Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Compensation for moral harm as a method for protecting civil rights




COMPENSATION FOR MORAL HARM AS A METHOD FOR PROTECTING CIVIL RIGHTS

Abstract: In the article considering the issues of compensation for moral harm as a method for assessing moral harm, features of judicial practice on compensation for moral harm on the example of decisions of courts of general jurisdiction of various constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: civil law, protection of civil rights, compensation for moral harm.

УДК 347. 78. 028

Коновалова Владислава Сергеевна

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

Россия, Томск

e-mail: vladislava. konovalova0307@mail. ru

ЦИФРОВАЯ ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: Статья посвящена вопросам о необходимости закрепления цифровой формы произведения в законодательстве, а также о её соответствии требованиям закона. Установлено соответствие цифровой формы признакам объективной формы произведения посредством их анализа: воспринимаемость произведения органами чувств и многократное воспроизведение произведения. Установлено, что для восприятия цифровой формы произведения органами чувств человека необходима его оцифровка. Выявлены особенности цифровой формы произведения.

Ключевые слова: объективная форма произведения, форма выражения произведения, цифровая форма произведения, влияние цифровых технологий, объекты авторских прав.

В мире, где активно появляются современные технологии, нельзя не учитывать их влияние как на сферы жизни общества, так и на законодательство. Оно должно успевать за темпами появления новых технологий, а также успевать урегулировать тенденции в законе. Это касается и авторского права, поскольку с возникновением компьютерных технологий начало зарождаться и цифровое творчество. Это оказало существенное влияние на объекты авторского права, ведь теперь они представлены не только на листе бумаги или в виде звукозаписи, но и получают наибольшее распространение в Интернете, будучи выраженными в цифровой форме.

В таком случае напрашиваются вопросы: что из себя представляет цифровая форма произведения? нужно ли выделить цифровую форму как самостоятельную объективную форму произведения? соответствует ли она требованиям закона, применимым к другим объективным формам произведения? имеет ли она право на существование?

Прежде чем ответить на эти вопросы стоит вспомнить, что такое объективная форма произведения. Прежде всего она представляет собой внешнее выражение авторского творчества, доступное для восприятия другими лицами. Следовательно, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, то есть объективироваться (С. П. Гришаев, 1998: 254). Таким образом, форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, дерево, береста и т. д. ) или не связана с ним (например, устное публичное исполнение).

Законодатель также указывает и на материальную форму выражения (пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), под которой понимается форма произведения, предназначенная для хранения на материальных носителях с целью последующего использования. Это означает, что если произведение зафиксировано в материальной форме, то она может уже считаться объективной. Следовательно, пока идеи, концепции и задумки автора существуют лишь в его мыслях в виде творческого замысла и не могут быть восприняты другими людьми (быть объективированными на материальном носителе или публично озвученными), не существует надобности в их правовой охране. Таким образом, закон и говорит о том, что охраняется не содержание, а объективная форма произведения.

В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ произведения могут быть выражены в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. В данном перечне отсутствует цифровая форма. Однако закон не содержит закрытый перечень объективных форм, на что указывают в п. 3 ст. 1259 ГК РФ конструкции «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме» и «в том числе». Таким образом, законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т. к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности (В. О. Калятин, 2000: 32). Необходимо выяснить, можно ли считать цифровую форму выражения произведения объективной, ведь об объективности можно судить по признакам: воспринимаемость произведения органами чувств (например, произведение в форме звукозаписи мы слышим, в форме изображения – видим и т. д. ) и многократное воспроизведение произведения.

Как известно, цифровая форма предполагает кодирование любой информации, как правило, в двоичной системе (0 и 1). Передача информации начинается с загрузки информации в цифровом коде, а заканчивается устройством, которое, переводит сигнал в понятную для адресата форму и позволяет ему визуально воспринимать сообщение на экране устройства, а также создавать его материальные копии.

Из этого делаем вывод, что цифровую форму непосредственно органами чувств воспринять нельзя, для этого необходима оцифровка. Она представляет собой процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой код, а в узком бытовом понимании — переведение произведения в электронную форму. Но есть и другие формы, перечисленные в п. 3 ст. 1259 ГК РФ, которым требуется устройство, прежде чем они станут доступны для их восприятия человеком, например, фильм, записанный на магнитную ленту или оптический диск. Таким образом, использование технологий и оборудования при оцифровке произведений не является признаком цифровых произведений.

А. И. Савельев также выделяет следующие основные особенности цифровой формы выражения:

- значительная степень независимости произведения от носителя, на котором оно содержится, что обусловливает легкость распространения таких произведений;

- неразрывная взаимосвязь цифрового контента и процесса его копирования. Дубликаты объекта в большинстве случаев неотличимы от оригинала;

- возможность одновременного доступа и использования одного экземпляра произведения множеством лиц;

- легкость процесса изменения произведений, выраженных в цифровой форме. Это свойство позволяет создавать множество версий одного и того же произведения, в том числе в различных представлениях (например, файлы txt, pdf, doc, html и т. д. ) (А. И. Савельев, 2014: 232).

Вспомним, что одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт публично прочитал стихотворение, а затем записал его. В первом случае мы имели дело с устной формой, затем она стала письменной. Ту же особенность, как у объективной формы выражения, можно выделить и у цифровых произведений. Например, тот же поэт может записать стихотворение в текстовом редакторе «Microsoft Word», и оно приобретёт цифровую форму.

Одновременно можно выделить и особенность цифровой формы. Как уже упоминалось, она из себя представляет двоичный код, который оцифровывается и впоследствии позволяет человеку воспринимать информацию органами чувств. Но если при использовании других форм выражения произведения мы однозначно понимаем, как будем его воспринимать: слышать музыку, видеть изображение, видеть и читать текст в книге и т. д., - то цифровая форма может проявлять себя по-разному. Например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»[260] содержит 95 тысяч статей, 46 тысяч иллюстраций, 585 видеофрагментов и более 9 часов звукового сопровождения. Это связано с тем, что современный компьютер доносит до пользователя текст, изображение, звук. Также для компьютера нет большой разницы между типами файлов (текстовые, звуковые, графические) и их разрешением (png, doc, com, txt).

Другая важная особенность использования цифрового произведения с помощью компьютера - изменение роли зрителя. Теперь пользователь может активно воздействовать на произведение и не только посредством переведения второго в другой формат, но и принимать непосредственное участие в событиях интерактивного фильма, влиять на его сюжет.

Еще одной особенностью цифровой форма является то, что она обеспечивает неограниченную по длительности и кратности возможность использования произведения без искажения, что приводит к безграничному доступу, который в случае с бумажным изданием может ограничиваться его тиражом и подверженности износу (Д. А. Кобыляцкий, 2009: 52). Любой файл, содержащий в себе экземпляр произведения, может быть доступен в сети Интернет после совершения автором действий по разрешению такого доступа. Таким образом, факт наличия доступа через сеть Интернет к произведению в объективной форме на используемом компьютером носителе информации является обнародованием произведения. Однако, для авторского права эта особенность заключается также и в новых возможностях незаконного использования произведений (складчины), что на данный момент так же является актуальным вопросом и требует выработки хорошего решения о легальном распространении цифровых произведений без нарушения авторских прав.

Как уже отмечалось выше, цифровое произведение имеет значительную степень независимости от носителя, на котором оно находится. Таким образом, можно различить четыре основных типа цифровых произведений в зависимости от среды существования самого произведения и его оригинала (С. В. Ерохин, 2009: 86). И эта классификация довольно интересна, ведь она подчёркивает разнообразие цифровой формы в отличие от других, закрепленных в законе объективных форм выражения произведений.

Во-первых, можно выделить цифровые копии произведений, оригиналы которых созданы на физическом носителе. Они создаются для последующей их печати или просто сохранения.

Во-вторых, автор может создать произведение на физическом носителе, а затем уже перевести его в цифровой формат для использования в сети Интернет. Таким образом, основной средой существования произведения станет виртуальное пространство. В этом случае произведение на физическом носителе является этапом создания цифрового произведения, несмотря на то, что произведение в цифровом формате является лишь его копией.

В-третьих, цифровые произведения могут создаваться с помощью специальных цифровых устройств и соответствующего программного обеспечения. Их оригиналы существуют только в цифровом формате. Любой их перевод на реальный носитель является только копией цифровых произведений, или как пишет Р. Чханг: «…распечатка является нецифровой репродукцией… оригинала цифрового произведения, который может существовать только в киберпространстве»[261].

В-четвертых, иногда при создании традиционных произведений автор прибегает к цифровым технологиям как к вспомогательным. Например, в цифровом формате создается изображение с дальнейшей печатью на бумаге и последующей доработкой (цветокоррекцией, коллажированием и т. д. ).

По итогу отметим, что ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений[262] термином «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены. «Цифровое произведение» применимо к выражению формы произведения цифровым способом. Оно существует в бинарном коде и в этой форме представляет собой произведение искусства.

Также в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28. 07. 2017 № 1632-р цифровая экономика — это «экономика, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан»[263]. Такие законодательные акты ещё раз подчёркивают важность времени и соответствующих ему тенденций, большого влияния новейших технологий на жизнь общества, следовательно, и на законодательство. Таким образом, цифровая форма произведения является одной из таких тенденций.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что цифровую форму нужно выделить как самостоятельную объективную форму произведения, поскольку она объективируется в предмете материального мира (носителе информации), имеет возможность к многократному ее воспроизведению, например, путём тиражирования, и после оцифровки становится доступной для восприятия органами чувств человека. Таким образом, она соответствует требованиям закона, применимым к другим объективным формам выражения произведения и даже имеет свои особенности, а именно, сочетать в себе целое разнообразие форматов произведений, иметь несколько видов произведений в зависимости от среды существования самого произведения и его оригинала, способствовать активному воздействию пользователя на произведение и обеспечивать лёгкость процесса изменения произведений, выраженных в цифровой форме.

Список использованной литературы:

1. Гришаев С. П. Гражданское право: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 484 с.

2. Ерохин С. В. Цифровые направления в современном изобразительном искусстве // Вестник ТГУ, 2009. №2. С. 85-90.

3. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – 459 с.

4. Кобыляцкий Д. А. Объективная форма произведения, обнародованного в глобальной информационной сети // Северо-Кавказский юридический вестник, 2009. № 4. С. 51-54.

5. Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. - М.: Статут, 2014. - 640 с.

Konovalova Vladislava Sergeevna

National Research Tomsk State University

Russia, Tomsk

e-mail: vladislava. konovalova0307@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...