Трансперсональная психология
Выше мы обозначили психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологию как «три силы» в психологии (так это было названо А.Маслоу). На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 70-е гг. XX в. трансперсональная психология, ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций. В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») — так называемые — измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является американский психиатр чешского происхождения Стэм (Станислав) Гроф (род. 1931 г.). По мнению многих экспертов С.Гроф, наряду с З.Фрейдом и К.Юнгом, является крупнейшим реформатором психологии и психиатрии XX в., заложившим основы психологии будущего. С 1956 по 1967 гг. С.Гроф — практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает психоанализ. В 1959 году удостоен премии Кюффнера — национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. С 1961 года Гроф возглавил в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса, а затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мэрилендском центре психиатрических исследований.
С 1973 по 1987 год С.Гроф — сотрудник Эсаленд-ского института (Биг-Сур, штат Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной разработал технику холотропного дыхания (холотропный — ведущий к целостности) — уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста, именуемый также ребёфингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как, в изменённом состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический — духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (в связи с этим нередко говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества). Согласно взглядам представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что, часто, может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира. Итак, что же на сегодня известно об этом, далеко не всем знакомом направлении в современной психо логии, снискавшем, тем не менее, внушительное количество своих поклонников по всему миру. Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед теорией и практикой оздоровительной работы и духовного совершенствования человека, является разработка специальных курсов занятий достаточно высокого теоретического и методического уровня. Подобного рода учебные курсы по нетрадиционным системам оздоровления и духовного совершенствования созданы всего лишь в нескольких вариантах и изданы крайне малым тиражом. Из всех учебных курсов, возможно, менее всего «повезло» психотехнике Вивейшн (Vivation).
Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что, вобрав в себя многие элементы из различных древнейших техник и философий, сама эта методика, в ее теперешнем виде, существует немногим более 30 лет, продолжая стремительно совершенствоваться. С другой стороны, эта литература ограничивается, в основном, впечатлениями журналистов — людей, непрофессиональных в этой области. Это взгляд «со стороны». Такая публицистика делает акцент на тех удивительных переживаниях и путешествиях во времени и в пространстве, которые совершаются людьми в процессе Вивейшн. Но, к сожалению, гораздо меньшее внимание уделяется назначению этой техники, той задаче, которую она решает, выполняя социальный заказ. Что же представляет собой техника Вивейшн? Вивейшн — это уникальная дыхательная техника интеграции личности, дающая нам доступ к ресурсам нашего сознания и освобождающая нашу психику от груза накопленных в ней стрессов. Это делает нас устойчивыми к будущим стрессам, стимулирует очищение и оздоровление организма на трех уровнях: телесном, психическом и духовном. Именно это органическое единство уровней рационального, эмоционального и духовного особенно важно при поиске пути к себе, ответа на вечные вопросы. Соединяя человека с самим собой, эта техника помогает ускорить переход от ощущения себя, как физического тела к пониманию себя, как духовногоначала. Обновляя дух и тело, Вивейшн выявляет скрытые препятствия на пути к здоровью и успеху. Как всякое новое учение, Вивейшн требует осмысления. Оно помогает нам лучше понять себя, свое место в жизни, свои возможности и ограничения, свою беспредельность и предельность. Техника Вивейшн, являясь наиболее обобщающей из психотехник, использующих осознанное связное дыхание, является качественно новой ступенью, новым витком в их развитии. Идейная и техническая мощь Вивейшн объясняется тем, что каждый элемент ее имеет глубокие исторические корни.
Так, процедура организации групповых занятий представляет собой синтез магических обрядов, меди-тационных техник йоги, психологических эффектов, разработанных австрийским врачом Францем Антоном Месмером (1734— 1815 гг.), современных способов расслабления (релаксации). Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе Вивейшн, имеет аналоги в пранаяме, в цигун, в ритуалах африканских шаманов. В психологической картине Вивейшн представлена богатая палитра идей психоаналитического направления, гештальтпсихологии (см. Гл. № 14: «Геш-талыппсихология»), экзистенциальной и, конечно же, трансперсональной психологии. Философский слой Вивейшн синтезирован различными идеями буддизма, индуизма, даоизма, древнеегипетской и тибетской традиций, суфизма, христианской мифологии, танатологии, новейших направлений гносеологии. При этом необходимо отметить, что сам процесс Вивейшн, его феноменология, его эффективность, его возможности в глубинной психотерапии и трансформации личности существуют без всяких теоретических построений, являясь в этом смысле самодостаточными. Но понимание процесса вне этих идей невозможно, во всяком случае — весьма сложно. Техники работы с дыханием, подобные Вивейшн, возникли около 30 лет назад в США. У истоков этих техник; объединенных собирательным понятием «Ре бефинг» (от англ. слова — rebirhthing, что означает «возрождение», «рождение вновь», «духовное воскресение»), стояли уже упоминавшийся выше Станислав Гроф и Леонард Орр. Станислав Гроф известен своими работами по исследованию бессознательного с помощью ЛСД (синтетический психоделик, галюциноген). В Праге, а затем и в США занимался ЛСД-терапией, успешно исцеляя многих больных. После запрета Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) применения ЛСД в медицине, Гроф разработал метод активного дыхания, дающий переживания и результаты, аналогичные приему ЛСД, вошедший в практику под названием «метод голотропного (холотропного) дыхания».
С тех пор, когда в 1975 г. Леонардом Орром в Уолтоне был построен Тренировочный Центр Ребефин-га, методика процесса претерпела очень большие изменения как по своей предметной направленности, так и по теоретическому содержанию. На современный уровень ее подняли американцы Джим Леонард и Фил Лаут, сформулировавшие в 1979 г. понятие об интеграции в процессе Ребефинга, имеющее принципиальное значение для техники. Ребефинг, типично по-американски, явился кратчайшим путем, поразительным методом ускоренного просветления и личного прогресса. Поэтому, в настоящее время, существует большое количество стилей и направлений вокруг Ребефинга — от холотропного дыхания (пневмокатарсис по С.Гроффу), как наиболее интенсивного способа, до Вивейшн, как наиболее изящного и мягкого, но не менее эффективного. Вначале эти техники применялись для преодоления последствий травмы рождения, но впоследствии выяснилось, что, поскольку все подсознательные травмы имеют одинаковую структуру, то Ребефинг оказался эффективен при работе с любым стрессом для снятия нервного напряжения, предупреждения будущих стрессов и вызываемых ими расстройств, для создания душевного комфорта. В 60-х годах прошлого века американские психологи пришли к выводу: тот опыт, который получает ребенок в период своего внутриутробного развития, при родах и в первые годы своей жизни, оказывает определяющее влияние на формирование мировосприятия ребенка и весь его последующий жизненный путь, определяя даже его последнюю болезнь. Этот опыт был обозначен как «родовая травма» или «травма рождения». При этом, решение напрашивалось само собой: освободить человека от гнета родовой травмы, снять ее последствия путем «перезаписи» самой травмирующей ситуации, нашего отношения к ней с позиций сегодняшнего дня. Что же вызывает родовую травму? И в чем она заключается? В современных условиях рождение человека становится одним из самых больших стрессов в его жизни. Если раньше, когда женщины рожали дома, в окружении родных и близких, ребенок рождался в атмосфере любви, то в современных роддомах рождающийся ребенок — лишь один из тысяч подобных, и врачи не утруждают себя тем, чтобы окружить его любовью. И ребенок «знает» это. Но это, только, так называемый, «организационный» момент. Во время своего развития плод вступает в отношения с окружающим его миром опосредствованно, через мать, которая в этот период его жизни представляет с ним единое психосоматическое целое. Мать — это первая земная Вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
«Запоминая» ощущения матери, ребенок все «знает»: как он был зачат — случайно или это «плод любви»; хотели его и ожидали с нетерпением или старались от него избавиться, изгоняли, а, не изгнав, примирились. (но нелюбимый ребенок не имеет шансов на здоровье!); как складывались отношения его отца с матерью во время ее беременности; каковы отношения матери с другими членами семьи, с родственниками, с ее окружением и с обществом. И нарушение гармонии во всех этих многогранных отношениях оказывает губительно травмирующее воздействие на психику плода. Французский ученый Андрэ Бертин, проведя интереснейшие исследования в рамках программы, созданной в 1982 г. во Франции, — Национальной ассоциации пренатального воспитания, выяснил, что 1/3 женщин (участвовавших в опросе) в период своей беременности не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей; у них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства; в раннем возрасте эти дети плакали намного больше; они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития ребенка являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения. Сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности, может быть причиной страдания взрослых. Это наглядно демонстрирует следующий пример: Мужчина Н. (возраст — 30 лет) страдал от внезапных приливов жара, сопровождавшихся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая 9-й, 8-й месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на 7-ом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако, клеточная память сына сохранила не только ощущение чрезмерного жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страдания уже взрослого человека. Но есть и чисто физиологические причины стрессов в пренатальный период. Даже при родах без патологии, природа их сегодня такова, что психика ребенка подвергается жесточайшим испытаниям. Назовем лишь некоторые из них. Если в первый период беременности условия для развития ребенка оптимальны, включая безопасность, защиту, подходящее окружение и непрерывное удовлетворение всех потребностей, а ребенок и мать составляют симбиозный союз, то с наступлением схваток безмятежное внутриутробное существование, в нормальных условиях близкое к идеалу, подходит к концу. В этой фазе маточные схватки сжимают плод, но шейка матки еще закрыта и пути наружу нет. Это создает ситуацию полной неопределенности, безысходности и жизненной угрозы для ребенка. Мать и ребенок становятся источником дискомфортных ощущений и боли друг для друга — вступают в биологический антагонизм и конфликт. А в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, отходят околоплодные воды, и на плод, пребывавший в биологически комфортном состоянии, близком к невесомости, обрушиваются перегрузки, вызванные земным притяжением. Этот гравитационный удар неизбежно приводит к гибели части мозговых клеток ребенка. Плод начинает продвижение, однако родовые пути матери — существа, зачавшего и вскормившего его —. преграждают ему выход к новой жизни, и это воспринимается им как раздвоение целого, единого. В какое смятение это должно привести его! Можно только догадываться о том, какие психические комплексы берут начало в этой травмирующей ситуации... Затем следует термический удар: из комфортной и привычной температуры околоплодной жидкости (примерно 37 градусов по Цельсию) ребенок попадает в воздушную среду с температурой, как минимум, на 10 — 15 градусов ниже. А если говорить о наших специфических российских условиях рождения ребенка где-то в отдаленной глубинке — холодной зимой, в недостаточно отапливаемом помещении, — то эта разница может быть еще значительнее. Когда же ребенок, наконец, появляется на свет, перерезание пуповины не только лишает его примерно 30% его крови и иммунитета, оставшихся в еще пульсирующей плаценте, но и того единственного, привычного образа жизни, дыхания и питания, которые он знал. Ситуация отделения ребенка от матери при рождении неминуемо порождает у него страх, который может рассматриваться как прообраз будущего страха перед смертью. Ничего подобного в его жизни уже никогда не случится. И снова «организационные моменты»: новорожденного малыша отрывают от матери — этого единственного оставшегося для него источника любви и света, — хватают за ноги, переворачивают, шлепают, куда-то уносят. У ребенка возникает ощущение, что он покинут и одинок... Примерьте, пожалуйста, на себя каждый из этих стрессов. Когда же они следуют один за другим, нарастая лавинообразно, то воспринимаются ребенком как непосредственная угроза самой его жизни. Ребенок воспринимает окружающий его мир, как противостоящий и враждебный ему. Невозможность смягчить его воздействие вызывает стрессовое состояние, память о котором глубоко запечатлевается в его психике, опускаясь на ее «дно» и оставаясь неприкосновенной даже в минуты самого безоблачного счастья человека. Вот именно эта психическая травма, которую мы привносим в сценарий всей нашей жизни, и получила название «родовой травмы» или «травмы рождения». Ощущение покинутости и одиночества во враждебном мире... Можно ли позволить этому чувству ребенка испортить нашу жизнь, наполнив его одиночеством? Изначально социальный заказ состоял именно в том, чтобы вместо запрещенной в 1968 г. ЛСД-терапии, разработать альтернативную безмедикаментозную технику снятия у человека родовой травмы. Цель — помочь человеку как бы родиться заново и уже с позиций взрослого человека, пройдя еще раз через свое рождение, по-новому его оценить и осмыслить. Оказалось, однако, что в Ребефинге человек снимает не только родовой стресс, но и другие стрессы, испытанные им в жизни, освобождая и расчищая собственное сознание. Ведь все, что мы пережили в прошлом, цепко держит нас в своих объятиях, не отпуская даже тогда, когда нам кажется, что мы уже покончили счеты с ним навсегда, что «все уже забыто и быльем поросло». А современная жизнь дает нам достаточно поводов для неприятных эмоций, стрессов. Подавленные же чувства одиночества и тоски, отчаяния и безнадежности, гнев, тревога, страх, обида, раздражение и другие дискомфортные эмоции не проходят бесследно. Эта информация, оцененная нами как тревожащая, вытесняется из нашего сознания механизмами психологической защиты (см. Гл. № 10: «Психоанализ»), наполняя наше подсознание и оказывая влияние на наше мировосприятие, взаимоотношения с окружающими, на наше поведение и самочувствие. Сознание «забыло», но тело и подсознание лишены такой возможности. Будучи вытесненными и устраненными из сознания, отрицательные эмоции не исчезают бесследно, а, оставаясь в бессознательном, ждут благоприятного случая, чтобы в завуалированной форме вновь заявить о себе. Так, временное разрешение внутренних конфликтов оборачивается постоянными терзаниями личности, не осознающей истинных причин своих страданий, что приводит к возникновению психических и физиологических расстройств. Вытесненные эмоции составляют ту почву, на которой — с годами пышным цветом распускаются психосоматические болезни — болезни тела, имеющие свои корни в переживаниях прошлого: нервные и психические расстройства, депрессия, диабет, язвы, гипертония, болезни сердца и печени, респираторные заболевания, половые расстройства и многие другие. Но вернемся к моменту рождения ребенка. Ему, только что родившемуся, становится страшно и дискомфортно. Он ощущает, что там, откуда он пришел, ему было хорошо, а здесь, куда он попал, ему стало плохо, и именно с этой оценки — «хорошо-плохо» — начинается жизнь человека. И первый крик ребенка — это не что иное, как рефлекторный ответ на внезапное раздражающее изменение привычных для него внутриутробных условий жизни — и протест, и сигнал о том, что еще для одного человеческого существа весь огромный, сияющий и прекрасный мир раскололся, перестал восприниматься, как единое целое и начинает дробиться на части. Всю свою последующую жизнь человек будет продолжать судить, оценивать и, следовательно, делить мир на правильное и неправильное, доброе и злое, черное и белое, праведное и грешное. Что же происходит в нашем сознании после каждой такой оценки? Мы не можем реально разделить, рассортировать мир на «правильное» и «неправильное». Мир как был, так и остается единым и неделимым. Мы производим это деление в своем сознании, то есть, по сути дела, делим и дробим само наше сознание. Это разделение приводит человека к борьбе: и с самим собой, и с целым миром. В этой бесплодной борьбе мы не только не завоевываем весь мир, но и теряем самих себя, свою внутреннюю целостность, гармонию и покой. Так мы делаем наш первый шаг по дороге, которая неотвратимо ведет нас к потере здоровья, к болезням психики и тела. Вот уж действительно: «Не судите, да не судимы будете...» Наша попытка судить мир бумерангом оборачивается, прежде всего, против нас самих: нашего душевного и физического здоровья. Вивейшн — это техника, которая устраняет именно разделение, раздробленность сознания. А это, в свою очередь, предполагает два важнейших следствия: 1) тем самым не лечатся симптомы болезней, а эффективный способ внутреннего примирения Так ВивейШн позволяет нам не «бороться со злом», не уходить из мира, а просто делать добро из зла. Обнаруживая, что добра и зла в мире нет, эта техника помогает нам найти путь к гармонии с единым и целостным миром, восстанавливает целостность сознания, растворяя конфликт. В процессах Вивейшн люди часто отрываются от земного притяжения и уносятся мыслью к далеким космическим мирам. Но опытные ребеферы предлагают своим, особенно начинающим, ученикам подольше «задерживаться» в собственном теле (именно в теле «сидят» проблемы наших взаимоотношений со всеми, кто окружает нас в нашей жизни), изучать его, прорабатывать все комплексы, болезни. В каждой сессии Вивейшн крайне важна личность ребефера, та атмосфера, которую он создает во время занятий. Важна чистота его помыслов, искреннее желание донести свет и любовь до каждого из обучающихся этой технике, умение понять его состояние, поддержать. Как правило, после процесса каждому участнику хочется рассказать всем людям о пережитом им. Нет необходимости скрывать свои чувства. Инструкция, воспринимаемая в этот момент душой и сердцем, может быть следующей: «Тебе нечего скрывать. Ты открыт, помыслы твои чисты, ты охотно делишься всем пережитым, перечувствованным в ходе процесса, с радостью слушаешь других. Ты ощущаешь себя уникальным. Ты достоин любви, и ты чувствуешь потребность любить других людей, понимать их. Жизнь становится светлее. Горизонты твоего сознания раздвигаются и нет ничего невозможного...» Важно отметить, что в связи с трансформацией личности, которую дают занятия техникой Вивейшн, у многих людей возникает глубокое духовное и религиозное прозрение, трансформирующее не только отношения человека к человеку, но и наше отношение к Природе. Подведем некоторые итоги. Что же привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Вивейшн помогает им: — полнее раскрыть и реализовать свой творчес — даже в конфликтных ситуациях сохранять яс — быстрее восстанавливать эмоциональное рав — повысить способность к адаптации; — стать более независимым от внешних воздей — резко повысить работоспособность; — принимать людей и ситуации такими, какие они — чувствовать радость от общения с людьми; — эффективно делать выбор, когда это требуется; — держаться естественно, без комплексов; — достичь внутренней гармонии и душевного рав — научиться лучше владеть своим телом; — сделать сон более полноценным. И, наконец, совершенно специфические последствия занятий: повышается экстрасенсорика. Людьми, даже не знакомыми с биоэнергетикой, легко идентифицируются волны биоэнергии, прокатывающейся по телу, отчетливо ощущается локализация энергетических центров (чакр)и каналов. Ценность и привлекательность сессий Вивейшн состоит в том, что, во-первых, человек освобождается от своих бессознательных комплексов и психосоматических травм. Он получает дополнительно большое количество психической энергии, которая была связана в подсознании. Во-вторых, организм самоисцеляется, активизируются самозащитные механизмы и многие болезни проходят, организм в значительной мере оздоравливается. В-третьих, сессии сопровождаются сильными положительными эмоциональными переживаниями, что, само по себе, очень приятно. В-четвертых, есть чисто познавательный интерес Так Вивейшн ведет человека через недоумение и восхищение к непоколебимой вере в человека и твердой убежденности в его неисчерпаемые возможности. Занятия этой техникой преобразуют личность, которая с удивлением взирает на саму себя, поражаясь тому ощущению свободы, которое разрастается внутри нас. Это и есть наш путь к себе, где все идут к одной цели, но каждый идет своим путем. Как и любое другое средство, техника Вивейшн — не панацея: она помогает, но только при нашем активном участии. Как палочка для тех, кому трудно ходить: палочка помогает, но идет-то человек сам. В начале 90-х гг. прошлого века в России метод С.Грофа видоизменили в технику Свободного дыхания (хотя эта техника была известна йогам древности как пранаяма). Она очень эффективна по набору жизненной энергии и освобождает психику от стрессов. Сегодня этот метод с успехом используется, особенно для людей, которые никогда не сталкивались с техникой достижения медитации, на начальном этапе. Доктор медицины Станислав Гроф является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время являлся её президентом. В 1993 году он был награждён премией ITA за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии. В настоящее время С.Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Является автором и соавтором более ста статей и четырнадцати книг, переведённых на двенадцать языков.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Еще одним важным психологическим направлением, возникшим в период «открытого кризиса», явилась гешталыппсихология (приблизительный перевод с нем.: психология формы), связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертхай-мера (1880- 1943 гг.); Курта Коффки (1886- 1941 гг.) и Вольфганга Келера (1 887 - 1 967 гг.). В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода, причем не только в психологии, но в науке в целом). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так называемый, фи-феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка), находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и затемнялись, то есть «загорались» и «угасали». Оказалось, что при уменыиеМы видим здесь три узких столбика (или три дорожки) или, при некотором усилии, два широких столбика и две линии по бокам. Однако в действительности здесь нарисованы шесть линий, и только. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона — как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона — важнейшие для гештальт-психологии). К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструктурирование» ситуации). Пример двойственного изображения: два круга, вписанные один в другой: Обратите внимание, что вы можете видеть либо один «вариант», либо другой, но никогда — оба одновременно. нии временных интервалов между «вспышками» восприятие двух последовательно загорающихся и гаснущих объектов сменяется восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок перемещался и возвращался в исходное положение. Следовательно, восприятие движения строится по иным, нежели суммация ощущений, законам. Рассмотрим такое изображение: Понятия фигуры и фона, явление переструктурирования, то есть внезапного усмотрения новых отношении между элементами, распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении творческого мышления, внезапного «открытия» нового способа решения задачи, того, что называется «озарение». В гештальтпсихологии это явление получило название «ara-решение» (теперь чаще используют понятие «инсайт»), причем оно обнаруживается не только учеловека, но и у высших животных. В.Келер полагал, что можно говорить о творческом мышлении животных в собственном смысле слова. Так, обезьяна, находящаяся в клетке, где находятся также и палки, далеко не сразу «догадывается» использовать палку для того, чтобы достать приманку, находящуюся за пределами клетки. Можно, однако, зафиксировать момент, когда, после ряда безуспешных попыток достать приманку рукой, обезьяна прекращает их и, как бы, «задумывается». После этого, при условии что палка окажется в зрительном пространстве животного, задача решается как бы вдруг. В терминах фигуры и фона это можно описать так: вначале фигурой выступала только приманка; переструктурирование же приводит к тому, что в фигуру входит также и орудие, до того бывшее частью недифференцированного фона. Усмотрение новых отношений — центральный момент творческого мышления человека. Именно на основе принципов гештальтпсихологии были проведены исследования в этой области с использованием метода «рассуждения вслух». Вот, например, одна из классических задач, использовавшихся при исследовании немецким психологом, близким к гештальтпсихологии, Карлом Дункером (1903 — 1940 гг.), изучавшим своеобразие творческого мышления, как процесса решения проблемы, носящего целостный характер и, вместе с тем, расчленяемого на несколько взаимосвязанных стадий: как избавить больного от злокачественной опухоли во внутренней полости тела (например, в желудке) при помощи Х-лучей, обладающих абсолютной проницаемостью и при определенной интенсивности разрушающих любую ткань? Проблема, как вы понимаете, заключается в том, что лучи разрушают не только больную ткань, но и здоровую. Как этого избежать? Попробуйте решить задачу сами, проследив, по возможности, за ходом решения (хотя, здесь следует сделать некоторую оговорку, это и не будет гештальтпсихологическим методом работы). Необходимо признать, что идеи гештальтпсихоло-гии оказались чрезвычайно эвристичными: по существу, был открыт новый способ психологического мышления. Несмотря на то, что в «чистом» виде это направление в современной психологии практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но, прежде всего, тем значением, которое он несет в культуре и в практике конкретного человека), многие идеи гештальт-психологов оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений. Так, уже упоминавшийся выше необихевиорист Э.Толмен, рассматривая поведение как целостный феномен и вводя представление о когнитивных картах, сближает бихевиоризм с гештальтпсихологией. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику. Исследования мышления в геш-тальтпсихологии во многом определили идею проблемного обучения. Мы отдельно остановимся на двух авторах, которые, не являясь «чистыми» гештальтпсихологами, заимствовали у этой науки ряд принципов, которые распространили за пределы психологии познавательных процессов — в область психологии личности. Немецкий психолог, эмигрировавший в 1932 году в США, Курт Левин (1890— 1947 гг.) вошел в историю науки как автор теории поля. Вслед за гештальтпсихологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (ага-решение). Понятие «поля» связывается Левиным с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено (аналог физического поля, как и гештальтисты, Левин утверждал тождество, физических и психологических закономерностей), когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу. Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд «притягивает» нас (в терминах Курта Левина, имеет положительную валентность), но, удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяется объектами поля, называются «полевое поведение»: его «нормальный» вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу того, что соответствует потребности. Возможны, однако, варианты, когда человек начинает подчиняться случайным объектам. К.Левин показывает это экспериментально (для него
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|