Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление научной психологии в западной Европе и США




Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 80-х гт. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В.Вундт, И.М.Сеченов), созданием спе­циальных научно-исследовательских учреждений — пси­хологических лабораторий и институтов, кафедр в выс­ших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологичес­ких журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

Решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение экспери­мента, что «... не только вооружило ее новым для нее, очень мощным методом научного мышления, но и во­обще по-новому поставило вопрос о методике психо­логического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытно­го исследования в психологии».

Эксперимент был заимствован психологией из есте­ствознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и нервной системы. Быстрое развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики, психомет­рии — все это явилось важнейшей предпосылкой пре­образования психологии в самостоятельную науку и обус­ловило ее развитие по образцу естественных наук.

Ориентация на естествознание отразилась в по­нимании научности в психологии. Психолог и методолог психологии Гуго Мюнстерберг (1863—1916 гг.) считал ненаучной психологию, которая старается по­нять душевную жизнь как связь значений, целей, пы­тается проникнуть в смысл душевных явлений. Науч­ная психология рассматривает «душевные явления — восприятия, воспоминания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляю­щего пассивного зрителя. Как и все объекты, они до­пускают лишь вопрос о том, каковы их составные ча­сти, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия».

Научная психология строится как естественная наука. Ее задачи — более сложное свести к более про­стому, ее метод — эксперимент лабораторного типа, с обязательными процедурами измерения, причем, экс­периментатор не должен вмешиваться в процесс экс­перимента; объяснение психических явлений сводит­ся к выявлению их физиологических механизмов.

Практика выступает как применение психологии для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения таких практических задач, как обучение, воспитание, восстановление нарушенных психических функций и др.

Естествознание в XIX в. достигло больших успехов в области механики, химии, биологии, что нашло приме­нение в технике. Огромное развитие получила теория:

основал эмбриологию (1828 г.) — Карл Эрнст Бэр (1792-1876 гг.);

открыли клетки (1838 г.) — Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881 гг.), Теодор Шванн (1810-1882 гг.);

сформулировал закон сохранения энергии (1847 г.) — Герман Гельмгольц.

В 1859 г. Чарлз Роберт Дарвин (1809- 1882 гг.) опуб­ликовал книгу «О происхождении видов», в которой изло­жил эволюционную теорию. Было дано научное объясне­ние происхождения человека.

Общие вопросы объяснения жизни давала физико-химическая теория (Г.Гельмгольц, Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон (1818—1896 гг.), Карл Фридрих Вильгельм Люд­виг (1816-1895 гг.), Эрнст Брюкке (1819-1892 гг.)), которая пришла на смену витализма. Клод Бернар (1813 — 1878 гг.) открыл гомеостатические механизмы са­морегуляции внутренней среды организма. Грегор Иоганн Мендель (1822— 1884 гг.) открыл законы наслед­ственности (1865г.). Эти и другие открытия определили решающее место естествознания в науке XIX в.

В разных областях исследователи описывали пси­хологические факты, которые не являлись предметом наук. Возникла объективная необходимость выделения психологических знаний из всех этих областей наук в самостоятельную область, что и обусловило, в конечном счете, выделение психологии в самостоятельную науку.

Решающее влияние естествознания на этот про­цесс выразилось в трех направлениях:

1. Психология заимствовала из естествознания методы исследования и эксперимент.

2. Внутри естествознания были накоплены психологические факты и некоторые частные психологические теории. Это теория ощущений
(И.Мюллер, Г.Гельмгольц), теория цветового зре­ния (Г.Гельмгольц, Э.Геринг), резонансная теория слуха и теория восприятия Г.Гельмгольца и др.
В связи с развитием знаний о мозге были полу­чены новые факты, показывающие на проблему соотношения физического и психологического.

3. Эволюционные идеи Г.Спенсера и теория эволюции Ч.Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии, как на­
уки.

Сформулированный немецким биологом-эволюци­онистом, представителем естественно-научного мате­риализма Эрнстом Геккелем (1834 — 1919 гг.) в 1869 г. биогенетический закон явился источником первых те­орий развития психики в онтогенезе. Под влиянием этих идей возникли три новые самостоятельные обла­сти исследования: зоопсихология, детская психология и психология малокультурных народов.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832— 1920 гг.), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лаборато­рию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки — В.Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

Справедливости ради, не следует, однако, считать Вундта революционером в плане создания новой пси­хологической системы. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изуче­ние элементов сознания (таких, как ощущения и «про­стые чувствования» типа удовольствия-неудовольствия, покоя-беспокойства и т. д) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется структу­рализм, а теория В.Вундта — теорией элементов со­знания.

Основной метод изучения структуры сознания для Вундта также оставался традиционным — интроспек­тивным, эксперимент же выступал вспомогательным методом. Тем не менее, широкое его использование было, несомненно, новаторством.

В Германии эксперимент получил большое разви­тие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов — память, мышление, волю и др. Соприкосновение с практической жизнью поставило перед психологией новые задачи и привело к развитию прикладной психологии. Наибольшее раз­витие получили медицинская и педагогическая психо­логия, в меньшей степени — исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни.

Известный немецкий психолог, представитель ас­социанизма Герман Эббингауз (1850— 1909 гг.), факти­чески положивший начало экспериментальному иссле­дованию высших психических функций, в своей работе «О памяти» (1885 г.) впервые вышел за пределы физи­ологического эксперимента вундтовского типа и сфор­мулировал законы памяти на основе собственно пси­хологического эксперимента.

Память, по мнению Г Эббингауза, есть механичес­кий процесс образования следов. Чтобы ответить на вопрос о том, как образуются новые следы, Эббингауз должен был решить методическую задачу: найти материал, абсолютно незнакомый испытуемому, не имею­щий никаких связей с его прошлым опытом. Таким материалом он выбрал бессмысленные слоги Эббингауз разработал методику их составления и приемы подачи материалов, строго учитывающие условия экс­перимента и позволяющие однозначно оценивать ре­зультаты.

Г. Эббингауз разработал методы исследования па­мяти:

а) метод заучивания;

б) метод сбережения.

Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного бе­зошибочного воспроизведения. При этом, показателем скорости заучивания, его качества было число повто­рений.

Метод сбережения отвечал на вопрос о том, пра­вомерно ли на основании невозможности воспроизве­сти выученный материал говорить о его полном забы­вании. После того как наступало полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. При этом оказалось, что его повторное заучивание дает некоторую экономию во времени. Полученные резуль­таты свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется.

В результате проведенных исследований Г.Эббингаузом был выявлен объем непосредственного запоми­нания. Кроме того, был установлен факт упражняемости памяти: тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала дру­гого рода. Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего, для педагогики.

Крупным исследователем памяти являлся и другой немецкий психолог— Георг Элиас Мюллер (1850 — 1934 гг.) — автор трехтомного труда по эксперименталь­ному исследованию памяти «К анализу памяти и пред­ставлений» (1911, 1913, 1917 гг.).

Основываясь на результатах своих исследова­ний, Г.Мюллер сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание. Способы заучива­ния осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. При этом, смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В научной лаборатории Мюллера были разработаны новые методы исследования памяти. Наиболее известный из них — метод парных ассоци­аций.

Экспериментальная разработка мышления соста­вила предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы (1901 — 1911 гг.). Школу возглавил ученик В.Вундта и его ассистент в Лейпциге с 1887 по 1894 гг. Освальд Кюльпе (1862— 1915 гг.). Главными представите­лями этой школы являлись Нарцисс Ах (1871 — 1946 гг.) и Карл Бюлер (1879 — 1963 гг.), а также Адольф Майер (1866-1950 гг.).

Представители этой психологической школы нача­ли с простых задач на чувственное сравнение (напри­мер, тяжестей), понимание слов, предложений и т. п. В качестве испытуемых выступали они сами: предъяв­лялись высокие требования к самонаблюдению.

В отличие от прежней психологии, которая, хотя и говорила о самонаблюдении, но не разрабатывала его как отдельный метод, вюрцбуржцы обосновали само­наблюдение, как метод исследования. Н.Ах назвал его «методом систематического экспериментального самонаблюдения».

Сама процедура исследования выглядела следую­щим образом. Испытуемый должен был описать весь процесс своей умственной деятельности, иногда его прерывали на каком-то этапе решения. Использова­лось также сообщение испытуемого непосредственно после окончания опыта. Полученные данные рассмат­ривались как достоверное и адекватное описание хода мышления в процессе решения задачи.

Создание экспериментальной психологии во Фран­ции связано с именем Альфреда Бине (1857 — 191 1 гг.). В своих экспериментальных исследованиях по изуче­нию мышления он пришел к аналогичным с предста­вителями Вюрцбургской школы выводам. А.Бине изу­чал людей с выдающимися способностями — крупных счетчиков, шахматистов, а также исследовал вообра­жение, память и интеллект у детей. В 1896 г. Бине опубликовал серию тестов, направленных на исследование личности. Изучение им патологии отразилось в работе «Изменения личности».

Настоящую известность ему принесла «метричес­кая шкала интеллектуального развития», разработан­ная А.Бине совместно с врачом Т.Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей и подбора однород­ных классов не по знаниям, а по способностям. Пер­вый вариант шкалы появился в 1905 г.

Большое развитие в Германии получили различные прикладные исследования. Так, Эмиль Крепелин (1856 — 1926 гг.) работал над внедрением психологического эксперимента в психиатрию. Применив в клинике ассоциативный эксперимент, Э.Крепелин показал раз­личие в характеристике ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ассоциативный эксперимент в клинике также применял Р.Зоммер.

Одна из экспериментальных работ Крепелина — исследования умственного утомления. Ему же принадле­жит попытка составления схем исследования личности (здорового или больного) путем измерения ряда призна­ков, времени протекания психических процессов, спо­собности к упражнению, прочности упражнения, спе­циальной памяти, приспособляемости, утомляемости, способности восстанавливаться после утомления, глу­бины сна, отклоняемости и некоторых др. Из подобных исследований, возникла задача установления типа людей, которая стала одним из направлений новой области пси­хологии — дифференциальной психологии.

В теснейшем союзе с научной психологией дей­ствовал Эйген Блейлер (1857 — 1939 гг.) — швейцарский психиатр и психолог, описавший шизофрению (1911 г.) как самостоятельное заболевание. Из его школы вы­шел К.Г.Юнг (см. Гл. № 10: «Психоанализ»). Оба уче­ных использовали ассоциативный эксперимент в ди­агностических целях. Э.Блейлер особенно известен выделением новой формы мышления — аутистического мышления.

Приложение экспериментальной психологии к педагогике также получило интенсивное развитие. Такие ученые, как Э Майман, В.А.Лай и др провозгла­сили возникновение экспериментальной педагогики.

Важное место отводилось психологии и в юриди­ческой практике, особенно при оценке достоверности свидетельских показаний

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871 — 1938 гг), эмигрировавший в 1933 г. в США, одним из первых применил в своей исследовательской практике тесты и впервые ввел понятие «коэффициент интеллектуаль­ности», широко известное сегодня под аббревиатурой «IQ» Он рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (от кристалла до человека). Им же был введен термин «психотехника»

В.Штерн возглавил первый Институт прикладной психологии, созданный по его инициативе Наиболее пристальное внимание Штерн уделял педагогической и промышленной психологии. Основываясь на фактах из экспериментальной психологии об индивидуальных различиях между людьми, которые сначала восприни­мались им как ошибки, внес существенный вклад в развитие дифференциальной психологии.

У истоков экспериментальной психологии в США стояли Г.Холл, Д.Кеттел, У Джеймс.

Основоположником экспериментальной психо­логии в Америке по праву считается Грэнвилл Стэн­ли Холл (1844—1924 гг.) — руководитель одной из крупнейших в США экспериментальных психологи­ческих лабораторий (Университет им. Гопкинса, 1883 г). Французский психолог Поль Фрайсс (род. 1911 г.) и его швейцарский коллега Жан Пиаже (1896— 1980 гг.) в своей работе «Экспериментальная психология» называют эту лабораторию, как первую в США.

Г.Холл проводил экспериментальные исследования в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология. Организовав движение по изучению детей, Холл ука­зал на важность эмпирического изучения ребенка С этой целью он проводил анкетирование, опросы (как

родителей, так и учителей) с последующей статисти­ческой обработкой результатов.

Именно благодаря Холлу и его последователям было создано научное движение, получившее название педология. Из Америки оно распространилось в стра­ны Европы — сначала в Англию и Францию, а по­зднее — в Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Бельгию и Россию. По инициативе Г.Холла в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, а он сам стал ее первым президентом.

Важную роль в становлении и развитии экспери­ментальной психологии США сыграл Джеймс Маккин Кеттел (1860— 1944 гг.). От экспериментальных иссле­дований времени реакций, начатых под руководство-м В.Вундта (учеником, а позднее, ассистентом которого он являлся), Кеттел перешел к изучению индивиду­альных различий. Эти исследования привели его к од­ному из создателей евгеники — английскому психоло­гу и антропологу Фрэнсису Гальтону (1822— 1911 гг.), известному своими трудами в области интеллектуаль­ных способностей.

В 1890 году в английском журнале «Mind» вышла статья Дж.Кеттела «Интеллектуальные тесты и их из­мерение», предисловие к которой написал Ф.Гальтон.

Именно Кеттел ввел в оборот термин «тест». Свои исследования он продолжил в Соединенных Штатах в Колумбийском университете. Научным преемником Дж.Кеттела стал Р.Вудвортс.

Другим крупным психологом того времени — и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, со­вершенно уникален — был американский ученый Уиль­ям Джеймс (1842— 1910 гг.), создатель теории потока сознания. Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения, данных самонаблюдения дру­гих людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Ряд ого идей (порой, весьма небесспорных) послужили осно­вой для новых направлений психологической мысли, а но тем временам их оригинальность была удивительна.

У.Джеймс руководил небольшой лабораторией в I арвардском университете, где проводились экспери-

ментальные исследования. Именно здесь, у Джеймса, начинают свои первые эксперименты по зоопсихоло­гии Эдуард Ли Торндайк (1874— 1949 гг.), Джон Дьюи (1859-1952 гг.), Джордж Энджелл (1869-1949 гг), Роберт Вудвортс (1869-1962 гг.).

Джеймс уделял большое внимание прикладной психологии, особенно применительно к педагогике Его «Беседы с учителями о психологии» (1892 г) в яркой и доступной форме содержат необходимые для каждого учителя психологические познания, дают практические советы по развитию памяти, внимания, воли и т. п.

Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меня­ется и по каким причинам и т. д., не менее — а воз­можно, и более — важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это на­правление получило название функционализм)

По У.Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по- возмож­ности комфортно себя в нем чувствуя. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерыв­ности, противостоящая идее «дискретных» элементов), из которых сознание отбирает то, что соответствует потреб­ностям и как бы оформляет внутренний мир субъекта

Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит оттого, как человек видит мир, точнее — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. Такая позиция (мы еще с ней встретимся у неко­торых других авторов) называется феноменализмом. Под феноменом понимается то, что дано субъекту, в отличие от объективного мира, существующего сам по себе; фе­номеналисты считают главным именно внутреннюю представленность.

Итак, главная задача души«приспособить» чело­века к миру за счет того, что из ощущений выстраива­ется мир, удобный для субъекта, хотя, быть может, и не соответствующий объективному (в философии Джеймс был основателем направления, называемого прагматизм). Из этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы В особенности это относится к человеческому «Я», к самосознанию.

Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и самооценки, он выдвинул ряд положе­ний, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект; проанализируйте в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»).

Из других основателей экспериментальной психо­логии в США следует выделить Георга Теодора Лэдда (1842— 1921 гг.), Джорджа Майкла Болдуина (1861 — 1934 гг.), Эдварда Скрипчера (1864-1927 гг), Карла Эмиля Сишора (1866—1949 гг.). Особое место среди них по праву занимает Эдуард Брэдфорд Титченер (1867— 1927 гг), экспериментальные исследования ко­торого развивались в русле Структурализма.

Большой вклад в становление американской экспе­риментальной психологии внесли зоопсихологи. Став­шие позднее классическими исследования Э Торндай-ка, Роберта Мирпса Йеркса (1876— 1956 гг.), В.Смолла обогатили психологическую науку методиками объек­тивного изучения психики животных и способствовали возникновению бихевиоризма (см. Гл. №11: «Бихевио­ризм»).

Экспериментальная психология возникла в связи с насущной необходимостью исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Однако, в ходе ее реализации появляют­ся сначала робкие, а затем все более смелые и основа­тельные опыты по определению индивидуальных раз­личий.

Фрэнсис Гальтон в Англии, Альфред Бине во Франции, Джеймс Кеттел и Грэнвилл Стэнли Холл в США, Эмиль Крепелин и Вильям Штерн в Германии, Александр Федорович Лазурский (1874—1917 гг.) в России — были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий.

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпири­ческих и прикладных исследований в первые десяти летия существования психологии, как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали несостоятель­ность психологической теории и, прежде всего, недо­статочность ее основания — субъективно-идеалисти­ческого представления о психике.

В начале XX в психология вступила в период от­крытого кризиса, который продолжался до середи­ны 30-х гг прошлого столетия Подобно кризису, ко­торый переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представ­лений новыми знаниями.

При всей глубине и оригинальности идей ни В.Вундт и его последователи в Европе, ни У Джеймс и его уче­ники и последователи в США не оставили больших на­учных школ, теорий, которые «переворачивали» бы пси­хологию.

Однако, конец XIX и начало XX в знаменательны тем, что такие теории возникают Это — очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии, а в связи с двумя из них — психоанализом и бихевиоризмом — говорят о своеобразных научных революциях.

По сути, в это время возникает много разных «пси­хологии» со своими принципами и языком Первона­чально они с трудом взаимодействовали, чаще всего, существуя в противопоставлении друг другу (на совре­менном этапе эти направления — в их нынешних ва­риантах — часто стремятся если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр)

Этот период не случайно называют периодом от­крытого кризиса в психологии, он важен для нашего обсуждения и в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии Представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными и в том отношении, что в этот период зарождается современная психология не только теоретическая, но и практическая

Очень кратко мы рассмотрим основные направле­ния периода открытого кризиса, но построим матери­ал несколько иначе, чем делали это в первом разделе нашего учебного пособия В нарушение хронологичес­кого принципа, при рассмотрении каждого направле­ния мы будем прослеживать его в развитии, затем возвращаясь во времени вспять для рассмотрения следующего направления, уже в его развитии.

 

ПСИХОАНАЛИЗ

Одним из наиболее важных направлений для раз­вития современной психологии явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 — 1939 гг). Сложившись первоначально как метод лече­ния неврозов, позднее он превратился в психологичес­кую теорию, а впоследствии —- в одно из важных направлений философии XX в. Психоанализ основы­вается на идее о том, что поведение человека опреде­ляется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, вле­чения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэтому, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротичес­ких нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).

Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая осознаваться определенным желаниям и переживаниям?

Прежде всего, в силу того, что они не соответству­ют тем правилам, запретам, идеалам, которые выраба­тываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением — в первую очередь, взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по З.Фрейду, они естественны для человека.

Подавленные желания, конфликт влечения и зап­рета (внутренний конфликт) — причина тех сложно­стей, страданий, которые испытывает человек в психо­логическом плане, вплоть до невротических заболеваний Стремясь к реализации, бессознательное как бы нахо­дит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр — все это своеобразный язык симво­лов, который может быть прочитан и расшифрован.

Задача психоаналитика — помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травмати­ческие переживания, которые забылись (то есть были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново. Все это, по Фрейду, приводит к эффекту катар­сиса, то есть очищения и освобождения.

Что же это за переживания, какова их природа?

З.Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений — стремления к любви и стремления к смерти и разрушению.

Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо Она (эта энергия —A.M.), собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью. В развитии ребенка эта энергия первоначально распре­делена в нем самом, он получает удовольствие от пе­реживаний, связанных с ротовой полостью, например, от еды, от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей — по Фрейду, все это эро­тические переживания, а ротовая полость, позже — органы выделения выступают, первоначально, как ос­новные эрогенные зоны.

Но в жизни ребенка наступает важный этап — около 4-х лет, когда его эротический интерес выносится вов­не и направляется на родителей, в основном — на ро­дителя противоположного пола. Ребенок становится к нему очень привязан, стремится к общению, старается как бы «владеть» родителем, не деля его ни с кем.

В этой ситуации родитель своего пола воспринима­ется как соперник, «отбирающий» любимого; как след­ствие, ребенок бессознательно желает его «ухода», то есть, смерти (именно этот момент — по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка — явился наиболее шокирующим в классическом психо­анализе). Но влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителя своего пола запретны, переживания, с этим связанные, вытесняются, они бес­сознательны.

Ситуация мальчика описывается как Эдипов ком­плекс (по имени героя античной мифологии Эдипа, который, не ведая того, убил собственного отца и же­нился на собственной матери, с которыми был разлу­чен в раннем детстве).

Переживания девочки определяются как комплекс Электры (Электра — дочь героя Троянской войны Ага­мемнона, по возвращении убитого своей женой и ее любовником; Электра мстит убийцам за смерть отца) Ребенок оказывается в ситуации внутреннего конфлик­та: он зависит от родителя своего пола и одновременно агрессивен по отношению к нему, боясь при этом на­казания за запретные желания и поступки.

Сложившуюся картину Зигмунд Фрейд описывает следующим образом.

В начале жизни ребенком руководит особая психи­ческая инстанция, называемая «Оно» — его желания и влечения. Руководствуясь «Оно», ребенок действо­вал бы в соответствии с «принципом удовольствия», делая, что хочет. «Оно» целиком бессознательно.

Однако, желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения. Для этого из «Оно» (и это проис­ходит достаточно быстро в детском развитии) выделяется структура, называемая «Я», задача которого — найти та­кие пути. По словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности.

Но в обсуждаемый период, начиная с 4-х лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям «Оно».

Формируется еще одна инстанция, называемая «Сверх-Я» и действующая в направлении, противопо­ложном «Оно» и «Я», выступая, в частности, как голос совести, подавляя влечения. «Я» и «Сверх-Я» частично бессознательны.

С этого момента основной внутренний конфликт ребенка — а в дальнейшем и взрослого — это конф­ликт между желаниями и внутренними запретами, то есть, между «Оно» и «Сверх-Я». «Я», при этом, стано­вится своеобразным полем битвы между ними, его задача — помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты.

В травматической ситуации внутреннего конфлик­та «Я» вырабатывает особые психологические защиты, особые формы бессознательной психической активно­сти, которые позволили бы, хотя бы временно, облег­чить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлени­ям о самом себе как соответствующем некоторому идеалу.

Одна из форм психологической защиты позволяет ребенку «справиться» с эдиповой ситуацией (это про­исходит к 5 — 6 годам). Ребенок как бы решает пробле­му, идентифицируясь с родителем своего пола (форма защиты — идентификация), не в силах изменить ситу­ацию и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик стара­ется принять его позицию и стать похожим на него (тем самым, в структуру «Сверх-Я», наряду с запретами, включается идеал-образ).

По Фрейду, отголоски переживаний этого перио­да жизни ребенка (впрочем, и иных периодов тоже, но этот важен особенно) можно видеть на протяжении всей жизни человека. За огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно отчет­ливо увидеть нереализованные сексуальные устремле­ния.

Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе, тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, ре­лигия), — центральная идея Фрейда, на которой он мастаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учени­ков, многие из которых ушли от него, не разделяя «пан-сексуализма», то есть стремления объяснять все через сексуальную проблематику.

Помимо идентификации существует еще множе­ство форм психологической защиты разного типа и уровня:

проекция — то есть приписывание другим собствен­ных скрытых свойств и переживаний;

регрессия — временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда чело­век чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого);

рационализация — приписывание своему поведе­нию неправильных, но удобных, не вредящих самоува­жению причин и др.

Большинство психологических защит, впрочем, не снимают проблемы; адекватным способом защиты вы­ступает, в сущности, лишь сублимация, то есть перене­сение нереализованной энергии в другие области — труд, творчество, спорт.

. Мы уже говорили, что психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии — заболевания, при котором, как было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вы­зывают симптомы физических нарушении (параличи, слепота, боли и др.).

С точки зрения З.Фрейда, все люди неизбежно внут­ренне конфликтны (он даже использовал термин «нор­мальный невротик»). За многими проявлениями фанта­зии, творчества и др. лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика: все это — как бы симво­лическое воплощение нереализованных желаний.

Вопреки распространенному среди непсихологов мнению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым об­разом непременно сексуальную подоплеку — ее может и не быть — но в общем случае она несомненна. Выя­вить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым, а значит — доступным осмыслению и отчасти контролю — задача психоанализа, как терапев­тического метода.

Учение Фрейда (которое мы рассмотрели весьма неполно и крайне схематично — а оно, к тому же, транс­формировалось в процессе своего развития) всегда вызывало самые противоположные мнения, от востор­гов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относитель­но ряда открытий З.Фрейда, ему воздает должное по­давляющее большинство современных психологов.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным исознанием. Само по себе существование бессознатель­ного признавалось рядом авторов и до Фрейда; однако, динамика влияния бессознательного на сознание, взаи­модвижение содержаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным про­странством, оно стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуаль­ной обусловленности неврозов и долго ей сопротивляв­шемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности — например, сводить ли к ней любовь или нет, соотносить ли с ней нысшие этические проблемы человека и т. д.

Далее Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего, — семейного опыта в разви­тии личности: значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его прора­ботку в процесс помощи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защитыодна из центральных в современной психотерапии. Не исеми разделяются теоретические объяснения, пред­ложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его метод лег в основу большинства терапев­тических систем, в том числе, далеко от него ушед­ших: лидеры большинства крупных психотерапевти­ческих направлений прошли школу фрейдовского психоанализа.

Фрейдовский психоанализ действительно пред­ставлял абсолютно новую психологическую систему, в

литературе можно встретить термин «психоаналити­ческая революция». Он оказал грандиозное влияние на искусство: оно проявляется — иногда вполне непосред­ственно, через перенос символов — в фильмах Феде­рико Феллини и Имре Бергмана, прозе Айрис Мердок, живописи Сальвадора Дали и др.

Но, разумеется, психоанализ не соотносится толь­ко с именем своего основателя. Ученики Фрейда, в большинстве своем, не разделяя пансексуализма учи­теля, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разраба­тывали новые подходы к психотерапии. Среди ближай­ших учеников З.Фрейда наиболее известны А.Адлер и К.Г.Юнг.

Направление, основанное австрийским врачом-пси­хиатром и психологом Альфредом Адлером (1870 — 1937 гг.) называется индивидуальная психология. Центральной идеей ег

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...