Regulation of greenhouse gas emissions. Carbon polygons
Regulation of greenhouse gas emissions. Carbon polygons Abstract. In the modern world, more and more attention is paid to environmental problems due to the deterioration of environmental indicators. The world community is forced to take measures, thanks to which mankind will have the opportunity to save the remaining natural resources and improve the quality of life. One of the measures taken is the Kyoto Protocol, the adoption of which was aimed at reducing greenhouse gas emissions. Carbon polygons have also been created to combat greenhouse gases. Keywords: carbon polygon, carbon tax, Kyoto Protocol, greenhouse gases, carbon balance УДК 349. 6 Мартыненко Дарья Алексеевна Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Россия, Киров e-mail: martynenko2200@mail. ru ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ УСИЛИЙ В БОРЬБЕ ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ПЛАСТИКОВЫХ ОТХОДОВ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Аннотация. В условиях развития постиндустриального общества вопросы защиты окружающей среды приобретают первоочередное значение. Автор заостряет внимание на проблеме загрязнения Мирового Океана пластиковыми отходами, а также на проблеме отсутствия международного урегулирования данного вопроса. Настоящее исследование направлено на изучение существующего нормативного регулирования по вопросам загрязнения Океана, а также на выработку предложений концепции глобального соглашения. Ключевые слова: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Мировой океан, международное соглашение, пластиковые отходы. Необходимо признать, что за время существования человечества пластик сыграл большую роль в развитии современных экономик государств. Применение пластика принесло большую пользу во многих сферах жизнедеятельности человека от здравоохранения и хранения пищевых продуктов до транспорта и увеличения продолжительности жизни. Однако у всего есть «обратная сторона медали». За всю ту пользу, которую оказал пластик, пришлось отплатить существенными социальными, экономическими и экологическими последствиями. При реализации текущей экономической политики образуется непредсказуемое количество отходов, что приводит к ее полной неэффективности.
По данным исследования ЮНЕП «Пластиковый мусор и микропластик в мировом океане», ежегодно в океан попадает более 8 миллионов тонн пластиковых отходов[415]. Главная опасность пластика – длительный период его распада, от 100 до 450 лет. Пластиковые отходы, попадая в море, распадаются на микропластик, его уже сейчас можно обнаружить в организме обитателей моря и суши. Также, пластик нашли в крови человека, в желудках морских птиц, дельфинов и китов. Стоит отметить, что негативные последствия отражаются не только на экосистеме, но и на экономике. Так, например, от пластиковых отходов страдает индустрия туризма: пляжи на Карибах и в Таиланде облицованы пластиком, что не позволяет многим туристам вновь посетить их (А. С. Кукарин, 2020: 11). На самом деле загрязнение пластиком стоит на повестке дня ООН с 2012 года, но особой заинтересованности в том, чтобы заключить международное соглашение ни у кого не было. Ни в 2015 году, ни в 2019-м, когда Ассамблея ООН по окружающей среде собиралась в последний раз в Найроби. Тем временем, в феврале 2019 года на сайте Центра международного экологического права был опубликован Доклад «Пластик и здоровье: реальная цена пластиковой зависимости», в котором отмечается, что к 2050 г. глобальное производство пластика достигнет 1800 миллионов тонн в год[416]. Далее считаем целесообразным рассмотреть категорию международных актов, принятых в целях защиты и охраны Мирового океана. Как уже отмечалось выше, проблема непосредственного загрязнения морей пластиковыми отходами поднималась на международной арене еще в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Однако никаких конструктивных решений в отношении сотрудничества принято не было. Затем в июне 2014 года в Найроби состоялась инаугурационная сессия Ассамблеи ООН по окружающей среде с целью усилить роль ЮНЕП в качестве ведущего экологического органа ООН. Именно тогда проблема морского пластикового мусора была обозначена одной из главных тем, вызывающих особое беспокойство.
В 2015 году последовало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции 70/1, «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В повестке представлен план действий, который содержит 17 Целей в области устойчивого развития и 169 задач. Наиболее подходящими целями в отношении проблемы загрязнения морей и океанов пластиковыми отходами являются цели: 11 - Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивого развития городов и населенных пунктов, 12 - Обеспечение рациональных моделей потребления и производства и 14 – Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития[417]. Однако стоит отметить, что вопрос сохранения водного потенциала планеты поднимался задолго до проблемы «морского пластика». Еще в 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, направленная на кодификацию норм в отношении охраны Мирового океана от загрязнения. В частности, в части XII Конвенции говорится о «Защите и сохранении морской среды» и государства призываются к принятию, индивидуально или сообща, всех мер по предотвращению, сокращению и контролю загрязнения морской среды из любых источников[418]. Кроме того, следует сказать о Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), принятой под эгидой Международной морской организации (ИМО). В Приложении 5 настоящей Конвенции представлены положения по предотвращению загрязнения с судов[419]. Она запрещает выбрасывать мусор в океан с судов любого типа. Однако данная Конвенция не затрагивает вопросы загрязнения морей с суши. Для соответствующего регулирования возможно применение Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В тексте конвенции оговорены обязательства стран-участниц по введению ограничений или запретов на экспорт и импорт опасных отходов, по минимизации наличия опасных и других отходов и их перевозки, а также требования по упаковки и маркировке перевозимых веществ[420].
Во всяком случае, несмотря на существующий обширный пласт международных актов, события последних лет, массовое загрязнение Океана пластиком свидетельствует о следующем: до сих пор отсутствует осознание значимости проблемы защиты и сохранения Мирового океана и острой необходимости принятия безотлагательных мер, для предотвращения его дальнейшего загрязнения. Одним решением глобальной проблемы может стать разработка и заключение Международного соглашения по контролю за пластиковыми отходами. Такое соглашение могло бы определить правила безопасного оборота пластика. Исследователями также особо заостряется внимание на проблеме несогласованности нормативных правовых актов в разных государствах, что накладывает определенные сложности, препятствующие спасению нашей планеты. Так, отсутствие унифицированного законодательства в области пластиковой упаковки зачастую делает её непригодной для вторичной переработки. Примером может послужить история с компаниями-переработчиками из США, когда в страну были поставлены миллионы противомоскитных сеток из Руанды, упаковка которых была из пластика с неразглашенным химическим составом, что, в свою очередь, забраковало их для вторичной переработки[421]. Кроме того, в настоящее время поднимается проблема несовершенства международного контроля за соблюдением международных договорных обязательств государств в области охраны и защиты Мирового океана от различного рода загрязнений. Из-за чего, наблюдаются нарушения государствами обязательств, предусмотренных международными договорами в области экологии (В. А. Чумаченко, 2020: 58). Итак, нами было установлено, что проблема заключается в отсутствии единого законодательства, охватывающего весь жизненный цикл пластика, включая его производство и потребление. Исходя из всего ранее изложенного, предлагаем перечень действий по сокращению и последующей ликвидации пластиковых отходов в Мировом океане, которые следовало бы отразить в международном соглашении:
1) Мониторинг. Поскольку рынок пластика является трансграничным, то унификация химического состава пластика позволит государствам во всем мире принимать более обоснованные и последовательные решения о том, что с ним делать. То есть, необходимо стандартизировать мониторинг и отчетность по элементам, относящимся к экономике замкнутого цикла, - по тому, как он производится, используется, потребляется и т. д. 2) Предотвращение загрязнения пластиком. Предотвращение сбросов и создание безопасной циркулярной экономики для пластмасс - основная цель межправительственной деятельности по сохранению и защите Мирового океана от загрязнений. В целях предотвращения распространения пластиковых отходов предлагается увеличение инвестиций в инфраструктуру рыночных ограничений. Наилучшим подходом было бы не допускать попадания на рынок веществ, безопасность которых не доказана. Еще один ключевой элемент - принятие мер, ограничивающих и сокращающих производство пластика. К 2040 году производство новых пластиков должно быть сведено к минимуму[422]. Также стоит отметить, что необходимо устранять загрязнение окружающей среды пластиком как на суше, где это сравнительно легко, так и в океанах, где очистка намного сложнее и дороже. Кроме того, в соглашении должны быть обозначены общие технические стандарты для вторичной переработки пластика. 3) Техническая и финансовая поддержка. Техническая помощь, наращивание потенциала, разработка экологической политики, а также научные и социально-экономические оценки - это элементы, необходимые для того, чтобы помочь определить и стимулировать финансовую деятельность в развивающихся странах. 4) Координация. Этот раздел обеспечивает согласованность и координацию существующих международных и региональных соглашений во избежание дублирования и достижения максимальной эффективности. В заключение хотелось бы с полной уверенностью отметить, что сейчас мир как никогда близок к тому, чтобы заключить новое глобальное соглашение, которое касается полного жизненного цикла пластика. Это подтверждается увеличением числа международных соглашений, деклараций и конвенций, закрепляющих меры по достижению поставленных целей. К ним относятся несколько недавно принятых региональных деклараций, например: Сент-Джонская декларация Карибского сообщества и Общего рынка, принятая в июле 2019 г., гласит: «Главы правительств... подчеркивают срочную необходимость заключения глобального соглашения по проблеме загрязнения пластиковыми отходами и микрочастицами пластмасс»[423].
Правительствам необходимо осознать, что многие экологические проблемы носят глобальный характер, их нельзя решить усилиями отдельных государств. Успех в этом направлении может быть достигнут только при условии активного сотрудничества и скоординированных действий всего международного сообщества.
Список использованной литературы: 1. Веб-сайт Market Screener (2019). [Электронный ресурс] // Карибское сообщество: Коммюнике, опубликованное по результатам 40-й регулярной конференции глав государств Карибского сообщества. URL: https: //eia-international. org/wp-content/uploads/Convention-on-Plastic-Pollution_RU. pdf. 2. Кукарин А. С. Анализ рынка и разработка инновационного проекта по переработке пластиковых отходов в Томской области: магистерская диссертация по направлению подготовки: 38. 04. 01 - Экономика [Электронный ресурс] // Томск: [б. и. ], 2020. URL: http: //vital. lib. tsu. ru/vital/access/manager/Repository/vital: 11500. 3. Пластиковый мусор и микропластик в Мировом океане. Глобальное предостережение и исследование, призыв к действиям и руководство по изменению направления политики / ЮНЕП. 2016: [Электронный ресурс] // URL: https: //wedocs. unep. org/bitstream/handle/20. 500. 11822/7720/MPDMP_RU. pdf? sequence=4& isAllow ed=y. 4. Пластик - новая глобальная угроза [Электронный ресурс] // Природа России, национальный портал. URL: http: //priroda. ru/reviews/detail. php? ID=12475& SECTION_ID=219. 5. Чумаченко В. А. Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения и пути их преодоления [Электронный ресурс] // Океанский менеджмент. 2020. №2 (7). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-pravovye-problemy-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-oblasti-zaschity-i-sohraneniya-morskoy-sredy-ot-zagryazneniya-i-puti-ih. 6. Institute For Advanced Sustainability Studies e. V. [Electronic resource] // We need a binding global agreement on plastics. URL: https: //www. iass-potsdam. de/en/news/we-need-binding-global-agreement-plastics.
Martynenko Darya Alekseevna Volgo-Vyatka Institute (branch) of Kutafin Moscow State Law University Russia, Kirov
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|