Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Custom as a form of civil law in Anglo-Saxon countries: comparative law study




CUSTOM AS A FORM OF CIVIL LAW IN ANGLO-SAXON-TYPE COUNTRIES: COMPARATIVE LAW STUDY

Abstract: the article considers custom as a form of law that in countries belonging to the Anglo-Saxon legal family undergoes fundamental changes, especially with regard to the regulation of interstate trade relations. It is concluded that the transformation of social relations in the context of globalization entails significant changes in the forms of law and an increase in the sociological concept of legal understanding in the regulation of public relations.

Keywords: custom, customary law, Anglo-Saxon legal family, form of law.

УДК 343. 146

Продан Дарья Юрьева

Уральский государственный юридический университет
Институт Права и Предпринимательства
Россия, Екатеринбурu

e-mail: dsshaprodan@yandex. ru

Щербатюк Виктория Павловна
Уральский государственный юридический университет
Институт Права и Предпринимательства
Россия, Екатеринбург
e-mail: sherbatyukv123@gmail. com

КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме правового регулирования международного усыновления. Предмет исследования - нормы международного права и российского законодательства, регулирующие процесс усыновления российских детей иностранными гражданами. Актуальность темы обусловлена недостаточностью российского законодательства в области регулирования международного усыновления. Анализируются положения внутреннего Российского законодательства и международных договоров в области регулирования международного усыновления.

Ключевые слова: международное усыновление, усыновление детей, порядок усыновления, иностранный усыновитель, ребёнок.

Усыновление детей гражданами другого государства является широко распространенной практикой в мире. Масштабным оно стало после окончания Второй мировой войны (Зеличенко, 2007: 2. ). Однако, на тот период ни одно государство не имело специального законодательства, регулирующего «иностранное» усыновление, вследствие чего его процедура не могла быть законодательно оформлена и зачастую осуществлялась стихийно, с массой нарушений как моральных, так и правовых норм.

Если исходить из общих представлений о том, что есть «усыновление (удочерение)», которое определяется в юридической литературе как «юридический акт, в силу которого между ребенком (усыновленным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, существующие между родителями и детьми», то необходимым дополнением для дефиниции «иностранного», или «международного», усыновления должно стать включение в рассматриваемое понятие основного фактора —усыновитель (усыновители) и усыновляемый должны быть иностранцами по отношению друг к другу, либо факт усыновления должен иметь место за границей в соответствии с правопорядком иностранного государства (Ануфриева, 2010: 422). Усыновление детей иностранными гражданами способствует деятельность специально созданных для данных целей организаций. Например, представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации.

Семейный кодекс России ввел судебный порядок усыновления при соблюдении ряда условий: необходимость получения разрешения на усыновление, наличие у усыновителя условий для содержания детей, близость языка и культуры и др. Таким образом, Семейный кодекс РФ допускает возможность усыновления детей-граждан РФ иностранцами.

Большинство континентальных европейских государств поддерживают подход, который заключается в том, что иностранный усыновитель, как правило, увозит ребенка в свою страну, поэтому необходимо соблюдение требований, соответствующего иностранного законодательства.

Если усыновителем выступает лицо без гражданства, усыновление производится в соответствии с законодательством постоянного места жительства усыновителя[341]. Если иностранный усыновитель состоит в браке с российским гражданином, то усыновление российского ребенка производится в порядке, установленном для граждан РФ.

Семейный кодекс РФ предусматривает следующие условия иностранного усыновления (удочерения):

1. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах;

2. Усыновление братьев и сестер разными лицами допускается только в случаях, когда усыновление, отвечает интересам детей;

3. Усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, если постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Данное требование также зафиксировано в п. б, ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989г. «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечивать его воспитание или усыновление в стране происхождения ребенка»;

4. Должен быть соблюден порядок усыновления по российскому праву;

5. Усыновитель должен соответствовать требованиям, указанным в ст. 127-128 СК РФ;

6. Должно быть получено согласие родителей, опекунов или попечителей усыновляемого и согласие самого усыновляемого, достигшего 10-летнего возраста, а также согласие супруга усыновителя.

 Российские дети, усыновленные иностранцами, должны быть поставлены на учет консульским учреждением или посольством РФ на территории государства проживания усыновителей в трехмесячный срок со дня въезда детей в государство места проживания усыновителей. Консульские учреждения (посольства) ежегодно направляют в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют МИД РФ и Министерство образования РФ об отмене усыновления и (или) о переустройстве детей в другую семью, о гибели усыновленных детей, насилии или жестоком обращении с ними, других действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей, и иных нарушениях их прав.

Представительства представляют российским органам документы об иностранных кандидатах в усыновители для подбора ребёнка на усыновление, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновления, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, направляют в соответствующие органы отчёты об условиях жизни детей в семьях усыновителей.

К сожалению, на практике нередко встречаются ситуации злоупотребления иностранными усыновителями своими правами в отношении усыновленных детей. Ситуация усугубляется тем, что ребенка увозят в другую страну и государство может разрешать его судьбу только посредством своего посольства и консульских учреждений в соответствующем государстве. Однако не обо всех случаях международного усыновления становится известно российским загранучреждениям.

В целях упорядочения процедуры международного усыновления Россия заключает двусторонние международные договоры с иностранными государствами по вопросам усыновления.

Например, Россия заключила двусторонний международный договор с Израилем по вопросам усыновления в 2020 г.
В договоре предусмотрены все необходимые положения, которые позволяют обеспечить максимальную защиту прав детей, и упрощает процедуру усыновления.
В случае помещения ребенка в другую семью на воспитание и (или) для его усыновления новые усыновители или лица, взявшие ребенка на воспитание, принимают на себя обязательства, установленные законодательством государства происхождения, касающиеся постановки ребенка на учет в консульском учреждении государства происхождения и предоставления возможности для обследования условий его жизни и воспитания.

Похожие двухсторонние соглашения Россия заключила и с иными государствами. Например, договор между российской федерацией и итальянской республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.
           Особый интерес вызывает проблемное взаимодействие между США и Россией по вопросам международного усыновления. В 2011 г. между странами был заключен договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. В соглашении определяется порядок усыновления и устанавливается механизм контроля за условиями жизни и воспитания приемных детей, предоставление российским консульским работникам возможности беспрепятственного посещения несовершеннолетних граждан РФ в приемных американских семьях. Соглашение также определяет порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства иностранного государства и сохранения родного гражданства до достижения совершеннолетия, устанавливается обязанность кандидатов в усыновители предварительно пройти соответствующую подготовку и представить социально-психологическое заключение и т. д. Однако его действие было прекращено в 2013 г. в связи с принятием в России Закона №272-ФЗ о запрете передачи российских детей на усыновление гражданам США, который более известный как «Закон Димы Яковлева».

«Закон Димы Яковлева» был принят Госдумой РФ 28 декабря 2012 года вместе с пакетом российских санкций в отношении иностранных граждан и стал ответной мерой на принятие американского «закона Магнитского» — антироссийского секционного списка, названного по имени скончавшегося в московском СИЗО аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского. «Закон Димы Яковлева» установил запрет на усыновление российских детей для всех граждан США и начал действовать с 1 января 2013 года. Название закона связано с именем 21-месячного российского ребенка, усыновленного американскими гражданами. Он погиб в 2008 году по вине приемного отца Майлса Харрисона, который забыл ребенка в машине на жаре. Мужчина позднее был оправдан судом.

Верховый суд РФ обобщил практику усыновления российских детей за рубежом. «Таких дел становится все меньше – за 10 лет их число упало на 92, 5»[342].
      Совет по правам человека при президенте РФ подверг жесткой критике " Закон Димы Яковлева". По мнению членов Совета, документ является антиконституционным и породит новый виток коррупции в области усыновления. [343]

Таким образом, проблема которая остро стоит в современных реалиях: контроль за соблюдением прав и законных интересов, усыновленных иностранным гражданином детей (Ламейкина, 2019: 72).

     Так, в соответствии с ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за пределами государства, в данном случае и за детьми, которые были усыновлены иностранными гражданами. Но так как за границами РФ юрисдикция государства заканчивается, сложно надлежащим образом выполнять данную функцию. Ребенок, оказавшийся на территории иностранного государства, фактически становится беззащитным, так как его переезд в государство усыновителя и обеспечение его правовой защиты никак не связаны с действием российского законодательства, а у российских социальных служб нет возможности оказывать предусмотренную национальным законодательствам помощь усыновленным детям (Федосеева, 2012: 791).
        Полномочия по контролю за соблюдением прав и законных интересов российских детей возложили на консульские представительства, находящиеся на территории государства, где вместе с семьей проживает усыновленный ребенок. При усыновлении российского ребенка иностранный гражданин по прибытии в свою страну должен в течении трех месяцев зарегистрировать усыновленного ребенка в консульском представительстве России. В последствии консульское представительство должно обеспечивать защиту прав и законных интересов российских детей, например, проверять бытовые условия проживания ребенка, процесс обучения и воспитания. Но зачастую иностранные граждане нарушают обязанность постановки на учет, надлежащим образом не занимаются воспитанием и обучением ребенка, а российские консульские представительства испытывают значительные трудности при осуществлении своих контрольных полномочий. Так, если по отношению к ребенку будут применяться противоправные действия, консульство может этого не узнать, так как ему могут помешать в выполнении своих обязанностей на государственном уровне. В случае, если консульское представительство узнает о нарушении прав усыновленного российского ребенка, то у него не окажется особых полномочий, чтобы приостановить данные действия, так как на ребенка будет распространяться законодательство государства пребывания, по которому могут быть иные или может не быть правовых последствий для родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности.

Для исключения подобных ситуаций необходим более действенный контроль за условиями жизни усыновленных иностранцами российских детей, в том числе путем заключения международных соглашений с соответствующими иностранными государствами. Россией подписана, но пока не ратифицирована Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г. В Конвенции определяется, что усыновление может иметь место только тогда, когда компетентными властями государства происхождения ребенка установлено, что межгосударственное усыновление наилучшим образом отвечает интересам ребенка и что соответствующие компетентные власти дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде.

Согласно Конвенции запрет на иностранное усыновление недопустим и подписание Россией закона на запрет усыновления детей гражданами США противоречит ему. Указанная Конвенция даёт возможность защищать права детей и регулирует все вопросы в отношении иностранного усыновления.

Данная конвенция помогла бы создать улучшенную систему сотрудничества между договаривающимися государствами, чтобы убедиться, что эта защита работает. На наш взгляд, между положениями Гаагской конвенции 1993 г. и положениями конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. противоречий не имеется. Что касается Декларации ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» 1986 г., то само сравнение норм Декларации и норм Гаагской конвенции 1993 г. является с юридической точки зрения необоснованным, учитывая, что нормы Декларации имеют рекомендательный характер. Хотим Обратить внимание на то, что в Преамбуле Гаагской конвенции 1993 г. говорится о том, что государства-участники согласились заключить Конвенцию 1993 г. с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН 1989 г. и Декларации ООН 1986 г. Конвенция 1993 г. устанавливает минимальный уровень защиты прав детей при усыновлении, который может быть повышен нормами национального права. Наличие более высокого уровня правовой защиты, предусмотренного российским законодательством, не противоречит принципам Конвенции, а детализирует конвенционные положения. Ратификация Россией данной Конвенции не может понизить уровень правовой защищенности усыновляемых детей. Считаем, что участие России в Конвенции позволит обеспечить контроль за условиями жизни.

Так же заключение на запрос ребенка в семье иностранных усыновителей, в настоящее время при отсутствии международных соглашений является невозможным. Согласно Конвенции 1993 г., этот контроль можно будет осуществлять посредством деятельности Центральной инспекции принимающего государства, обязанность по созданию которой принимает каждое государство, участвующее в Конвенции. Как уже говорилось, нормы данной Конвенции предусматривают осуществление контроля за условиями жизни усыновленных российских детей в семье усыновителей, проживающих на территории государства- участника. Оценка эффективности данного контроля будет зависеть от того, насколько выполнимыми окажутся нормы Конвенции для Российской Федерации, осуществляющей сотрудничество с другими государствами- участниками. После ратификации Россией Конвенции 1993 г. никаких изменений в семейное или гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации вносить не потребуется, поскольку нормы Конвенции не изменяют существующее правовое регулирование межгосударственного усыновления, установленное Семейным кодексом РФ и ГПК РФ.

Список использованной литературы:

1. Ануфриева Л. П. Международное частное право. Особенная часть: учебник. БЕК. 2002. Т. 2, С. 189

2. Зеличенко Ю. Л. История становления законодательства в области международного усыновления// Вестник ТГПУ. 2007. С. 2

3. Канашевский В. А. Международное частное право: учебник. 4-е изд., Международные отношения. 2019, С. 879

4. Ламейкина Е. Ю. Проблемы правового регулирования международного усыновления // Закон и право. 2019. С. 71–75

5. Лебедев С. Н., Кабатова Е. В. Международное частное право: учебник. Статут. 2015. Т. 2, С. 655

6. Федосеева Г. Ю. Международно-правовое регулирование трансграничного усыновления как способ обеспечения защиты прав и интересов российских детей // Lex Russica. 2012. N4. С. 791–800

7. Министерство иностранных дел РФ: [сайт]. URL: https: //www. mid. ru/

Prodan Daria

Ural State Law University

Institute of Law and Entrepreneurship
Russia, Ekaterinburg

e-mail: dsshaprodan@yandex. ru
Sherbatyuk Victoria
Ural State Law University

Institute of Law and Entrepreneurship
Russia, Ekaterinburg
e-mail: sherbatyukv123@gmail. com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...