Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Problems of legal regulation of specially protected natural territories




PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

Abstract: The article analyzes the problems that arise in the legal regulation of specially protected natural areas. A study of this issue is being carried out both from a legal and from an economic point of view. Suggestions are made on ways to solve the problems identified during the analysis and the development of the system of specially protected natural areas in the Russian Federation.

Keywords: specially protected natural areas, problems of legal regulation, environmental crime, ecological tourism, international interaction, budget financing.

УДК 349. 442

Синицына Валерия Андреевна

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург

e-mail: sinitsina-lera@mail. ru

РЕНОВАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья подготовлена в рамках реализации научного проекта «Современное градостроительство: модернизация правового регулирования», отобранного по итогам конкурса научных проектов ведущих научных школ УрГЮУ 2020 года

Аннотация: реновация в РФ прочно ассоциируется с градостроительными процессами, начавшимися в Москве в 2017 году и продолжающимися по настоящий момент. Влияние этих процессов на отрасль настолько велико, что недавно внесенные в Градостроительный кодекс РФ изменения в части обеспечения комплексного развития территории стали видеться исключительно в контексте аналога мероприятий «московской» реновации. По нашему мнению, необходимо прекратить практику подобного отождествления.

Ключевые слова: реновация, реновация жилищного фонда в городе Москве, Программа реновации, комплексное развитие территории, Градостроительный кодекс РФ.

Реновация в строительстве (от лат. renovatio – «обновление») представляет собой процесс улучшения, реконструкции и реставрации отдельных объектов, при котором либо изменяется их функциональное назначение (Асаул и др., 2005), либо оно остается прежним, но качественно улучшаются основные параметры застройки (Варламов, 2020: 75).

Как и многие схожие процессы, характерные для современного градостроительства (редевелопмент (изменение функции территории), ревитализация («оживление» нефункционирующих объектов и пространств) (Шалина, 2019) и т. п. ), реновация связана со значительными конструктивными изменениями в зданиях, однако важное значение при этом уделяется возможности сохранения самих объектов как таковых (например, в здании могут быть заменены коммуникации, утеплены фасады, отремонтированы крыши, но сохранены в целостности все его конструктивные элементы (фундамент, междуэтажные перекрытия, несущие стены и т. п. ).

Данный термин весьма известен и в России. Однако подходы к осуществлению отечественной реновации достаточно отличаются от концепции данного процесса, принятой в мировой градостроительной практике. Впервые не только массовое упоминание, но и легальное закрепление этого процесса произошло в 2017 году, когда властями Москвы был анонсирован проект реновации жилого фонда первого периода индустриального домостроения (говоря иначе – знаменитых «хрущевок», построенных в 1950-1960-х гг. )[443].

Программа реновации жилищного фонда в городе Москве. Одноименное постановление Правительства субъекта РФ[444] было издано через месяц после внесения изменений в федеральное законодательство. При этом под реновацией жилищного фонда обновленный Закон «О статусе столицы РФ» понимает совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с Программой, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе и обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства (статья 4). Следовательно, понимание сущности «московской» реновации невозможно без обращения к перечню мероприятий, разработанному властями столицы.

Действующая Программа предполагает реализацию следующих мероприятий:

1. Формирование нормативной правовой базы для реализации Программы;

2. Подготовка градостроительной документации, необходимой для реализации Программы, и определение этапов ее реализации и сроков их выполнения;

3. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, предназначенных для переселения;

4. Обеспечение выполнения мероприятий по созданию комфортной среды проживания и благоустройству территорий близ многоквартирных домов, предназначенных для переселения;

5. Обеспечение необходимыми объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктур территорий близ многоквартирных домов, предназначенных для переселения;

6. Переселение жителей многоквартирных домов, включенных в Программу, в равнозначное жилье или предоставление им равноценного возмещения в денежной или натуральной форме;

7. Снос многоквартирных домов, включенных в Программу, после завершения переселения жителей, а также после предоставления всем собственникам нежилых помещений предварительного и равноценного возмещения;

8. Строительство взамен снесенных домов новых многоквартирных домов, предназначенных для выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 4, 5 и 6.

Таким образом, природа «московской» реновации заключается исключительно в физической ликвидации существующего и возведении на его месте нового жилья (Короткова, 2020: 111).

Подобный подход противоречит общемировой практике решения проблемы устаревания и обветшания жилого фонда – в большинстве государств реализуются успешные проекты по реконструкции старых домов (при этом подобные примеры есть и в самой Москве)[445]. Этот аспект реновации имеет множество преимуществ – в рамках реконструкции могут быть выполнены разнообразные работы (от ремонта существующих зданий до надстройки в них новых этажей), сохранение объекта зачастую выходит экономически выгоднее, чем его снос, а также реконструкция позволяет не допустить развитие социального конфликта, поскольку она не требует переселения[446].

Вследствие своего радикализма в выборе формы работы с ветшающим жильем, а также по ряду иных сопутствующих вопросов (проблемы строительного мусора[447], некачественного вновь возведенного жилья[448] и т. п. ) процедура «московской» реновации продолжает подвергаться критике со стороны экспертного сообщества, некоторых представителей органов власти и собственно самих жителей. При этом, по нашему мнению, Программа реновации, реализуемая в Москве, уже не будет изменена в своей концептуальной основе.

Между тем, столь длительное муссирование в обществе вопросов, связанных с «московской» реновацией, привело к тому, что со временем возникли идеи о необходимости распространения столичного опыта решения вопроса устаревающего жилья на все регионы РФ (Журило, 2021: 80). Первоначально предпринимались попытки разработки самостоятельного федерального закона «О реновации жилищного фонда в РФ»[449]. Однако все они оказались неудачными, поскольку, с одной стороны, предлагаемые законопроекты справедливо критиковались с позиции недостатков юридической техники, а, с другой, отклонялись даже без попыток доработки первоначального текста.

Тогда стало очевидно, что требуется внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, дабы механизм реновации стал одним из видов градостроительной деятельности. Авторы нового законопроекта оценили потенциал уже существующих институтов градостроительного права, а после предприняли попытку наполнить новым содержанием институт комплексного и устойчивого развития территории - так был принят акт с легкой руки СМИ названный «законом о всероссийской реновации»[450].

Комплексное развитие территории. Не вызывает сомнений факт того, что в основу обновленного института комплексного развития территории были заложены аспекты модернизации жилого фонда, использованные в практике «московской» реновации (в части гарантий жилищных и имущественных прав граждан (32. 1 Жилищного кодекса РФ), принятия общим собранием собственников помещений решения о включении либо исключении многоквартирного дома из проекта (часть 1. 3 статьи 46 ЖК РФ) и т. п. ). Однако, на наш взгляд, данный институт стоит оценивать более позитивно, чем реновацию, осуществляемую в столице России.

Во-первых, один из видов КРТ предполагает модернизацию жилой застройки, включающей в себя аварийные дома, а также дома не признанные таковыми, но имеющие существенные недостатки в своих параметрах (износ основных конструктивных элементов, отсутствие централизованных систем инженерно-технического обеспечения и т. п. ). При этом дома обеих разновидностей могут быть не только снесены, но и реконструированы (часть 2 статьи 65, пункт 2 части 1 статьи 67, пункт 2 части 4 статьи 68 ГрК РФ). Опыт «московской» реновации предполагает, что под нее попадает преимущественно неаварийное жилье, которое подлежит исключительно сносу[451].

Во-вторых, существует еще одна разновидность КРТ – оно может быть применено для обновления нежилой застройки (часть 4 статьи 65 ГрК РФ). Таким образом, КРТ становится основой для осуществления редевелопмента – например, бывшая промышленная зона может быть преобразована в жилой квартал или общественное пространство (при этом не всегда будет требоваться снос бывших производственных помещений).

В-третьих, КРТ предполагает реализацию «классических инвестиционных проектов, требующих времени и осмысления»[452]. Дословная цитата депутата Законодательного собрания Свердловской области наглядно раскрывает характер КРТ – оно может затрагивать не только один или несколько элементов планировочной структуры, но даже их отдельные части (т. е. возможно подвергнуть обновлению группу строений, а не целый район) (пункт 35 статьи 1, часть 1 статьи 65 ГрК РФ), сама процедура предполагает перечень взаимосвязанных этапов, каждый из которых в той или иной степени предполагает «осмысление» будущего развиваемой территории (части 6, 7, 8 статьи 66 ГрК РФ), что в свою очередь предполагает необходимость временных затрат на каждый из этапов.

В этой же части стоит добавить, что с финансовой стороны КРТ предполагается реализовывать не только за счет бюджетных средств – обновленный ГрК РФ говорит о договорах о КРТ, заключаемых с победителями торгов или даже с правообладателями недвижимости в границах территории, подлежащей КРТ (статьи 68-70), что предполагает прямое участие частных лиц в финансировании и реализации соответствующих мероприятий.

В-четвертых, поскольку КРТ не предполагает «наполеоновских планов» по изменению типа городской застройки (массовый снос пятиэтажных «хрущевок» с возведением на их месте многоэтажных домов (Голубева и др., 2019: 107), на наш взгляд, в его основе возможно уделение большего внимания вопросам формирования пространства вокруг обновляемых объектов капитального строительства. Приобретающие в настоящее время актуальность вопросы формирования комфортной среды вокруг жилых домов, а также их обеспечения всеми необходимыми инфраструктурными объектами в рамках КРТ также решаются посредством привлечения к осуществлению соответствующих мероприятий застройщиков и правообладателей недвижимости (пункты 4, 10 части 4 статьи 68 ГрК РФ).

Таким образом, КРТ – это более гибкий, комплексный и универсальный инструмент для улучшения застройки, в отличие от его формального прародителя – реновации, реализуемой в Москве. По нашему мнению, отождествление КРТ с «московской» реновацией приведет к тому, что институт начнет постепенно деградировать и разработчики проектов КРТ будут следовать концепции, принятой в столице – вместо потенциальной реконструкции жилые строения будут сноситься и на их месте возводиться здания большей этажности в целях уплотнения застройки.

Вместо этого следует предпринять попытку максимально эффективного использования института КРТ с опорой на его позитивные характеристики, приведенные нами ранее. Однако только реальная практика покажет, насколько полезен будет данный механизм для процессов обновления жилой застройки и общественных пространств.

Список использованной литературы:

1. Асаул А. Н., Казаков Ю. Н., Ипанов В. И. Реконструкция и реставрация объектов недвижимости. – СПб.: Гуманистика. 2005. 288 с. // URL: http: //www. aup. ru/books/m495/2_1_1. htm (дата обращения: 04. 10. 2021).

2. Варламов И. 100 советов мэру / Илья Варламов, Максим Кац. – М.: Альпина нон-фикшн. 2020. 464 с.

3. Голубева Я. А., Веретенников Д. И., Коротыч В. И., Крутенко Л. В., Малышев Г. Н., Низамутдинова Г. Р. Нестоличная реновация // Городские исследования и практики. 2019. № 2 (15). С. 104-128.

4. Журило П. И. Комплексное развитие территорий как федеральная программа реновации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 78-80.

5. Короткова М. В. Правовые аспекты реновации жилищного фонда в городе Москве // Образование и право. 2020. № 3. С. 104-113.

6. Шалина Д. С. Реновация, редевелопмент, ревитализация и джентрификация городского пространства // Фундаментальные исследования. 2019. № 12 (часть 2). С. 285-289 // URL: https: //fundamental-research. ru/ru/article/view? id=42662 (дата обращения: 04. 10. 2021).

 

Sinitsina Valeria Andreevna

Ural State Law University

Russia, Ekaterinburg

e-mail: sinitsina-lera@mail. ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...