Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
По программе ФПР
Противопоказания к использованию программы Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития как минимум малоэффективно, а в ряде случаев может привести и к ухудшению состояния ребенка. Противопоказанием является наличие у детей нарушений опорно-двигательного аппарата (большинство его вариантов). В основном это дети, обучающиеся в учреждениях VI вида. Абсолютными противопоказаниями являются наличие у ребенка эпилептической болезни, эписиндрома различной степени выраженности, даже пониженных порогов судорожной готовности. Это может относиться как к детям с выраженным локально или диффузно поврежденным развитием, так и сопутствовать любому типу отклоняющегося развития. 1 У авторов нет опыта использования данной программы в коррекционных 2 При работе по программе в паре с ассистентом количество детей в группе I Описание программы Программа строится с учетом основных принципов кор-„екционной работы и состоит из пяти основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование 0роизвольной регуляции деятельности ребенка. Каждый этап должен представлять серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регуляции на уровне двигательных программ: от элементарных до чрезвычайно сложных, состоящих из большого количества последовательных движений различных частей тела.
В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, строго соотноситься с возрастом, то есть учитывать общий уровень развития ребенка (в первую очередь мотивационные аспекты). Каждый из этапов должен иметь серию как контрольных, так и сенсибилизированных заданий и, что наиболее важно, не должен быть ограничен какими-либо жесткими сроками, а наоборот, предполагать, в случае затруднений, возврат к предыдущим этапам работы. Структура программы Этап 1 заключается в работе над собственным телом. Важна фиксация внимания на ощущениях (мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения. Весь этап проходит в основном в положении лежа на спине. После отработки напряжения и расслабления всего тела, последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности: 1) начиная от лица к плечам; 2) от головы к рукам; 3) от рук к туловищу и ногам; 4) затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мыш 5) к группам мышц кистей рук и стоп. Далее выполняются игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и час- тями тела в определенной последовательности: рука (правая левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы. Этап 2 заключается в работе над последовательной серц. ей произвольных движений. Данный этап проводится как лежа на спине, так и в положениях сидя и стоя. Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) на контроль за собственными действиями непосредственно самим ребенком. Выполнение серий произвольных движений должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается специалистом. Специалист организует следование программе и контрольные действия (проверка напряжения или расслабления той или иной группы мышц в процессе выполнения движений). На этом промежуточном этапе контроль правильности выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребенком.
Следующим может быть выполнение задания только по речевой инструкции. При этом задание должно иметь четкое название. Заключительным разделом этапа можно считать правильное выполнение заданий ребенком только по названию заданий, с собственным контролем. Дальнейшие занятия состоят из заданий, формирующих произвольную регуляцию силы мышечного напряжения (тонуса) и направление приложения силы. Задания выполняются в раз-личных положениях (преимущественно сидя и стоя). На последних подэтапах предусмотрены последовательные движения как отдельно конечностями, так и всем телом, не включающие сложные реципрокные (билатеральные) взаимодействия конечностей. Этап 3 базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, а позднее собственно реципрокных движений. Работа на этом этапе также ведется в соответствии с законами развития движений: вначале элементарных в проксимальных частях конечностей, с постепенным усложнением и включением все более дистальных частей конечностей (про-ксимо-дистальный закон), в направлении от головы к (цефало-каудалъный закон) с постепенным подключением в сложных последовательных движениях всего тела1. На данном этапе, как и на предыдущем, следует особенно обратить внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) на самостоятельный контроль ребенка за собственными действиями. Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползания). На этапе 4 наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно психических функций ребенка. Он представляет собой сочетание двигательных заданий и произвольного владения в первую очередь речью, подразумевая, что возможность произвольной регуляции внимания, запоминания имманентно формировалась и отрабатывалась на
предыдущих этапах. Здесь уместно использование различных вариантов вербальных игр, наряду с двигательными, когда ребенку приходится ждать своей очереди, ограничивая тем самым (организуя произвольность) не только моторную, но и речевую, эмоциональную активность. Этап 5 представляет систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребенком. Следует отметить, что в целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой2. Следует помнить, что последовательность используемых заданий и упражнений должна соответствовать заявляемым принципам и последовательности формирования уровней произвольности психической активности. Завершающей частью программы является постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнерами. 1 Подробно о законах формирования движений в норме можно познако 2 Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. ред. М.И. Буянова [132]. Работа по данной программе предусматривает в основцОм групповую форму. Количество детей определяется в первую очередь психологическим диагнозом (показаниями к исполк зованию данной программы), выраженностью проблем и воз растом детей. Оптимальная наполняемость групп и ориентировочная продолжительность занятий для детей разного возраста представлена в таблице. Таблица з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|