Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое знание эпохи возрождения




 

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название «эпоха Возрождения». Его главной особенностью стало возрождение антич­ных ценностей, без которых едва ли смогли бы суще­ствовать и арабоязычная, и латиноязычная культуры (в Западной Европе, как известно, языком образован­ности была латынь).

Мыслители Возрождения полагали, что они очища­ют античную картину мира от «средневековых варва­ров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата, хотя их восприятие, разуме­ется, было созвучно новому образу жизни, обусловлен­ной им интеллектуальной ориентации.

Возникновение мануфактурного производства, ус­ложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, — все эти процес­сы изменили положение человека в мире и обществе, а, следовательно — и его представления о мире и са­мом себе.

Новые философы вновь обращаются к Аристоте­лю, который теперь из идола скованной церковными догмами схоластики превращается в символ свободо­мыслия, спасения от этих догм. В главном очаге Воз­рождения — Италии — разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ион Рушда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами — сторонниками Александра Афродисийского.

Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли в какой-то степени ста­рые, возникшие в период VII-VI вв. до н. э. Эта эпоха актуализировала ценности античного мира, черпала и утверждала новые, прогрессивные идеи непреходяще­го учения великого Аристотеля. Таким образом, это время возвращения (возрождения) важнейших прин­ципов античной науки.

Эпоху Возрождения часто называют периодом гу­манизма, поскольку она связана с пробуждением об­щего интереса к человеку и его жизнедеятельности. Это — стремление вернуть человека с божественных высот на землю, отказ от религиозных схоластических построений о душе, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей.

Вместе с тем, в психологических взглядах мысли­телей этого времени не были полностью преодолены средневековые предрассудки.

В это время зародился новый предмет психологи­ческой науки, как науки о сознании, окончательно сформулированный в Новое время.

Характерной чертой психологии этого периода является противоречивое сплетение старого миропо­нимания с новыми обозначающимися тенденциями.

Раньше всего проблески научного мировоззрения появляются в Италии. Среди первых крупных мысли­телей, попытавшихся выступить против традиций сред­невековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Балла (1407-1457 гг.).

Свои основные взгляды Л.Валла изложил в тракта­те «О наслаждении как истинном благе». Уже само название его труда говорит о близости его взглядов с учением Эпикура и Лукреция. Л.Валла утверждал, что в основе всего лежит природа, и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его — проявление природы.

Ведущими признаками, отличающими всю живую природу, Лоренцо Балла считал потребности и стрем­ления. Они свойственны и человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением к чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия — это голос и требования природы и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

С утверждением природной детерминации души человека выступал другой представитель итальянской мысли XV столетия Пьетро Помпонацци (1462-1525 гг.). В книге «О бессмертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опыт­ным путем установить невозможно. Душа — это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.

В равной мере это касается и мышления. Оно, подобно другим силам и свойствам души, является функцией мозга, возникает и умирает вместе с рожде­нием и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые, в свою очередь, даны в чувственных формах познания — ощущениях, восприятиях и представлениях.

Выступление против церкви и богословия проявля­лось не только в критических трактатах, но также в учреждении научно-учебных центров или академий, которые были призваны кардинально изменить подход к изучению человека.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал итальянский ученый Бернардино Телезио (1509-1588 гг.). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он первым организовал в Неаполе общество естествоис­пытателей, которое ставило своей целью изучать приро­ду во всех ее частях, объясняя ее из нее самой.

Собственную систему взглядов Б.Телезио развивал, ориентируясь на учения Парменида и, особенно, сто­иков. По его мнению, в основании мира лежит мате­рия. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, в своем учении о движущих силах, являющихся источником энергии, в качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т. д. Эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связан­ные с концентрацией определенных сил. Они являют­ся источником всякого развития.

Б.Телезио также считал, что главной целью приро­ды является сохранение достигнутого состояния. Та­ким образом, можно говорить о том, что в его кон­цепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону са­мосохранения, по его мнению, подчиняется и разви­тие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях прояв­ляется сила души, сохраняющая и удлиняющая жизнь, а в отрицательных — ее слабость, мешающая самосох­ранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения.

Проводя в целом передовые, для того времени, взгляды и утверждая естественно-научный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им все-таки признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.

Наряду с Италией возрождение новых гуманисти­ческих взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реально­го знания о психике.

Намеченные в общих чертах во взглядах П.Помпонацци и Б.Телезио принципы эмпиризма и сенсуализма наибольшей отчетливостью выступают в кон­цепции Хуана Луиса Вивеса (1492-1540 гг.). В своей книге «О душе и жизни». Л.Вивес полагал, что приро­да существует сама по себе и познавать ее необходи­мо путем опыта и эксперимента. Познание души дол­жно строиться не на умозрительных рассуждениях о душе как особой духовной сущности, оно должно идти по линии изучения ее конкретных проявлении и свойств. Первичными формами психического являют­ся ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Таким обра­зом, он предлагал новый способ обобщения чувствен­ных данных — индукцию. Хотя этот способ был де­тально разработан позднее английским философом, лорд-канцлером при короле Якове I Фрэнсисом Бэко­ном (1561-1626 гг.), Вивесу принадлежит доказатель­ство возможности и обоснованности логического пе­рехода от частного к общему.

Аналогичные изменения происходят и в области побудительных сил. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является, по убеждению Л.Вивеса, внутрен­ний опыт или самонаблюдение. Именно опираясь на самонаблюдение, он выделил некоторые основные и важнейшие характеристики побуждений и эмоциональ­ных состояний.

1) различную степень интенсивности, то есть силу или слабость эмоциональных переживаний — легкие, средние и сильные;

2) длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных;

3) качественное содержание эмоциональных ре­акций, разделение их по этому признаку на приятные (положительные) и неприятные (отрицательные).

Л.Вивес одним из первых пришел выводу, что наи­более эффективным для подавления негативного пе­реживания является не его сдерживание или подавле­ние разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

По Л.Вивесу, именно практика, опираясь на тео­рию, позволяет правильно воспитывать ребенка. Вивес решительно выступал против схоластики в защиту опытного познания. Педагогические идеи Вивеса по-нлияли на Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.) — чешского мыслителя-гуманиста, педагога, разработавшего педагогическую систему, в основу которой были положены принципы материалистического сенсуализ­ма; а также на основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу (1491-1556 гг.), выработавшего организацион­ные и моральные принципы ордена.

Другой испанский врач и психолог Хуан Уарте (1530-1592 гг.), также отвергая умозрение и схоласти­ку, в своей работе «Исследования способностей к на­укам», особенности души ставит в зависимость от те­лесных особенностей человека, климатических условий и пищи; требовал применить индуктивный метод. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям с целью профессионального отбора;

В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каж­дому дарованию в частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юрис­пруденция, военное искусство, управление государ­ством и т. д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались вообра­жение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, то есть пропорцией, в которой смешаны главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, X.Уар­те оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полковод­ца, врача, юриста, теолога и т. д. Зависимость таланта от природы не означает бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуаль­ные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности, характер питания.

X. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы разли­чать качества мозга, определяющие характер дарова­ния. И хотя его собственные наблюдения о соответстви­ях между телесными признаками и способностями очень наивны (например, он выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т. п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была вполне рациональной.

Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе, потому что счи­тал важным, чтобы никто не ошибся в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его при­родному дарованию.

Еще одним замечательным испанским мыслителем XVI-гo века был врач Гомес Перейра (1500-1560 гг.). Двадцать лет своей жизни он посвятил работе над кни­гой «Антониана Маргарита» (1554 г.) Ее главным выво­дом было отрицание чувствующей души у животных.

Впервые в истории науки животные были представ­лены как «апсихические» тела, управляемые не душой, а прямыми воздействиями внешних объектов и следами этих воздействий (по терминологии Перейры — «фантазмами»). Номиналистская традиция перешла у Г.Перейры из области познания в область поведения.

Если Оккам и его последователи учили, что не только понятие, но и чувственный образ - знак вещи, то, согласно взглядам Перейры, животные ничего не слышат, не видят, вообще не чувствуют. Не чувствен­ные образы, а знаки движут их поведением.

Вывод Перейры противоречил учению католической церкви о животных, как низших душах. От инквизиции ого спасло резкое противопоставление животных человеку как богоподобному существу с бессмертной душой Значительную роль в увеличении опытных знаний о деятельности организма сыграли анатомические опыты бельгийского ученого Андреаса Везалия (1514 — 1564 гг.), который в книге «О строении человеческого тела» выдвинул учение о «животных духах» как реаль­ном материальном субстрате психических явлений.

На характер трактовки объяснения телесных ме­ханизмов психики существенное влияние оказывали общие условия развития производительных сил. Рост мануфактурного производства, возрастание роли тех­ники, создание и широкое распространение различ­ных механизмов не могло не повлечь за собой изме­нений в объяснительных принципах психической деятельности.

Тенденция описывать психику в сравнении с ра­ботой механизмов и машин все более усиливается. На­чало механистического подхода в психологии было по­ложено арабскими учеными, провозгласившими так называемый «оптический детерминизм». Научные взгляды А.Везалия в значительной мере способствова­ли преобразованию оптического детерминизма в ме­ханистический.

В укреплении механистического подхода в интер­претации психики и поведения людей и животных видную роль сыграл итальянский ученый Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — величайший представитель эпохи Возрождения, соединивший в одном лице не­превзойденного художника, философа, естествоиспы­тателя и изобретателя. Он известен и как блестящий анатом, длительное время занимавшийся вскрытием трупов животных и людей. При изучении анатомии он преследовал научные цели. В анатомических исследо­ваниях он видел путь проникновения в тайны челове­ческих страстей, чувств и поведения. К числу общече­ловеческих страстей Леонардо да Винчи относил радость, печаль и физические усилия. Только в связи с этими состояниями, считал Леонардо, может быть понято основное жизненное значение различных час­тей организма (мышц, костей, сухожилий и т. д.), дви­жениями и изменениями которых сопровождаются че­ловеческие страсти (печаль, страх, жестокость и т. д.).

Высшей ценностью в этот период развития науки становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо да Винчи, — «божественная наука живопи­си». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах.

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осозна­вал себя центром направленных вовне духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные цен­ности; он желал подражать природе, на деле преобра­зуя ее своим творчеством, практическими деяниями.

Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, то есть строения и работы двигательных систем организма, причем дея­тельность живых существ он стремился описывать в категориях механики.

Сосредоточив большое внимание на работе различ­ных мышечных систем, ему удалось установить не только подчиненность их законам механики, но также зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга. В известных опы­тах на лягушках им было показано, что, в случае уда­ления головного мозга, у лягушки остается сохранной часть мышечных движений, тогда как при проколе или разрушении спинномозгового ствола исчезают и эти движения. Важность этого открытия состояла в двух моментах, а именно в том, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отде­лы отвечают за различные функции.

Особый интерес вызывают представления Леонар­до да Винчи относительно глаза, который рассматривал­ся им как властелин над всеми другими органами чувств. Характеризуя деятельность глаза, он показыва­ет, что работа глаза управляется не особой способнос­тью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. В приводимом им описании механизма зрения, по существу, давалась схема зрачкового реф­лекса, и, таким образом, Леонардо довольно близко по­дошел к рефлекторному принципу.

Несколько в стороне от общей тенденции разви­тия психологии в эпоху Возрождения стоят работы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...