Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Problems of the legal status of the forest




PROBLEMS OF THE LEGAL STATUS OF THE FOREST

Abstract: This article examines the issues of delineation of forests and vegetation, the location of forests on lands of different categories. Including the analysis of the issue of the priorities of forest legislation and land legislation. The relevance of problematic regulation is emphasized by the legal uncertainty and contradictory nature of the norms on the concept of a forest, on the categories of land, there may be a forest.

Keywords: forest, forest lands, land categories, vegetation.

УДК 379. 6

Пасынкова Елизавета Владимировна

Волго-Вятский институт (филиал) Московского

государственного юридического университета

имени О. Е. Кутафина

Россия, Киров
e-mail: Elizaveta. pasynkova@yandex. ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье автором освещаются проблемы правового регулирования отношений, складывающихся в сфере экологического образования и экологического просвещения, а также вопросы природопользования. Кроме этого, автором рассмотрены проблемы формирования основных знаний населения по отношению к окружающей среде.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, природопользование, окружающая среда, экологическая культура.

Незнание и некомпетентность граждан в вопросах природопользования экологического права является одной из его актуальных проблем. Довольно слаборазвитая экологическая культура в России влечет за собой незнание своих прав и обязанностей в этой сфере, а также нежелание и пассивное поведение вмешиваться в экологическую сферу (С. А. Боголюбов, 2018: 209). Определенную роль в этом играет отсутствие систематического информирования населения о состоянии окружающей среды.

Однако государство и гражданское общество основывается на праве, указывающем на потребность формирования культуры и повышения просвещения граждан в сфере природопользования и экологии.

Между тем, необходимость осознания экологически правильного поведения в окружающей среде и экологического просвещения играет важнейшую роль в экологическом воспитании (Р. Х. Гиззатуллин, 2018: 682-686).

Распространение экологических знаний о безопасности, здоровом образе жизни, состоянии окружающей среды, а также использовании природных ресурсов – это и есть экологическое просвещение и формирование экологической культуры в обществе.

Активная жизненная позиция граждан и экологическая культура в обществе, сформированные в целях экологического образования, направлены на приобретение специальных экологических знаний, умений и навыков, которые необходимы гражданам осуществлять свою профессиональную деятельность, взаимодействуя с окружающей средой.

На базовые экологические знания слоёв населения о законах природы, ее роли в жизнедеятельности человека и экологически правильном поведении ориентировано просвещение.

Жизнь каждого человека и его общественное развитие неразрывно связано с правом, а также и в сфере взаимодействия с окружающей средой. Эколого-правовое образование населения, в рамках которого должны сформироваться основные правовые знания по охране окружающей среды и природопользованию, является важной частью экологического просвещения (В. Ю. Минхайдаров, 2019: 6).

После Второй мировой войны в 1948 году был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который дал начало природоохранному образованию и просвещению. Распространение знаний о природе, восстановление и сохранение её богатств явилось одной из основных задач этой организации.

Усвоение и укоренение экологической культуры означает переход от знания к сознанию и пониманию, которое определяет деятельность каждого человека.

Неотъемлемым и важным элементом существования общества и природы является на данном этапе обеспечение образования в экологической сфере.

Непосредственное разъяснение природоохранных органов и организаций населению вопросов по исполнению требований природоохранного законодательства является необходимым условием для эффективной реализации экологического просвещения и воспитания.

Дело в том, что ухудшение вида и состояния природных ландшафтов, которые оборачиваются полной или частичной утратой природных ресурсов и существенными нарушениями окружающей среды, характеризуют общую экологическую обстановку в России.

По восстановлению нарушенных норм экологического законодательства активно взаимодействуют органы прокуратуры с органами государственной власти и общественными организациями, внося определенный вклад в повышение правового просвещения и экологического воспитания, содействуя защите экологических прав граждан. Между тем, проблемы исполнения природоохранного законодательства в регионах решаются только при вмешательстве органов прокуратуры.

Что касается просвещения, то по статистике мероприятий Прокуратуры Кировской области в сфере взаимодействия с обществом за 2021 год было проведено всего лишь 3 мероприятия. Данный факт свидетельствует о том, что Прокуратура Кировской области недостаточно работает в сфере правового просвещения граждан.

Низкий уровень экологических знаний у населения, а также у специалистов в структурах управления производственной сферы и в различных хозяйственных отраслях, которые связаны с природопользованием, является одной из причин ухудшения экологической обстановки.

Таким образом, основным инструментом для обеспечения устойчивого развития экономики и общества будет действенная система экологического образования. Его устойчивое развитие способствует сохранению и передаче будущим поколениям запасов экологических капиталов, которые включают в себя природный слой почвы, растительный мир и чистый воздух (О. Р. Саркисов, 2014: 8).

Всё природоохранное законодательство Российской Федерации строится на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2002 № 7-ФЗ (далее – № 7-ФЗ)[429], который указывает на необходимость формирования экологической культуры и системы комплексного экологического образования.

Однако простыми запретами и требованиями обеспечить охрану окружающей среды невозможно, и только воспитательное воздействие на сознание человека может способствовать формированию внутренней убеждённости в защите окружающей среды и недопустимости причинения ей вреда.

Отдельная глава XIII «Основы формирования экологической культуры» Закона № 7-ФЗ указывает в ст. 71 на всеобщее экологическое образование, о подготовке руководителей и специалистов по охране окружающей среды говорит ст. 73, а экологическое просвещение закрепляет ст. 74.

Статья же 72, которая была посвящена преподаванию основ экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля, утратила свою силу в 2013 году. Считаем, что было бы целесообразным внести изменения в данный закон и вернуть названную статью, ведь именно с малого возраста нужно закладывать основы защиты окружающей среды и правил природопользования.

Бережное отношение граждан нашей страны к природе и рост экологической культуры в обществе должно обеспечивать всеобщее экологическое образование, особенностью системы которого является разработка единых комплексных и последовательных образовательных программ.

Следует заметить, что регулирующие нормы экологического образования в правовой системе весьма разбросаны, т. к. отсутствует специальный закон. Однако это не означает, что в нашем государстве недостаточно относятся к проблемам окружающей среды.

Несмотря на определение уровней системы всеобщего и комплексного экологического образования, о которых говорят ст. ст. 71-74 Федерального закона № 7-ФЗ, непрерывное экологически-ориентированное образование в нашей стране не сформировано. Одной из причин этой проблемы является то, что законодательное положение о всеобщности и комплексности экологического образования не подкреплено соответствующими правовыми нормами, а также не предусмотрен механизм контроля за соблюдением требований об экологическом образовании.

Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере экологического образования, возможно решить только на законодательном уровне, а именно внесением изменений в действующее законодательство.

Определение федерального органа исполнительной власти для реализации единой государственной экологической политики в области экологического образования, просвещения, воспитания и информирования населения относится к числу первоочередных проблем.

 В настоящее время функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды осуществляет федеральный орган исполнительной власти Росприроднадзор[430]. Однако функции просвещения и информирования не входят в полномочия данного органа.

В Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176[431] также речь идет в основном о нормировании и надзоре, но не об экологическом образовании.

Поэтому необходимо издать федеральный закон, регулирующий экологическое образование и контроль за его осуществлением (Э. В. Романов, А. В. Лелецкий, К. А. Лабунин, 2019: 5-7).

В современном мире на первый план выходят проблемы экологии и природопользования, так как касаются каждого человека. Нарушение водного и воздушного баланса на планете безвозвратное исчезновение растений и животных – это результат не только роста объема выбросов вредных производств и загрязнения вод, но и отсутствие у граждан знаний правил природопользования.

Для решения проблем в сфере природопользования и экологии нужно добиться готовности граждан исполнять требования природоохранного законодательства и видеть от этого результат. Тогда не только улучшиться состояние окружающей среды, но и будет развиваться и укрепляться к этому положительное отношение граждан.

Участие россиян в правотворчестве, информирование их о состоянии окружающей среды окажет влияние на дальнейшее развитие экологического законодательства в РФ.

Таким образом, стремление государства к экологическому благополучию должно проявляться в привлечении к этому процессу населения и создании необходимых условий для развития экологического просвещения.

Список использованной литературы:

1. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического
права: монография. М.: Юрайт, 2018. 498 с.

2. Гиззатуллин Р. Х. Об эколого-правовом просвещении // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2018. № 5. С. 682-686.  

3. Основы природопользования: учеб. пособие / В. Ю. Минхайдаров; ФГБОУ ВО Приморская ГСХА. Уссурийск, 2019. 93 с.

4. Романов Э. В., Лелецкий А. В., Лабунин К. А. Актуальные проблемы экологического права // Вопросы науки и образования. 2019. № 22. С. 5-7.  

5. Экологическое право: учеб. пособие / О. Р. Саркисов, Е. Л. Любарский. 5-е изд. переработанное и доп.; Казань: Центр инновационных технологий, 2014. 335 с.

Pasynkova Elizaveta Vladimirovna
Volgo-Vyatka Institute (branch) of Kutafin

Moscow State Law University

Russia, Kirov

e-mail: Elizaveta. pasynkova@yandex. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...