Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Bordering of land plots as a current practical problem in the sphere of land relations




BORDERING OF LAND PLOTS AS A CURRENT PRACTICAL PROBLEM IN THE SPHERE OF LAND RELATIONS

Abstract: in the article the author examines the issues related to the imposition of boundaries of land plots, when the established boundary of one plot is superimposed on the established boundaries of adjacent land plots. The reasons for this problem are analyzed, the coordinate systems used for maintaining the Unified State Register of Real Estate (hereinafter - USRN) are specified, which are necessary when establishing the boundaries of land plots, and the main ways of resolving this problem and the specifics of settling disputes on the " imposition of boundaries" of land plots are discussed.

Key words: land plot, imposition of borders, technical error, cadastral error, cadastral registration authority, cadastral engineer.

УДК 349. 6

Бандурина Дарья Александровна

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург

e-mail: bandurina2002@gmail. com

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация: данная статья посвящена правовой регламентации экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в частности экологическому страхованию. В рамках данной статьи рассмотрена действующая нормативно-правовая база экологического страхования в Российской Федерации, проект отклоненного в 1997 году закона об обязательном экологическом страховании, Модельный закон стран СНГ. Также приводится разграничение объектов экологического страхования.

Ключевые слова: экологическое страхование, экологический риск, окружающая среда, добровольное экологическое страхование, обязательное экологическое страхование.

В связи с технологическим прогрессом и развитием общества человечество оказывает все большее влияние на состояние окружающей среды. Влияние это проявляется не только в положительном, но и в отрицательном воздействии на природные объекты. Рост негативного воздействия на окружающую среду непосредственно связан с наращиванием темпов экономического развития, что выражается в истощении почв ввиду их эксплуатации для сельскохозяйственных нужд; загрязнении водных объектов ввиду утилизации в них отходов различных промышленных предприятий; ухудшении качества атмосферного воздуха, связанном с многочисленными выбросами загрязняющих веществ и т. д. Вследствие этого и усиливается взаимосвязь и взаимозависимость экономики и экологии. Для сохранения указанной тенденции, необходимым становится поддержание качества окружающей среды на надлежащем уровне, что должно быть выражено в правовой регламентации экономического регулирования в области охраны окружающей среды. На данный момент этот аспект закреплён в главе 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», где указаны меры, имеющие экономический характер и направленные на охрану окружающей среды. К числу таких мер относится и экологическое страхование, которое будет более подробно рассмотрено в рамках настоящей статьи.

В России институт экологического страхования только начинает свой путь становления и развития. Поскольку в нашей стране сосредоточено огромное количество различных промышленных предприятий, ежегодно наносящих вред окружающей среде, возникает необходимость создания страховой защиты на случай аварии на предприятии или какого-либо иного события, которое может повлечь нанесение значительного ущерба окружающей среде.

Обращаясь к ст. 18 указанного выше федерального закона, мы можем заметить, что здесь указана цель экологического страхования - защита имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Однако, как мы видим, самого термина экологическое страхование в данной статье не приводится, в связи с чем и возникает вопрос: закреплено ли это понятие в нормативно-правовых актах?

В законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, дающая конкретное определение понятию «экологическое страхование» (Каратаев, 2013: 141–146). Однако данное определение можно сформулировать, если обратиться к самому термину «страхование», при этом учитывая цель непосредственно экологического страхования. Исходя из определения термина «страхование», приведенного в п. 1 ст. 2 Закона РФ " Об организации страхового дела в Российской Федерации", мы можем сделать вывод, что экологическое страхование – это отношения по защите имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении экологических рисков за счет страховых взносов на случай причинения вреда в результате нанесения значительного ущерба окружающей среде. Как мы видим, понятие экологического страхования тесно связано с понятием экологический риск, закрепленным в ФЗ «Об охране окружающей среды»[367]. Страхование экологических рисков предполагает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, несущих потенциальную экологическую угрозу, при этом предполагается необходимость возмещения ущерба третьим лицам в случае наступления чрезвычайно опасных ситуаций или аварий на производстве. Так, договоры экологического страхования направлены на защиту страхователя в случае возбуждения против него иска, требующего возмещения ущерба, вызванного нанесением вреда собственности (Бажайкин, 2010: 8).

Поскольку экологическое страхование является одним из видов страхования, оно регулируется нормами гл. 48 ГК РФ, Законом РФ " Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Экологическое страхование можно рассматривать как специальный вид страхования. Несмотря на то, что это не указано в ст. 970 ГК РФ, где перечислены специальные виды страхования, признание экологического страхования в качестве данного вида обусловлено тем, что оно прямо предусмотрено в ФЗ «Об охране окружающей среды». (Крассов, 2020: 24).

 Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют обязательное и добровольное экологическое страхование.

Добровольное экологическое страхование осуществляется по личной инициативе страхователя. Основным документом, регулирующим добровольное экологическое страхование в настоящее время является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, где прописаны объекты страхования, понятие страхового события, прядок заключения договора страхования, страховое возмещение, защита, обязанности страховщика и страхователя и т. д.

Обязательное экологическое страхование подразумевает возникновение правоотношений между страховщиком и страхователем в силу закона. В 1996 году в Государственную Думу был внесен проект Федерального Закона «Об обязательном экологическом страховании», однако в 1997 году он был отклонен. На данный момент обязательному страхованию подлежат далеко не все производственные объекты. Обязательное страхование распространяется на опасные объекты, указанные в ст. 5 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», к которым относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов; гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений; автозаправочные станции жидкого моторного топлива; лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки). Исходя из положений указанного федерального закона, можно сделать вывод, что целью обязательного страхования опасных объектов является именно возмещение вреда, причиненного жизни и имуществу граждан, что соответствует конституционным правам граждан, закрепленным в ст. 42 Конституции РФ. Обращаясь к ст. 1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», мы заметим, что действия данного закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде.

Для сравнения рассмотрим Модельный закон «Об экологическом страховании», принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. В преамбуле данного закона указано, что он регулирует отношения в сфере гражданско-правовой ответственности за аварийное загрязнение окружающей природной среды и за последующее причинение вреда физическим и юридическим лицам вследствие воздействия на них загрязненной окружающей природной среды. Как мы можем заметить, ответственность предусмотрена именно за нанесение вреда самой окружающей природной среде, то есть, перечислены случаи обязательного экологического страхования опасных производственных объектов, где объектом будет сама окружающая среда, в то время как в российском законодательстве такое положение отсутствует (Ведышева, 2018: 47).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что одна из специфических особенностей экологического страхования заключается в том, что имеются два объекта, которым может быть причинен ущерб: окружающая среда и население, в частности здоровье и имущество граждан (Егоренков, 2019: 45).

Подводя итоги, нужно отметить, что на данный момент в России целесообразно принятие отдельного нормативно-правового акта, в котором присутствовала бы дефинитивная норма, закрепляющая определение понятия «экологическое страхование», а также нормы, содержащие перечень объектов, подлежащих обязательному страхованию с целью регламентации отношений, возникающих вследствие причинения вреда непосредственно окружающей среде. Безусловно, при этом данный нормативно-правовой акт должен сохранять и нормы, в которых предусмотрено возмещение вреда, нанесенного здоровью и имуществу граждан. За основу такого закона можно взять рассмотренный выше Модельный закон «Об экологическом страховании», так как именно он и содержит идею наложения гражданско-правовой ответственности за аварийное загрязнение окружающей природной среды, то есть выделяет окружающую природную среду как отдельный объект, на защиту которого будет направлено экологическое страхование. Более того, на мой взгляд, в России необходимо развивать систему добровольного экологического страхования путем экономического стимулирования субъектов предпринимательской деятельности, например, при помощи введения налоговых льгот для предпринимателей, осуществивших добровольное страхование.

Список использованной литературы:

1. Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория и практика. Правовое регулирование обязательного экологического страхования в РФ // Законодательство – 2010 – С. 8.

2. Ведышева Н. О. Экологическое страхование как мера предотвращения экологических рисков / Н. О. Ведышева // Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации: Сборник статей / Автор-составитель О. В. Ефимова. – Москва: Издательство " Саратовский источник", 2018. – С. 47.

3. Каратаев О. Г. Экологическое страхование в Российской Федерации: правовые аспекты / О. Г. Каратаев, Л. А. Амелин // Журнал университета водных коммуникаций. – 2011. – № 3. – С. 141-146.

4. Егоренков Л. И. Охрана окружающей среды: учеб. пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2019. – С. 45.

5. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов – 4-е изд., пересмотр. – Москва: Норма: ИНФРА – М, 2020. – С. 24.

Bandurina Daria Alexandrovna

The Ural State Law University

Russia, Yekaterinburg

e-mail: bandurina2002@gmail. com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...