Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Conflicting issues of international adoption




CONFLICTING ISSUES OF INTERNATIONAL ADOPTION

Abstract: the article is devoted to the actual problem of legal regulation of international adoption. The subject of the study is the norms of international law and Russian legislation regulating the process of adoption of Russian children by foreign citizens. The relevance of the topic is due to the insufficiency of Russian legislation in the field of regulation of international adoption. The provisions of domestic Russian legislation and international treaties in the field of regulation of international adoption are analyzed.

Keywords: international adoption, adoption of children, adoption procedure law, foreign adoptive parent, child.

УДК 34. 03

Титова Анна Алексеевна

Псковский государственный университет

Россия, Псков

e-mail: anna. titova. prokuror@gmail. com

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования института усыновления (удочерения) российских детей гражданами иностранных государств. Особое внимание акцентируется на проблеме надлежащего исполнения родительских обязанностей по их воспитанию. Практическая значимость исследования состоит в выработке автором предложений по борьбе с обозначенными проблемами.

Ключевые слова: правовое регулирование, усыновление, международное право, иностранные граждане.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 38 устанавливает обязанность государства в отношении обеспечения защиты материнства, детства и семьи. При этом стоит отметить, что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, особенно дети, оставшиеся без попечения родителей, а потому законодателю следует обратить особое внимание на их правовой статус, особенно в части правового регулирования усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами.

Семейный Кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 54 предусматривает право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, именно с целью реализации данного положения законодатель предоставляет возможность усыновления (удочерения) российских детей иностранным гражданам, вводя при этом некоторые ограничения. Так, согласно п. 24 Постановления Правительства РФ N 275[344] иностранные граждане имеют право усыновить ребёнка, проживающего в России только в случаях, если не представляется возможным передать его на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что передача российских детей в приемные семьи иностранных граждан – вынужденная мера, осуществляемая в интересах ребенка с целью обеспечения его воспитания и гармоничного развития. Однако, при реализации данной меры возникает ряд существенных проблем, которые требуют внимания российского законодателя. Рассмотрим данные проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) российских детей иностранным гражданам и возможные пути их устранения.     

Долгое время актуальность не теряет достаточно серьезная проблема взяточничества, а также злоупотребления российским органами опеки своих полномочий. Особенно часто это наблюдается в регионах, где высок процент детей-сирот. Руководители органов опеки в них стараются решать данную проблему с помощью неправомерных методов и взяток. Все это приводит к тому, что в итоге процедура усыновления (удочерения) выглядит совершенно непрозрачной. По всей видимости органы опеки либо не знают все тонкости законодательства, либо сознательно игнорируют его, тем самым их вина становится еще более отягчающей в этом вопросе, так как они понимают, что совершают должностное преступление, которое может привести к тому, что усыновленные дети попадают в семьи, которые не могут обеспечить им надлежащее воспитание и образование. (С. С. Чекулаев, А. А. Шаршунова, 2018: 12)

Халатность и нарушение закона не только со стороны органов опеки и попечительства, но и со стороны суда, принимающего итоговое решение по вопросу усыновления (удочерения), ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка в патронатной семье. Так и пострадал Максим Кичагин из Амурской области, усыновленный супружеской парой итальянцев. Ночью человек, которого пятилетний Максим называл папой, подошел к спящему малышу и задушил его подушкой. Причиной страшного поступка стало психическое заболевание, которым, как выяснилось сотрудниками правоохранительных органов, страдал усыновитель. Реакция России, получившей известие о произошедшем, была незамедлительной – Следственный комитет РФ возбудил дело о халатности при усыновлении. Прокуратура Амурской области начала проверку в областном Минобрнауки документов, направленных в областной суд, принимавший решение об усыновлении Максима. [345]

Как российский областной суд проигнорировал положение п. 4 ч. 1 ст. 271 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации о предоставлении медицинского заключения о состоянии здоровья усыновителей? Отвечая на данный вопрос, мы обозначаем еще одну проблему правового регулирования усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами – заявленная потенциальными приемными родителями информация не может быть тщательно проверена из-за отсутствия какой-либо возможности у российских органов опеки и суда истребовать документы, характеристики и прочие бумаги у иностранных государственных и муниципальных органов. (П. В. Крашенников 2019: 245)

Отсутствует также практика взаимодействия с иностранными организациями, где трудоустроены заявители. По этой причине не представляется возможным получить характеристики на иностранных граждан с места их работы (А. Н. Жеребцов 2019: 264). А сведения, которые хранятся в государственных базах о совершенных правонарушениях, зачастую представляют собой конфиденциальные сведения, которые не могут быть истребованы российскими органами опеки и попечительства. Все это делает почти невозможным надлежащую проверку документов, которые представляют граждане других стран, когда хотят усыновить или удочерить российских детей.

Таким образом, у российских органов опеки, судов и властей практически нет никаких правовых возможностей и механизмов действия в ситуациях, когда дети подвергаются систематическому физическому и психическому насилию в иностранной семье. Поэтому вопрос об ответственности служб опеки и судов, проверяющих иностранных граждан и их документы на усыновление стоит особенно остро (Н. С. Тамонина, 2020: 191). Так, согласно данным прокуратуры Саратовской области при проведении проверки деятельности министерства образования области по вопросам соблюдения законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе иностранными гражданами, установлен ряд нарушений. [346] Следует тщательнее подходить к организации контроля за органами, занимающимися вопросами усыновления (удочерения) детей, в особенности иностранными гражданами, так как даже незначительные нарушения закона в данном случае могут подвергнуть ребенка опасности и оставить без защиты в «чужой» стране.

Законодателю для обеспечения возможности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами необходимо заключать соглашения с иностранными государствами, которые бы со своей стороны тщательно подходили к проверке своих граждан, решившихся на усыновление и предоставляли бы российским органам опеки и попечительства всю необходимую информацию в короткие сроки, чтобы те могли принять решение на основе полученных данных о том, отдавать ребенка в такие семьи или найти других кандидатов усыновителей. К настоящему времени такие двусторонние соглашения имеются между США и Россией, между Россией и Италией. На мой взгляд, практика заключения таких соглашений должна расширяться, становясь обязательным условием для реализации возможности подачи заявления об усыновлении (удочерении) иностранными гражданами.

Также необходимо закрепить за иностранными государственными структурами обязанность по проверке тех условий, в которых воспитываются российские дети, и в случае нарушения правил по уходу и воспитанию, реагировать надлежащим образом. Это могло бы предотвратить случаи физического и психологического насилия российских детей иностранными гражданами. Кроме этого, следует наладить тесное взаимодействие между органами социальной защиты иностранных государств и органами опеки РФ в плане психологический помощи и адаптации усыновленных детей в первые несколько лет пребывания их в другой семье, так как именно в этот период и возникает наибольшее количество проблем психологического характера между усыновителями и усыновленными детьми. (Л. В. Токарская 2015: 51)

Важно обозначить необходимость разработки соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих возможность российских органов опеки осуществлять со своей стороны периодический контроль за условиями содержания усыновленных детей в иностранных семьях по согласованию с органами социальной защиты зарубежных стран и усыновителями. В данном случае без обеспечения взаимодействия социальных структур обеих сторон, как государства, где проживают потенциальные родители, так и Российской Федерации, добиться должного эффекта не получится.  

Также возможно ужесточить наказание в отношении должностных лиц органов российской опеки и суда, которые пренебрегают положениями российского законодательства и отдают детей в сомнительные семьи иностранных граждан.

Учитывая вышеизложенное, мы можем прийти к выводу, что в сфере правового регулирования усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами есть явные проблемы, требующие решения как на национальном, так и на международном уровнях.  

Список использованной литературы:

  1. Миграционное право России: Учебник / А. Н. Жеребцов, Е. А. Малышев; под ред. А. Н. Жеребцова, М.: Издательство Юрайт, 2019. – 437 С.

2. Семейное право: Учебник / Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников, Л. Ю. Михеева и др.; под ред. П. В. Крашенинникова, М.: Статут, 2019. – 302 С.

3. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей: Учебное пособие / Л. В. Токарская, П, Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2015. – 136 С.

  1. Тамонина Н. С. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства при усыновлении иностранцами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 41. – С. 191-193.
  2. Чекулаев С. С., Шаршунова А. А. Проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) российских детей гражданами США и Европейского союза // Юридический факт. – 2018. – № 23. – С. 11-14.

Titova Anna Alekseevna

Pskov state university

Russian, Pskov

e-mail: anna. titova. prokuror@gmail. com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...