Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Contractual risk sharing mechanisms in English law




CONTRACTUAL RISK SHARING MECHANISMS IN ENGLISH LAW

DISTINCTIVE FEATURES OF REPRESENTATIONS AND WARRANTIES

Abstract: The article analyzes the institutions of risk sharing in English contract law, differentiation of the concepts of representations and warranties, also considers the various forms of liability for breach of contract terms.

Keywords: English contract law, risk distribution institute, assurances, guarantees, contract.

УДК 341. 947

Перминов Федор Васильевич

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им И. А. Бунина»

Россия, г. Елец

e-mail: perfedvas@mail. ru

ОБХОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ СУБЪЕКТОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ТРЕТЬЕ ГОСУДАРСТВО: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: в статье автором анализируется вариант обхода субъектами предпринимательской деятельности экономических санкций, введенных одним государством против другого методом использования бизнес-партнеров из третьего государства в качестве посредников для проведения сделок. Автором приводится типовая модель указанного процесса, факты использования указанного метода на практики, вариации его использования, положительные и отрицательные аспекты.

Ключевые слова: Международные частноправовые отношения, экономические санкции, обход санкционных барьеров, субъекты предпринимательской деятельности, посреднические отношения, правовые пробелы.

История экономических санкций, используемых одними государствами в отношении других, с целью влияния на политические решения, принимаемые их руководством или наказание за те или иные политические действия берут свое начало еще с античных времен. Так первым известным в истории случаем применения экономических санкций является введение Афинами морской блокады в отношении полиса Мегары
в 432 г. до н. э. (А. Геллий, 2007: 103) в ответ на укрывательство последней беглых афинских рабов. В течение многих лет экономические санкции представляли собой лишь дополнительные составляющие вооруженных межгосударственных конфликтов, и выражались в различных формах торговых эмбарго и морских блокадах. Лишь в конце XIX века сформировалась первая концепция мирных санкций для обозначения различных мер невоенного характера по принуждению к миру, которая была впервые закреплена в 1894 году, а расшифрована в ст. XVI Статута Лиги наций. Со второй половины XX века, экономические санкции получают широкое распространение в мировой практике, ученые это связывают, с одной стороны, с развитием военного дела и средств вооружения (в частности, оружия массового поражения), когда ущерб от боевых действий может быть несоизмеримо выше тех или иных экономических выгод для победившей стороны, с другой стороны интеграция в мировую экономику с привлечением иностранных инвестиций стали играть огромную роль в развитии государств (Ю. Кнобель, 2019: 10).

Таким образом, на современном этапе развития человечества экономические санкции становятся распространенным инструментом, применяемым в международных отношениях. Тем не менее, вопросы эффективности экономических санкций остаются дискуссионными, как в политической, так и в научной среде. Так, в одной из наиболее известных эмпирических работ, посвященной теме санкций (Hufbauer et al., 1990: 619), авторы приходят к выводу, что из 115 эпизодов экономических санкций, введенных за период 1914– 1990 гг., 40 можно рассматривать как успешные. В свою очередь, согласно Пейпу (Pape, 1997: 127) в восемнадцати описанных авторами случаях цель была достигнута за счет применения силы, а не экономических санкций.

По мнению ученых, ключевым фактором, ограничивающим эффективность введения экономических санкций являются экономические издержки их введения для страны-инициатора. Согласно Кэмпферу и Лоэнбергу (Kaempfer, 2007: 904) уровень санкций является функцией от воздействия на государство двух социально-экономических групп, одна из которых выигрывает от введения санкций, а другая несет издержки. Группа, несущая издержки естественно будет стараться их нивелировать. В связи с тем обстоятельством, что практически всегда в группу несущую издержки, входят субъекты предпринимательской деятельности, имевшие устойчивые экономические связи с государством, против которого экономические санкции были введены. Определенные бизнес структуры всегда будут иметь экономический интерес к восстановлению в той или иной форме экономических отношений со своими партнерами из государства, ставшего объектом экономических санкций, с целью нивелирования понесенных убытков, часто, невзирая на политическую повестку. С другой стороны, их экономические партнеры из государства в отношении, которого были введены санкции, тоже несут убытки и также имеют интерес к восстановлению экономических отношений. Таким образом, указанные группы с целью удовлетворения своих экономических интересов изобретают способы обхода экономических санкций, в том числе посредством использования различных правовых институтов.

Одним из наиболее распространенных и технически простых способов обхода экономических санкций выступает использование третьих государств, в качестве посредников, в рамках заключения сделок между субъектами предпринимательской деятельности из государства инициатора санкций и их партнерами из государства, в отношении которого указанные санкции введены. В общем виде указанный способ выглядит следующим образом. Компания, зарегистрированная в установленном порядке и осуществляющая свою деятельность под юрисдикцией государства-инициатора санкций (поддерживающего санкции) и компания-контрагент, осуществляющая свою деятельность под юрисдикцией государства объекта санкций совместно (часто посредством устных договоренностей между руководством указанных компаний) заключают соглашение с субъектом предпринимательской деятельности из третьего государства, не связанного с введенными экономическими санкциями. Данное соглашение подразумевает заключение сделки на поставку товара компанией из государства инициатора санкций (государства объекта санкций) указанной компании из третьего государства, которая в свою очередь, осуществив необходимые юридические действия по изменению маркировки поставленного товара, уже от своего лица заключает сделку с компанией из государства объекта санкций (инициатора санкций).

 Примером использования указанного способа может служить проведение торговых операций через посредничество коммерческих организаций третьих государств (Тайваня, Гонконга) между компаниями ЮАР и США (например, инвестиционным гигантом Marc Rich & Co) после введения в 1962 г. ООН в отношении ЮАР международных санкций в связи с действовавшим в данном государстве режимом расовой сегрегации (Ю. Кнобель, 2019: 56). Другим примером применения данного способа может служить деятельность некоторых коммерческих организаций Республики Беларусь по реэкспорту продовольственных товаров из стран ЕС в Россию после введения продуктового эмбарго 2014 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 778. [338] Так импорт земляники, малины и прочих фруктов (код ТН ВЭД 0811) Беларусью в 2014-2015 гг. превысил их импорт в 2012-2013 гг. на 49, 7 тыс. т., или в 17 раз(! ). При этом экспорт Беларуси в Россию этих продуктов возрос за тот же период на 48 тыс. т, тогда как в другие страны он снизился в два раза, или на 14 тыс. т. (А. Фиранчук, 2017: 30).

Следует отметить высокую вариативность методов обхода экономических санкций через использование третьих государств. Наряду со способом, указанным выше, на практике встречаются и более сложные юридические конструкции. Например, манипулирование категорией «личного закона» юридического лица путем создания в третьих государствах юридических лиц, фактически подконтрольных субъектам предпринимательской деятельности, желающим обойти санкционные барьеры.

С другой стороны, обход экономических санкций через третьи государства может быть затруднен в случаях, если затронутая санкциями сфера экономического партнерства связана с оборотом эксклюзивных товаров, интеллектуальной собственности или финансовых инструментов, где один из контрагентов неотделимо связан с товаром и рискует индивидуально подпасть под экономические санкции[339].

Таким образом, способ использования третьих государств для обхода экономических санкций на сегодняшний день все еще не теряет своей актуальности, но при этом в рамках некоторых узких сфер экономических отношений он теряет свою эффективность.             

Список использованной литературы:

1. Hufbauer G., Schott J., Elliott K. (1990). Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy. Washington: Institute for International Economics. 636 p.

2. Kaempfer W., Lowenberg D. (2007). The Political Economy of Economic Sanctions. In: «Handbook of Defense Economics», Chapter 27. Vol. 2. P. 867–911.

3. Pape R. (1997). Why Economic Sanctions do not Work // International Security. Vol. 22 (2). P. 90–136

4.  Геллий А. Аттические ночи. Книги I-Х. - Гуманитарная Академия, 2007. — 480 с.

5. Санкции: всерьез и надолго / А. Ю. Кнобель, К. М. Багдасарян,
А. Н. Лощенкова, К.   А. Прока. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. —80 с.

6. Фиранчук А. Российское продуктовое эмбарго и случаи его обхода через третьи страны // Экономическое развитие России. 2017. №5. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/rossiyskoe-produktovoe-embargo-i-sluchai-ego-obhoda-cherez-treti-strany (дата обращения: 26. 09. 2021).

Perminov Fedor Vasilyevich

Bunin Yelets State University

Russia, Yelets

e-mail:   perfedvas@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...