Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Threat to environmental security in the conditions of digitalization of society: problems and solutions




THREAT TO ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. This article raises the issue of threats to environmental safety in the context of the widespread introduction of computer technologies and other electronic equipment. An analysis is given of the main aspects of the activities of public authorities in this area for the period of 2021, and logical ways of solving the studied problem are presented.

Keywords: environmental safety, digitalization, IT, pollution, waste.

 

УДК 349. 6

Зотова Александра Васильевна

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург
e-mail: aleksandrazotova@bk. ru 

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: статья посвящена анализу законодательства об экологическом образовании, эколого-правовой культуры. Рассматривается проблема реализации норм экологического законодательства в сфере экологического образования, воспитания и просвещения. Автор приходит к выводу о декларативности норм, отсутствие норм прямого действия; необходимости создания непрерывного процесса экологического образования, просвещения и воспитания на всех уровнях образовательной системы.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое законодательство.

Экологическая культура – сложное и многоаспектное понятие. Ученые по-разному подходят к его пониманию и толкованию. Гирусов Э. В. дает следующую трактовку: «экологическая культура – обеспечение прогресса общества в его единстве с природой» (Э. В. Гирусов, 2010: 6-11); в то время как Яницкий О. Н. указывает на «ценностное отношение социального субъекта к среде обитания: локальной, национальной, глобальной» (О. Н. Яницкий, 2005: 136-161). Интересен подход Шайхеслямовой К. О.: «экологическая культура – способность людей осознано пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» (К. О. Шайхеслямова, 2004: 14 - 28). Безусловно, без глубоких и практико-ориентированных знаний граждан в системе «человек-природа» бессмысленно говорить об экологической культуре.

Обратимся к статье старшего преподавателя кафедры земельного, градостроительного и экологического права УРГЮУ Листопад О. Ф. Автор отмечает: «у студентов второго курса ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» отсутствует сформированная экологическая культура, устойчивые знания в сфере экологии. Преподаватель вынужден начинать обучение по предметам экологического и земельного права с объяснений, что такое природа, экологические функции компонентов окружающей природной среды, их взаимосвязь, место человека в данной сфере, цель охраны окружающей природной среды» (О. Ф. Листопад, 2018: 260-262). Перечисленные понятия экологический образованные и экологический ориентированные граждане должны усвоить на уровне программы общеобразовательных учреждений.

Формирование в обществе эколого-правовой культуры, экологического образования - актуальные вопросы, требующие всестороннего теоретического изучения и осмысления, изменения и дополнения нормативных правовых актов как в области экологического законодательства, так и в сфере образования. В. Д. Перевалов подчеркивает, что Российское государство должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других областях, без чего не возможен переход к устойчивому развитию (В. Д. Перевалов, 2009: 112-114) Именно государство должно способствовать реализации непрерывного процесса экологического образования, просвещения и воспитания на всех уровнях системы образования.

Первые знания в экологической сфере ребенок получает в семье и дошкольных учреждениях. На данном этапе важно сформировать познавательные, речевые, практические умения в разнообразной деятельности в природе, активно содействовать накоплению гуманного экологически-целесообразного опыта отношения к ней. Закладывается фундамент будущего экологический ориентированного поведения.

Центральным звеном экологического образования и воспитания является школа. В общеобразовательном учреждении ребенок должен уяснить роль природы в жизни человека, осознать, что природа – источник удовлетворения многообразных потребностей человека, осмыслить необходимость бережного отношения к ней, активно приобретать навыки экологический ориентированного поведения. Знания в экологической сфере, полученные в рамках дошкольного и школьного образования, человек должен активно применять в профессиональной деятельности. Соблюдение и активное применение норм экологического законодательства – залог успешного развития бизнеса в рамках благоприятной окружающей среды.

Знания в сфере экологических отношений человек должен соблюдать и реализовывать на протяжении всей жизни, тем самым соблюдая основной закон государства (58 статья Конституции РФ)  

Стоит отметить, что уровень преподавания знаний в сфере экологических отношений находится на низком уровне. Во многих школах не предусмотрен отдельный предмет «Экология». Экологические знания школьники получают в течение нескольких уроков на таком предмете, как «Биология. Общая биология». Школьники, в силу отсутствия основ экологической культуры, отказываются от участия в экологических акциях, субботниках; не испытывают интереса к интерактивным урокам. Перечисленные факты вызывают опасение, и наталкивают на мысль о неэффективности действующей системы экологического образования, просвещения и воспитания.

В рамках нашей работы считаю необходимым проанализировать нормативную правовую базу в сфере экологического законодательства, в целях выяснения причины низкого уровня экологической культуры граждан.

Основным нормативным правовым актом экологического законодательства является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2020 № 7-ФЗ[395]. Касаемо экологического образования и воспитания, а равно экологической культуры, закреплено две статьи: 71 и 73.

В статье 71 указанного федерального закона законодатель указывает на целесообразность осуществления всеобщего и комплексного экологического образования, включающего в себя основное общее образование, среднее-профессиональное образование высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний посредством средств массовой информации, учреждений культуры, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, в целях формирования экологической культуры. Однако в последующих нормах не конкретизируются конкретные субъекты реализации данных требований, механизмы реализации нормы права, не содержится указание на обязательное включение данных положений в Федеральные государственные образовательные стандарты. То есть норма носит лишь декларативный характер.

Примечательно, что в 2013 году статья 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая возлагала на образовательные учреждения юридическую обязанность по преподаванию основ экологических знаний, утратила силу. Законодатель подтвердил декларативность 71 статьи. В какой-то степени она является «мертвой статьей».

Данный федеральный закон регламентирует в отдельной статье (73) подготовку руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данные положения реализуются преимущественно в виде курсов повышения квалификации, но зачастую они носят формальный характер. На фоне исключения 72 статьи, это выглядит как приоритет доступности экологического образования должностным лицам, которые напрямую связаны с реализацией экологических отношений, а не рядовым гражданам.

В 2015 году выступили в силу «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года»[396] (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г), а в 2017 году – «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [397] (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. ). Указанные нормативные правовые акты определят цели, задачи и принципы государственной политики в области экологического развития. Подробно регламентированы механизмы осуществления государственной политики в области экологического развития. Формирование экологической культуры, развитие экологического образование и воспитания законодатель определяет как одну из основных задач государственной политики в области экологического развития, однако возложение юридической обязанности по реализации данного правового положения на конкретных лиц не декларируется. Норма вновь носит декларативный характер.

Проблема формирования экологической культуры актуальна еще с начала 21 века: в 2000 году в Государственную думу был внесен проект Федерального закона «Об экологической культуре». Субъекты законодательной инициативы особо подчеркивают роль экологической культуры: способствует здравому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности. По мнению авторов законопроекта, основной способ формирования и развития экологической культуры состоит в системном, комплексном и непрерывном экологическом образовании и просвещении. В отдельных статьях указана та компетенция, которой гражданин должен обладать на различных этапах образовательной деятельности, указаны способы ее достижения. Обратимся к ст. 8 законопроекта: «… в основные и дополнительные общеобразовательные программы включается образовательная область «Экология»». Данный законопроект предусматривал и экологическое самообразование (ст. 12). Указывая, что формирование экологической культуры зависит и от самого человека, его желания.

Законопроект «Об экологической культуре» дает перечень обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления по развитию экологической культуры. Субъекты законодательной инициативы не забывают и про общественные объединения: право участвовать в конкурсах по разработке и реализации программ экологического образования и просвещения, осуществлять общественный контроль за развитием экологического образования и просвещения, в целях формирования в обществе основ экологической культуры. Важное значение имеет и 21 статья законопроекта о финансировании деятельности по развитию в Российской Федерации экологической культуры. Бюджетное финансирование – основа, материальную поддержку также могут оказывать юридические и физические лица.

Проект федерального закона «Об экологической культуре» подробно регулирует формирование экологической культуры граждан через экологическое образование и просвещение, содержит нормы прямого действия, имеет соответствующий предмет регулирования. Данный законопроект в 2009 году был отклонен Государственной Думой РФ в первом чтении. Одна из причин отклонения – изменение ситуации в стране, отсутствие актуальности законопроекта десятилетней давности.

Таким образом, экологическая культура – важнейший элемент культуры любого современного человека. Одним из основных механизмов формирования является системность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования. В нормативных правовых актах экологического законодательства Российской Федерации закреплено формирование экологической культуры через систему экологического образования, однако в виде декларативных норм, при отсутствии норм прямого действия.

Список использованной литературы:

1. Гирусов Э. В. «Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность»// Журнал «Библиотечное дело» - 2010 - № 3 (117) – с. 6-11

2. Листопад О. Ф. «К вопросу о развитии экологической культуры в Российской Федерации»// Сборник трудов конференции «Эволюция российского права» - 2018 – с. 260-262

3. Перевалов В. Д. «Теоретические и исторические аспекты российского юридического образования»// Журнал «Российское право: образование, практика, наука» - 2009 - № 2 (55) – с. 112 – 114

4. Шайхеслямова К. О. «Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественного цикла»// диссертация доктора педагогических наук – Алматы, 2004 – 14-28 с.

5. Яницкий О. Н. «Экологическая культура России XX века: очерк социокультурной динамики»// Журнал История и современность» - 2005 - № 1 – с. 136-161

Zotova Aleksandra Vasilevna

Ural State Law University

Russia, Yekaterinburg

e-mail: aleksandrazototva@bk. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...