The place of the account in the system of objects of civil rights
THE PLACE OF THE ACCOUNT IN THE SYSTEM OF OBJECTS OF CIVIL RIGHTS Abstract. Тhe article discusses various approaches to understanding the legal status of an account at the present time, and suggests a point of view of presenting an account as such an object of civil rights as a database. On the basis of international practice and the opinions of scientists, a classification of accounts is proposed, which makes it possible to attribute a certain category of accounts to objects of civil rights. Key words: account, database, intellectual property, copyright, related law. УДК 347 Котенев Темур Хасанович Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева Россия, Самара e-mail: timka23-06@mail. ru СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Аннотация. Цель исследования – изучение базы данных как спорного объекта интеллектуальной собственности в социальных сетях и анализ судебной практики. Научная новизна работы заключается в многостороннем сравнении позиций относительно объекта смежных прав – персональной страницы. В результате был сделан вывод о необходимости реформирования федерального законодательства. Ключевые слова: база данных, социальная сеть, персональная страница, сообщество. В связи с бурным развитием коммуникационных технологий в сети интернет встаёт проблема правового регулирования социальных сетей и её компонентов. В настоящий момент социальные сети являются не просто способом обмена информацией и общения между людьми, но и площадкой для реализации предпринимательских интересов со стороны коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. В современном мире трудно представить себе субъекта предпринимательской деятельности, который бы не имел сообщество в социальной сети для реализации своей продукции или услуги. Более того, в социальных сетях происходит активная рекламная деятельность. Социальные сети стали одной из ключевых сфер жизнедеятельности современных граждан (А. Л. Анимукова, 2017: 750).
В связи с вышеперечисленным, возникает вопрос, а что такое социальная сеть с правовой точки зрения, какие права есть у субъектов предпринимательской деятельности. Данный вопрос ещё недостаточно чётко урегулирован в законодательстве нашей страны, но с каждым годом появляются всё больше нормативно-правовых актов на эту тему. Итак, что такое социальная сеть? В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации (интеллектуальная собственность; использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети интернет) под социальными Интернет-сетями понимаются информационные системы, обеспечивающие организационные, коммуникативные и информационные возможности для пользователей, а в соответствии с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» социальной сетью может называться только та сеть, количество пользователей которых составляет более 500 000 тысяч. Стоит отметить, что с философской точки зрения, социальные сети представляют собой сложную систему – открытую, обладающую потенциалом само-творения и самосовершенствования (О. А. Гримов, 2012: 146) Социальная сеть, по своей природе, является базой данных, что подтверждается немногочисленной судебной практикой. База данных представляет собой способ управления хранимой информации, и используется во всех сферах человеческой жизни (В. Г. Конюхов, 2017: 62). В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Также стоит отметить, что рассматриваемое определение базы данных не содержит указания в отношении возможности непосредственно использования ее человеком (Е. С. Ситников, 2016: 4).
В соответствии со статьей 1334 ГК РФ изготовитель базы данных имеет на неё исключительное право, т. е. можно сказать о том, что социальная сеть является объектом интеллектуальной собственности. Большинство социальных сетей предоставляют своим пользователям огромный функционал возможностей, в частности, это создание сообществ, посредством которых можно распространять информацию определённому кругу лиц, создание личной страницы с персональной информацией и т. д. Как правило, социальная сеть регулирует возможность использования её функционала посредством лицензионного соглашения, однако оно не может охватывать все тонкости правовых отношений между социальной сетью и её пользователями. Социальная сеть, как и любая цифровая информация, подвержена угрозам со стороны злоумышленников, и нередко администраторы социальной сети, не разобравшись в проблеме, ограничивают доступ к персональной странице, что лишает пользователя возможности использовать весь функционал социальной сети, к примеру, распоряжаться сообществом. Как было сказано выше, для многих сообщество является способом продвижения своего товара, услуги, следовательно, данная деятельность сопряжена с получением дохода. Возникает вопрос, какие права есть у субъектов предпринимательской деятельности в отношении персональной страницы и сообщества? Стоит ли разделять право пользования сообществом и право пользования персональной страницей? Персональная страница, на мой взгляд, является нетворческой базой данных (п. 1, ст. 1334 ГК РФ), при условии, что в процессе распоряжение страницей были осуществлены материальные затраты, к примеру, пользователь купил виртуальную валюту для покупки «стикеров» или «дополнительный функционал», к примеру, возможность заходить на страницу другого пользователя в статусе «невидимка». В данном случае страницу необходимо признавать базой данных, право распоряжение на которую обладает пользователь. В случае, если пользователь не понёс материальных затрат, а лишь использовал структуру и механизм самой социальной сети, право на базу данных остаётся за социальной сетью. Вышеперечисленное свойственно для страниц «рядовых» пользователей, целью которых не является создание собственного бренда или образа. Если говорить о пользователях, которые ведут свою персональную страницу с целью своего собственного продвижения (пиара), то, конечно, затраты на создание подобной базы данных являются колоссальными. Во-первых, нередко таким пользователем приходиться привлекать третьих лиц (работников) для ведения данной страницы, в связи с отсутствием времени. Во-вторых, качественное оформление контента (ретуширование фотографий, вёрстка текстового содержания и т. д. ) также требуют затрат и привлечение профессионалов. Следовательно, с законодательной точки зрения, стоит разграничивать персональную страницу по целям её создания для её дальнейшего определения как базы данных.
Если говорить о группе, то её также стоить признать базой данных по критерию материальных затрат, однако многие говорят о том, что в большинстве своём регистрация сообществ является бесплатной, следовательно, затраты на создание базы данных отсутствуют. Но на мой взгляд, под созданием группы следует понимать не её фактическую регистрацию в социальной сети, а оформление постов, их размещение в определенном порядке, выбор стиля, изложение информации, написание текстов, ранжирование фотоматериала, а также иные действия, направленные на формирование целостного образа группы. То есть создание предполагает комплексное оформление «живой» группы с подписчиками и контентом, а фактическая регистрация предполагает «регистрирование» группы в базе данных социальной сети. Более того, затраты на данную базу данных необязательно осуществляются напрямую через сообщество (покупка рекламы, продвижение), а также и косвенно, к примеру, многие популярные группы в социальных сетях имеют собственный персонал, на оплату которого субъекты предпринимательской деятельности осуществляют затраты, это так называемые «модераторы». Модераторы осуществляют администрирование группы с целью её продвижения и распространения информации. Более того, у многих сообществ есть уникальный контент, на создание которого необходимо выделять значительные суммы. Следовательно, право распоряжения сообществами в социальных сетях необходимо признавать за пользователями, которые их создали.
Персональная страница и социальная сеть, так или иначе, являются объектами смежных прав (п. 1, 4, ст. 1304 ГК РФ) при условии разграничения по критерию материальных затрат, так как, к примеру, на мой взгляд, организационный критерий не является ведущим. Если социальная сеть ограничит доступ к странице по своему усмотрению или за нарушение правил пользования социальной сетью, при условии, что пользователь имел сообщество и осуществлял его администрирование через данную страницу, то, на мой взгляд, следует разграничить право пользования сообществом и право пользования персональной страницей. В данном случае социальной сети необходимо передать статус администратора этому же пользователю, который зарегистрирует уже новую страницу, тем самым восстановив его правовое положение (ст. 12 ГК РФ). Судебная практика по данному вопросу, как было указано выше, является незначительной. Основная причина заключается в том, что данные вопросы, в большинстве случаев, урегулируются в досудебном порядке. Если рассматривать судебную практику о признании базой данных сообщество в социальной сети, то ярким примером может служить решение суда[163], где сказано о том, что «…Суды обеих инстанций, делая выводы о правах сторон по делу на администрирование и владение сообществом «Тихвинская сорока», ошибочно ассоциировали создание базы данных сообщества «Тихвинская сорока» с процессом регистрации группы в социальной сети «В Контакте»…». Если рассматривать противоположную позицию, то примером может служить другое решение суда[164], где сказано о том, что «…Владельцем Сайта является ООО «В Контакте», которое самостоятельно определяет архитектуру Сайта, его функционал и порядок работы … Сетевой адрес http: //vk. com/clubl3956568 был сгенерирован... автоматически... и собственностью каких-либо третьих лиц … не является. Сайт предоставляет Пользователям возможность на безвозмездной основе размещать на Сайте информацию (контент), в том числе путем создания Сообществ. Создание сообществ на сайте и размещение в сообществе материалов осуществляется по единому, разработанному ООО «В Контакте» для всех пользователей шаблону: расположение материалов в сообществе заранее предопределено. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что спорное сообщество в социальной сети «В Контакте» не может быть признано базой данных, созданной истцом и содержащей информацию, размещаемую исключительно истцом и пользователями, вступившими в сообщество... ».
Если мы рассматриваем социальную сеть как площадку, с помощью которой можно получать доход, то нельзя не обойти проблему сделок между пользователями. Можно ли продать персональную страницу или сообщество? На мой взгляд, как сообщество, так и персональная страница являются объектами гражданской правовых сделок как объекты, охраняемые результатом интеллектуальной деятельности, при условии материального критерия, а также потому, что закон прямого запрета не устанавливает, так как они могут представлять собой имущественную ценность для потенциального покупателя. Едва ли перечень объектов гражданских прав, содержащийся в ст. 128 ГК, может рассматриваться как исчерпывающий (А. П. Сергеев, 2020: 364). Однако, необходимо обращать внимание на лицензионное соглашение, в некоторых случаях там может содержаться прямой запрет или необходимость запроса разрешение на совершения такой сделки. К примеру, в соответствии с «Правилами пользования Сайтом ВКонтакте» продажа сообществ в «ВКонтакте» больше не запрещена, однако в соответствии с пунктом 5. 13. 2 пользователь самостоятельно несёт ответственность за совершение любых торговых операций по передаче права администрирования сообществом, то есть «ВКонтакте» не выступает стороной или гарантом по сделкам по продаже сообществ. Подводя итог, хотелось бы сказать, что по мере развития информационных технологий необходимо развивать законодательную базу, и такой момент, на мой взгляд, в отношении социальных сетей, назрел. Для разрешения данного вопроса необходимо создать федеральный закон, регулирующий правовые отношения в социальной сети более подробно, а также внести поправки в 4 часть ГК РФ с целью признания базой данных социальную сеть. Список использованной литературы: 1. Анимукова, А. Л. Страница Вконтакте: правовой аспект / А. Л. Анимукова, О. А. Проводина // Аллея науки. – 2017. – Т. 5. – № 16. – С. 749-753. 2. Гримов, О. А. Социально-философские модели социальных сетей / О. А. Гримов // Молодежь и XXI век - 2012: материалы IV Международной молодежной научной конференции, Курск, 23–25 апреля 2012 года / Ответственный редактор: Горохов А. А. – Курск: Закрытое акционерное общество " Университетская книга", 2012. – С. 144-147. 3. Конюхов Г. База данных. понятие, значение и роль в современном мире Современные инновации в образовании. — Системные технологии. — 2017. — № 24. — С. 61—63. 4. Сергеев А. П., Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / под ред. А. П. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2020. — 1040 с. 5. Ситников, Е. С. Понятие и правовая природа базы данных / Е. С. Ситников // NovaUm. Ru. – 2016. – № 1. – С. 3-5. Kotenev Temur Khasanovich Samara National Research University named after academician S. P. Korolev Russia, Samara e-mail: timka23-06@mail. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|