эксплуатации, являются рядовым товаром, на который растет спрос. [109] Точно так же, как он привык подчиняться авторитарным бюрократическим требованиям, неизменно противоречащим здравому смыслу. [110] Конечно, только в странах со здоровой развивающейся экономикой. [111] Та же самая эгоцентрическая «логика» встречается даже у некоторых учителей, которых трудно убедить в том, что, покупая подснежники и ландыши, они расширяют социальный заказ браконьеров, способствуют истреблению исчезающих видов растений: «Все равно они уже сорваны! Все равно их кто-нибудь купит! » Конечно, это далеко еще не симптомы преступной личности, но, тем не менее, уже вполне отчетливое проявление социальной невротизации, также как явно некрофильское проведение обиженных героев рассказа А. Гайдара «Голубая чашка». Соответствующее воспитание маленького героя впоследствии и дало, на наш взгляд, свои очевидные плоды. [112]Только некоторым профанам и зевакам с явной задержкой в процессе социализации подобные выверты криминального сознания, однообразно ползущего только по «знакомой тропе», могут показаться оригинальными или «креативными». Как уже отмечалось выше, даже оригинальность мышления умственно отсталых детей порой оказывается гораздо выше криминального, поскольку они вполне способны к усвоению этических норм и проявляют свою типичную креативность через упрощение условий решаемых ими задач только за счет норм этикета и незначительных правил, в целесообразности которых не уверены окружающие их взрослые. [113] За продажу тысяч самых красивых девушек в зарубежные притоны, где они обречены на насильственную сексуальную эксплуатацию, доходящую до степени сексуального истязания, отечественные дельцы получили по два года условно. К сожалению, законодатели все еще продолжают быть гораздо более озабоченными обеспечением прав сексуальных меньшинств, например, на заключение официальных браков.
[114] Возможно, я ошибаюсь, но никогда не слышал, чтобы какие-то бактерии или, к примеру, вирусы сами болели гриппом. [115] Сталкиваясь с подобными субъектами, некоторые снобистски настроенные консультанты изобрели специальный термин профессионального арго «клиент, не имеющий психики». [116] Ему пришелся по душе образ: «Человек, у которого руки заняты ценным грузом, не имеет права чувствовать себя слабее мухи, которая пользуется удачным случаем и свободой маневра, чтобы его укусить». [117] Иными словами, для позитивного переживания пострадавшим чувства вины должны соблюдаться определенные условия: 1) общение с эмпатически настроенным консультантом; 2) самоанализ в условиях специально организованного одиночества (например, ведение дневника в комнате, предусмотрительно закрытой от случайного вторжения посторонних). [118] Именно поэтому преступники особенно остро реагируют на попытки – со стороны намеченных ими жертв – привлечения каких-либо социальных инстанций для разрешения искусственно создаваемых ими конфликтных ситуаций. Это путь, на котором потенциальный пострадавший может не только «ускользнуть» от навязывания ему бремени психологической власти, но и «не по правилам» занять «позицию господина», вытесняя представителя криминала на «позицию раба». [119]Правда, преимущественно, в лице представителей психоанализа, что в какой-то мере объясняет недостаточную степень решения проблемы. [120] Поэтому педагога-психолога все еще тянет оказывать экстренную помощь непосредственно во время кризисных ситуаций. Он думает, что это самый «короткий», доступный и эффективный путь укрепления статуса психолога. [121] В этом отношении можно было бы даже с долей шутки говорить о «травматическом крышевании», которое консультант должен разрушить в целях активной помощи пострадавшему. К. счастью, до «коррупции» тут дело не может дойти просто по определению.
[122] Этот результат мы рассматриваем не в стерильно генетическом значении, а в качестве итога усвоения культурно-исторической ценности любви, обретаемого на пути социализации индивида. [123] Один журналист на заре перестройки с гордостью описал свое «победное» кокетство в разговоре с владельцем зарубежного публичного дома. В ответ на предложение интимных «услуг», он, ощутив пустоту карманов, решил «не упасть в грязь лицом» (власть! ). Заранее зная реакцию сутенера, он, важно прочитав «меню», спросил: «А русские девочки есть? » Тот «посрамленно» развел руками. Журналист с достоинством удалился, внутренне ликуя и гордясь своей «находчивостью» и, как ему представлялось, «блестящим» исполнением роли «глубоко разочарованного покупателя, не нашедшего нужного товара». Ему не пришло в голову и никогда не придет, что вот этот его поступок есть «социальный заказ», который начал практически раскручиваться именно в тот момент, когда опытный сутенер, видя насквозь мотивы его фальшивой игры, все-таки задумался и решил извлечь из своего «морального» ущерба некую выгоду. Именно в этот момент для каких-то девочек в России, которым тогда было не более 10 лет, оказалась уже предрешенной судьба рабской сексуальной эксплуатации, всегда неизменно жестокой и издевательской на чужбине. Вот такая наступила свобода резвой журналистской мысли. [124] «Орлам случается и ниже кур спускаться; / Но курам никогда до облак не подняться! » (Крылов И. А. Орел и куры). [125] Правда, это правило не подкреплено «архитектурой» школьных туалетов. Кстати, сейчас на отрицании указанного запрета держится временная популярность целой серии сугубо «товарных» или заказных кинолент, которые в силу довольно банального содержания и серости режиссуры неизменно «оживляются» сценами анально-уретрального натурализма. А вдоль автомобильных трасс, сплошь и рядом, появились группы молодых и пожилых подражателей «браткам» и другим «положительным» героям этих «блокбастеров», которые демонстрируют проезжающим свою победную уверенность пивных эксгибиционистов, с презрением отвергая любую возможность укрыться от постороннего взгляда, чтобы облегчить мочевой пузырь. [126] Никакого страха и стыда у животных в этом отношении не наблюдается. [127] Ее «личный успех» не вызывает сомнений у окружающих. У нее, к примеру, могут вполне «хорошо идти дела» в организованной ей коммерческой или рекламной фирме по сбыту бракованных резиновых изделий, которые провоцируют у доверчивых и успокоившихся от сознания своей «безопасности» подростков и взрослых заражение СПИДом.
[128] «И взглянул, как в первые раза / Не глядят. / Черные глаза глотнули взгляд. / Вскинула ресницы и стою. / – Что, – светла? – / Не скажу, что выпита дотла. / Все до капли поглотил зрачок. / И стою. / И течет твоя душа в мою» (Цветаева М., 1998). [129] Это экспериментальное взаимодействие не может быть социально регламентированным по той простой причине, что оно является общественно осуждаемым, запретным. Это, конечно же, не значит, что его надо просто «либерализировать». [130] Это очень похоже на взаимоотношения нелюбящего мужа и страстной жены, которая всякий раз ругает его за холодность, а себя за уступчивость и отсутствие характера и в то же время подсознательно ждет мига нежности и ласки, чтобы отчаянно отдаться партнеру. [131] «Усыновленные» в эти семьи дети, несомненно, обречены на перспективу формирования гомосексуализма, в лучшем случае, бисексуальности. По сути, это есть одно из вопиющих нарушений прав ребенка – права на развитие половой идентичности. [132] Это и есть главное социальное условие садомазохистских переживаний подростков и формирования взаимоотношений власти. [133] Здесь они, видимо, рассчитывают либо на массовую умственную отсталость специально подобранной телевизионной аудитории, либо на фанатическую приверженность любителей желтой прессы исключительно к рыночным ценностям. [134] В этом отношении даже принцип «борьбы с наркоманией, а не наркоманами» нуждается в коррекции. С лиц, покупающих наркотики, или участников бесплатной акции, действующих в соответствии с групповым правилом: «все надо попробовать», – не может сниматься уголовная или административная ответственность за пособничество наркобизнесу, за «социальный заказ», способствующий расширению производства и сбыта наркотиков. [135] Это вполне очевидная закономерность, если не гипнотизироваться специальным режиссерским подбором достаточно смазливых, но почти неразличимых по своим стандартным «параметрам» (90 ´ 60 ´ 90) участниц порнофильмов. [136] В отличие от трансвеститов и прочих «суррогатных», т. е. гомосексуальных. [137] Это не исключает возможности превращения взаимного рукопожатия в символ дружбы [138]Инфантильное удивление развитыми гениталиями является основой матерщины, значительной части скабрезных анекдотов и других форм словесного надругательства. [139] Это не значит, что полноценная гетеросексуальная ориентация не может сформироваться в предпубертатном возрасте. Просто в этом случае ребенок, опираясь на онтологическое восприятие своего пола, будет активно сопротивляться любым попыткам включения его в гомосексуальное экспериментирование. [140] Но пока с такими случаями мы не сталкивались. [141] Как известно, для незрелого гетеросексуального подросткового поведения характерно использование мальчиками сексуальных «побед» над «отдавшимися» им девочками преимущественно в целях укрепления своего группового статуса. Мотив влияния и власти в однополой группе оказывается в этом случае сильнее мотива половой любви и, к сожалению, иногда даже единственным реально движущим мотивом. Именно поэтому вовлеченные девочки оказываются травмированными. Дело даже не в том, что случилось с ними «тогда», а в том, «что он сейчас говорит» по этому поводу. Именно последующая оценка случившегося и слова мальчика в общении с друзьями оказываются наиболее болезненными травматическими факторами для пострадавшей. [142] Эта логика немного похожа на старую сказку о человеке, который разбил чужой горшок и противоречиво оправдывается то тем, что не брал его, то тем, что он уже был «треснутый», и т. п. [143] Счастье и свободу «подарить» вообще нельзя. Эта идея, в наше время ставшая явно лукавой, по своей реальной осуществимости сравнима лишь с мечтой о космическом полете «из пушки на Луну». [144] Большого вреда от такой задержки самому индивиду, видимо, тоже нет. Другое дело – если ее результаты станут идеологией, выгодной для какой-то социальной группы. [145] Мы не покушаемся на комфорт и благополучие отдельных гомосексуальных партнеров, чья созидательная деятельность признана обществом в каких-то других областях, кроме половой любви. Но нам совершенно непонятно, как можно использовать свою «популярность в массах» или государственный статус депутата только для того, чтобы пропагандировать гомосексуализм в качестве нормы жизни. [146] На этом моменте мы подробнее остановимся несколько ниже. [147] Как это, например, имело место в процессе развития личности самого основателя психоанализа. [148] Например, уже упомянутый выше случай, когда в результате своего непреодолимого интереса к процессу мастурбации со стороны более взрослого подростка он оказывается непроизвольно или намеренно «испачкан» спермой. [149] Кстати, не перестает удивлять совершенно нелепое свойство этого персонификатора – отстраняться от психологической защиты пострадавших, даже в случае преступлений, предусмотренных законом. Тринадцатилетняя девочка изнасилована четырьмя подонками, имена которых всем известны. Мать соглашается взять десять тысяч – и дело прекращено. Общество, если оно тщит себя «гуманистическим» и «цивилизованным», не может вот так просто «закрыть дело», будто это лишь личные взаимоотношения двух сторон. Поставлены под угрозу социальные ценности, которые общество обязано защищать даже тогда, когда жертва напугана или находится под влиянием подкупленных родственников. Ведь есть установленный факт – свидетельство судебно-медицинской экспертизы, и никакого значения не должно иметь: взято назад заявление или же нет. [150] В наше время проблема детской игровой травмы может действительно выглядеть несущественной, просто не стоящей внимания. Ее затмевают и делают «мелкой» социальные уродства времени, о духовной сути которого метко сказал поэт: «Да, были хуже времена, но все же не было подлее! » Мы являемся свидетелями массового геноцида со стороны «благодушных и миролюбивых» против своего народа, который оказался просто не нужен: население страны явно мешает им и государственным чиновникам спокойно получать прибыль от «трубы», «тормошит» правительство, требует создания рабочих мест, условий для созидательного труда, а не просто должностей официантов или охранников. В отношении тех, кто упорно отстаивает свое право на созидание, предусмотрены мстительные садистские методы «шоковой терапии». Массовые экономические репрессии уже довели «усмиряемых» до состояния полной безнадежности, а министр культуры, пользуясь всем этим, в угоду победителям пропагандирует свободу матерщины! Как тут можно затрачивать силы и государственные средства на анализ смехотворных травматических переживаний плохо воспитанного ребенка, если насилие утвердилось как норма жизни? [151] Подобно взрослым братьям, подравшимся после воспоминаний о ситуации, в которой мама проявила больше любви к одному из них; причем старшему в то время едва исполнилось шесть лет. [152] Вспомним образ Нехлюдова. [153] Точно так же, как и ввергнуть в него. [154] Как уже отмечалось выше, подросток идет на сознательный и очевидный ему риск именно потому, что уверен в своей безопасности, в то время как только один из пяти видов широко рекламируемых сейчас презервативов действительно «предохраняет» от СПИДА. Поэтому в современных рыночных условиях рекламный лозунг: «Предохраняйся! » – имеет исключительно коммерческое значение и, напротив, способствует увеличению реального риска угрозы, против которой он лишь по видимости направлен. [155] Если, конечно, эти чувства не являются осознанием успешности коммерческой деятельности. Чтобы прибыльно сбывать некондиционный товар, надо быть просто «коммерческим гением». И здесь, действительно, есть, чем гордиться. [156] Как уже отмечалось выше, гомосексуализм девушек (лесбийская любовь) имеет несколько другую форму и динамику формирования, чем у юношей. Конечно же, в ходе психологического анализа нельзя не учитывать морфофизиологических различий полов как условий формирования изучаемых нами патологических новообразований, природа которых при этом остается по своему содержанию социально-психологической и отнюдь не замещается генетической. [157] Это тот самый избитый сюжет, который сейчас навязчиво раскручивается и эксплуатируется в фильмах ужасов. Как в кошмарном сне, всевластный садист сексуально возбуждает зрителей эротическими сценами маниакального преследования беспомощной жертвы. Агрессия и гнев также являются разрушительными факторами, но уже для личности самого персонификатора, которого это пока не беспокоит. В качестве «состоявшегося» социального невротика он испытывает победное ликование, связанное с достижением своей цели вопреки воли другого, т. е. наслаждается ценностью власти. [158] Как в фильме «Охота на изюбря». [159] Дескать: «Как! Ты еще до сих пор не занимался мастурбацией! » [160] Психотерапевты и общественные деятели, озабоченные бурным ростом населения в экономически благополучных странах, пытаются бороться с подобным общественным мнением, высоко поднимая знамя толерантности к гомосексуализму. [161] Содержание сексуального просвещения и профилактики сексуальных перверсий рассматривается нами вынужденно сжато в этой главе, объем которой ввиду практической значимости проблемы мы планируем расширить в последующих изданиях. [162] Социальный невротик с готовностью верит бреду, распространяемому телевидением и «мужскими журналами», что все женщины, прежде всего, мечтают о новых трусиках, косметике и украшениях. Подобно тому, как «серьезные мужчины» коллекционируют марки и монеты, оружие и автомобили, у них, видите ли, непреодолимая тайная страсть к коллекционированию ощущений от разнообразных фаллосов. Сведениями о пополнении своих коллекций они якобы с большим энтузиазмом делятся с доверенными подругами, и это занимает у них все свободное время. Они для этого и родились на свет. Нам пытаются внушить, что в этом и состоит «единственный смысл их жизни», который подозрительно удобен лишь флегантам. [163] Если какие-то шальные помойные мухи совершенно заблудились, потеряли ориентацию и «полагают», что роза раскрыла свои ароматные «объятья» именно для них, нормальный садовник скорее прогонит мух, чем начнет вырубать цветники. [164] Очевидна в этом отношении защитная функция татуировок. [165] Разве не танталовы муки испытывает человек, которого цинично дразнят ананасами, кокосами и омарами, в то время как он не может позволить себе купить сливочное масло или необходимую тюремно-аскетическую «корзинку» овощей для детей. [166] Этот непостижимо сексуальный взгляд свысока, который намертво «цепляет» инфантильных субъектов, этот взгляд-вызов, но не крепости бицепсов, а упругой плотности кошельков: «А хватит ли у вас денег расплатиться за такую роскошь? »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|