Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы




По программе ФПР

 

Возраст детей 3,5-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 7-10 лет
Наполняемость групп 3-4 чел. 3-5 чел. 4-6 чел. 6-7 чел.2

Противопоказания к использованию программы

Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития как минимум малоэф­фективно, а в ряде случаев может привести и к ухудшению состояния ребенка.

Противопоказанием является наличие у детей нарушений опорно-двигательного аппарата (большинство его вариантов). В основном это дети, обучающиеся в учреждениях VI вида.

Абсолютными противопоказаниями являются наличие у ребенка эпилептической болезни, эписиндрома различной степени выраженности, даже пониженных порогов судорож­ной готовности. Это может относиться как к детям с выра­женным локально или диффузно поврежденным развити­ем, так и сопутствовать любому типу отклоняющегося раз­вития.

1 У авторов нет опыта использования данной программы в коррекционных
учреждениях других видов.

2 При работе по программе в паре с ассистентом количество детей в группе
может быть увеличено на 30% .


I


Описание программы

Программа строится с учетом основных принципов кор-„екционной работы и состоит из пяти основных усложняю­щихся этапов, общей целью которых является формирование 0роизвольной регуляции деятельности ребенка.

Каждый этап должен представлять серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регу­ляции на уровне двигательных программ: от элементарных до чрезвычайно сложных, состоящих из большого количества последовательных движений различных частей тела.

В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, строго соотноситься с возрастом, то есть учитывать общий уровень развития ребен­ка (в первую очередь мотивационные аспекты).

Каждый из этапов должен иметь серию как контрольных, так и сенсибилизированных заданий и, что наиболее важно, не должен быть ограничен какими-либо жесткими сроками, а наоборот, предполагать, в случае затруднений, возврат к предыдущим этапам работы.

Структура программы

Этап 1 заключается в работе над собственным телом. Важ­на фиксация внимания на ощущениях (мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения. Весь этап проходит в основном в положении лежа на спине.

После отработки напряжения и расслабления всего тела, последовательно проводится работа с отдельными мышечны­ми комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности:

1) начиная от лица к плечам;

2) от головы к рукам;

3) от рук к туловищу и ногам;

4) затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мыш­
цам предплечья);

5) к группам мышц кистей рук и стоп.

Далее выполняются игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и час-


тями тела в определенной последовательности: рука (правая левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.

Этап 2 заключается в работе над последовательной серц. ей произвольных движений. Данный этап проводится как лежа на спине, так и в положениях сидя и стоя.

Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выпол­нением извне (контроль со стороны взрослого) на контроль за собственными действиями непосредственно самим ребенком.

Выполнение серий произвольных движений должно про­исходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции, когда пошаговый конт­роль обеспечивается специалистом. Специалист организует следование программе и контрольные действия (проверка напряжения или расслабления той или иной группы мышц в процессе выполнения движений). На этом промежуточном этапе контроль правильности выполнения тех или иных дви­жений распределен между специалистом и ребенком.

Следующим может быть выполнение задания только по речевой инструкции. При этом задание должно иметь четкое название.

Заключительным разделом этапа можно считать правиль­ное выполнение заданий ребенком только по названию зада­ний, с собственным контролем.

Дальнейшие занятия состоят из заданий, формирующих произвольную регуляцию силы мышечного напряжения (то­нуса) и направление приложения силы. Задания выполняют­ся в раз-личных положениях (преимущественно сидя и стоя).

На последних подэтапах предусмотрены последовательные движения как отдельно конечностями, так и всем телом, не включающие сложные реципрокные (билатеральные) взаимо­действия конечностей.

Этап 3 базируется на ранее освоенных умениях и допол­няется выполнением вначале элементов реципрокных движе­ний, а позднее собственно реципрокных движений.

Работа на этом этапе также ведется в соответствии с зако­нами развития движений: вначале элементарных в прокси­мальных частях конечностей, с постепенным усложнением и включением все более дистальных частей конечностей (про-ксимо-дистальный закон), в направлении от головы к


(цефало-каудалъный закон) с постепенным подключением в сложных последовательных движениях всего тела1.

На данном этапе, как и на предыдущем, следует особенно обратить внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) на самостоятельный конт­роль ребенка за собственными действиями. Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четве­реньках (различные варианты ползания).

На этапе 4 наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно психических функций ребенка. Он представляет собой сочетание двигательных зада­ний и произвольного владения в первую очередь речью, подра­зумевая, что возможность произвольной регуляции внимания, запоминания имманентно формировалась и отрабатывалась на

предыдущих этапах.

Здесь уместно использование различных вариантов вербаль­ных игр, наряду с двигательными, когда ребенку приходится ждать своей очереди, ограничивая тем самым (организуя про­извольность) не только моторную, но и речевую, эмоциональ­ную активность.

Этап 5 представляет систему постепенно усложняющих­ся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребенком.

Следует отметить, что в целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложен­ные М.И. Чистяковой2. Следует помнить, что последователь­ность используемых заданий и упражнений должна соответство­вать заявляемым принципам и последовательности формирова­ния уровней произвольности психической активности.

Завершающей частью программы является постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и воз­можностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнерами.

1 Подробно о законах формирования движений в норме можно познако­
миться в работах [39; 69; 110].

2 Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. ред. М.И. Буянова [132].


                 
   
   
 
       
 
 
 
 
   
   
 


Работа по данной программе предусматривает в основцОм групповую форму. Количество детей определяется в первую очередь психологическим диагнозом (показаниями к исполк зованию данной программы), выраженностью проблем и воз растом детей. Оптимальная наполняемость групп и ориенти­ровочная продолжительность занятий для детей разного воз­раста представлена в таблице.

Таблица з





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.