Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансперсональная психология




Выше мы обозначили психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологию как «три силы» в пси­хологии (так это было названо А.Маслоу). На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 70-е гг. XX в. трансперсональная психология, ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это от­носится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими пе­реживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») — так называ­емые — измененные состояния сознания, пережива­ние которых может привести человека к смене фун­даментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Лидером этого направления является американский психиатр чешского происхождения Стэм (Станислав) Гроф (род. 1931 г.). По мнению многих экспертов С.Гроф, наряду с З.Фрейдом и К.Юнгом, является крупнейшим реформатором психологии и психиатрии XX в., зало­жившим основы психологии будущего.

С 1956 по 1967 гг. С.Гроф — практикующий пси­хиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает психоанализ. В 1959 году удостоен премии Кюффнера — национальной Чехословацкой награды, ежегод­но вручаемой за наиболее выдающийся вклад в обла­сти психиатрии. С 1961 года Гроф возглавил в Чехос­ловакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психи­атрических исследований (США), получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джо­на Хопкинса, а затем продолжил научно-исследователь­скую деятельность в Мэрилендском центре психиат­рических исследований.

С 1973 по 1987 год С.Гроф — сотрудник Эсаленд-ского института (Биг-Сур, штат Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной разработал техни­ку холотропного дыхания (холотропный — ведущий к целостности) — уникальный метод психотерапии, са­мопознания и личностного роста, именуемый также ребёфингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как, в изменённом состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рожде­ния, и символический — духовное воскресение.

При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (в связи с этим нередко говорят, что трансперсональная психология возрождает тра­диции язычества).

Согласно взглядам представителей этого направ­ления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что, часто, может быть связано со страданием и его пре­одолением) ведет к высвобождению, выходу за преде­лы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теорети­ческими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выра­ботанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Итак, что же на сегодня известно об этом, далеко не всем знакомом направлении в современной психо логии, снискавшем, тем не менее, внушительное коли­чество своих поклонников по всему миру.

Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед теорией и практикой оздоровительной работы и духовного совершенствования человека, яв­ляется разработка специальных курсов занятий доста­точно высокого теоретического и методического уров­ня. Подобного рода учебные курсы по нетрадиционным системам оздоровления и духовного совершенствова­ния созданы всего лишь в нескольких вариантах и изданы крайне малым тиражом. Из всех учебных кур­сов, возможно, менее всего «повезло» психотехнике Вивейшн (Vivation).

Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что, вобрав в себя многие элементы из различных древней­ших техник и философий, сама эта методика, в ее тепе­решнем виде, существует немногим более 30 лет, про­должая стремительно совершенствоваться. С другой стороны, эта литература ограничивается, в основном, впечатлениями журналистов — людей, непрофессио­нальных в этой области. Это взгляд «со стороны». Такая публицистика делает акцент на тех удивительных пере­живаниях и путешествиях во времени и в пространстве, которые совершаются людьми в процессе Вивейшн. Но, к сожалению, гораздо меньшее внимание уделяется назначению этой техники, той задаче, которую она ре­шает, выполняя социальный заказ.

Что же представляет собой техника Вивейшн?

Вивейшн — это уникальная дыхательная техника интеграции личности, дающая нам доступ к ресурсам нашего сознания и освобождающая нашу психику от груза накопленных в ней стрессов. Это делает нас устойчивыми к будущим стрессам, стимулирует очи­щение и оздоровление организма на трех уровнях: телесном, психическом и духовном. Именно это орга­ническое единство уровней рационального, эмоцио­нального и духовного особенно важно при поиске пути к себе, ответа на вечные вопросы.

Соединяя человека с самим собой, эта техника помогает ускорить переход от ощущения себя, как физического тела к пониманию себя, как духовногоначала. Обновляя дух и тело, Вивейшн выявляет скры­тые препятствия на пути к здоровью и успеху.

Как всякое новое учение, Вивейшн требует осмыс­ления. Оно помогает нам лучше понять себя, свое ме­сто в жизни, свои возможности и ограничения, свою беспредельность и предельность.

Техника Вивейшн, являясь наиболее обобщающей из психотехник, использующих осознанное связное дыхание, является качественно новой ступенью, новым витком в их развитии. Идейная и техническая мощь Вивейшн объясняется тем, что каждый элемент ее имеет глубокие исторические корни.

Так, процедура организации групповых занятий представляет собой синтез магических обрядов, меди-тационных техник йоги, психологических эффектов, разработанных австрийским врачом Францем Антоном Месмером (1734— 1815 гг.), современных способов рас­слабления (релаксации).

Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе Вивейшн, имеет аналоги в пранаяме, в цигун, в ритуалах африканских шаманов.

В психологической картине Вивейшн представ­лена богатая палитра идей психоаналитического на­правления, гештальтпсихологии (см. Гл. № 14: «Геш-талыппсихология»), экзистенциальной и, конечно же, трансперсональной психологии.

Философский слой Вивейшн синтезирован различ­ными идеями буддизма, индуизма, даоизма, древнееги­петской и тибетской традиций, суфизма, христианской мифологии, танатологии, новейших направлений гно­сеологии.

При этом необходимо отметить, что сам процесс Вивейшн, его феноменология, его эффективность, его возможности в глубинной психотерапии и трансфор­мации личности существуют без всяких теоретических построений, являясь в этом смысле самодостаточны­ми. Но понимание процесса вне этих идей невозмож­но, во всяком случае — весьма сложно.

Техники работы с дыханием, подобные Вивейшн, возникли около 30 лет назад в США. У истоков этих техник; объединенных собирательным понятием «Ре бефинг» (от англ. слова — rebirhthing, что означает «возрождение», «рождение вновь», «духовное воскре­сение»), стояли уже упоминавшийся выше Станислав Гроф и Леонард Орр.

Станислав Гроф известен своими работами по ис­следованию бессознательного с помощью ЛСД (синте­тический психоделик, галюциноген). В Праге, а затем и в США занимался ЛСД-терапией, успешно исцеляя многих больных. После запрета Всемирной Организа­цией Здравоохранения (ВОЗ) применения ЛСД в ме­дицине, Гроф разработал метод активного дыхания, дающий переживания и результаты, аналогичные при­ему ЛСД, вошедший в практику под названием «метод голотропного (холотропного) дыхания».

С тех пор, когда в 1975 г. Леонардом Орром в Уолтоне был построен Тренировочный Центр Ребефин-га, методика процесса претерпела очень большие из­менения как по своей предметной направленности, так и по теоретическому содержанию. На современный уровень ее подняли американцы Джим Леонард и Фил Лаут, сформулировавшие в 1979 г. понятие об интегра­ции в процессе Ребефинга, имеющее принципиальное значение для техники.

Ребефинг, типично по-американски, явился крат­чайшим путем, поразительным методом ускоренного просветления и личного прогресса. Поэтому, в насто­ящее время, существует большое количество стилей и направлений вокруг Ребефинга — от холотропного дыхания (пневмокатарсис по С.Гроффу), как наибо­лее интенсивного способа, до Вивейшн, как наиболее изящного и мягкого, но не менее эффективного.

Вначале эти техники применялись для преодоле­ния последствий травмы рождения, но впоследствии выяснилось, что, поскольку все подсознательные трав­мы имеют одинаковую структуру, то Ребефинг оказал­ся эффективен при работе с любым стрессом для сня­тия нервного напряжения, предупреждения будущих стрессов и вызываемых ими расстройств, для созда­ния душевного комфорта.

В 60-х годах прошлого века американские психо­логи пришли к выводу: тот опыт, который получает

ребенок в период своего внутриутробного развития, при родах и в первые годы своей жизни, оказывает определяющее влияние на формирование мировос­приятия ребенка и весь его последующий жизненный путь, определяя даже его последнюю болезнь. Этот опыт был обозначен как «родовая травма» или «травма рождения». При этом, решение напрашивалось само собой: освободить человека от гнета родовой травмы, снять ее последствия путем «перезаписи» самой трав­мирующей ситуации, нашего отношения к ней с пози­ций сегодняшнего дня.

Что же вызывает родовую травму? И в чем она заключается?

В современных условиях рождение человека стано­вится одним из самых больших стрессов в его жизни. Если раньше, когда женщины рожали дома, в окруже­нии родных и близких, ребенок рождался в атмосфере любви, то в современных роддомах рождающийся ре­бенок — лишь один из тысяч подобных, и врачи не ут­руждают себя тем, чтобы окружить его любовью. И ре­бенок «знает» это. Но это, только, так называемый, «организационный» момент.

Во время своего развития плод вступает в отноше­ния с окружающим его миром опосредствованно, че­рез мать, которая в этот период его жизни представля­ет с ним единое психосоматическое целое. Матьэто первая земная Вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Любовь, с ко­торой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать де­лит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя ос­новные качества личности, сохраняющиеся на протя­жении всей последующей жизни.

«Запоминая» ощущения матери, ребенок все «зна­ет»: как он был зачат — случайно или это «плод любви»; хотели его и ожидали с нетерпением или старались от него избавиться, изгоняли, а, не изгнав, примирились. (но нелюбимый ребенок не имеет шансов на здоровье!); как складывались отношения его отца с матерью во время ее беременности; каковы отношения матери с другими членами семьи, с родственниками, с ее окру­жением и с обществом. И нарушение гармонии во всех этих многогранных отношениях оказывает губительно травмирующее воздействие на психику плода.

Французский ученый Андрэ Бертин, проведя ин­тереснейшие исследования в рамках программы, со­зданной в 1982 г. во Франции, — Национальной ассо­циации пренатального воспитания, выяснил, что 1/3 женщин (участвовавших в опросе) в период своей бе­ременности не думала о вынашиваемом в чреве ребен­ке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей; у них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в ра­боте пищеварительного тракта и нервные расстройства; в раннем возрасте эти дети плакали намного больше; они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития ре­бенка являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

Сохранившаяся в подсознании информация о со­бытиях, происходивших с матерью во время беремен­ности, может быть причиной страдания взрослых. Это наглядно демонстрирует следующий пример:

Мужчина Н. (возраст30 лет) страдал от вне­запных приливов жара, сопровождавшихся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состоя­ние и «прокрутил» в обратном порядке всю его преды­дущую жизнь. Вспоминая 9-й, 8-й месяцы внутриут­робного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воз­действие.

Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на 7-ом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беремен­ность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако, клеточная

память сына сохранила не только ощущение чрезмер­ного жара, но и мысль о смерти, которая присутство­вала в сознании матери. Именно это и явилось причи­ной страдания уже взрослого человека.

Но есть и чисто физиологические причины стрес­сов в пренатальный период. Даже при родах без пато­логии, природа их сегодня такова, что психика ребен­ка подвергается жесточайшим испытаниям. Назовем лишь некоторые из них.

Если в первый период беременности условия для развития ребенка оптимальны, включая безопасность, защиту, подходящее окружение и непрерывное удов­летворение всех потребностей, а ребенок и мать со­ставляют симбиозный союз, то с наступлением схва­ток безмятежное внутриутробное существование, в нормальных условиях близкое к идеалу, подходит к концу. В этой фазе маточные схватки сжимают плод, но шейка матки еще закрыта и пути наружу нет.

Это создает ситуацию полной неопределенности, безысходности и жизненной угрозы для ребенка. Мать и ребенок становятся источником дискомфортных ощу­щений и боли друг для друга — вступают в биологи­ческий антагонизм и конфликт.

А в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, отходят околоплодные воды, и на плод, пребывавший в биологически комфортном состо­янии, близком к невесомости, обрушиваются перегруз­ки, вызванные земным притяжением. Этот гравита­ционный удар неизбежно приводит к гибели части мозговых клеток ребенка.

Плод начинает продвижение, однако родовые пути матери — существа, зачавшего и вскормившего его —. преграждают ему выход к новой жизни, и это воспри­нимается им как раздвоение целого, единого. В какое смятение это должно привести его! Можно только догадываться о том, какие психические комплексы берут начало в этой травмирующей ситуации...

Затем следует термический удар: из комфортной и привычной температуры околоплодной жидкости (при­мерно 37 градусов по Цельсию) ребенок попадает в воздушную среду с температурой, как минимум, на 10 — 15 градусов ниже. А если говорить о наших специфи­ческих российских условиях рождения ребенка где-то в отдаленной глубинке — холодной зимой, в недоста­точно отапливаемом помещении, — то эта разница может быть еще значительнее.

Когда же ребенок, наконец, появляется на свет, перерезание пуповины не только лишает его пример­но 30% его крови и иммунитета, оставшихся в еще пульсирующей плаценте, но и того единственного, привычного образа жизни, дыхания и питания, кото­рые он знал. Ситуация отделения ребенка от матери при рождении неминуемо порождает у него страх, который может рассматриваться как прообраз будуще­го страха перед смертью. Ничего подобного в его жизни уже никогда не случится.

И снова «организационные моменты»: новорожден­ного малыша отрывают от матери — этого единствен­ного оставшегося для него источника любви и света, — хватают за ноги, переворачивают, шлепают, куда-то уносят. У ребенка возникает ощущение, что он поки­нут и одинок...

Примерьте, пожалуйста, на себя каждый из этих стрессов. Когда же они следуют один за другим, нара­стая лавинообразно, то воспринимаются ребенком как непосредственная угроза самой его жизни. Ребенок воспринимает окружающий его мир, как противосто­ящий и враждебный ему. Невозможность смягчить его воздействие вызывает стрессовое состояние, память о котором глубоко запечатлевается в его психике, опус­каясь на ее «дно» и оставаясь неприкосновенной даже в минуты самого безоблачного счастья человека.

Вот именно эта психическая травма, которую мы привносим в сценарий всей нашей жизни, и получила название «родовой травмы» или «травмы рождения».

Ощущение покинутости и одиночества во враждеб­ном мире... Можно ли позволить этому чувству ребен­ка испортить нашу жизнь, наполнив его одиночеством?

Изначально социальный заказ состоял именно в том, чтобы вместо запрещенной в 1968 г. ЛСД-терапии, разработать альтернативную безмедикаментозную тех­нику снятия у человека родовой травмы. Цель — помочь человеку как бы родиться заново и уже с позиций взрослого человека, пройдя еще раз через свое рожде­ние, по-новому его оценить и осмыслить.

Оказалось, однако, что в Ребефинге человек сни­мает не только родовой стресс, но и другие стрессы, испытанные им в жизни, освобождая и расчищая соб­ственное сознание. Ведь все, что мы пережили в про­шлом, цепко держит нас в своих объятиях, не отпуская даже тогда, когда нам кажется, что мы уже покончили счеты с ним навсегда, что «все уже забыто и быльем поросло». А современная жизнь дает нам достаточно поводов для неприятных эмоций, стрессов. Подавлен­ные же чувства одиночества и тоски, отчаяния и безна­дежности, гнев, тревога, страх, обида, раздражение и другие дискомфортные эмоции не проходят бесследно.

Эта информация, оцененная нами как тревожа­щая, вытесняется из нашего сознания механизмами психологической защиты (см. Гл. № 10: «Психоана­лиз»), наполняя наше подсознание и оказывая влия­ние на наше мировосприятие, взаимоотношения с ок­ружающими, на наше поведение и самочувствие. Сознание «забыло», но тело и подсознание лишены такой возможности. Будучи вытесненными и устра­ненными из сознания, отрицательные эмоции не ис­чезают бесследно, а, оставаясь в бессознательном, ждут благоприятного случая, чтобы в завуалирован­ной форме вновь заявить о себе.

Так, временное разрешение внутренних конфликтов оборачивается постоянными терзаниями личности, не осознающей истинных причин своих страданий, что приводит к возникновению психических и физиологичес­ких расстройств. Вытесненные эмоции составляют ту почву, на которой — с годами пышным цветом распуска­ются психосоматические болезни — болезни тела, име­ющие свои корни в переживаниях прошлого: нервные и психические расстройства, депрессия, диабет, язвы, ги­пертония, болезни сердца и печени, респираторные за­болевания, половые расстройства и многие другие.

Но вернемся к моменту рождения ребенка. Ему, только что родившемуся, становится страшно и диском­фортно. Он ощущает, что там, откуда он пришел, ему

было хорошо, а здесь, куда он попал, ему стало плохо, и именно с этой оценки — «хорошо-плохо» — начинает­ся жизнь человека.

И первый крик ребенка — это не что иное, как рефлекторный ответ на внезапное раздражающее из­менение привычных для него внутриутробных условий жизни — и протест, и сигнал о том, что еще для одного человеческого существа весь огромный, сияющий и прекрасный мир раскололся, перестал воспринимать­ся, как единое целое и начинает дробиться на части.

Всю свою последующую жизнь человек будет про­должать судить, оценивать и, следовательно, делить мир на правильное и неправильное, доброе и злое, черное и белое, праведное и грешное.

Что же происходит в нашем сознании после каж­дой такой оценки?

Мы не можем реально разделить, рассортировать мир на «правильное» и «неправильное». Мир как был, так и остается единым и неделимым. Мы производим это деление в своем сознании, то есть, по сути дела, делим и дробим само наше сознание. Это разделение приводит человека к борьбе: и с самим собой, и с це­лым миром. В этой бесплодной борьбе мы не только не завоевываем весь мир, но и теряем самих себя, свою внутреннюю целостность, гармонию и покой.

Так мы делаем наш первый шаг по дороге, которая неотвратимо ведет нас к потере здоровья, к болезням психики и тела. Вот уж действительно: «Не судите, да не судимы будете...» Наша попытка судить мир буме­рангом оборачивается, прежде всего, против нас са­мих: нашего душевного и физического здоровья.

Вивейшн — это техника, которая устраняет имен­но разделение, раздробленность сознания. А это, в свою очередь, предполагает два важнейших следствия:

1) тем самым не лечатся симптомы болезней, а
устраняется причина их возникновения;

эффективный способ внутреннего примирения
дает возможность воспринимать мир в его орга­
ничном единстве и взаимосвязи; его конечная
цель
гармонизация личности на основе пол­
ной интеграции сознания
В ходе процесса Вивейшн происходит некое раз­мывание грани между сознанием и подсознанием. То, что хранится у нас где-то глубоко в подсознании, в чем мы, ни при каких обстоятельствах, не хотим сознавать­ся даже самим себе, а, подчас, и не знаем, выходит наружу. Человек, в буквальном смысле, рождается заново. Уходит замкнутость, появляется открытость всему миру, способность воспринимать информацию.

Так ВивейШн позволяет нам не «бороться со злом», не уходить из мира, а просто делать добро из зла. Об­наруживая, что добра и зла в мире нет, эта техника по­могает нам найти путь к гармонии с единым и целос­тным миром, восстанавливает целостность сознания, растворяя конфликт.

В процессах Вивейшн люди часто отрываются от земного притяжения и уносятся мыслью к далеким космическим мирам. Но опытные ребеферы предлага­ют своим, особенно начинающим, ученикам подольше «задерживаться» в собственном теле (именно в теле «сидят» проблемы наших взаимоотношений со всеми, кто окружает нас в нашей жизни), изучать его, прора­батывать все комплексы, болезни.

В каждой сессии Вивейшн крайне важна личность ребефера, та атмосфера, которую он создает во время занятий. Важна чистота его помыслов, искреннее жела­ние донести свет и любовь до каждого из обучающихся этой технике, умение понять его состояние, поддержать.

Как правило, после процесса каждому участнику хочется рассказать всем людям о пережитом им. Нет необходимости скрывать свои чувства. Инструкция, воспринимаемая в этот момент душой и сердцем, мо­жет быть следующей: «Тебе нечего скрывать. Ты открыт, помыслы твои чисты, ты охотно делишься всем пере­житым, перечувствованным в ходе процесса, с радос­тью слушаешь других. Ты ощущаешь себя уникальным. Ты достоин любви, и ты чувствуешь потребность лю­бить других людей, понимать их. Жизнь становится светлее. Горизонты твоего сознания раздвигаются и нет ничего невозможного...»

Важно отметить, что в связи с трансформацией личности, которую дают занятия техникой Вивейшн, у многих людей возникает глубокое духовное и религи­озное прозрение, трансформирующее не только отно­шения человека к человеку, но и наше отношение к Природе.

Подведем некоторые итоги. Что же привлекает людей к изучению этой техники?

В первую очередь то, что Вивейшн помогает им:

— полнее раскрыть и реализовать свой творчес­
кий потенциал;

— даже в конфликтных ситуациях сохранять яс­
ность мышления;

— быстрее восстанавливать эмоциональное рав­
новесие;

— повысить способность к адаптации;

— стать более независимым от внешних воздей­
ствий;

— резко повысить работоспособность;

— принимать людей и ситуации такими, какие они
есть;

— чувствовать радость от общения с людьми;

— эффективно делать выбор, когда это требуется;

— держаться естественно, без комплексов;

— достичь внутренней гармонии и душевного рав­
новесия;

— научиться лучше владеть своим телом;

— сделать сон более полноценным.

И, наконец, совершенно специфические послед­ствия занятий: повышается экстрасенсорика. Людьми, даже не знакомыми с биоэнергетикой, легко иденти­фицируются волны биоэнергии, прокатывающейся по телу, отчетливо ощущается локализация энергетичес­ких центров (чакр)и каналов.

Ценность и привлекательность сессий Вивейшн состоит в том, что, во-первых, человек освобождается от своих бессознательных комплексов и психосомати­ческих травм. Он получает дополнительно большое количество психической энергии, которая была связа­на в подсознании.

Во-вторых, организм самоисцеляется, активизиру­ются самозащитные механизмы и многие болезни про­ходят, организм в значительной мере оздоравливается. В-третьих, сессии сопровождаются сильными по­ложительными эмоциональными переживаниями, что, само по себе, очень приятно.

В-четвертых, есть чисто познавательный интерес
переживания необычных состояний сознания. Это очень
интересует тех, кто ориентирован на саморазвитие, изучение себя, Мира, и тех, кто занимается духовной практикой, различными системами. Другими словами — ищущих. Подобные сессии позволяют им глубже и бо­лее полно познать себя и окружающий мир.

Так Вивейшн ведет человека через недоумение и восхищение к непоколебимой вере в человека и твер­дой убежденности в его неисчерпаемые возможности. Занятия этой техникой преобразуют личность, которая с удивлением взирает на саму себя, поражаясь тому ощущению свободы, которое разрастается внутри нас. Это и есть наш путь к себе, где все идут к одной цели, но каждый идет своим путем.

Как и любое другое средство, техника Вивейшн — не панацея: она помогает, но только при нашем актив­ном участии. Как палочка для тех, кому трудно ходить: палочка помогает, но идет-то человек сам.

В начале 90-х гг. прошлого века в России метод С.Грофа видоизменили в технику Свободного дыхания (хотя эта техника была известна йогам древности как пранаяма). Она очень эффективна по набору жизнен­ной энергии и освобождает психику от стрессов. Се­годня этот метод с успехом используется, особенно для людей, которые никогда не сталкивались с техникой достижения медитации, на начальном этапе.

Доктор медицины Станислав Гроф является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время являлся её президен­том. В 1993 году он был награждён премией ITA за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии. В настоящее время С.Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Транспер­сональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Является автором и соавтором более ста статей и четырнадцати книг, переведённых на двенадцать языков.

 

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

 

Еще одним важным психологическим направлени­ем, возникшим в период «открытого кризиса», явилась гешталыппсихология (приблизительный перевод с нем.: психология формы), связанная, в первую очередь, с именами германских исследователей Макса Вертхай-мера (1880- 1943 гг.); Курта Коффки (1886- 1941 гг.) и Вольфганга Келера (1 887 - 1 967 гг.).

В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности об­раза, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхо­да, причем не только в психологии, но в науке в целом).

Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.

Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так называемый, фи-феномен. Оказа­лось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последователь­ной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве.

В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка), находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и затемнялись, то есть «за­горались» и «угасали». Оказалось, что при уменыиеМы видим здесь три узких столбика (или три до­рожки) или, при некотором усилии, два широких стол­бика и две линии по бокам. Однако в действительно­сти здесь нарисованы шесть линий, и только. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к са­мим элементам не сводящихся.

Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и пытались обнаружить законы, по кото­рым фигура выделяется из фона — как структуриро­ванная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона — важнейшие для гештальт-психологии). К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др.

Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изоб­ражений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструк­турирование» ситуации).

Пример двойственного изображения: два круга, вписанные один в другой:

Обратите внимание, что вы можете видеть либо один «вариант», либо другой, но никогда — оба одно­временно. нии временных интервалов между «вспышками» вос­приятие двух последовательно загорающихся и гасну­щих объектов сменяется восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок перемещал­ся и возвращался в исходное положение.

Следовательно, восприятие движения строится по иным, нежели суммация ощущений, законам.

Рассмотрим такое изображение:

Понятия фигуры и фона, явление переструктури­рования, то есть внезапного усмотрения новых отношении между элементами, распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии вос­приятия. В частности, они оказались важными при обсуждении творческого мышления, внезапного «от­крытия» нового способа решения задачи, того, что на­зывается «озарение». В гештальтпсихологии это яв­ление получило название «ara-решение» (теперь чаще используют понятие «инсайт»), причем оно об­наруживается не только учеловека, но и у высших животных.

В.Келер полагал, что можно говорить о творческом мышлении животных в собственном смысле слова. Так, обезьяна, находящаяся в клетке, где находятся также и палки, далеко не сразу «догадывается» использовать палку для того, чтобы достать приманку, находящуюся за пределами клетки. Можно, однако, зафиксировать момент, когда, после ряда безуспешных попыток дос­тать приманку рукой, обезьяна прекращает их и, как бы, «задумывается». После этого, при условии что палка окажется в зрительном пространстве животно­го, задача решается как бы вдруг.

В терминах фигуры и фона это можно описать так: вначале фигурой выступала только приманка; пере­структурирование же приводит к тому, что в фигуру входит также и орудие, до того бывшее частью недиф­ференцированного фона.

Усмотрение новых отношений — центральный момент творческого мышления человека. Именно на основе принципов гештальтпсихологии были проведе­ны исследования в этой области с использованием метода «рассуждения вслух».


Вот, например, одна из классических задач, использо­вавшихся при исследовании немецким психологом, близ­ким к гештальтпсихологии, Карлом Дункером (1903 — 1940 гг.), изучавшим своеобразие творческого мышления, как процесса решения проблемы, носящего целостный характер и, вместе с тем, расчленяемого на несколько вза­имосвязанных стадий: как избавить больного от злокаче­ственной опухоли во внутренней полости тела (например, в желудке) при помощи Х-лучей, обладающих абсолют­ной проницаемостью и при определенной интенсивности разрушающих любую ткань?

Проблема, как вы понимаете, заключается в том, что лучи разрушают не только больную ткань, но и здоро­вую. Как этого избежать? Попробуйте решить задачу сами, проследив, по возможности, за ходом решения (хотя, здесь следует сделать некоторую оговорку, это и не будет гештальтпсихологическим методом работы).

Необходимо признать, что идеи гештальтпсихоло-гии оказались чрезвычайно эвристичными: по суще­ству, был открыт новый способ психологического мышления. Несмотря на то, что в «чистом» виде это направление в современной психологии практически не представлено, а ряд положений частично обесце­нился (например, было показано, что восприятие оп­ределяется не только формой объекта, но, прежде все­го, тем значением, которое он несет в культуре и в практике конкретного человека), многие идеи гештальт-психологов оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений.

Так, уже упоминавшийся выше необихевиорист Э.Толмен, рассматривая поведение как целостный феномен и вводя представление о когнитивных кар­тах, сближает бихевиоризм с гештальтпсихологией. Идея целостности широко проникла в психотерапев­тическую практику. Исследования мышления в геш-тальтпсихологии во многом определили идею проблем­ного обучения.

Мы отдельно остановимся на двух авторах, кото­рые, не являясь «чистыми» гештальтпсихологами, за­имствовали у этой науки ряд принципов, которые рас­пространили за пределы психологии познавательных процессов — в область психологии личности.

Немецкий психолог, эмигрировавший в 1932 году в США, Курт Левин (1890— 1947 гг.) вошел в историю науки как автор теории поля. Вслед за гештальтпси­хологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (ага-решение).

Понятие «поля» связывается Левиным с системой объектов-побудителей человеческой активности, суще­ствующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено (аналог физического поля, как и гештальтисты, Левин утверж­дал тождество, физических и психологических законо­мерностей), когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждает­ся в разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу.

Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд «притягивает» нас (в терминах Курта Левина, имеет положительную валентность), но, удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяет­ся объектами поля, называются «полевое поведение»: его «нормальный» вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу того, что соответствует потребности. Возможны, однако, варианты, когда чело­век начинает подчиняться случайным объектам.

К.Левин показывает это экспериментально (для него
вообще характерно, что основные положения его тео­
рии были подкреплены очень изобретательными опы­
тами и наблюдениями): испытуемые, оставшись в ком­
нате одни в ожидании экспериментатора, то есть не
имея никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем, что «предлагали» им окружающие предметы: листать лежащую на столе книгу, позвани­вать в стоящий там же колокольчик, подергивать зана­веску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической характеристикой, является призн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...