Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Environmental problems of the formation of a green economy




ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF A GREEN ECONOMY

Abstract: An urgent problem for the formation of a green economy is environmental problems, as well as levers and methods used by states. The article analyzes various directions and approaches to the definitions of these problems, as well as describes ways to solve them.

Keywords: environmental problems, ecology, economy, green economy.

УДК 349. 6

Милана Андреевна Маркова

Уральский государственный юридический университет

Екатеринбург, Россия

e-mail: milana. markova. 2003@list. ru 

Екатерина Егоровна Величкина

Уральский государственный юридический университет

Екатеринбург, Россия

e-mail: velichkinakatya2002@gmail. com

CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН ЕВРОСОЮЗА (ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ДАНИИ И ГЕРМАНИИ)

Аннотация: в статье представлена условная сравнительная характеристика законодательств в сфере охраны окружающей среды и природопользования России, Великобритании, Дании и Германии, с целью выявления положительного опыта для развития правовых отношений и регулирования в области экологии в Российской Федерации.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, природопользование, экология, административная ответственность, уголовная ответственность, отходы.

Глобальная экологическая проблема ощутимо влияет на всё мировое сообщество, с каждым днём повышается риск экологической катастрофы. В России проблемы экологии ушли на второй план, так как у населения нет культуры соблюдения экологических и санитарных норм, отношение к природе - потребительское. Недостаточное законодательное регулирование и порой безнаказанность приводят к тому, что люди считают возможным бросать мусор в лесу, сжигать отходы в саду, выбрасывать упаковки и иные отходы из окон, оставлять автомобильные покрышки у дороги, устраивать несанкционированные свалки в черте города и т. д. Предприятия и организации в нашей стране в ещё большей степени ухудшают экологическую обстановку, ведь на производствах происходят экологически опасные ситуации: выбросы и сбросы загрязняющих, токсичных веществ в воздух, воду, почву. Производители из соображений «преступной» экономии халатно относятся к вопросу постройки и своевременной замены очистных сооружений. В связи с этим причиняется вред окружающей среде и населению, сокращается продолжительность жизни людей. Падение работоспособности, рост смертности людей вследствие загрязнения окружающей среды причиняют ущерб экономике. Также, чрезвычайные ситуации в отдельных регионах нашей страны, такие как пожары в Якутии, утечка дизельного топлива в Норильске и другие аналогичные ситуации могут повлечь подрыв авторитета и легитимности государственной власти РФ. Все перечисленное подтверждает взаимосвязь всех сфер жизни общества с экологией, что требует подробной проработки и кодификации законов в РФ, касающихся экологии, их дополнение и возможное исправление, и свидетельствует о высокой актуальности данной темы научной статьи.

Для выявления некоторых пробелов в правовом регулировании отношений в экологической сфере, а также норм Российского экологического законодательства, нуждающихся в корректировке, стоит провести сравнительный анализ с законодательными актами Германии, Дании и Великобритании. Выбор именно этих стран обоснован данными рейтинга индекса экологических показателей. [378]

Стоит начать с нормативно-правовой системы Дании в области экологии, так как эта страна занимает первое место в предлагаемом рейтинге. Стоит выделить следующие датские законы в области охраны окружающей среды: Закон о свалках отходов № 420 от 13 июня 1990 г.; Сводный акт Министерства окружающей среды водотоков № 404 от 19 мая 1992 г.; Сводный закон «О химических веществах и продуктах» № 21 от 16 января 1996 г.; Сводный закон «О налогах на отходы и сырье» № 570 от 3 августа 1998 г.; Сводный акт о водоснабжении; Сводный закон «Об окружающей среде и генной инженерии» № 981 от декабря 2002 г. [379]

В системе экологического законодательства прослеживается четкая связь охраны здоровья человека и охраны природной среды. Датское Министерство Окружающей Среды и Министерство здравоохранения постоянно находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Это проявляется в создании совместных проектов, где рассматриваются проблемы здравоохранения и способы их разрешения путем разработки критериев качества воздуха, почвы, питьевой воды. Такая координация и взаимодействие органов управления дает эффективные плоды в работе по улучшению экологии, в России же совместно действуют Министерство природных ресурсов и Росприроднадзор с Роспотребнадзором, но не сотрудничают с Министерством здравоохранения, с ним взаимодействует Следственный комитет РФ уже после причинения вреда здоровью людям. [380]

Вместе с тем в Дании не существует точного определения термина «датское экологическое право». Все же, экологическое право определяется как нормы и правила, регламентирующие воздействие торговли, промышленности и человека и на внешнюю окружающую среду, что означает регулирование охраны окружающей среды, защиты природы и планирования землепользования. [381]

Обращаясь к законам Датского Королевства в области охраны окружающей среды, стоит отметить Сводный закон «О химических веществах и продуктах» №21 от 16 января 1996 г. », где регулируется использование и производство химических продуктов и их компонентов, находят свое отражение принципы экологической сертификации, которые строго соблюдаются предприятиями.

Важной отличительной чертой природоохранной политики Дании являются многочисленные экологические национальные программы. Например, программа поддержки экологически ориентированной экспортной деятельности малых и средних предприятий. Государство значительно поощряет предприятия, которые ориентируются на экологически полезное производство, выпуск экологически чистых товаров, тем, что выплачивает компенсацию в размере 50 %. В Российской Федерации сравнительно недавно получили своё активное развитие национальные экологические программы и проекты[382], когда как в европейских странах они реализуются с конца ХХ века.

Хорошие экологические показатели в Дании обеспечивают государству первое место в рейтинге и говорят не только о проведении качественной политики в данной отрасли, но и о экологически правильном сознании и неравнодушии людей, их экологической образованности.

Германское законодательство, его кодификация в области охраны окружающей среды, считается наиболее совершенным. Выделим следующие законы: Федеральный закон «О защите окружающей среды от вредных воздействий» 1974 г.; Федеральный закон «Об охране природы» 1987 г.; Закон «О водном балансе» 1986 г., который регулирует хозяйственное использование воды, как поверхностных, так и подземных; Закон «О предотвращении образования и переработки отходов» 1986 г. [383]

Экологические вопросы занимают одну из ведущих ролей не только в работе правительства, но и в предвыборных кампаниях в парламент. Существует множество экологических движений, например, «Зеленое движение».

Наряду с законами осуществляется множество федеральных программ. Например, Экологическая программа Федерального правительства от 21 сентября 1971г. (Environmental Programme) определила концепцию экологического законодательства, в основе которой лежали три центральных принципа: принцип причинителя, принцип профилактики и принцип кооперации (Стеблов, 2010). В Германии принятие многочисленных нормативно-правовых актов резко сократило загрязнение воздуха. Хочется подробно остановиться на вопросе обращения с отходами в Германии, так как в нашей стране прослеживается пробел данного регулирования. В ФРГ производится раздельный сбор мусора. Немаловажно, что в Германии в законе «Об экономике замкнутого цикла и отходов» от 1996 года в задачи производителя входит предотвращение образования, переработка и удаление отходов от использования производимых им товаров. Согласно новаторскому законодательству «О расширенной ответственности производителей» (РОП), полная ответственность промышленности за утилизацию упаковки (частные домохозяйства, малый бизнес). Производитель ответственен за полный жизненный цикл продукта: от его производства до утилизации. Это является эффективной мерой в сохранении экологии. Данная мера очень качественно воспитывает экологическое поведение населения, и служит положительным опытом, который желательно перенять нашему государству.

В Великобритании существует массивный свод законов и иных правовых актов в области охраны окружающей среды, основными в этой сфере можно выделить следующие: Закон «Об охране окружающей среды» 1990 года; Правила выдачи экологических разрешений (Англия и Уэльс) 2016 года; Правила по предотвращению и ликвидации экологического ущерба 2015 года; Закон «О водных ресурсах» 1991 года.

 За несанкционированные захоронение, обработку или удаление отходов согласно Закону «Об охране окружающей среды» 1990 г. ( Environmental Protection Act 1990) виновное лицо привлекается сразу к уголовной ответственности, а данное деяние классифицируется как преступление. В России существует и административная ответственность за экологические правонарушения, не только уголовная.

Великобритания демонстрирует комплексное и эффективное применение финансовых инструментов экологической политики, так как производство облагается такими налогами как: налог на захоронение отходов (Landfill tax); налог на изменение климата (Climate change levy); совокупный налог (Aggregate levy); налог на бензин (Gasoline Tax); на нефть, нефтепродукты и газ (Oil and Gas Tax); на дизельное топливо (Diesel Oil Delivery Tax); на авиатопливо (Aviation Fuel Tax), на керосин и уголь (Petroleum and Coal). Российской Федерации присущи только платежи за негативное воздействие на экологию[384].

В Великобритании экологическая политика направлена не только на предотвращение загрязнения земель, но и на ликвидацию загрязнений, произошедших в прошлом. Органы местной власти публикуют свои нормативно-правовые акты, связанные с обследованием территорий и выявлением на них загрязнённых объектов, которые впоследствии подлежат очищению, восстановлению, повторному использованию. В России органы местного самоуправления также выполняют функции по контролю за своевременным и правильным сбором, вывозом отходов из черты города[385], однако не всегда они выполняются своевременно и надлежащим образом.

Правительство Великобритании уделяет большое внимание экологическому образованию. Согласно Национальной программе образования, школы должны: давать всем ученикам возможность приобрести знания, необходимые для защиты и улучшения природной среды; поддерживать школьников в наблюдении за природой и исследовании окружающей среды, принятии практического участия в решении реальных экологических проблем; пробуждать интерес детей к вопросам охраны окружающей среды.

Экологическое законодательство Российской Федерации неразрывно связано с уголовным, административным, санитарным законодательствами, а также законодательством, регулирующим порядок проведения проверок контролирующими и надзорными органами, законодательством об органах местного самоуправления.

Проблемами, создающими неблагоприятную экологическую обстановку в России, являются:

 1. Низкая грамотность населения в области экологического и другого законодательства, низкая культура детей и взрослых в этой сфере. Граждане в основном не знакомы ни с нормами, содержащимися в законах в области охраны природы, ни с органами осуществляющими надзор и контроль в этой сфере (природоохранная прокуратура, Роспотребнадзор, Министерство природных ресурсов, Департаменты лесного хозяйства, животного мира, Росприроднадзор и т. д. ) (Боголюбов, Жариков, 2021: 60-61), не знают о праве обращения с жалобой в эти органы и о порядке обжалования бездействия должностных лиц этих органов в соответствии с ФЗ от 02. 05. 2006 №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» и с ст. 10 ФЗ № 2202-1 от 17. 01. 1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

2. По некоторым статьям существует чрезмерно мягкая ответственность за экологические правонарушения и преступления, а именно в области охраны водных ресурсов и атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, регулируемые не только экологическими, но и санитарными нормами. А также присутствует несоответствие в размере наказания за эти правонарушения, за которые можно привлечь к административной ответственности по разным статьям КоАП РФ. Например, в области обращения с отходами. Так, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 8. 2 КоАП РФ на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 30000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 до 50000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. За аналогичное правонарушение в области обращения с отходами виновные могут быть наказаны и по более «мягкой статье» КоАП РФ. В СанПиН 2. 1. 7. 1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" тоже закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для среды и здоровья населения. За их нарушение тоже существует административная ответственность - по ст. 6. 3 КоАП РФ. Но ответственность по ст. 6. 3 КоАП РФ более мягкая, а именно по ч. 1: - Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. ».

Разница в размере наказания прослеживается и при изучении всех остальных частей обеих статей. То есть при проверках можно наказать по разным статьям в зависимости от личного решения контролирующего или надзорного органа, что не справедливо и является «лазейкой» в законодательстве.

3. Отсутствует возможность внезапного проведения проверок вышеперечисленными надзорными и контролирующими органами. Теряется результативность и смысл проверок, оперативно не выявляются все нарушения, которые впоследствии могут привести к нарушению прав граждан. Так в соответствии со ст. 21 ФЗ №2202-1 от 17. 01. 1992 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры проверки исполнения законов проводят на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Кроме того, в соответствии со ст. 9 №294-ФЗ от 26. 12. 2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения при множестве условий. Без предварительного своевременного уведомления о проведении проверки и без выполнения всех условий проверки считаются незаконными.

4. Уголовные наказания за загрязнение вод и загрязнение атмосферного воздуха ставятся в зависимость от наступления существенных последствий и существенного вреда (Коробеев, 2008: стр. 450-451). И притом санкции по ч. 1 статей тоже «мягкие». Например, по статье 250 ч. 1 УК РФ уголовное наказание последует лишь за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод (Ткачина, 2012: 64-68), если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Наказание – от штрафа (до 80 тысяч рублей) до исправительных работ на срок до одного года, либо арест на срок до трёх месяцев, что также является чрезмерно мягким. Аналогичная ситуация и с формулировкой ч. 1 ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы» - нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Наказание - аналогичное наказанию по ч. 1 ст. 250 УК РФ.

5. Трудно доказуемыми, потому что должным образом не разъяснены, не закреплены в законодательстве, являются понятия «Загрязнение атмосферного воздуха», «Существенный вред», «Загрязнение, засорение, истощение вод», поэтому привлечение к уголовной ответственности виновных на настоящее время проблематично. Ранее, примерно до 1997 года, по ст. 223 УК РФ граждане привлекались к уголовной ответственности следователями природоохранных прокуратур за аналогичные деяния, но не только за деяния причинившие, но и могущие причинить вред здоровью людей, рыбным запасам, сельскохозяйственному производству.

По нашему мнению, проанализировав текущую экологическую ситуацию, можно привести следующие пути решения экологических проблем: ужесточение некоторых уголовных и административных наказаний за экологические правонарушения; исключение зависимости уголовного наказания от наступления существенного вреда, чтобы привлекать виновных к уголовной ответственности за угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и населению; введение обязательной просветительской деятельности в образовательных учреждениях, предприятиях, организациях в доступной и пробуждающей интерес форме в области экологии и права; воссоздание экологической полиции, которая была упразднена; добавление в штат лесничеств, Министерства природных ресурсов, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Департаментов лесного хозяйства и животного мира и других контролирующих органов достаточного количество специалистов для эффективной работы в сфере охраны окружающей среды; введение обязательного повсеместного раздельного сбора отходов, сооружение современных полигонов ТБО (твёрдых бытовых отходов) и мусороперерабатывающих предприятий; возобновление стабильного проведения субботников у жилых домов самими жильцами с привлечением их детей, как это было в советское время, в целях выработки дисциплины у населения.

Подводя итог вышесказанному, мы понимаем, что развитие природоохранного законодательства должно идти в ногу со временем с развитием экономики, однако не стоит забывать полезные моменты в экологической сфере из прошлого России, а также необходимо перенимать положительные черты из аналогичных законодательств других стран.

Список использованной литературы:

1. Троманс, С. (1991). Закон об охране окружающей среды 1990 г.: текст и комментарии. Лондон: Sweet & Maxwell. ISBN0-421-44260-3. Википедия site: wikichi. ru

2. Индекс Экологических Показателей Environmental Performance Index https: //epi. yale. edu/epi-results/2020/component/epi (дата обращения 24. 10. 2021)

3. СтебловА. Л. (2010) Экологическое право Германии https: //be5. biz/pravo/e005/10. html

4. 5. Боголюбов С. А., Жариков Ю. Г. (2021 )ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 7-е изд. пер. и доп. Учебник для Вузов стр. 60-61 https: //urait. ru/viewer/ekologicheskoe-pravo-487731#page/3

5. 6. Полный курс уголовного права. Т. 4/Под ред. А. И. Коробеева. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2008. С. 450-451

6. Ткачина Н. В. (2012) Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», научная статья, С. 64-68 Учредители: Издательский дом «Буквовед»(Москва) ISSN: 1992-8041

7. Список экологических законодательств по странам https: //ru. abcdef. wiki/wiki/Norwegian_environmental_laws#Denmark (дата обращения: 24. 10. 2021)

 

Milana Andreevna Markova

Ural State University of Law

Yekaterinburg, Russia

e-mail: milana. markova. 2003@list. ru

Ekaterina Egorovna Velichkina

Ural State University of Law

Yekaterinburg, Russia

e-mail: velichkinakatya2002@gmail. com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...